МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ТЕМЫ УГЛЕВОДОРОДОВ НА УРОКАХ ХИМИИ

  Главная      Учебники - Педагогика     Педагогика - лекции (Галиновски И.)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42 

 

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ТЕМЫ УГЛЕВОДОРОДОВ НА УРОКАХ ХИМИИ

Содержание экологизированного курса помимо теоретического материала и химического эксперимента включает расчетные и экспериментальные задачи, сюжетно- ролевые уроки, экологические игры, контролирующие задания с экологическим содержанием.

Преподавание курса может осуществляться в разных вариантах. Один предусматривает систематическое включение экологической информации в конкретные темы, другой - предполагает ознакомление учащихся с общими экологическими закономерностями и изучения химии в контексте этих представлений.

Урок. Ароматические углеводороды

Цели: Познакомить ребят с ароматическими соединениями и ароматической связью. Рассмотреть строение молекулы бензола, физические свойства и основные способы его получения. Дать понятие о видах изомерии и номенклатуре гомологов бензола. Изучить химические свойства, рассмотреть применение бензола и его гомологов.

Оборудование и реактивы : бензол, раствор перманганата калия и бромная вода, пробирки, необходимая стеклянная посуда.

Ход урока.

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Учитель начинает урок с объяснения нового материала.

II. Строение. Номенклатура и изомерия карбоновых кислот.

Формулируете определение класса ароматических УВ (или аренов) как соединений, молекулы которых содержат одно или несколько бензольных колец. Далее подробно разъяснить понятие «бензольное кольцо» на примере молекулы важнейшего ароматического соединения – бензола.

Изучение строения молекулы и свойств бензола проводится в контексте учебника. Далее необходимо вспомнить основные химические свойства предельных и непредельных УВ.С учетом специфики класса проводим экспресс-опрос учащихся или кратко напоминаем изученный материал: Основное химическое свойство алканов – это способность к реакции замещения в определенных условиях, и инертность по отношению к растворам KMnO4 и бромной воде. Основное химическое свойство алкенов – это способность к реакциям присоединения в определенных условиях, непредельные УВ распознают по обесцвечиванию малинового раствора KMnO4 и исчезновению оранжевой окраски бромной воды.

Далее учитель выписывает молекулярную формулу бензола на доске и предлагает ребятам определить характер этого углеводорода. Учащиеся с легкостью делают вывод о непредельном характере бензола. Педагог выполняет демонстрационный эксперимент с раствором KMnO4 и бромной водой. Ребята отмечают в тетрадях, что бензол не взаимодействует с данными реагентами. Учитель дополняет характеристику химических свойств бензола: оказывается, наиболее характерными для него являются реакции замещения, а в реакции соединения он вступает только в жестких условиях.

- Исходя из химических свойств бензола, какой можно сделать вывод о характере этого соединения? (По химическим свойствам бензол ближе к предельным УВ, чем непредельным.)

В результате такого подхода, учитель создал проблемную ситуацию: несоответствие молекулярной формулы бензола с его химическими свойствами.

Сообщаем, что подобный вопрос возник после открытия бензола Фарадеем еще в 19 веке и на протяжении нескольких десятков лет привлекал внимание исследователей. Пытаясь разрешить это противоречие, многие исследователи предлагали различные варианты структуры бензола. Далее знакомим ребят со структурной формулой предложенной немецким ученым Кекуле. Учитель напоминает, что подобным образом расположенные двойные связи называются сопряженными.

Вопрос о структуре бензола решился только в 20 веке, когда на помощь химикам пришли физические и квантово - механические методы исследования строения молекул. Знакомим ребят с современными представлениями о строении молекулы бензола:

1) все атомы С находятся в состоянии sp2 – гибридизации, значит каждый атом С образует 3 σ-связи и 1 π-связь.

2) молекула бензола представляет собой плоский правильный шестиугольник, валентные углы между связями равны 120о

3) все углерод-углеродные связи равноценны, длина – С - С – связи равна 0,139 нм.

4) все σ-связи находятся в одной плоскости.

5) 6 негибридизованных р-орбиталей атомов С расположенные перпендикулярно плоскости кольца и параллельные друг другу, перекрываются между собой и образуют единую сопряженную π-систему.

Учитель объясняет, что сочетание 6 σ-связей с единой π-системой называется ароматической связью.

Запись в тетради: бензольное кольцо – это циклическая группировка из 6 атомов углерода с особым характером связи, называемой ароматической.

Для изучения физических свойств бензола, следует провести соответствующие демонстрационные опыты: представляем прозрачную склянку с бензолом, смешиваем его с водой. Для демонстрации легкоплавкости бензола, в начале урока помещаем пробирку с бензолом в стакан со льдом, затвердевший бензол показываем классу. В результате эксперимента, учащиеся выясняют, что бензол представляет собой бесцветную жидкость, нерастворимую в воде (как все УВ).

- Почему бензол при смешивании с водой переходит в верхний слой? (Очевидно, плотность бензола меньше плотности воды, поэтому бензол при смешивании с водой переходит в верхний слой.)

