КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЦИСТЕРН ДЛЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ

       Учебники - АЗС, Нефть     Автомобильные цистерны для транспортирования нефтепродуктов (Рыбаков К.В. и др.) - 1979 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЦИСТЕРН ДЛЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ

 

 


Автомобильные цистерны для транспортирования нефтепродуктов относятся к специализированным автотранспортным средствам, у которых вместо кузова установлены цистерна и специальное оборудование.

Автомобильные цистерны для нефтепродуктов классифицируют по следующим признакам (рис. 1): тип базового шасси; вид нефтепродукта; назначение; нагрузка на оси базового шасси; проходимость базового шасси; тип несущего элемента базового шасси.

В качестве базовых шасси автомобильных цистерн применяются базовые модели грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, предусмотренные типажом.

Классификация автомобильных цистерн по видам перевозимых нефтепродуктов обусловливается различием их физико-химических свойств. В паспортах на цистерны указывается плотность нефтепродуктов, для которых они предназначены. При транспортировании более тяжелых нефтепродуктов в том же объеме увеличиваются осевые нагрузки. Это уменьшает срок службы базового автомобиля. Недолив цистерн при заполнении более тяжелым нефтепродуктом снижает эффективность их использования.

По назначению и выполняемым функциям цистерны для нефтепродуктов разделяются на транспортные и заправочные. Транспортные цистерны предназначены только для перевозки нефтепродуктов. Заправочные цистерны наряду с перевозкой осуществляют выдачу нефтепродуктов через специальные раздаточные системы в топливные баки автомобилей.

Параметры автомобильных цистерн регламентируются параметрами базовых шасси: грузоподъемностью, допустимой полной массой, габаритными размерами, проходимостью и т. п. Поэтому цистерны для нефтепродуктов так же, как и базовые шасси, подразделяются на две группы. Цистерны группы Б для эксплуатации на всех автомобильных дорогах общей сети и цистерны группы А для эксплуатации на автомобильных дорогах с капитальными (цементобетонными, асфальтобетонными и т, п.) покрытиями.

 

 

 

 

 

Рис. 1. Классификация цистерн для перевозки нефтепродуктов

 

 

 

 

 

Распределение массы по осям и полная масса автомобильных цистерн в соответствии с требованиями ГОСТ 9314—59 не должны превышать следующих величин:

 

 

 

 

Проходимость автомобилей-цистерн является одним из важных эксплуатационных качеств. Она характеризуется способностью автомобильных цистерн двигаться по местности и бездорожью, а также по мягким грунтовым дорогам. Такие условия работы встречаются, например, при доставке нефтепродуктов в поле весной и осенью. По проходимости автомобильные цистерны можно разделить на автомобильные цистерны на базовых шасси автомобилей обычной проходимости и автомобильные цистерны на базовых шасси автомобилей повышенной проходимости.

По типу несущего элемента базового шасси автомобилей различают цистерны рамной и безрамной конструкции. Подавляющее большинство цистерн выполнены с использованием жесткой рамы базового шасси автомобилей. Однако стремление к увеличению полезной нагрузки за счет массы рамы привело к созданию цистерн безрамной конструкции. Безрамная (несущая) конструкция имеет ряд существенных преимуществ: позволяет изменить длину изделия и его базу; центр тяжести изделия расположен ниже; меньше металлоемкость изделия. К недостаткам можно отнести сложность конструкции. В последнее время несущую конструкцию применяют при разработке прицепов-цистерн м полуприцепов-цистерн большой емкости.
 

Автомобильные цистерны по грузоподъемности классифицируются аналогично грузовым автомобилям на три класса. Цистерны с полной нагрузкой до 2,5 т относятся к классу цистерн малой грузоподъемности. Они применяются для транспортирования на небольшие расстояния нефтепродуктов и их выдачи мелкими партиями, например от складов и нефтебаз на предприятия промышленности и полевые заправочные пункты. Автомобильные цистерны с полезной нагрузкой от 2,5 до 5 т относятся к классу цистерн средней грузоподъемности и применяются для массовых перевозок нефтепродуктов в промышленности и сельском хозяйстве. Автомобильные цистерны с полезной нагрузкой свыше 5 т относятся к классу цистерн большой грузоподъемности и применяются для транспортирования нефтепродуктов от нефтебаз в отдаленные районы и осуществления междугородных перевозок. В соответствии с классификацией ГОСТ 6030—62 введено условное обозначение цистерн, которое включает следующие основные классификационные признаки: тип базового шасси (автомобиль— А, прицеп — П, полуприцеп — ПП), тип цистерны (транспортная— Ц, топливозаправочная — ТЗ), номинальная вместимость (в м3), марка базового шасси.

Примеры условных обозначений:

транспортная цистерна вместимостью 8000 л, смонтированная на шасси автомобиля МАЗ-500А — АЦ-8-500А;

топливозаправочная цистерна вместимостью 3800 л, смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-130 — АТЗ-3,8-130;

транспортная цистерна, вместимостью 5600 л, смонтированная на базе узлов колесного хода прицепа ГКБ-817—ПЦ-5,6-817.

В приложениях 3 и 4 приведены выпускаемые крупносерийно промышленностью автомобильные цистерны для нефтепродуктов в соответствии с классификацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..