Конструктивные схемы аэросаней

  Главная        Учебники - Транспорт      Юным конструкторам аэросаней (И.Н. Ювенальев)

 поиск по сайту   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Конструктивные схемы аэросаней



В течение более пятидесяти лет отрабатывалась конструктивная схема аэросаней, и теперь, говоря «аэросани», можно зрительно представить себе, что это за машина. Но тем не менее этого еще недостаточно, так как сама схема аэросаней может быть выполнена различно как по компоновке, так и по конструктивному выполнению ее отдельных узлов, агрегатов и деталей.

Обычно аэросани (рис. 7) состоят из корпуса, винтомоторной установки, ходовой части, управления лыжами и двигателем и оборудования.

В корпусе 4 размещается все оборудование, водитель и пассажиры. На нем крепят детали винто-моторной установки и элементы ходовой части — подвески лыж.

Винто-моторная установка состоит из двигателя 14; воздушного винта 13; подмоторной рамы 15, 16} ограждения воздушного винта 10; деталей и агрегатов, обеспечивающих нормальную работу двигателя; топливного бака 18; аккумуляторной батареи; выхлопных труб; обтекателей или капотов двигателя и проч.

В ходовую часть входят передние 1, обычно управляемые, лыжи; задние 21 лыжи с кронштейнами-кабанчиками для их крепления; задняя стойка 22 с подкосами и амортизаторами, воспринимающими удары лыж о неровности и препятствия, встречающиеся на пути.

Управление лыжами и двигателем состоит из румпеля или рулевой колонки и рулевого колеса; передачи от рулевой колонки на лыжи, выполненной тросами, переброшенными через ролики, или жесткими тягами; передней поворачивающейся оси 3 с указателем поворота передней лыжи; тормоза ручного или размещенного в лыжах 23—25; педали или ручного сектора управления двигателем и его агрегатами.

В оборудование входит все электрооборудование, включая и фары 2 для обеспечения движения в ночное время, сиденье 6; ветровое стекло; противопожарные средства и проч.

Схема аэросаней может изменяться в зависимости от требований, положенных конструктором в основу создания машины и конструктивного выполнения ее отдельных элементов.

Если не касаться оформления конструкции, то есть

не рассматривать тип корпуса (закрытый он или открытый и т. п.), а иметь в виду лишь те положения, которые определяют принципиальное различие и позволяют конструктору получить то или иное преимущество, то все существующие типы аэросаней можно классифицировать по расположению и количеству лыж, по расположению воздушного винта, двигателя и передаче крутящего момента на воздушный винт.
 

 

 

 

 

Рис. 7. Легкие аэросани с двигателем «ПД-10» (конструкция П. В. и Г. П. Мухиных из г. Ханты-Мансийск, Тюменской области): 1 — передняя лыжа; 2 — фара; 3 — поворотная ось; 4 — корпус; 5 — ручка управления двигателем; 6 — сиденье; 7 — узел крепления подкоса моторной рамы; 8 — подкос рамы, 9 — спинка сиденья; 10 — ограждение воздушного винта; 11 — магнето; 12 — бензиновый насос; 13 — воздушный винт; 14 — двигатель «ПД-10» с цилиндром от двигателя мотоцикла «ИЖ-49» или «ИЖ-56»; 15 — моторная рама; 16 — стойка рамы; 17 — бензиновый трубопровод; 18 — бензиновый бак; 19 — узел крепления на корпусе; 20 — поперечная доска;
21 — .задняя лыжа; 22 — стойка крепления лыжи; 23 — лопатка тормоза; 24 — ось рычага тормоза; 25 — рычаг тормоза.

 

 

 

 

 

Рис. 8. Наиболее распространенные схемы расположения и количества лыж.
 

 

 

 

 


По расположению и количеству лыж возможны следующие схемы.

Трехлыжная с одной передней управляемой лыжей (рис. 8, а).

Трехлыжная с одной задней управляемой лыжей (рис. 8,б).

Трехлыжная мотоциклетная схема с одной лыжей, расположенной сбоку (рис. 8, в). В этом случае движущиеся аэросани оставляют на снегу два следа, что значительно снижает сопротивление их движению по сравнению со схемами, показанными, на рисунке 8, а, б.

Четырехлыжная схема с двумя передними управляемыми лыжами (рис. 8, г). При движении по прямой аэросани оставляют два следа, но при входе в поворот все четыре лыжи идут по разным радиусам и оставляют четыре следа, что повышает сопротивление движению.

Четырехлыжная схема со всеми управляемыми лыжами (рис. 8, д). Аэросани при движении по прямой и на повороте оставляют только два следа. Недостатками этой схемы являются: довольно сложная схема подвески

лыж, которая должна осуществляться на карданных сочленениях, позволяющих лыжам двигаться во всех направлениях; более сложное управление лыжами; неустойчивость хода аэросаней на больших скоростях из-за повышенной чувствительности машины к изменению положения лыж по отношению к продольной оси машины и наличия больших люфтов в многочисленных соединениях подвески лыж и системы управления.

По расположению воздушного винта аэросани подразделяются на машины с толкающим воздушным винтом и с тянущим воздушным винтом.

Преимущество последней схемы заключается в том, что воздушный винт работает в невозмущенном потоке воздуха и, следовательно, с большим к. п. д. Недостаток — плохой обзор дороги водителем и сильный обдув машины струей воздуха, отбрасываемого винтом.

По расположению двигателя и передаче крутящего момента на воздушный винт возможны следующие схемы.

 

 

 

 

Рис. 9. Схемы расположения двигателя.

 



С высоким расположением двигателя и винта (рис. 9, а). При этом воздушный винт устанавливается обычно непосредственно на хвостовик коленчатого вала двигателя или на специальный вал, являющийся продолжением коленчатого вала. Преимуществом этой схемы является сравнительная простота установки винта, недостатком — высокое расположение центра тяжести, ухудшающее устойчивость аэросаней.

 

Со средним расположением двигателя (рис. 9, б) и с установкой воздушного винта на специальный вал с передачей вращения на него через редуктор, зубчатый или цепной.

С низким расположением двигателя (рис. 9, в), установкой воздушного винта на отдельном валу, который расположен на специальной раме — раме винта, и с передачей крутящего момента на этот вал цепью или клиновидными ремнями. Преимуществом этой схемы является низкое расположение центра тяжести, недостатком — наличие специальной рамы для установки вала винта и деталей передачи крутящего момента на винт — цепей и зубчатых колес или ремней и шкивов.

Практика показала, что в большинстве случаев выбор схемы расположения двигателя зависит не от желания конструктора, а от имеющегося у него того или иного двигателя.

Тип двигателя во многом диктует конструктору и схему его установки, о чем будет сказано несколько позже.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..