§ 12. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАПИТАЛЬНЫХ ПУТЕВЫХ РАБОТ

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Капитальные путевые работы (Блохин К.А., Пашинин С.А.) - 1962 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

§ 12. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАПИТАЛЬНЫХ ПУТЕВЫХ РАБОТ



Составление рабочего технологического процесса начинается обычно с анализа условий предстоящих работ во взаимосвязи их с организацией движения поездов на ремонтируемом участке. В результате этого анализа устанавливается необходимая и возможная продолжительность «окна» для выполнения основных работ, периодичность их предоставления и протяженность фронта работ в «окно».

При этом учитывается густота движения поездов и возможная продолжительность предоставляемых «окон», объем, условия и трудоемкость путевых работ и необходимый их темп для выполнения задания по ремонту пути в установленные сроки.

После того как установлен объем работ по ремонту пути и определены продолжительность «окна» и темп работ, типовой и рабочий технологические процессы составляются по одной и той же методике.

Для большей наглядности весь ход составления технологического процесса по капитальному ремонту пути рассматривается на конкретном процессе, разработанном нормативно-исследовательской станцией Всесоюзного треста «Рекпуть» и утвержденном Главным управлением пути и сооружений для производства работ.

Для примера взято выполнение капитального ремонта пути с постановкой его на новый щебень и укладкой железобетонных шпал. Основные работы намечено производить в «окна» продолжительностью 4 ч, которые предоставляются через день. Объем укладки пути в «окно» принят 900 пог. м, что определяет суточный темп работ 450 пог. м и обеспечивает выполнение 11,2 /сж капитального ремонта пути за один месяц.

После установления указанных исходных данных весь комплекс предстоящих работ разбивают на отдельные составляющие операции (в нашем примере — 70) и определяют потребные затраты труда на их выполнение.

Этот расчет сводится в ведомость (табл. 3).

 

Все работы по ремонту пути, выполняемые на перегоне, делятся на подготовительные, основные и отделочные. Операции в ведомости также группируют по этим видам работ.

Кроме того, учитывая специфичность организации труда в день «окна», на участке комплексных работ эти операции разделяют обычно на основные работы в «окно» и основные работы после «окна». Предварительные работы, выполняемые заранее, до начала ремонта верхнего строения, в технологическом процессе обычно не отражаются, так как они к этому времени бывают уже закончены (например, по лечению земляного полотна).

Заполняют ведомость и рассчитывают технологический процесс в следующей последовательности.

1. В графу 2 заносятся все операции, входящие в состав ремонта пути, причем желательно в той последовательности, в которой их должны выполнять, т. е. с учетом наиболее рационального их производства, исключающего бросовые работы и необоснованные повторения отдельных операций.

Так, например, нельзя производить подбивку шпал, пока не сделана регулировка зазоров и шпалы не поставлены по меткам; до окончательной заправки балластной призмы должны быть закончены подбивка, рихтовка пути и т. д.

2. В графы 3 и 4 проставляют единицы измерения по операциям работ и количества (объемы) предстоящих работ.

При этом количество работ по каждой операции устанавливают на основе натурных данных или на основе расчета, исходя из состояния пути до и после ремонта.

3. В графы 5 и 6 заносят технические нормы затрат труда на измеритель в человеко-минутах и время работы машин в машино-минутах.

4. Последовательным перемножением объемов работ (графа 4) на норму расхода рабочей силы (графа 5) получают чистое время, затрачиваемое непосредственно на выполнение объема работ по каждой операции, и заносят его в графу 7.

5. Поскольку техническими нормами установлено минимально необходимое время на производство работы без учета перерывов, потребных для физиологического отдыха, и без учета времени на пропуск поездов и переходы в пределах рабочей зоны, в технологических процессах вводят поправочный коэффициент, учитывающий эти дополнительные затраты времени и труда.

Для операций, выполняемых на закрытом перегоне (во время «окна»), когда движение поездов по ремонтируемому пути не происходит, этот коэффициент принимается равным 1,12, а для остальных операций, которые выполняются в условиях движения поездов, — 1,20.

Для работ, связанных с выгрузкой материалов, что обычно требует дополнительных перебросок рабочих в пределах рабочей зоны и вызывает ожидание выпуска хозяйственных поездов на перегон, поправочный коэффициент принимается 1,3 (см. порядковый № 7

подготовительных и № 4 отделочных работ). Полученные таким образом скорректированные затраты труда заносят в графу 8.

6. Зная потребные затраты труда на каждую операцию, а также возможное (или необходимое) время на их выполнение, что диктуется заданными условиями, определяют потребный состав бригад для их выполнения. Или, наоборот, исходя из наиболее рациональной численности бригады, необходимой для выполнения данной операции, подсчитывают время, нужное для их выполнения. Эти данные соответственно заносят в графы 9 и 10.

Например, планируя группу рабочих на регулировку зазоров гидравлическим прибором (порядковый №3 отделочных работ) с расчетом выполнения ее в течение всего рабочего дня (420 мин), находим, что для этого требуется 5 745 : 420= 13,7 чел., или, принимая 14 чел. (графа 9), определяем необходимое для этого время 5 745 : 14 = 410 мин (графа 10).

