УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ЦИСТЕРН ДЛЯ
НЕФТЕПРОДУКТОВ
Автомобиль-цистерна состоит из трех основных частей; силовой установки,
шасси и специального оборудования. Прицеп и полуприцеп-цистерна состоят
из элементов несущей системы и специального оборудования. В качестве
элементов несущей системы используют базовые шасси прицепов,
полуприцепов или самое цистерну с элементами колесного хода.
Силовая установка является источником механической энергии, необходимой
для движения автомобиля-цистерны и привода насоса. Шасси представляет
собой совокупность механизмов, обеспечивающих движение
автомобиля-цистерны и управление ею, и элементов несущей системы,
служащих для размещения специального оборудования.
Специальное оборудование автомобиля-цистерны включает устройства и
системы, обеспечивающие сохранность качества
транспортируемых нефтепродуктов и сокращение затрат
времени и руда на выполнение сливо-наливных операций.
Как правило, оно состоит из: цистерны в сборе; крышки горловины цистерны
в сборе; гидравлической системы и электрооборудования; механизмов
управления насосом и арматурой технологической обвязки гидравлической
системы; комплекта вспомогательного оборудования (КИП, рукава, шланги,
ящики, пеналы); комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей
(ЗИП); комплекта противопожарного оборудования.
Цистерну .в сборе устанавливают вместо грузового кузова на раме базового
шасси и закрепляют таким образом, чтобы их продольные оси находились в
одной вертикальной плоскости. Это необходимо для равномерного
распределения нагрузки на правый и левый лонжероны рамы. Положением
цистерны на раме базового шасси в горизонтальной плоскости достигаются
допустимые нагрузки на переднюю и заднюю оси базового шасси.
Крепление цистерны к раме осуществляется специальными устройствами,
предотвращающими возникновение в пей недопустимых величин напряжений при
ее закручивании во время движения по разбитым дорогам.
На цистерне установлены специальные площадки и лестницы, для доступа к
горловине.
Горловина цистерны обеспечивает: доступ во внутреннюю полость цистерны
для осмотра ее поверхностей и выполнения ремонтных работ; компенсацию
температурного расширения транспортируемых нефтепродуктов. Горловина
закрывается крышкой. На крышке горловины имеются дыхательные клапаны,
устройство крепления реечного указателя для замера уровня нефтепродукта
в цистерне, штуцер для подсоединения трубопроводов газовой обвязки и
наливные люки.
Гидравлическая система транспортной цистерны состоит из самовсасывающего
насоса, арматуры и трубопроводов. Она обеспечивает выполнение различных
сливо-наливных операций.
Самовсасывающий насос устанавливается в основном на
автомобилях-цистернах и полуприцепах-цистернах. Его привод
осуществляется от двигателя базового шасси через коробку отбора мощности
(КОМ) и карданный вал. На прицепах-цистернах устанавливают ручные
поршневые насосы для выдачи нефтепродуктов в мелкую тару и выполнения
зачистных работ.
Комплект узлов и деталей электрооборудования обеспечивает освещение
рабочих мест, сигнализацию предельного уровня нефтепродукта в цистерне,
габаритное освещение и т. п.
Размещение элементов гидравлической системы и электрооборудования на
автомобильных цистернах различно и зависит от типа базового шасси,
состава и размещения специального оборудования изделия и др.
Для подсоединения автомобильных цистерн к резервуарам нефтебаз
предусмотрены напорно-всасывающие рукава, которые
состоят из секций и в транспортном положении
укладываются в пеналы. С обоих концов рукава закрываются заглушками.
Пеналы крепятся к цистерне с двух сторон на специальных кронштейнах.
Особенности и различия в устройстве автомобильных цистерн в основном
относятся к шасси, цистерне в сборе, гидравлической системе и
электрооборудованию, механизмам управления технологическим
оборудованием, противопожарному оборудованию, комплекту запасных частей,
инструментов и принадлежностей.
Так как силовые установки и шасси достаточно освещены в литературе по
устройству автомобилей, будем акцентировать внимание на вопросах
компоновки и устройства, остальных систем и механизмов.