ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО АЛЬПИНИЗМУ

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО АЛЬПИНИЗМУ



При формировании учебных подразделений на альпинистских мероприятиях следует учитывать определенные требования. Так, для успешной работы в горах необходимы большие познания из тех, что можно добыть только на месте, а сроки пребывания в горах коротки. Надо и адаптироваться, и над техникой поработать на рельефе, и с районом ознакомиться, и на горы сходить, и все это в 20 или 30 дней путевки.

Каждый альпинист глубоко индивидуален и по характеру и по познавательным способностям, а программа занятий унифицирована, ее итоговые требования на каждом этапе одинаковы для всех участников. И снова надо прессовать время, чтобы и программный минимум был усвоен, и все личности получили бы еще что-нибудь— скалу потруднее, гору повыше.

Каждое восхождение — это учеба, и хочется продлить это удовольствие, но гребни, стены и вершины не приспособлены для бытия, и нужно успеть вовремя спуститься.

Оптимальной для альпинизма оказалась система организация занятий, которая в ортодоксальной педагогике носит название классно-урочной. Под «классом» понимается группа участников, примерно одинаковая по уровню подготовки и выполняющая общую работу. Альпинизм как учебный предмет разбивается на разделы и темы. Определяется и последовательность уроков. Такая система обеспечивает экономичность во времени, доступность и последовательность обучения, создает отличные условия для формирования коллектива. Теоретические занятия проводятся в виде лекций или семинаров (например, занятие с новичками «Особенности альпинизма как вида спорта» проводится как лекция, а занятие «Составление тактических планов» у разрядников—в виде семинара).

В то же время решение проблемных тактико-технических задач на стендах и натурных объектах, ситуационные и тактические игры, заполненные во многом взаимоконтролем и дискуссиями, нельзя однозначно отнести к одной из упомянутых форм. Успех здесь достигается творческим контактом обучающихся и обучающего.

К числу недостатков классно-урочной системы иногда относят тот факт, что один педагог объединяет роли учителя, организатора и руководителя учебно-воспитательного процесса. Однако в

альпинизме это — не недостаток. Только будучи един в трех лицах, инструктор в состоянии решить две главные задачи урока: каждый участник неотвратимо продвигается вперед хотя бы на минимальную ступеньку, к тому же на любом уроке обеспечена безусловная безопасность. Напомним здесь, что альпинизм — спорт сугубо коллективный, а каждое восхождение есть и урок, и экзамен одновременно.

Необходимость сочетания личных и коллективных целей, а также принятая в альпинизме система обучения предопределяют принципы отбора участников и методы формирования подразделений Предварительный отбор осуществляется в секции, где решается вопрос, на какую альпбазу и по какой путевке (новичковой, значкистской или разрядной) направить участника. На альпбазах учебная часть формирует учебные отделения и отряды. Формально критерии отбора в отделения достаточно просты: первый по значению — квалификационный уровень, устанавливаемый по документам участника, собеседованию и результатам сдачи физических нормативов; второй — личные пожелания участников. Если на смену прибыли несколько участников примерно равной квалификации, работавшие ранее вместе в секции или на альпбазе, то целесообразно их зачислить в одно отделение. При этом удается проще создать рабочий коллектив. Списки отделений составляются с учетом и других мотивов. Учитывается, например, знакомство с районом, наличие восхождений в данном районе, пол участников, их желание попасть к известному им инструктору.

Относительно просто обстоит дело с формированием отделений новичков, поскольку и квалификационный уровень, и степень знакомства с районом у них строго одинаковы. Остается учесть пожелания участников и уровень их физической подготовки. Чем выше этап, тем сложнее процесс формирования. В начале смены командир отряда и заместитель директора по учебно-спортивной работе могут оценить реальную квалификацию альпинистов-разрядников лишь приблизительно, по личным документам, рекомендации секции и мнению самого участника. Но документы отражают прошлый год, рекомендации секции — подготовку на равнине, а не в горах, участники же на уровне II разряда не всегда обладают опытом, достаточным для объективной самооценки. Дело упрощается, если из секций прибывают уже фактически сформированные отделения или хотя бы связки. Совсем все просто, если такие группы приезжают со своим инструктором и с планом работы, заранее согласованным с учебной частью базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..