ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАКТОРА ДТ-75

  Главная      Учебники - Трактора      Трактор ДТ-75 (устройство и эксплуатация)

 поиск по сайту    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАКТОРА ДТ-75
 


Подготовка трактора к зимней эксплуатации трактора ДТ-75
 


В холодное время года (при температуре окружающего воздуха +5° С и ниже) эксплуатация трактора, а особенно пуск пускового и основного двигателей, значительно усложняется, так как вследствие низкой температуры может быть:

1) застывание дизельного топлива в топливных баках, топливопроводах, фильтрах грубой и тонкой очистки, подкачивающей помпе, плохое распыливание холодного топлива форсунками, что вызывает перебои и даже прекращение подачи топлива в цилиндры двигателя;

2) застывание масла в картере двигателя и повышение его вязкости, вследствие чего при запуске двигателя значительно возрастают усилия, необходимые для прокручивания коленчатого вала, повышенная вязкость смазочных масел затрудняет подвод их к трущимся поверхностям, вследствие чего увеличивается износ деталей и узлов трактора;

3) увеличение потерь в силовой передаче и ходовой части трактора;

4) замерзание воды в системе охлаждения двигателя и пускового двигателя (в радиаторе, водяном насосе, головке цилиндров, водяной рубашке блок-картера), что приводит к повреждению деталей и узлов; нарушение теплового режима работы двигателя вследствие его переохлаждения, что снижает мощность и экономичность работы двигателя.

Для нормальной и бесперебойной эксплуатации трактора в холодное время года нужно выполнять полностью все подготовительные операции сезонного технического ухода за трактором и правила по уходу за системами питания, охлаждения, смазки, а также за электрооборудованием.

Уход за системой питания трактора ДТ-75 зимой

При наступлении осенне-зимнего сезона эксплуатации применяют менее вязкие зимние сорта дизельного топлива.

При температуре окружающего воздуха ниже минус 20° С к зимнему дизельному топливу (для понижения его вязкости) добавляют осветительный керосин (табл. 17).
 

Таблица 17

Температура окружа­ющего воздуха, °С

В состав смеси дизельного топлива с керосином (на 100 л по объему) входит

керосин, л

дизельное топливо, л

от20 до—30

10

90

от—30 до—35

25

75

от—35 и ниже

30

70

 

Перед заправкой топлива его фильтруют, а при заправке предохраняют от попадания в него снега, воды и грязи.

Зимой более часто, чем летом, сливают отстой топлива из бака основного двигателя, фильтров грубой и тонкой очистки топлива и отстойника топлива пускового двигателя.

Для увеличения подачи топлива в цилиндры двигателя рекомендуется при его пуске оттягивать кнопку обогатителя топливного насоса.

 

 

 



Уход за системой охлаждения трактора ДТ-75 зимой

Перед началом запуска двигателя систему охлаждения прогревают горячей водой. Перед заливкой воды закрывают сливной кран нижнего бака водяного радиатора, вывертывают пробку из водяного насоса и открывают сливную трубку, расположенную на блок-картере двигателя. Для прогрева пускового и основного двигателей в систему охлаждения заливают вначале горячую воду, нагретую до температуры 60—70° С, а затем до температуры 90—95° С до тех пор, пока из сливной трубки блок-картера не потечет теплая вода. После этого закрывают трубку, заливают в систему охлаждения горячую воду, ввертывают пробку водяного насоса и запускают пусковой двигатель.

Нельзя запускать основной двигатель, если в системе охлаждения нет охлаждающей жидкости, так как это может привести к выходу из строя пускового и основного двигателей (появление трещин в головках цилиндров и др.).

Запрещается прогревать систему охлаждения при помощи пускового двигателя, так как он перегревается, а вода в трубках водяного радиатора может оказаться замерзшей, в результате он может выйти из строя.

При работе трактора поддерживают температуру охлаждающей жидкости в пределах 80—95° С. На остановках температура ее не должна быть ниже 40° С. Если трактор остановлен на длительное время, сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения в чистую посуду и хранят ее в теплом помещении (для последующего использования на тракторе). Сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения только после того, как двигатель немного остынет, а температура охлаждающей жидкости будет находиться в пределах 50—40° С. При этом сливной кран нижнего бака радиатора и сливная трубка блок-картера должны быть полностью открыты. Во время слива охлаждающей жидкости проверяют, не засорились ли сливные отверстия в кране и трубке. После слива оставляют их открытыми, выключают подачу топлива и при помо-
щи рукоятки прокручивают коленчатый вал двигателя, чтобы полностью вытеснить воду из корпуса водяного насоса во избежание ее замерзания. Затем на трактор вешают табличку с надписью «Вода слита».

Запрещается заливать в систему охлаждения дизельное топливо, керосин, так как они разрушают резиновые шланги и уплотнения и ухудшают теплоотдачу.

В холодное время года воду для заправки системы охлаждения рекомендуется применять только при температуре окружающего воздуха не ниже минус 20—25° С, когда трактор работает почти с полной нагрузкой без длительных остановок.

