Условия, в которых протекает обучение альпинистов, чрезвычайно
разнообразны. Различны и контингент альпинистских групп и локальные их
цели. Альпинисту любого ранга полезно знать структуру всей учебной
системы, чтобы четко представлять уровень собственной подготовки и свое
место в учебном процессе, последующие задачи.
Спортсменам-разрядникам необходимо иметь достаточно полное представление
о содержании, организации и методике подготовки альпинистов, поскольку в
низовых коллективах именно им чаще всего приходится вести отдельные
занятия в секциях.
Суть альпинизма состоит в коллективном преодолении естественных
препятствий, избранных самим спортсменом, и происходит оно в
изолированной от внешней помощи и руководства обстановке, не
регламентированной строгими правилами и ограничениями. Отсутствие
осязаемого, одушевленного и активно реагирующего противника создает
специфический психологический фон. В этих условиях наряду с физической и
технической подготовкой особый вес приобретают воспитательные моменты,
формирующие нравственные нормы взаимоотношений и поведения.
Контингент людей, занимающихся альпинизмом, чрезвычайно разнороден по
возрасту, уровню образования и культуры, не говоря уже о физической
подготовленности и личных качествах. Ведь в альпинизме не существует
детских и юношеских школ и секций с четко определенными
последовательными целями и этапами обучения, нивелирующих не только
уровень специальной подготовки, но в значительной мере и нравственный
облик молодого спортсмена.
Остановимся на некоторых принципах формирования альпинистского
коллектива, определяющих целях обучения, воспитательном эффекте занятий
альпинизмом и правильности понимания вопросов безопасности.
Основой морально-психологической подготовки альпиниста является
идейно-политическое воспитание в его единстве с умственным, физическим,
эстетическим и нравственным воспитанием. Это одна из социальных задач
альпинизма.
Применительно к внутриальпинистским проблемам
личность альпиниста определяется его отношением к себе и товарищам, к
горам, к альпинизму как общественному явлению. Становление личности
неразрывно связано с формированием и характером этих отношений. Вся
воспитательная работа в альпинизме нацелена
на создание у альпиниста коллективизма, готовности взять на себя
ответственность в любых ситуациях.
Воспитательная работа в альпинистских коллективах проходит в живой
конкретной форме. Ее содержание определяется задачами и спецификой
альпинизма. Отделения и группы в горах часто действуют автономно, в
отрыве от своих постоянных баз, В этих условиях велика ответственность
каждого участника за свою подготовку, Выходя с базы на восхождение,
альпинист должен быть уверен, что его подготовка и действия в горах, на
маршруте вполне обеспечивают успех восхождения. Он обязан понимать, что
его подготовка, дисциплинированность, состояние здоровья не только его
личное дело. Если в подготовке есть какие-то серьезные недочеты, об этом
должны знать все, с кем собирается идти участник. Честность и
правдивость, способность объективно оценить свое состояние становятся в
альпинизме необходимыми качествами. В этой части неприемлемы даже
минимальные послабления и компромиссы.
Альпинизм обладает широчайшими возможностями удовлетворения самых разных
социальных и личных потребностей, включая, конечно, стремление получить
разряд. Но чтобы это понять, необходим соответствующий культурный
уровень, не всегда совпадающий с уровнем образования.
Поэтому при формировании низового коллектива прежде всего должны быть
отчетливо сформулированы его цели и задачи, их иерархия и очередность
достижения. Нужно также помнить, что вряд ли найдется другой вид спорта,
где притязания и надежды так часто и резко расходились бы с истинными
возможностями спортсменов и где за ошибку приходилось бы так дорого
платить.
Коллектив должен быть прежде всего коллективом в лучшем смысле этого
понятия, и стержнем его формирования должна быть сама сущность
альпинизма как коллективного вида спорта. В этом направлении должна
строиться вся подготовительная, тренировочная и воспитательная работа.
Вместе с тем иногда вплоть до окончания этапа спортивного
совершенствования в горах альпинисту часто приходится работать в
коллективе, сформированном на альпбазе только на одну смену. Большинство
восхождений участник совершает в составе временного коллектива; пока что
такое положение скорее правило, чем исключение. Поэтому существенную
часть работы составляет не только воспитание коллективизма вообще, но и
психологической и моральной готовности быстро и без явных потерь
включаться в деятельность только что созданного коллектива, И группа в
секции и отделение на альпбазе представляют собой коллектив. Через эту
маленькую ячейку альпинист входит в сообщество альпинистов всей страны.
