Типы аэросаней и их назначение

  Главная        Учебники - Транспорт      Юным конструкторам аэросаней (И.Н. Ювенальев)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Типы аэросаней и их назначение



За все время развития аэросаней определились три основных типа, отличающихся по мощности установленного на них двигателя, что в значительной степени определяет и их назначение.

1. Легкие одноместные или двухместные аэросани (рис. 4) с мотоциклетным двигателем мощностью от 10—12 до 30—40 л. с.

2. Легкие трехместные или четырехместные аэросани (рис. 5) в основном с автомобильным двигателем мощностью от 40—50 до 70—80 л. с.

3. Средний тип аэросаней на шесть—двенадцать мест или 1000—1200 кг груза с авиационным двигателем мощностью от 90—100 до 300 л. с.

С более мощным двигателем аэросани еще не строили, кроме одной экспериментальной машины «АСД-400» с двигателем «М-22» мощностью 400 л. с.

Первый тип аэросаней обеспечивает в зависимости от мощности двигателя возможность перевозки одного человека — водителя — и от 50 до 100 кг полезного груза. Легкие аэросани с двигателем мощностью 10—15 л. с. могут служить для индивидуального пользования. Это один из наиболее распространенных типов аэросаней, создаваемых любителями.

Аэросани с двигателем мощностью от 20 до 40 л. с. уже могут использоваться и в народном хозяйстве. Они

могут перевозить не только водителя, но и одного или двух пассажиров. При их массовом промышленном изготовлении они вполне могут стать «зимним мотоциклом», Такая небольшая машина очень экономична и нашла бы широкое применение для доставки почты, выездов врачей для оказания срочной медицинской помощи, могла бы использоваться как средство связи в сельском хозяйстве, в торговой сети, для культурного обслуживания населения.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Аэросани простейшего типа с двигателем мотоцикла «ИЖ-49» (11,5 л. с.) или «ИЖ-56» (13 л. с.): 1 — передняя управляемая лыжа; 2 — кабанчик крепления лыжи; 3 — подшипник; 4 — поворотная ось лыжи; 5 — румпель; 6 — продольная доска корпуса; 7 — задняя лыжа; 8 — рукоятка тормоза; 9 — сиденье; 10 — рычаг кик-стартера двигателя; 11 — бензиновый бачок; 12 — лента крепления; 13 — ограждение воздушного винта; 14 — заправочная горловина бензинового бачка; 15 — ведомая цепная звездочка; 16 — корпус подшипников вала воздушного винта; 17 — вал воздушного винта; 18 — стойка моторной рамы; 19 — воздушный винт; 20 — двигатель; 21 — выхлопные патрубки; 22 — кронштейн крепления двигателя; 23 — лопатка тормоза; 24 — накладка под крепление кронштейна; 25 — кронштейн; 26 — поперечная доска; 27 — подкладка под крепление двигателя; 28 — аккумулятор; 29 — тяга тормоза; 30 — упор для ног.

 

 

 

 

Рис. 5. Аэросани с автомобильным двигателем.

 

 

 

 

 

 

В настоящее время подобная машина «Ка-36» (рис 6) создана конструкторским коллективом под руководством главного конструктора Н. И. Камова.

Аэросани с автомобильным двигателем (рис. 5) по своей конструкции несколько сложнее. Двигатель автомобиля имеет большой собственный и удельный вес и требует кропотливой работы по облегчению конструкции аэросаней. Такие машины применялись на регулярных почтовых трассах, на обкатанных и хорошо изученных дорогах, где даже несколько худшие ходовые качества аэросаней вполне оправдали себя.

 

Широкое распространение имели и имеют в настоящее время аэросани с авиационным двигателем, относящиеся к среднему типу.

Аэросани «НАМИ-9», «ЦАГИ-4» еще в 1927—1930 годах обслуживали ряд почтово-пассажирских линий, участвовали в пробегах и экспедициях. В 1932—1937 годах аэросани с двигателем «М-11» мощностью 100 — 125 л. с. («ОСГА-6», «НКЛ-16» и др.) выпускались серийно и также успешно эксплуатировались вплоть до 1959—1960 годов.

В настоящее время потребность в аэросанях очень велика.

Промышленность выпускает аэросани «Ка-30», созданные конструкторским бюро главного конструктора

Н. И. Камова. Эти аэросани предназначены для почтовых и пассажирских перевозок и другого использования в народном хозяйстве страны.

Большая емкость кузова, мощный авиационный двигатель позволяют перевозить бочки, ящики, мешки и т. п. Для перевозки пассажиров в кабине предусмотрены откидные сиденья.
 

 

 

 

 

Рис. 6. Двухместные аэросани «Ка-36».

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..