Если трактор во время работы загружен не полностью и имеет длительные остановки, то для предотвращения замерзания воды в трубках водяного радиатора нужно в систему охлаждения заливать низкозамерзающую жидкость (антифриз) марок 40 или 65 (ГОСТ 159—52), представляющую собой смесь воды и этиленгликоля с примесями и добавкой антикоррозийной присадки, исключающей коррозию металлических деталей системы охлаждения.

При температуре окружающего воздуха выше минус 35° С используют антифриз марки 40, который заливают в систему охлаждения на 5—6% меньше емкости системы (так как смесь при нагревании расширяется); при температуре окружающего воздуха ниже минус 35° С используют антифриз марки 65, который заливают в систему охлаждения на 6—8% меньше емкости системы охлаждения. Удельный вес антифриза марки 40 находится в пределах 1,0675—1,0725, а антифриза марки 65 в пределах 1,085—1,090.

Через каждые 60 ч работы следует определять качество антифриза по удельному весу и при отсутствии просачивания через уплотнения системы охлаждения доливать в радиатор чистую мягкую воду до нормального уровня, так как при нагревании смеси испаряется только вода.

Незамерзающая жидкость ядовита, поэтому ее нельзя засасывать ртом; после работы с ней надо тщательно мыть руки.

После окончания осенне-зимнего сезона эксплуатации низкозамерзающую жидкость сливают в герметически закрываемую посуду для хранения.

 




Уход за системой смазки трактора ДТ-75 зимой

При наступлении холодов сливают из картеров двигателя и агрегатов шасси трактора масло летних сортов и заливают в них зимнее масло.

При работе трактора с полной нагрузкой и закрытой шторкой радиатора, когда температура масла в системе смазки двигателя снизится ниже 75° С, отключают масляный радиатор. Однако независимо от температуры окружающего воздуха и времени года, если при тяжелых условиях работы трактора температура масла в системе смазки при полностью открытой шторке поднимется выше 97—100° С (контрольная лампа, находящаяся на щитке контрольных приборов, при этом загорится), включают в работу масляный радиатор и требуемый температурный режим двигателя поддерживают при помощи шторки.

Если трактор зимой останавливают на длительное время, то сразу же после его остановки нужно слить масло из картера двигателя в чистую посуду.

Чтобы уменьшить износ трущихся поверхностей деталей двигателя, его рекомендуется перед запуском предварительно прогревать, заливая в систему охлаждения горячую воду, а в систему смазки горячее масло. Дизельное масло перед заливкой в картер подогревают в водомаслогрейках до температуры 70—80° С. Запрещается подогревать масло в картерах при помощи открытого огня, так как оно будет перегреваться и терять смазывающие свойства.

При отсутствии зимнего сорта масла допускается заливать в картер двигателя, топливный насос и его регулятор летнее дизельное масло Дс-11 с добавкой в него 15% дизельного топлива.

Для понижения вязкости дизельного масла, заливаемого в корпус редуктора пускового двигателя, рекомендуется добавить в него 20% (по объему) дизельного топлива.

 


Уход за электрооборудованием трактора ДТ-75 зимой

При наступлении холодов утепляют аккумуляторную батарею чехлом из войлока или сукна.

Если температура окружающего воздуха ниже температуры застывания электролита, указанной в таблице 18, то при длительных остановках трактора необходимо снимать аккумуляторную батарею с трактора и хранить ее в помещении с температурой не ниже + 10° с.
 

Таблица 18

Плотность электролита при 15 °С

Температура

замерзания

электролита,

°С

Плотность электролита при 15 °С

Температура

замерзания

электролита,

°С

1,050

— 3,0

1,200

—25,0

1,100

- 7,0

1,250

—50,0

1,150

— 14,0

1,300

68,0

 



Зимой не следует допускать разрядку аккумуляторной батареи более чем на 25%.

Если уровень электролита в аккумуляторной батарее понизится, то дистиллированную воду во избежание ее замерзания надо доливать в аккумуляторы после пуска двигателя непосредственно перед самым выездом. Нельзя продолжительное время пользоваться стартером при пуске пускового двигателя, так как это ведет к быстрой разрядке аккумуляторной батареи. Надо включать стартер не более чем
5 сек с паузами между включениями 15— 20 сек.

 

 

 


Пуск двигателя трактора ДТ-75 зимой

Для более легкого пуска пускового и основного двигателей зимой необходимо, кроме операций, указанных в разделе «Пуск двигателя», выполнять следующие работы:

1. Из топливного бака пускового двигателя слить 20—30 см3 смеси бензина с маслом и залить их в цилиндр двигателя через кран в головке цилиндров.

2. После того как основной двигатель будет прогрет горячей водой и в его картер будет залито дизельное масло, надо рукояткой несколько раз прокрутить коленчатый вал и запустить двигатель при помощи предпускового электрофакельного подогревателя.

3. Для облегчения прокручивания коленчатого вала двигателя при его пуске рекомендуется полностью выключать главную муфту сцепления.

4. Для увеличения дозы топлива, подаваемого топливным насосом в цилиндры двигателя, нужно при его пуске оттягивать на себя кнопку обогатителя топливного насоса.

5. Для предотвращения образования вредных смол и залегания поршневых колец в канавках поршня нельзя допускать работу двигателя на холостом ходу более 10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146