За все время развития аэросаней определились три основных типа,
отличающихся по мощности установленного на них двигателя, что в
значительной степени определяет и их назначение.
1. Легкие одноместные или двухместные аэросани (рис. 4) с
мотоциклетным двигателем мощностью от 10—12 до 30—40 л. с.
2. Легкие трехместные или четырехместные аэросани (рис. 5) в
основном с автомобильным двигателем мощностью от 40—50 до 70—80
л. с.
3. Средний тип аэросаней на шесть—двенадцать мест или 1000—1200
кг груза с авиационным двигателем мощностью от 90—100 до 300 л.
с.
С более мощным двигателем аэросани еще не строили, кроме одной
экспериментальной машины «АСД-400» с двигателем «М-22» мощностью
400 л. с.
Первый тип аэросаней обеспечивает в зависимости от мощности
двигателя возможность перевозки одного человека — водителя — и
от 50 до 100 кг полезного груза. Легкие аэросани с двигателем
мощностью 10—15 л. с. могут служить для индивидуального
пользования. Это один из наиболее распространенных типов
аэросаней, создаваемых любителями.
Аэросани с двигателем мощностью от 20 до 40 л. с. уже могут
использоваться и в народном хозяйстве. Они
могут перевозить не только водителя, но и
одного или двух пассажиров. При их массовом промышленном
изготовлении они вполне могут стать «зимним мотоциклом», Такая
небольшая машина очень экономична и нашла бы широкое применение
для доставки почты, выездов врачей для оказания срочной
медицинской помощи, могла бы использоваться как средство связи в
сельском хозяйстве, в торговой сети, для культурного
обслуживания населения.
В настоящее время подобная машина «Ка-36»
(рис 6) создана конструкторским коллективом под руководством
главного конструктора Н. И. Камова.
Аэросани с автомобильным двигателем (рис. 5) по своей
конструкции несколько сложнее. Двигатель автомобиля имеет
большой собственный и удельный вес и требует кропотливой работы
по облегчению конструкции аэросаней. Такие машины применялись на
регулярных почтовых трассах, на обкатанных и хорошо изученных
дорогах, где даже несколько худшие ходовые качества аэросаней
вполне оправдали себя.
Широкое распространение имели и имеют в настоящее время аэросани
с авиационным двигателем, относящиеся к среднему типу.
Аэросани «НАМИ-9», «ЦАГИ-4» еще в 1927—1930 годах обслуживали
ряд почтово-пассажирских линий, участвовали в пробегах и
экспедициях. В 1932—1937 годах аэросани с двигателем «М-11»
мощностью 100 — 125 л. с. («ОСГА-6», «НКЛ-16» и др.) выпускались
серийно и также успешно эксплуатировались вплоть до 1959—1960
годов.
В настоящее время потребность в аэросанях очень велика.
Промышленность выпускает аэросани «Ка-30», созданные
конструкторским бюро главного конструктора
Н. И. Камова. Эти аэросани предназначены для почтовых и
пассажирских перевозок и другого использования в народном
хозяйстве страны.
Большая емкость кузова, мощный авиационный двигатель позволяют
перевозить бочки, ящики, мешки и т. п. Для перевозки пассажиров
в кабине предусмотрены откидные сиденья.