 

Урок. Изомерия и номенклатура гомологов бензола.

Отмечаем, что для гомологов бензола характерна только изомерия положения нескольких заместителей. Остальные виды изомерии для бензола и его гомологов не наблюдаются в виду особенностей строения бензольного кольца. Приведем тривиальные названия ближайших гомологов бензола – толуол, ксилол. Акцентируем внимание ребят на правилах нумерации заместителей: сумма цифр заместителей должна быть наименьшей.

IV. Способы получения

Сообщаем, что основными промышленными способами получения ароматических УВ является:

1) сухая перегонка каменного угля (коксование);

2) нефтепереработка.

Отметим, что некоторые сорта нефти богаты ароматическими УВ, которые отделяют простой перегонкой. Арены получают также пиролизом и каталитическим крекингом нефтяных продуктов.

Синтетические способы получения бензола и его гомологов

Способ получения Уравнение химической реакции
Дегидрирование циклогексана С6 Н12 Р t , 300˚C → С6 Н6 +3Н2 О()
Ароматизация алканов С7 Н16 Р t , 300˚ C С6 Н5 СН3 +4Н2
Тримеризация ацетилена 3 С2 Н2 Сакт.,400˚С → С6 Н6
Синтез Вюрца С6 Н5 Вr+ 2Na+Br С2 Н5 AlCl 3 →2NaBr+С6 Н5 С2 Н5
Алкирование С6 Н6 + С2 Н5 –Cl AlCl 3 → С6 Н5 - С2 Н5 +HCl

С6 Н6 + CH2 =CH2 H + → С6 Н6 - С2 Н5

V. Химические свойства бензола

Тип химической реакции Уравнения химических реакций
Реакции замещения
1)Галогенирование С6 Н6 +Br2 FeBr 3 → С6 Н5 Br + HBr
2)Нитрирование С6 Н6 +HO – NO2 H 2 SO 4 конц → С6 Н5 NO22 O
3)Алкилирование С6 Н6 + С2 Н5 - Cl AlCl 3 → С6 Н5 - С2 Н5 +HCl
4)Ацетилирование С6 Н6 + Cl – C – CH3 AlCl 3 → С6 Н5 – C -СН3

║‌ ║‌

O O

Реакции окисления
Горение 6 Н6 +15O2 →12CO2 + 6H2 O
Неполное окисление С6 Н5 - СН3 + 3[O] → С6 Н5 - СOOH + H2 O
Реакции присоединения
Гидрирование С6 Н6 +3H2 Pt 180˚C → С6 Н12
Хлорирование С6 Н6 +3Cl2 УФ → С6 Н6 Cl6

VI. Применение бензола и его гомологов.

Бензол используется в качестве сырья для химической промышленности. Из бензола получают растворители, лекарства, красители, ядохимикаты и др.[20]

Тесты для закрепления материала.

1. Молекула бензола состоит:

а) из четырех атомов углерода;

б) из пяти атомов углерода;

в) из шести атомов углерода;

г) из семи атомов углерода.

2. Бензол относится:

а) к углеводородам;

б) к кислородсодержащим;

в) к производным углеводородам;

г) к галогенпроизводным.

3. Бензол добывают из:

а) природного газа;

б) попутного нефтяного газа;

в) нефти;

г) кокса.

4. Бензол является источником для получения:

а) кумола;

б) пропанола;

в) этилена;

г) ацетилена.

5. В промышленности бензол получают синтетическим путем из:

а) ацетилена;

б) этана;

в) уксусной кислоты;

г) жиров.

6. Бензол вступает в реакции:

а) присоединения;

б) разложения;

в) окисления;

г) изомеризации.

7. С каким из предложенных веществ бензол не будет взаимодействовать:

а) с водородам;

б) с кислородом;

в) с металлическим железом;

г) с газообразным хлором.

8. Напишите реакцию полного горения бензола при недостатке кислорода. Коэффициент перед молекулой бензола равен:

а) 2;

б) 3;

в) 12;

г) 6.

9. Как непредельный углеводород бензол нельзя определить с помощью:

а) реакции с раствором перманганата калия;

б) реакции с бромной водой;

в) реакции гидрирования;

г) реакции с хлорной водой.

10. Сколько литров кислорода потребуется для полного сгорания 7,8 г бензола:

а) 16,5 л;

б) 16,6 л;

в) 16,8 л;

г) 16,9 л.

 

 

Урок – упражнение. Генетическая связь между различными классами углеводородов

Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Углеводороды». Рассмотреть генетическую взаимосвязь различных классов углеводородов.

Оборудование и реактивы: таблицы, схемы, плакаты, используемые в теме «Углеводороды».

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

1) Какие соединения называются ароматическими?

2) Назовите простейший ароматический УВ, приведите его молекулярную формулу. Обесцвечивает ли бензол бромную воду и раствор перманганата калия? Почему?

3) Опишите физические свойства бензола.

4) Опишите электронное строение молекулы бензола. Сколько σ- и π- связей содержится в молекуле бензола?

5) Что такое «бензольное кольцо»?

