ПРОБЛЕМНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

  Главная       Учебники - Педагогика      Преподавание этики в школе (Эстенко Л. К.) - 1982 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12 

 

 

 

ПРОБЛЕМНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ



В советской психологии и педагогике общепринятой является точка зрения, согласно которой необходимость в активизации мышления возникает лишь тогда, когда перед человеком стоит новая проблема, когда он попадает в новые условия, когда есть сомнение и необходимо сделать выбор. Поэтому основным методом обучения основам коммунистической морали должен быть проблемный.

Проблемность может быть использована на любом этапе урока: в его начале — для создания у учащихся установки на творческое мышление, при самостоятельном поиске определения понятия, расширении объема понятия, при закреплении и систематизации нового материала и т. д.

Существуют различные приемы развития творческого мышления у школьников. На уроках этики я чаще всего применяю такие приемы:

1. Проблемные ситуации. В качестве примера ситуации использую факты из жизни учащихся, эпизоды и отрывки из художественной литературы, материалы газет.

Пример. Тема: товарищество, дружба и любовь.

Ситуация: девятиклассник Саша украл велосипед для знакомых ребят, с тем чтобы они приняли его в свою компанию — он хотел с ними дружить. Ребята знали, откуда появился велосипед, и спокойно на нем ездили.

Вопросы: а) можно ли оправдать поступок Саши мотивами дружбы? б) Чем измеряется настоящая дружба?

2. Проблемные вопросы. Тема: коммунистическое отношение к труду, а) Бывают ли «серые», незаметные профессии? б) Может ли быть счастлив человек, если он не любит свою работу?
3. Сопоставление противоположных мнений. Например, тема: этикет и мода.

А: «Мне не приходилось видеть парня с длинными волосами, подающего руку старушке, выходящей1 из автобуса. И парень в джинсах на это не способен» .

В: «Нельзя смешивать внутренние качества человека и манеру одеваться. Я, например, знаю человека, который модно одевается, ходит j джинсах, но я его могу назвать настоящим рыцарем» .

Приемы использования проблемного метода на уроках этики многообразны. Проблема, которую ставит учитель перед ребятами, должна быть актуальна, значима для психологического развития подростка. В качестве проблемной ситуации или задачи можно использовать материалы из хорошо знакомой ученикам с детства книжки, но преподносить эти материалы нужно так, чтобы ребята увидели в них проблему, на которую до этого времени не обращали внимания. Например, учащимся хорошо знакома сказка Волкова «Урфин Джус и его деревянные солдаты». Ее можно использовать на уроке по теме «Долг». В этой сказке деревянные солдаты безоговорочно выполняют приказы своего командира. Можно ли такое безоговорочное подчинение назвать исполнением долга? Почему слепое повиновение приказам приносит вред?

При работе над проблемной ситуацией стараюсь учитывать, что восьмиклассники еще не умеют анализировать длинные отрывки из художественных произведений или газетные статьи, поэтому, готовясь к уроку, тщательно членю отрывки, выбирая из них лишь самое главное.

Пр облемные задачи и ситуации часто предполагают несколько вариантов их разрешения. Для того чтобы облегчить работу ребят и правильно сориентировать их, всегда даю им четкую установку на решение проблемы.

Решение проблемы состоит из нескольких этапов. Полагаю, что эти этапы аналогичны этапам усвоения информации.

На первом этапе учитель сообщает школьникам условия задачи, дает им необходимую информацию. Затем наступает инкубационный, скрытый период — период ин-

тенсивной-мыслительной работы учащихся: они анализируют полученные данные, сопоставляют их с ранее известным материалом, формулируют свое решение задачи. Этот период требует времени; помня это, даю ребятам возможность все обдумать, не тороплю их с ответом.

Иногда ситуация или вопрос оказываются слишком сложными, инкубационный период затягивается. Тогда лучше всего прибегнуть к подсказке. Приемов использования подсказки существует много: наводящий вопрос,

сюжетная картина, яркий пример из произведений литературы и кинофильмов. Вот два примера использования подсказки. Тема «Конституция СССР о свободе личности». Вопрос: почему образование не только право, но и обязанность? Подсказка: слова А. В. Луначарско-

го: «...в нашей стране существует подлинная демократия. Демократия — это значит власть народа, это значит, что хозяином страны становится народ... » (грамзапись речи).

Тема «Этикет и мода». Вопрос: Всегда ли хорошо

быть модным? Подсказка: картинка-карикатура, изображающая модно, но. безвкусно одетую девушку.

П осле инкубационного периода наступает «озарение»: ребята высказывают свое мнение о решении задачи, спорят, доказывают. На заключительном этапе, этапе проверки решения, они совместно с учителем выбирают наиболее верный путь решения.

Чтобы решение проблемных задач, ситуаций было успешным, стараюсь учитывать уровень подготовки ребят, их способности, интересы, личный опыт. Например, при изучении темы «Нравственное совершенствование личности» были использованы следующие нравственные ситуации и задачи с применением раздаточного материала:

 

 

 

 

Задача № 1

1. Что бы вы ответили на это письмо?

2. В чем, по-вашему, права (неправа) девушка?.

3. Может ли самовоспитание принести пользу обществу?

Письмо: «...все ваши призывы («Стань лучше!») приносят только обман и вред. От того, что десять, сто, пусть даже тысяча человек станут лучше, в мире ровным

 

счетом ничего не изменится. ^олько им, наивным одиночкам, станет труднее жить» .

Задача № 2

Могут ли комплексные планы помочь молодежи в самовоспитании? Как? Ответ обоснуйте.

