Колеса
легковых автомобилей
Колеса легковых автомобилей однотипны по конструкции и
представляют собой неразъемное соединение обода с диском (рис.
6). В средней части обода имеется кольцевое углубление,
повышающее жесткость обода и облегчающее монтаж и демонтаж шин.
Колеса предназначены для эксплуатации на дорогах с
усовершенствованным покрытием и при высоких скоростях движения,
поэтому биение колес ограничивается 1,2 мм, а биение ширины
профиля ±1,5 мм. При монтаже шин их борта устанавливают на
конические полки обода. Для камерных и бескамерных шин наклон
конических посадочных полок обода составляет 5°±Г. Величина
натяга бортов камерных шин на конических полках обода составляет
0,75— 1,0 мм на диаметр, а величина натяга бортов бескамер-ных
шин — 1,2—1,5 мм.
Для повышения надежности закрепления борта бес-камерной шины на
конической полке обода делают специальный кольцевой выступ-хамп
(рис. 6), который способствует удержанию борта шины от срыва с
полки обода при воздействии на колесо больших боковых сил.
Крепежные отверстия дисков колес легковых автомобилей имеют
конические фаски (60°). Они нужны для центровки и предотвращения
самоотвертывания крепежных гаек.
Колеса обозначают основными размерами (в миллиметрах или дюймах)
обода — шириной между закраинами внутри обода и диаметром
посадочных полок (ГОСТ 10408-74). После первого размера ставится
буква латинского или русского алфавита, характеризующая комплекс
размеров бортовой закраины обода. Например, колеса автомобилей
ВАЗ-2101 имеют обозначение 114J-330 (4‘/2-13).
Если колесо обозначено одной группой цифр, то они определяют
первый размер, т. е. его ширину по посадочным полкам.
Рис. 6. Колесо легкового автомобиля (а) и
профиль полки обода (б) для бескамерной шины:
1 — обод; 2 — диск; 3 — ребра жесткости; 4 — выступ для
крепления декоративного колпака; 5 — выступ-хамп
|