Планируя производство работ по дополнению балласта после «окна» (порядковый № 1, раздел III), т. е. в течение 3 ч (180 мин), определяем, что для этого требуется 37 чел., которые обеспечивают эти работы за 184 мин.

В то же время, планируя рихтовку пути в «окно» рычажными приборами (порядковый № 19, раздел II) исходя из рационального состава бригады в количестве 12 чел., определяем потребное для этого время 1 935 : 12 = 161 мин.

7. Обычно проектирование технологического процесса начинают

с основных работ, выполняемых в «окно». Эти работы и их темп устанавливаются главным образом в зависимости от темпа ведущей машины — путеукладчика. Общее потребное количество рабочих в «окно» определяется из расчета обеспечения всех сопутствующих смене рельсо-шпальной решетки работ в темпе, близком к темпу путеукладчика. .

Так, приняв время работы путеукладчика с учетом постановки нормальных зазоров 166 мин (порядковый № 14, 15 и 16, раздел II), из расчета примерно того же времени определяют потребное количество рабочих на сопутствующие работы: постановку накладок (№ 17), перегонку стыковых шпал (№ 18), рихтовку (№ 19).

При необходимости быстрее освободить фронт для работы машин количество людей можно увеличивать, как это, например, запроектировано для разболчивания стыков и сопутствующих этому работ по расшивке и зашивке стыковых шпал в графике производства основных работ в «окно» (рис. 4). Вначале эту работу выполняют 30 чел., а после подготовки фронта в 250 м остаются только 18 чел., которые обеспечивают выполнение этой операции в таком темпе, чтобы не сдерживать работу путеукладчика.

8. После того как запроектировано выполнение всех основных работ, намечают использование и загрузку всех групп и бригад в остающееся после «окна» время, и только после этого определяют потребность в дополнительной рабочей силе, необходимой для всего комплекса, включая подготовительные и отделочные работы.
9. Одновременно с аналитическим расчетом по ведомости потребных составов бригад и необходимых затрат времени наносят проектируемую технологию на график (рис. 4 и 5). Такое параллельное ведение расчета и графическое его оформление существенно облегчает планирование работ, определение затрат времени и составов бригад, так как позволяет наглядно представить взаимную увязку всех операций. Накладка графика облегчает также определение интервалов времени между отдельными операциями, поскольку, задаваясь расстояниями (разрывами) между отдельными группами рабочих, прямо с графика получают потребное время, достаточное для удаления впереди идущей бригады до начала выполнения последующей операции; без ведения графика было бы весьма затруднительно вести перестановку бригад с одной операции на другую с расчетом наиболее рационального их использования на родственных работах без больших переходов в рабочей зоне и накопления по каждой бригаде суммардого времени в количестве 420 мин (7 ч). Количество таких перебросок должно быть по возможности минимальным. При этом должна учитываться специализация бригад, их количественный состав и квалификация с тем, чтобы квалифицированные рабочие не переставлялись на подсобные работы. Учет загрузки бригад и отдельных групп рабочих ведется в графе 12.

При планировании операций, входящих в состав технологического процесса, основное внимание обращают на выполнение их наиболее рациональным образом, с применением имеющихся на вооружении машин, механизмов и приспособлений, облегчающих труд рабочих и сокращающих время и состав потребных бригад, а также с использованием передового опыта. Иными словами, выполнение каждой операции должно базироваться на передовых приемах и способах работ, без чего технологический процесс не смог бы осуществлять своей прогрессивной, организующей роли. Наиболее рациональное решение приведенных выше отдельных вопросов, с совокупностью которых постоянно приходится иметь дело в ходе проектирования технологического процесса, и представляет собой творческую, наиболее сложную и в то же время наиболее интересную часть разработки технологии.

Естественно, что каждая сложная работа, состоящая из комплекса отдельных операций, может быть выполнена различными способами и основной задачей технологического процесса является установление наиболее оптимальных способов, что достигается совершенным знанием условий, порядка и способов производства составляющих работ, а также навыком в их проектировании.

Составной частью технологического процесса является пояснительная записка, в которой даются пояснения по основным особенностям конструкции пути как до, так и после ремонта, а также по порядку и способу выполнения работ и расстановке рабочих.

Пояснительная записка обычно содержит следующие разделы: характеристика пути, условия производства работ, состав ПМС

(ПДМС), организация работ, перечень потребных машин, механизмов и путевого инструмента.

Пример пояснительной записки применительно к рассматриваемому технологическому процессу приводится ниже.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 3

 

ВЕДОМОСТЬ
затрат труда по техническим нормам на работы по капитальному ремонту с постановкой пути на щебень толщиной слоя 25 см под шпалой, с укладкой железобетонных шпал, применением на основных работах в «окно» продолжительностью 4 я путеукладчиков УК-25, шпалоподбивочных машин ШПМ-02
и других машин и механизмов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..