Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18   ..

 

 

Особенности психологической готовности детей к школе, воспитывающихся в ДОУ

Особенности психологической готовности детей к школе, воспитывающихся в ДОУ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Память произвольная
зрительная слуховая
Группа кратковременная долговременная
1 4,65 4 4,2
Словарный запас
Группа Количество слов Диапазон
1 20,1 18-24
Группа Память произвольная
зрительная Слуховая
кратковременная Долговременная
2 4.55 4.3 4

Результаты диагностики мыслительной операции обобщение

Группа Словарный запас
Количество слов Диапазон
2 18,9 16-21
Группа Словарный запас
Количество слов Диапазон
1 20,1 18-24
2 18,9 16-21

Результаты диагностики мыслительной операции обобщение.

У дошкольников первой группы выявлены в целом результаты среднего (38%), выше среднего (40%) и высокого (15%) уровней способности к обобщению. У дошкольников второй группы выявлены результаты среднего(43%), выше среднего (20%) и высокого (7%) уровней способности к обобщению. Однако временные представления (день; ночь), растения как вид (сирень, шиповник) для 30% детей первой группы и 7% детей находятся в зоне их ближайшего развития. Исходя из полученных результатов мы видим, что в первой группе преобладает выше среднего уровень способности к обобщению, а во второй средний уровень способности к обобщению.

Установление причинно-следственных связей, составление связноготекста, логичность описания, характеризуют особенности речи и вербального мышления дошкольника.

Диаграмма 1.

Результаты диагностики логического мышления на вербальном уровне.

В нашем исследовании 29% детей первой группы и 54% детей второй группы неверно разложив картинки, не справились с обоснованием последовательности событий, а лишь короткими и не всегда точными высказываниями обозначили их содержание.

40% детей первой группы и 35% второй группы, неверно разложив картинки, в ходе рассказа сами замечают и исправляют неточности. И только 31% участников первой группы и 11% второй группы, верно, раскладывают картинки с учётом причинно-следственных связей, либо логически обосновывают свой порядок. Проанализировав результаты, мы увидели, что у 71% детей посещающих дошкольное учреждение логическое мышление практически сформировано, а у детей второй группы находится еще только в стадии становления.

Умственного развитие исследовалась с использованием диагностической программы, разработанной Л.А. Венгером и его сотрудниками. На диаграмме 2. представлены результаты диагностики детей.

Диаграмма 2.

Количественные показатели изучения уровня сформированности умственных действий

Из представленных данных первой группы можно видеть, что средние количественные показатели по всем методикам находятся в зоне нормы. Анализ данных обследования показывает, что самый высокий результат выявлен по методике «моделирование», а самый низкий – по методике «схематизация». Анализ обследования второй группы показывает высокий результат по методике « схематизация», а низкий - по методике» моделирование».


Диаграмма 3.

Представление уровней умственного развития первой группы

Диаграмма 4.

Представление уровней умственного развития второй группы детей

В целом, мы видим, что более 80% детей первой группы детей психологически готовы к обучению в школе и около половины детей второй группы имеют достаточный уровень психологической готовности к школьному обучению. Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что у воспитанников дошкольных учреждений уровень психологической готовности к обучению в школе выше, чем у детей, не посещающих ДОУ. Данная отличительная особенность проявляется в изученных нами компонентах готовности интеллектуальном и мотивационном.

Вывод.

В ходе нашего практического исследования были получены данные, о том, что у детей, посещающих дошкольное учреждение, выявлена более высокая мотивационная готовность к школьному обучению, нежели у детей не посещающих ДОУ. По нашим данным 85% детей бывших воспитанников детского сада, переступая порог школы, имеют достаточно высокий уровень мотивации, что проявляется в сформированной внутренней позиции школьника. Это новообразование в старшем дошкольном возрасте является важным условием при поступлении ребенка в школу. Еще один из показателей готовности к систематическому школьному обучению выразился в высоком развитии вербального компонента мышления (словарный запас, установление причинно- следственных связей, составление связного текста, логичность описания). Только порядка 20% детей – воспитанников детского сада нуждаются в специально разработанной коррекционной программе.

Также мы выяснили, что около половины детей, не посещающих ДОУ, имеют достаточный уровень психологической готовности к школьному обучению, а у половины дошкольников недостаточно развиты компоненты мышления, памяти, беден словарный запас, не сформирована внутренняя позиция школьника, так как преобладают игровые мотивы. Требуется специально организованная подготовка, для благополучного вхождения в школьную жизнь.

В ходе практического изучения психологической готовности детей к школьному обучению и его ведущих компонентов – интеллектуального и мотивационного – мы нашли подтверждение тому, что дети, не посещающие ДОУ, по некоторым параметрам менее готовы к школе, чем дети, посещающие дошкольное учреждение.


Заключение

Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Поступление детей в школу – исторический рубеж в жизни ребенка и его семьи, переход к новому специфическому образу поведения, общения и условиям деятельности, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками, новому положению в обществе.

Основной деятельностью детей становится учение, которое является серьезным трудом: все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Учебная деятельность требует от детей новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления, создает новые условия для личностного формирования ребенка.

