Валы, коренные и шатунные шейки которых
изготовлены по размеру второго стандарта, имеют на восьмой щеке
обозначение «2КШ»,
На валах, коренные шейки которых изготовлены по первому
стандарту, а шатунные — по второму, нанесено обозначение «2Ш».
На валах, коренные шейки которых выполнены по второму стандарту,
а шатунные — по первому, нанесено обозначение «2К». Номер
стандарта вкладышей шатунных и коренных подшипников нанесен на
наружной цилиндрической поверхности каждой половинки вкладыша.
На вкладышах первого стандарта нанесено обозначение «1H», на
вкладышах второго стандарта — «2Н».
Устанавливать на вал вкладыши стандарта, не соответствующего
условному обозначению на валу, запрещается. Нельзя также
устанавливать верхний вкладыш вместо нижнего и наоборот.
При подборе коренных вкладышей обратите внимание на их
комплектность. О комплектности вкладышей судят по номерам (кроме
номера стандарта и марки двигателя), нанесенным на вкладыши.
В таблице 7 приведены номера вкладышей коренных подшипников.
Верхнюю и нижнюю половины вкладышей, поставляемые в запасные
части, подбирают на заводе-изготовителе. Нарушение комплектности
двух половин вкладышей недопустимо.
Кроме двух производственных стандартов, существует четыре
ремонтных размера шатунных и коренных вкладышей, которые
обозначаются следующим образом: вкладыши первого ремонтного,
размера Р3, вкладыши второго ремонтного размера Р2 и т. д.
Аналогичная маркировка наносится на боковой поверхности упорных
полуколец только ремонтных размеров.
При перешлифовке шеек коленчатого вала на ремонтный размер
выдержите размеры шеек, указанные в таблице 6, и соответственно
полученному ремонтному размеру после перешлифовывания подберите
и установите вкладыши, как было указано ранее.
В процессе шлифования строго выдерживайте радиус кривошипа,
равный 60±0,09 мм, и радиус переходных галтелей 5—0,5 мм, так
как при увеличении радиуса кривошипа возможен удар поршня в
клапан или головку цилиндра, а при уменьшении радиуса галтели
вероятны поломки коленчатого вала. Острые кромки масляных
каналов на шейках следует тщательно закруглять, а поверхности
шеек и переходных галтелей полировать.
При сборке шатунных и коренных подшипников категорически
запрещается производить:
а) шабровку рабочих поверхностей вкладышей;
б) подпиловку крышек коренных подшипников, а также ставить
прокладки в стыке вкладышей и между вкладышем и его постелью;
в) раскомплектовывать вкладыши подшипников, а также
устанавливать их на другую шейку вала;
г) переставлять крышки нижней головки шатуна с одного шатуна на
другой или переворачивать их;
д) постановку шатунных болтов и шпилек подшипников с вытянутой
или сорванной резьбой;
е) регулировку зазора в подшипниках неполной затяжкой шатунных
болтов и гаек, шпилек коренных подшипников;
ж) стопорение гаек, шпилек коренных подшипников пластинами,
бывшими в употреблении более двух раз (второй раз пластины могут
быть использованы при условии отсутствия трещин и смятия
поверхности под гайку).
Перед сборкой кривошипно-шатунного механизма все маслоподводящие
каналы в картере и коленчатом валу, а также полости шатунных
шеек очистите, промойте дизельным топливом и продуйте сжатым
воздухом. При укладке коленчатого вала в коренные подшипники и
сборке шатунных подшипников обеспечьте надлежащую чистоту
рабочих поверхностей вкладышей и шеек вала. Обнаруженные
забоины, вмятины, заусенцы и риски тщательно зачистите.
Постели и наружные поверхности вкладышей протрите насухо, а
шейки вала смажьте тонким слоем дизельного масла. При установке
вкладыша в постель следите за тем, чтобы фиксирующий усик попал
в канавку постели гнезда.
Правильно уложенный коленчатый вал должен свободно вращаться в
затянутых подшипниках без признаков заеданий, а нижние головки
шатунов должны перемещаться вдоль шеек от усилия руки или при
легком постукивании по ним молотком.
При демонтаже двигателя замените тугоплавкую емазку в переднем
подшипнике вала муфты сцепления, расположенного в расточке
маховика.
|