Процесс превращения группы личностей в работоспособный коллектив,
которому предстоит выполнять весьма трудные задачи, протекает в ходе
совместной деятельности, притирки личных целей к целям отделения и
отряда. Здесь существенно, что способ организации элементарного
коллектива фактически задает всю систему отношений между такими
коллективами (отделения в составе отряда, отряды на базе) и во всем
альпинистском сообществе в целом. Воспитание и самовоспитание альпиниста
в смысле готовности стать членом рождающегося коллектива приобрели
приоритетный характер во всем многообразии воспитательной работы.
Становление коллектива сильно зависит от предыдущего опыта участников и
потому имеет свои особенности на разных этапах обучения. Вместе с тем
формирование альпинистского коллектива имеет и много общих черт почти
для всех этапов. Формально отделение как структурная единица отряда и
базы создается приказом, и в первое время основную роль в сплочении
организации совместной деятельности играют требования (иногда и прямые
приказы) инструктора. Они должны быть четкими, однозначными, едиными для
всех участников. Участники присматриваются один к другому, образуя
стихийные микрогруппы и не предъявляя друг к другу особых требований. У
новичков на этой стадии часто возникают внутренние протесты, они
отождествляют инструктора со школьным учителем, его требования кажутся
им диктаторскими, необоснованными, подавляющими их личную свободу.
Возможны и всплески анархизма.
Становление собственно коллектива начинается с осознания общей цели в
процессе совместной деятельности (занятий). На более старших этапах эта
стадия существует иногда не более 1—2 часов, поскольку участники уже
понимают ценность и необходимость создающегося коллектива. Первые же
занятия выявляют в отделении ядро — участников, которые прошли некоторую
школу в секциях и для которых требования инструктора очевидны и
естественны. Этот актив своим примером поддерживает инструктора,
способствуя осознанию мотивов всей деятельности на альпбазе. Задача
инструктора — сделать так, чтобы весь состав отделения стал «активом».
Чем активнее участник в учебе и жизни отделения, тем выше к нему
требования командира. Совместная работа и коллективная дисциплина
постепенно приводят к тому, что несуразности в поведении отдельных
участников задевают все отделение и вызывают дружный отпор. Фактически
коллектив уже сформировался. Время в горах спрессованно, и на долгом
пути до конца смены люди все больше доверяют друг другу; общие
требования становятся и личными требованиями участника к самому себе.
Воспитательная работа в альпинизме многогранна. Проводится она не сама
по себе, а в единстве всех аспектов альпинистской деятельности.
Собственно, и попытки сформировать коллектив, и иная воспитательная
работа в отрыве от учебы и спортивного совершенствования просто
бессмысленны. Воспитание нельзя оторвать от учебного процесса. Изучение
приемов обеспечения безопасности вполне логично сочетается с воспитанием
безопасного поведения. У участников создается понимание того, что
безопасность в горах не прихоть инструктора и не сугубо личное дело
каждого участника, а принципиальная позиция всего альпинистского
сообщества. Поэтому пренебрежение безопасностью осуждается
безоговорочно.
В альпинизме очень сильны традиции. Традиционен и торжествен ритуал
встреч отделений и групп, возвращающихся с восхождений. Возвращение
группы домой всегда отмечается как радостное событие и для
возвратившихся, и для тех, кто находится на базе. Традиционна теплая
забота о новичках — все альпинисты прекрасно помнят свое возвращение в
лагерь после первого восхождения, и потому весь коллектив альпбаз
воспринимает встречу отряда новичков с зачетного восхождения как главное
событие смены. Эта встреча важна не только для новичков, она радостна и
для ветеранов: нашего полку прибыло. Есть и другие хорошие традиции.
Каждая секция альпинизма также имеет свои традиции. Наиболее общие из
них — спортивное наставничество в секциях и клубах, внимательное
отношение к ветеранам, взаимная помощь секций в организации
альпмероприятий и в ознакомлении с материалами по новым для друзей
районам.
Доверительность человеческого общения в горах способствует широкому
ознакомлению с интереснейшими сторонами множества профессий, причем в
изложении профессоров своего дела, представляющих к тому же почти все
регионы нашей страны. Знакомства и дружба, завязавшиеся в горах,
сохраняются на долгие годы.