«Некоторые комсомольцы пишут свои планы по шаблону, совершенно равнодушно... Один парень, когда его спросили, почему он составил для себя такой неинтересный план, откровенно заявил, что считает его формальностью. Мол, если человек захочет заняться самовоспитанием, то незачем 2обязательно записывать свою программу на бумаге... »

Ситуация

1. Кто, по-твоему, прав и почему?

2. Можно ли назвать Гулю зубрилой?

Вошла Тулина одноклассница.

— Гулька, — сказала Надя, еле переводя дух, — бросай все. Лемешев в Киеве! Мировой концерт. Есть два билета!

— Ты что, в уме? — спросила Гуля. — А физика?

— Физика подождет. Неужели ты пожертвуешь Лемешевым ради несчастной физики?!

— Я не шучу, Надька, — серьезно сказала Гуля. — Ты же знаешь, мне не долго сорваться, особенно если такой концерт. Приходится держать себя во как! Думаешь мне приятно париться? Но ведь осталось еще добрых 50 страниц. Видишь?

— Ты, Гулька, вечно чего-то невозможного требуешь и от се^ я и от других. Ну, насильно в рай не тянут. Сиди зубри!

Вопросы

1. С чем часто сравнивают волевые качества, волю в художественной литературе? Почему? Приведи пример проявления воли человека.
 

2. С чего, по-твоему, лучше начинать воспитание воли, почему?

3. Как бы ты ответил на вопрос «Что такое воля?».

4. Как ты понимаешь слова «самолюбие», «себялюбие»? Одинаковые ли понятия выражают эти слова?

5. Надо ли подчеркивать свои недостатки? Как ты понимаешь слова «самокритичность» и «самобичевание»?

6. Может ли коллектив помочь человеку в деле самовоспитания? Как?

7. Хорошо ли быть на кого-то похожим? Обоснуй свое мнение.

8. Можно ли мечтать о собственном памятнике?

9. С чего начинается человеческая ограниченность?

Практические задания

A. Скромность, застенчивость, стеснительность, робость, трусость, смелость, упорство, любопытство, любознательность, увлечение, увлеченность.

Какие из этих черт есть в твоем характере? Какие помогают тебе? Какие мешают?

Б. Какие из психологических барьеров в собственном характере мешают проявиться твоему «я»? Удалось ли тебе их преодолеть? Получил ли ты удовлетворение от победы над собой? Если можешь, расскажи об этом.

B. Русский революционер П. Л. Лавров оставил нравственное завещание будущим поколениям «Двенадцать заповедей». Вот некоторые из них:

1. Храни в себе человеческое достоинство.

2. Изучай природу и владей ею.

3. Будь искренен в мыслях и чувствах.

4. Путем критики иди к твердому убеждению.

5. Будь последователен в мысли и жизни.

6. Не падай духом.

7. Содействуй сознательному прогрессу человечества

Вопросы:

1. Что вы можете сказать о характере автора «Заповедей»?

2. Какие из заповедей вы считаете самыми важными для современной молодежи?

 

 

3. Какую программу по нравственному самовоспитанию предложили бы" вы для своих сверстников?

Безусловно, использование проблемного метода на уроке этики требует от учителя интенсивной работы во время урока, кропотливой и всесторонней подготовки к нему, свободного владения материалом, умения сопоставлять и анализировать мнения ребят по спорным вопросам, незаметно подсказать и привести учеников к нужному суждению. Но все затраты учительского труда окупаются сторицей, когда видишь, как учеников увлекает вопрос, как они начинают думать, спорить, доказывать. Самое же ценное, когда в ответах учащихся звучит их собственное «я», когда решение проблемы позволяет раскрыться новым чертам в характере ребят. В связи с этим хочется рассказать об одном эпизоде. Ребятам была задана следующая ситуация по теме урока «Дружба, товарищество, любовь».

Дружили двое: Таня и Витя. Учились в одном классе, сидели за одной партой, вместе делали уроки и свободное время тоже проводили вместе. Но вот произошел такой случай. Как-то раз на уроке истории Таня и Витя разговаривали. Видя, что Таня не записывает домашнее задание, учительница взяла ее дневник. Тогда Таня сказала зло и грубо: «Почему вы взяли только мой дневник? Я здесь ни при чем, это он мешает».

Витя принял вину на себя, но на этом дружба кончилась. И хотя Таня переживала, даже просила простить, Витя остался непреклонным. Пост у1пок Тани он расценил как нокаут, о чем и написал другу .

Я спросила ребят, прав ли Витя в этой ситуации. Большинство из них ответили утвердительно, говоря, что Таня поступила подло и трусливо, что она предала дружбу, а такое простить нельзя.

Но был и такой ответ: «Если любишь девушку, надо уметь прощать ей слабости, помочь ей исправить ошибку. Кроме того, жаловаться, изливать свои слезы в письмах тоже не совсем по-мужски».

Незаметно разговор о дружбе перешел в разговор о мужском характере, и самым ценным было то, что начал его ученик, которого в классе считают скрытным, обидчивым, даже немного заносчивым. Но его слова, его искренность заставили и ребят, и учителя посмотреть на этого подростка по-новому, увидеть в его характере доброту и гордость.

Пр облемный метод ценен еще и тем, что постепенно приучает ребят видеть нравственные проблемы в произведениях художественной литературы, в материалах печати, в поступках людей. Если в начале учебного года учащиеся подбирают примеры на темы морали из газет, книг по заданию учителя, то по мере изучения курса этики ребята все чаще обращаются с такими вопросами: «Вы читали вчерашнюю «Правду»? Там здорово о совести написано». Или: «Как вы считаете, правильно ли поступил В., что не подсказал по алгебре?» Это свидетельствует о том, что материал урока не забыт, он волнует ребят, учит и по-новому мыслить, и поступать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12