Субъективно готовность к школе нарастает вместе с неизбежностью первого сентября идти в школу. В случае здорового, нормального отношения взрослых к этому событию ребенок с нетерпением готовится к школе.

Проведенное исследование показало, что проблему готовности детей к школьному обучению глубоко изучали крупные отечественные и зарубежные психологи и педагоги, ее решают ежегодно тысячи учителей-практиков, с ней сталкиваются все родители, отправляющие своих детей в первый класс.

Анализ исследований и современных требований школы, предъявляемых к ученику, подтверждают общепринятые положения, что готовность к школьному обучению проявляется в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах.

Учёт своеобразия деятельности и возможностей каждого ребёнка позволяет индивидуализировать образовательный маршрут воспитанников, корректировать образовательный процесс. Развитие интереса, учебной мотивации, произвольности познавательных процессов, поведенческих реакций и познавательной деятельности ребенка способствуют формированию предпосылок возрастных новообразований дошкольников и детерминируют уровень психологической готовности детей к обучению в школе.

Практическое исследование уровня психологической готовности дошкольников, поступающих в школу, по нашей выборке показало, что в целом 75% детей имеют достаточный уровень готовности к школьному обучению. Вместе с тем 25% респондентов нуждаются в организации специальной коррекционно-развивающей работы с ними в первые месяцы пребывания в школе. При этом, выявилось, что дошкольники, воспитывающиеся в ДОУ, в целом, оказываются более готовыми к началу систематического обучения в школе. Таким образом, гипотеза нашего исследования частично подтверждается.

Таким образом, определение основных компонентов психологической готовности к обучению в школе, выявление психолого-педагогических условий повышения результативности интеллектуального и личностного развития детей, поступающих в школу, является одной из актуальных проблем современной теории и практики начального образования.

В дальнейшем мы планируем продолжить изучать проблему психологической готовности детей к школьному обучению с целью профилактики школьной дезадаптации.


Литература

1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети. – М., 1983.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.2. – М., 1980.

3. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. -М., 1995.

4. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагенство, 1994. – 68с.

5. Божович Л.И. Личность и ее воспитание в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968 - 464 с.

6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике.- Киев, 1989.

7. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие/Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1973.

8. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т.- М.: Просвещение, 1982, Т.1.

9. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М., 1996.

10. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.- Психологическая наука и образование- № 2, 1997 - С.28- 35.

11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: НПО «Образование», 1996. –160с.

12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

13. Ингекамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем.- М.: Педагогика, 1991. – 240 с.

14. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М.,1991.

15. Коломинский Я.Л. Человек: психология – М.: Просвещение, 1980 – 224 с.

16. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.-М.:Наука, 1975-304с.

17. Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. – Л., 1991.

18. Матюхина М.В. Мотивация учения младшего школьника. –М, 1989.

19. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.:Линка-Пресс, 1997. – 176с.

20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 456с.

21. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение, 1990.

22. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. В. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе.-Ярославль, 1999.

23. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.

24. Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М.: Просвещение; Владос, 1994.

25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. Пособие. – М.: Пед. общество России, 2000. – 448с.

26. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: «Сфера», 2001. – 240с.

27. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории факты, проблемы.- М., 1996.

28. Психология и педагогика: Учеб. Пособие/Сост. И отв. Ред. А.А.Радугин. – М.: Центр, 2000 – 256 с.

29. Психологические проблемы неуспеваемости школьников/Под ред. Н.А.Менчинской. – М., 1971.

30. Психологическое развитие младших школьников/Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.

31. Рабочая книга школьного психолога /Под ред.И.В.Дубровиной. – М.: Междунар. Пед. Академия, 1995. – 376с.

32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. –М.: Владос, 1995.

33. Рубцова В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.- М., 1987.

34. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. –М.: Просвещение, 1986.

35. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М.: Новая школа, 1995.

36. Словарь психолога-практика /Сост.С.Ю.Головин. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 976 с.

37. Современный словарь по педагогике/Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с.

38. СтоляренкоЛ.Ф. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 544с.

39. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии.- М.,1996.

40. Словарь справочник по психодиагностики Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Питер.,1999

41. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. -Ярославль: Академия развития, 1996 – 226с.

42. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. –М., 1993.

43. Фромм А. Азбука для родителей. – М.: Знание, 1994. – 288 с.

44. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. –М.: «Академия», 2002.-320 с.

45. Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. - № 2. -–2000. – С. 45-67.

46. Чейпи Дж. Готовность к школе. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.

47. Шабалина З.П. Первый год - самый трудный. – М.: Просвещение, 1990.

48. Эльконин Д.Б., А.Л. Венгер. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. – М.: Педагогика, 1988.

49. Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация//Избр. психол. труды. – М., 1989.

50. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

51. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Питер,1996.

Приложение 1

12 советов родителям будущих первоклассников ( "Семья и школа" № 3-1997г Елена Владимировна Рылеева, психолог, педагог )

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.
Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.
Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.
Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши.
Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!
И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.
В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.
Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.
Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.
Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.
Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.
Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.
Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18   ..

 

Память произвольная
зрительная слуховая
Группа кратковременная долговременная
1 4,65 4 4,2
2 4.55 4.3 4