Общие правила вождения автопоезда

  Главная       Учебники - Транспорт      Прицепы и полуприцепы МАЗ. Устройство, техническое обслуживание, ремонт (Высоцкий М. С.) - 1978

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  .. 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ АВТОПОЕЗДА В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ



Общие правила вождения автопоезда

 

 Перевозить грузы на автопоездах значительно сложнее, чем на обычных грузовых автомобилях, поэтому для работы на автопоезде водителю необходимо тщательно изучить устройство данного транспортного средства, его назначение, характер возможных неисправностей и способы их устранения, а также твердо знать габаритные размеры и минимальные радиусы поворота автопоезда.

Движение автопоезда следует начинать плавно, избегая рывков. Рывки автомобиля при трогании с места могут вызвать на скользком дорожном покрытии буксование колес, а на сухом дорожном покрытии — поломку отдельных деталей трансмиссии или тягово-сцепного устройства. Трогаться с места при груженом автопоезде следует на первой передаче коробки передач, переходя по мере разгона автопоезда на последующие передачи. Трогание на заснеженной, обледенелой дороге или на заболоченном участке рекомендуется осуществлять особенно плавно во избежание пробуксования колес. При трогании автопоезда на подъемах и спусках необходимо включать сцепление несколько раньше полного растормаживания автопоезда.

Торможение автопоезда значительно сложнее, чем одиночного автомобиля. Тормозить следует плавно, заблаговременно снижать скорость движения, используя моменты, когда автопоезд движется прямолинейно. Водитель автопоезда, сообразуясь со скоростью движения, должен точно рассчитывать начало и интенсивность торможения, учитывая, что тормозной путь автопоезда значительно больше, чем у одиночного автомобиля. Резкое торможение сопровождается сильными толчками прицепа, что может привести к поломке тягача и прицепа, а в случае резкого торможения тягача, находящегося под углом к прицепу, последний, стараясь сохранить прямолинейное движение, может вызвать занос автомобиля, в результате чего может произойти опрокидывание автопоезда или повреждение буксирного устройства. Если при торможении происходит занос прицепа, то рекомендуется, плавно увеличивая скорость, выровнять его, а затем вновь тормозить. Резкое торможение автопоезда допускается только в самых исключительных случаях в целях предотвращения дорожно-транспортного происшествия, когда другие меры остановки неэффективны. Если на пути движения встречаются неровные места, то тормозить нельзя, а лучше всего проехать их накатом или при выключенном сцеплении. При торможении на повороте может возникнуть занос прицепа и складывание автопоезда, что на скользкой дороге представляет опасность опрокидывания прицепа, сталкивания тягача в кювет, поломки буксирного устройства. Поэтому нельзя тормозить автопоезд на повороте, так как при движении на поворотах, тягач должен вести прицеп, а сцепка между тягачом и прицепом должна быть врастяжку.

При регулировке тормозов автопоезда водитель должен их отрегулировать с таким расчетом, чтобы торможение колес прицепа начиналось несколько раньше, чем торможение колес тягача. Если водитель не добьется такой регулировки, то при торможении прицеп будет наезжать и подталкивать тягач, что приведет к увеличению тормозного пути, а в отдельных случаях (особенно на скользких дорогах) к складыванию автопоезда и, следовательно, к созданию опасной ситуации на дороге.

Маневренность автопоезда значительно хуже, чем маневренность одиночного автомобиля. Поэтому повороты необходимо выполнять осторожно. Водителю следует учитывать, что при повороте автопоезда каждое колесо автомобиля и прицепа проходит путь с неодинаковым радиусом поворота, прицеп смещается ближе к центру поворота, поэтому при движении на повороте всегда существует опасность столкновения со встречным транспортом, а при движении у внутренней обочины возникает опасность съезда в кювет. Следовательно, для безопасного выполнения поворотов автопоезда необходимо учитывать его длину и выбирать путь качения передних колес автомобиля так, чтобы для задних ко-

лес тягача и прицепа оставалось достаточно проезжей части, исключающей попадание задних колес на смежную полосу движения, в кювет, на тротуар или какое-либо другое препятствие.

Скорость движения автопоезда на поворотах должна быть значительно меньше, чем у одиночного автомобиля, поэтому при подъезде к повороту скорость необходимо снизить. На крутых поворотах и при скользком покрытии скорость следует выбирать, учитывая опасность заноса и опрокидывания тягача и прицепа. Повороты следует выполнять плавно, без рывков. Не рекомендуется делать крутые и резкие повороты и двигаться на поворотах с большой скоростью, чтобы не повредить тягово-сцепное устройство.

Движение автопоезда задним ходом представляет значительную трудность. Если же автопоезд состоит из нескольких прицепов, то в некоторых условиях зачастую двигаться задним ходом невозможно. Поэтому для следования в обратном направлении разворот автопоезда следует стремиться выполнять -без применения заднего хода.

Маневрирование автопоезда, в особенности на территории строительных площадок и складов (подача назад, сложные повороты), необходимо выполнять только с помощью второго лица, наблюдающего за маневром автопоезда, отсутствием помех и ориентирующего водителя о правильном и безопасном направлении.

Автопоезд при движении по улицам города создает определенные неудобства для других транспортных средств. Поэтому водителю автопоезда следует помнить, что любой маневр (обгон, объезд, поворот, остановка, начало движения) следует выполнять в строгом соответствии с требованиями «Правил дорожного движения» с таким расчетом, чтобы не создавать помех для остальных транспортных средств. Водитель автопоезда должен уметь правильно оценивать дорожные, метеорологические и другие условия, влияющие на приемы управления автопоездом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  ..