КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЦИСТЕРН ДЛЯ
НЕФТЕПРОДУКТОВ
Автомобильные цистерны для транспортирования нефтепродуктов относятся к
специализированным автотранспортным средствам, у которых вместо кузова
установлены цистерна и специальное оборудование.
Автомобильные цистерны для нефтепродуктов классифицируют по следующим
признакам (рис. 1): тип базового шасси; вид нефтепродукта; назначение;
нагрузка на оси базового шасси; проходимость базового шасси; тип
несущего элемента базового шасси.
В качестве базовых шасси автомобильных цистерн применяются базовые
модели грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, предусмотренные
типажом.
Классификация автомобильных цистерн по видам перевозимых нефтепродуктов
обусловливается различием их физико-химических свойств. В паспортах на
цистерны указывается плотность нефтепродуктов, для которых они
предназначены. При транспортировании более тяжелых нефтепродуктов в том
же объеме увеличиваются осевые нагрузки. Это уменьшает срок службы
базового автомобиля. Недолив цистерн при заполнении более тяжелым
нефтепродуктом снижает эффективность их использования.
По назначению и выполняемым функциям цистерны для нефтепродуктов
разделяются на транспортные и заправочные. Транспортные цистерны
предназначены только для перевозки нефтепродуктов. Заправочные цистерны
наряду с перевозкой осуществляют выдачу нефтепродуктов через специальные
раздаточные системы в топливные баки автомобилей.
Параметры автомобильных цистерн регламентируются параметрами базовых
шасси: грузоподъемностью, допустимой полной массой, габаритными
размерами, проходимостью и т. п. Поэтому цистерны для нефтепродуктов так
же, как и базовые шасси, подразделяются на две группы. Цистерны группы Б
для эксплуатации на всех автомобильных дорогах общей сети и цистерны
группы А для эксплуатации на автомобильных дорогах с капитальными
(цементобетонными, асфальтобетонными и т, п.) покрытиями.
Рис. 1. Классификация цистерн для перевозки
нефтепродуктов
Распределение массы по осям и полная масса
автомобильных цистерн в соответствии с требованиями ГОСТ 9314—59 не
должны превышать следующих величин:
Проходимость автомобилей-цистерн является одним из
важных эксплуатационных качеств. Она характеризуется способностью
автомобильных цистерн двигаться по местности и бездорожью, а также по
мягким грунтовым дорогам. Такие условия работы встречаются, например,
при доставке нефтепродуктов в поле весной и осенью. По проходимости
автомобильные цистерны можно разделить на автомобильные цистерны на
базовых шасси автомобилей обычной проходимости и автомобильные цистерны
на базовых шасси автомобилей повышенной проходимости.
По типу несущего элемента базового шасси автомобилей различают цистерны
рамной и безрамной конструкции. Подавляющее большинство цистерн
выполнены с использованием жесткой рамы базового шасси автомобилей.
Однако стремление к увеличению полезной нагрузки за счет массы рамы
привело к созданию цистерн безрамной конструкции. Безрамная (несущая)
конструкция имеет ряд существенных преимуществ: позволяет изменить длину
изделия и его базу; центр тяжести изделия расположен ниже; меньше
металлоемкость изделия. К недостаткам можно отнести сложность
конструкции. В последнее время несущую конструкцию применяют при
разработке прицепов-цистерн м полуприцепов-цистерн большой емкости.
Автомобильные цистерны по грузоподъемности
классифицируются аналогично грузовым автомобилям на три класса. Цистерны
с полной нагрузкой до 2,5 т относятся к классу цистерн малой
грузоподъемности. Они применяются для транспортирования на небольшие
расстояния нефтепродуктов и их выдачи мелкими партиями, например от
складов и нефтебаз на предприятия промышленности и полевые заправочные
пункты. Автомобильные цистерны с полезной нагрузкой от 2,5 до 5 т
относятся к классу цистерн средней грузоподъемности и применяются для
массовых перевозок нефтепродуктов в промышленности и сельском хозяйстве.
Автомобильные цистерны с полезной нагрузкой свыше 5 т относятся к классу
цистерн большой грузоподъемности и применяются для транспортирования
нефтепродуктов от нефтебаз в отдаленные районы и осуществления
междугородных перевозок. В соответствии с классификацией ГОСТ 6030—62
введено условное обозначение цистерн, которое включает следующие
основные классификационные признаки: тип базового шасси (автомобиль— А,
прицеп — П, полуприцеп — ПП), тип цистерны (транспортная— Ц,
топливозаправочная — ТЗ), номинальная вместимость (в м3), марка базового
шасси.
Примеры условных обозначений:
транспортная цистерна вместимостью 8000 л, смонтированная на шасси
автомобиля МАЗ-500А — АЦ-8-500А;
топливозаправочная цистерна вместимостью 3800 л, смонтированная на шасси
автомобиля ЗИЛ-130 — АТЗ-3,8-130;
транспортная цистерна, вместимостью 5600 л, смонтированная на базе узлов
колесного хода прицепа ГКБ-817—ПЦ-5,6-817.
В приложениях 3 и 4 приведены выпускаемые крупносерийно промышленностью
автомобильные цистерны для нефтепродуктов в соответствии с
классификацией.