Осуществление намеченных XXVI съездом КПСС планов
дальнейшего развития социалистической экономики связано с ростом объемов
капитального строительства в нашей стране. Капитальное строительство
определяет развитие всех отраслей народного хозяйства и уровень
благосостояния советских людей. Только за счет государственных
капитальных вложений в нашей стране ежегодно вводятся основные фонды на
сумму свыше 120 млрд. руб.
Грандиозная программа строительства, включающая расширение,
реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий,
требует увеличения количества и повышения качества строительных
материалов и изделий, стоимость которых в обшей стоимости
строительно-монтажных работ составляет более 60 %, Дальнейшее улучшение
материально-технического обеспечения строительства приобретает в этих
условиях особое значение.
За годы Советском власти промышленность строительных материалов, включая
ее подотрасль но добыче и обработке облицовочных материалов из природною
камню, значительно выросла и выделилась в самостоятельную отрасль
материального
производства, располагающего современным
оборудованием, крупной научной базой и квалифицированными кадрами.
Природный камень — самый древний строительный материал, который
использовался еще первобытным человеком. На территории нашей страны
сохранились многие архитектурные памятники из камня, к которым (не
считая сооружений, возведенных за сотни лет до н. э.) относятся:
Эчмиадзинский кафедральный собор в Армении (IV в.), Десятинная церковь в
Киеве (XI п.). Девичья башня в Азербайджане (XII п.), крепость Ладога и
кремль в Новгороде (XII в.), архитектурные ансамбли в г. Суздале (XII—XVII
вв.), Московский Кремль (XIV—XVI вв.) и многие другие.
Камнеобработка как отрасль промышленности сформировалась в России в
первой половине XVIII в., когда были созданы крупные специализированные
предприятия: Петергофская и Екатеринбургская гранильные и Колыванская
шлифовальная фабрики, Мраморский камнерезный завод.
История развития культуры обработки и применения природного камня в
пашен стране наиболее четко прослеживается на примере застройки
Петербурга, где камень сыграл огромную роль в формировании городских
ансамблей, созданных в XVIII—XIX вв. Выдающиеся памятники архитектуры:
Исаакиевский и Казанский соборы, Зимний дворец, Инженерный замок,
Александровская и Ростральные колонны и многие другие здания и
сооружения возводились с применением разнообразного камня, главным
образом, мрамора и гранита Карелии, разработка которых началась в 1757
г. (первая машинная обработка карельских мраморов относится к 1807 г.,
когда был организован Тивдийский мраморный завод).
Традиционные особенности, связанные с широким применением белых
подмосковных известняков, имело использование камня в строительстве
Москвы, потреблявшей преимущественно тесаиые изделия. В XVIII—XIX вв.
искусство обработки камня в России достигло весьма высокого уровня.
Имена талантливых русских мастеров— камнерезчиков Самсона Суханова,
Якова Коковина, Гаврилы Налимова и многих других вошли не только в
историю отечественной архитектуры, но и стали известны за границей
благодаря их исключительно высокому камнерезному искусству. Созданные
ими сооружения и изделия из природного камня1 по масштабности и
мастерству выполнения являются непревзойденными образцами человеческого
творения.
Наряду с высоким уровнем профессионального искусства отдельных мастеров
дореволюционная камнеобработка характеризовалась жесточайшей
эксплуатацией рабочих, крайне низкой механизацией производственных
процессов и тяжелым ручным трудом. Советская власть, навсегда
покончившая с эксплуатацией человека человеком и заложившая основы
планового развития народного хозяйства, внесла радикальные изменения в
характер развития промышленности по добыче и обработке камня. Сегодня —
это мощная подотрасль промышленности строительных материалов СССР,
насчитывающая около 200 современных камнеобрабатывающих
предприятий, среди которых около десяти наиболее крупных имеют мощность
свыше 200 тыс. м2 облицовочных изделий в год. В нашу эпоху с широким
использованием природного облицовочного камня (гранита, лабрадорита,
габбро, мрамора, кварцита) возведены такие монументальные сооружения и
здания, как Мавзолей В. И. Ленина, могила Неизвестного солдата в Москве,
мемориал В. И. Ленина в Ульяновске, Кремлевский Дворец съездов,
мемориальный комплекс защитникам Ленинграда, музей Великой Отечественной
войны в Киеве, многие объекты Олимпиады 1980 г. и др.
Главными потребителями облицовочного камня продолжают оставаться наши
крупные города с большим объемом промышленного и гражданского
строительства: Москва (до 700 тыс. м2 облицовочных изделий в год),
Ереван (360 тыс. м2 в год), Ленинград (250 тыс. м2 в год), Ташкент (200
тыс. м2 в год), Киев (180 тыс. м2 в год), Тбилиси (115 тыс. м2 в год) и
др.
Значительные объемы использования камня в больших городах Сеязаны, как
правило, с возведением крупных спортивно-зрелищных и культурных
сооружений, а также административно-общественных здании. Так, на
облицовку крытого Олимпийского спорткомплекса в Москве израсходовано
свыше 50 тыс. м2 известняка, на отделку московского спортзала,
построенного в Измайлове, потребовалось 32 тыс. мг ракушечника, при
сооружении в Ленинграде универсального спортивно-концертного комплекса
имени В. И. Ленина расход мрамора и гранита составил 50 тыс. м2, а при
отделке здания Академии общественных наук в Москве использовано 35 тыс.
м2 облицовочных плит различных видов камня. К уникальным объектам со
значительным потреблением облицовочных изделий из камия следует отнести
станции метрополитена, строящегося в 15 городах страны, вокзалы
воздушного и железнодорожного транспорта, гидроэлектростанции и т. п.
Потребность в облицовочных материалах из природного камня неуклонно
растет, опережая объемы их производства, которые составляют более 9 млн.
м2 изделий в год.
Для увеличения выпуска облицовочных плит и архитектурно-строительных
изделий из природного камня необходимы: дальнейший рост
производительности труда, укрепление производственной и трудовой
дисциплины на камнеобрабатывающих предприятиях, повышение
профессионального мастерства рабочих. Большую роль в этом важном деле
призвана сыграть молодежь, овладевшая в средних
профессионально-технических училищах профессиями шлифовщика-полировщика
изделий из камня и фрезеровщика по камню и вступившая в ряды рабочего
класса на смену ветеранам отрасли. Каждый, обучающийся этим профессиям,
должен ясно представлять себе характерную особенность труда
камнеобработчика, который, имея дело с таким уникальным материалом, как
природный камень, может существенно влиять на окончательный результат
труда и его эстетическую значимость, выявляя в наиболее полной мере
декоративные возможности камня.
Для этого, наряду с совершенствованием профессионально-технических
навыков и углублением знания свойств и особенностей камня, необходимо
постоянно развивать художественный вкус работника, приближая его работу
к художественному творчеству.
И в наши дни не утратили актуальности слова академика А. Е. Ферсмана,
сказанные почти полвека тому назад: «Перед нашей промышленностью стоит
задача суметь внести... в мраморную колонну или облицовку зала то
художественное чутье и творческую мысль, которые одухотворяют камень,
сочетая в нем его собственную красоту с красотой замысла художника.
Камень сейчас в руках человека— не забава и роскошь, а прекрасный
материал..., среди которого прекраснее и веселее жить!»