6) Какая связь называется ароматической?

7) Перечислите основные способы получения аренов.

8) Перечислите химические свойства ароматических углеводородов.

 

Урок. Генетическая связь между классами углеводородов

Обобщаем изученный материал по теме «Углеводороды». С этой целью предлагаем ребятам перечислить изученные классы УВ: алканы, алкены, алкины, алкадиены, циклоалканы, арены. Вспоминаем все известные названия данных классов соединений, например, алканы – это предельные или насыщенные УВ, парафины и т.д. Итого 6 классов органических соединений. Перечисляем основные признаки каждого класса УВ: алканы содержат максимально возможное число атомов водорода и все связи между атомами являются одинарными; алкены содержат двойную связь, алкины – тройную, алкодиены – 2 двойные связи, циклические УВ содержат замкнутую цепочку из атомов С, в случае циклоалканов все связи между ними являются одинарными; арены содержат бензольное кольцо, в котором реализуется ароматическая связь.

Выписываем общие формулы гомологических рядов изученных углеводородов на доске и предлагаем ребятам определить класс УВ, имеющих приведенные формулы:

Общие формулы гомологических рядов углеводородов:

1. Сn H2 n +2 ; 2. Сn H2 n ; 3. Сn H2n -2 ; 4. Сn H2n -6 .

1) алканы;

2) алкены, циклоалканы;

3) алкины, алкадиены;

4) арены.

- Как отличаются по составу УВ различных классов? При ответе следует использовать общие формулы гомологических рядов. (УВ различных гомологических рядов отличаются друг от друга содержанием водорода. Больше всего водорода содержат алканы, меньше всего арены.)

Подведем ребят к мысли о том, что превращать УВ разных классов друг в друга, можно отнимая или присоединяя атомы водорода, т.е. с помощью реакций гидрирования и дегидрирования. Схематически это можно изобразить следующим образом:

Сn H2 n +2 ↔ Сn H2 n ↔ Сn H2 n -2 ↔ Сn H2 n -6

Сообщаем ребятам, что данный способ (гидрирования и дегидрирования) широко используется для получения УВ, однако он не является единственным и имеет множество исключений, т.е. не является универсальным.

Таким образом, все классы УВ связаны между собой взаимными переходами или находятся в генетическом родстве. Предложим ребятам вспомнить, где еще они встречались с подобными переходами. Учащиеся должны сообщить, что основные классы неорганических соединений также связаны между собой взаимными переходами и находятся в генетическом родстве между собой. Составляем расширенную схему взаимных переходов между различными гомологическими рядами УВ:

циклоалканы←

↑ ↓

алканы ↔алкены↔ алкины↔ арены

‌│_________________________↑

Для закрепления изученного материала предлагаем выполнить следующие тесты:

1. Какова структурная формула органического соединения состава Сn H2 n +2 , где n=2:

а) С2 Н6 ;

б) С2 Н4 ;

в) Н:С:С:Н;

г) Н-СН2 -СН2 -Н.

2. Назовите соединение СН3 -СН2 -СН3 по рациональной номенклатуре:

а) диметиметан;

б) пропан;

в) пропен-1;

г) пропиленметилметан.

3. Выберите правильное название остатка алкена:

СН2 =СН – СН2 -

а) пропил;

б) изобутил;

в) пропенил-1;

г) пропенил-2.

4. Этилен не используют:

а) для получения этилового спирта;

б) для получения пластмасс;

в) в качестве горючего ;

г) для получения 1,2-дихлорэтана.

5. Вставьте пропущенное соединение Х в уравнение реакции

SrC2 + Н2 О → НС ≡ СН + Х

а) водород;

б) кислород;

в) вода;

г) гидроксид стронция .

6. Выберите правильное название остатка алкина

НС ≡ С – СН2 -

а) пропинил-2;

б) пропинил-1;

в) изопропил;

г) пропенил-2.

7. Какой углеводород является межклассовым изомером для диенового углеводорода, молекулярная формула которого

Н2 С = СН – СН = СН2

а) бутан;

б) изобутан;

в) бутен-1;

г) бутин-2.

8. Продуктом гидратации этилена является:

а) этин;

б) этиловый спирт;

в) этан;

г) политэтилен.

9. Как непредельный углеводород бензол нельзя определить с помощью:

а) реакции с раствором перманганата калия;

б) реакции с бромной водой;

в) реакции гидрирования;

г) реакции с хлорной водой.

10.Сколько литров кислорода потребуется для полного сгорания 7,8 г бензола:

а) 16,5 л;

б) 16,6 л;

в) 16,8 л;

г) 16,9 л.

Д/З: На основании молекулярных формул, определить, к каким гомологическим рядам относятся приведенные ниже УВ. В некоторых случаях возможно несколько вариантов ответа.

а) С4 Н10 ; б) С8 Н10 ; в) С4 Н16 ; г) С4 Н6 ; д) С7 Н14

Ответы: а) алканы; б) арены; в) алкены или циклоалканы; г) алкины или алкадиены; д) алкены или циклоалканы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42