ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ ПО ТЕМЕ: «УГЛЕВОДОРОДЫ»

  Главная      Учебники - Педагогика     Педагогика - лекции (Галиновски И.)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ ПО ТЕМЕ: «УГЛЕВОДОРОДЫ»


СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Углеводороды – основной класс органической химии. При их изучении рассматриваются почти все теоретические вопросы курса. Знания учащихся этого раздела создает условия для успешного усвоения остального материала органической химии. Задачей изучения УВ является закрепление и развитие знаний теории химического строения, многообразия соединения углерода, углубления понятий о химической связи на основе электронной теории, формирование знаний о пространственном строении органических соединений и механизмах химического взаимодействия, ознакомление с веществами хозяйственного значения. Органическая химия дает представление о веществах, составляющих организмы растений, животных, человека, об изменениях, которые происходят с веществами в организмах и лежат в основе их жизнедеятельности [1].

По сравнению с неорганической химией органическая химия воспринимается учащимися как достаточно сложная. Это связано прежде всего с многообразием изучаемых классов соединений, большим числом новых терминов, особенностью химического строения веществ, разнообразием их химических свойств и т.д.

Изучение различных классов органической соединений будет неполным, незавершенным без выявления их связи друг с другом, представления изучаемого материала в виде целостной картины [2].

Важнейшие классы органических соединений

Название класса Общая формула Формулы отдельных представителей и их названия Виды изомерии Важнейшие химические свойства
Алканы Сn H2n+2 CH3 -СН2 - СН2 -CH3 Изомерия углеродного скелета Горение, замещение, крекинг, изомеризация, дегидрирование
Алкены Сn H2n СН2 =С(СН3 )- СН2 - СН3 Изомерия углеродного скелета, положение двойной связи, межклассовая, пространственная Окисление, полимеризация, присоединение
Циклоалканы Сn H2n Изомерия углеродного скелета, межклассовая, пространственная Горение, замещение,

присоединение

Алкины Сn H2n-2 СН3 -С≡С(СН3 )- СН2 - СН3 Изомерия углеродного скелета, положение тройной связи межклассовая Присоединение,

полимеризация,

окисление,

замещение

Алкадиены Сn H2n-2 СН2 =С(СН3 )- СН= СН2 Изомерия углеродного скелета, положения двойной связи межклассовая Присоединение,

полимеризация

Арены Сn H2n-6 С6 Н6 Изомерия углеродного скелета, Окисление, замещение,

присоединение

Предельные одноатомные спирты Сn H2n+1 OH СН3 ОН Изомерия углеродного скелета, положение функциональной группы, межклассовая Взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородными кислотами, окисление, дегидрирование, дегидратация, этерификация
Фенолы Ar-(OH),

Ar-(OH)n

С6 Н5 ОН Замещение, взаимодействие со щелочными металлами и со щелочами, поликонденсация
Альдегиды R-СOH СН3 СОН Изомерия углеродного скелета, межклассовая Присоединение, замещение, окисление, полимеризация, поликонденсация
Простые эфиры R1 -O-R2 СН3 ОС2 Н5 Изомерия углеродного скелета, межклассовая
Сложные эфиры R1 -COO-R2 СН3 ООС2 Н5 Изомерия углеродного скелета, межклассовая Гидролиз
Одноосновные предельные карбоновые кислоты R-COOH СН3 СООН Изомерия углеродного скелета, межклассовая Диссоциация, взаимодействие с металлами, основными оксидами, гидроксидами, солями более летучих и слабых кислот, со спиртами, замещение, присоединение водорода
Амины R-NH2 СН3 2 Изомерия углеродного скелета, положение функциональной группы, межклассовая Горение, основные свойства
Аминок-ты R- CH(NH2 )-COOH 2 -СН2 СООН Изомерия углеродного скелета, положение функциональной группы, межклассовая Амфотерные свойства, взаимодействие с металлами, солями, основными оксидами, спиртами, поликонденсация, образование биполярного иона

1.1 Анализ изложения темы «Углеводороды» в школьных учебниках по химии

Преподавание темы «Углеводороды» начинается с 10 класса, первого полугодия, с главы «Предельные углеводороды».

В настоящее время существует достаточное количество учебников по химии. При написании данной работы было рассмотрено два учебника по химии для 10-х классов, по которым занимается основная часть учеников школ нашей республики - это учебник химии под редакцией Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана (учебник которым пользуются в основном сельские школы), также учебником за 10 класс под редакцией Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гары Н.Н.(учебник, по которому занимаются школы г. Нальчика). В настоящей работе используются поурочные разработки по химии для 10-х классов под руководством М.Ю. Горковенко, а также тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса под руководством С.В. Горбунцова. В 10 классе на изучение темы «Углеводороды» отводится 20 ч.

Анализ этих учебников показывает, что углеводороды в школьных программах отражены полно, в том, что касается их химических и физических свойств, нахождение в природе и применения. Но в учебнике химии под редакцией Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана, отсутствуют проблемы связанные с негативным влиянием углеводородов на окружающую природную среду [2].

Анализируя методические пособия я пришла к выводу, что новый выпуск учебника химии для 10-го класса под редакцией Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гары Н.Н является наиболее подходящим в учебно-воспитательном процессе, так как здесь кроме собственно химического содержания, направленного на усвоение основ органической химии, включены и мировоззренческие вопросы, обеспечивающие понимание научной картины мира, а также исторические сведения, отражающие этапы становления и развития органической химии как науки. Помимо этого в данном курсе рассматриваются: экологические вопросы, связанные с производством и применением органических веществ, с проблемами окружающей среды; вопросы производства, связанные с синтезом важнейших органических соединений, а также сведения, отражающие участие органической химии в сохранении и преобразовании окружающей среды, жизни и здоровья человека.

В отличие от учебника по химии для 10 класса под редакцией Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана рассматриваемый учебник является двухуровневым. Первый уровень, ориентированный на государственный стандарт образования, является базовым. Второй уровень предназначен для учащихся профильных классов естественно – научного направления, а также для учеников обычных классов, которые хотят более глубоко изучить отдельные вопросы школьного курса химии. После каждой главы учебника приводится дополнительный материал теоретического, прикладного, биохимического, медицинского и исторического характера, предназначенный ученикам профильных классов, а также всем любознательным ученикам [4]. Для активизации ранее полученных знаний в начале каждого параграфа предложены вопросы и задания. Обобщающие выводы в конце каждой главы, выделение в конце параграфов основных понятий, которые должны быть обязательно усвоены, классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы способствуют систематизации полученных знаний.

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..