Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  564  565  566   ..

 

 

Формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы

Формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы

Государственное образовательное учреждение среднего

профессионального образования

Педагогический колледж №7 Санкт-Петербурга

ВКР по педагогике

Тема: Формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы

Данилова Маргарита Павловна ,

Специальность 050710 -

педагогика дополнительного образования

Курс 5, группа 504

Научный руководитель:

Лазутченкова Елена Геннадьевна

2007-2008 уч. год

Содержание

Введение

3

Глава 1.

Теоретические основы патриотического воспитания

1.1.

Основные понятия темы

6

1.2.

Проблемы патриотического воспитания

12

1.3.

Особенности патриотического воспитания детей младшего возраста

23

1.4.

Изучение истории родного края как средство формирования патриотического воспитания

26

1.5.

Формы внеклассной краеведческой работы, направленные на воспитание чувства патриотизма у младших школьников

29

Выводы по 1 главе

34

Глава 2

Опытно-экспериментальная работа

35

2.1.

Констатирующий эксперимент

36

2.2.

Формирующий эксперимент

51

2.3

Контрольный эксперимент

57

Заключение

71

Список использованной литературы

72

Приложение

75

ВВЕДЕНИЕ

Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами… Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия".

Петр Чаадаев

У патриотизма многоженство разнообразных и неоднозначных трактовок, но самая распространенное определение патриотизма коротко и ясно – это любовь к своей Родине. А с чего начинается Родина? С вида за окном, с дороги от дома до школы и обратно, с детской площадки во дворе, с родного города, в котором многое напоминает о богатой событиями истории родного края и, конечно, истории всего Отечества в целом.

Большинство авторов, рассматривающих проблему патриотического воспитания в России, считают, что школьное патриотическое воспитание во многом сошло, как говорится, «на нет». И. А. Агапова и М. А. Давыдова выделяют факторы, которые в последнее время этому способствовали: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания, а также отсутствие методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев в своем методическом пособии пишут: «В прошедшем веке Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже ХХ-ХХ1 вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники растеряны, поскольку не могут найти объяснения всем противоречиям хода истории. В советские времена достижения Руси, России игнорировались учителями истории, в послеперестроечное время аннулировались все достижения советского времени. Необходимость воспитания исторически грамотного гражданина, тем не менее, не вызывает сомнения, если мы не хотим быть «Иванами, не помнящими родства».

Об общей ситуации в стране и необходимости введения патриотического воспитания уже в младшем школьном возрасте пишут Строганова Л. В., Кербицкова Н. Л.:

«Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих человека чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы, подражают учителю во всем и донести до них идеи патриотизма – вполне реальная задача».

Исходя из мнений и фактов, приводимых авторами, и мы можем определить проблему патриотического воспитания в настоящее время как одну из актуальнейших и требующих внимательного рассмотрения и анализа, т. к. недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Проблема состоит в разработке системы внеклассных мероприятий по ознакомлению детей младшего школьного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга для формирования у них чувства патриотизма.

Объект - процесс формирования патриотизма у младших школьников.

Предмет – краеведческая работа как средство формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста.

Цель – привить любовь и уважение к своей малой Родине, ее культуре и самобытности, сформировать патриотизм средствами краеведческой работы.

Гипотеза – Мы предполагаем, что возможно сформировать патриотизм у учащихся 1-4 классов, если ввести четкую систему внеклассных краеведческих занятий и экскурсий.

Задачи :

1. проанализировать библиографические источники по проблеме патриотического воспитания младших школьников; изучить особенности работы по проведению патриотического воспитания детей младшего школьного возраста;

2. провести диагностики по выявлению особенностей патриотического воспитания детей 1-4 классов;

3. провести формирующий эксперимент по ознакомлению младших школьников с культурой, историей и красотой г. Санкт-Петербурга;

4. проверить результаты экспериментальной работы;

5. обобщить результаты, сделать выводы;

6. разработать методические рекомендации по краеведческой работе с младшими школьниками на формирование патриотического самосознания.

Методы:

1. анализ психолого-педагогической и методической литературы;

2. анализ патриотических программ, используемых учителями школы.

3. диагностика особенностей патриотического воспитания детей младшего школьного возраста: анкетирование, беседа с учащимися.

Практическая ценность данной ВКР заключается в том, что для реализации ее гипотезы была разработана система внеклассных занятий и экскурсий на повышение уровня патриотизма младших школьников.

Глава 1.

Теоретические основы

формирования патриотического воспитания

1.1 Основные понятия темы

Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем… Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить известные нравственные привычки

Л. Н. Толстой

Первое по степени важности место среди других терминов в нашей ВКР занимает термин «патриотизм» .

В современной науке имеет место разномнение по вопросу о сущности патриотизма. Некоторые философы (Н.И. Матюшкин, М.В. Митин, П.М. Рогачёв и др.) определяют патриотизм как высшее нравственное чувство.

В педагогических исследованиях ряд ученых (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев) считают патриотизм политическим принципом. К нравственным качествам относят патриотизм В.В. Белоусов, Д.Н. Щербаков, Н.Е. Щуркова. Однако большинство педагогов (Н.П. Егоров, Л.Р. Болотина, Т.А. Ильина, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, Р.А. Полуянова, Ю.П. Сокольников) определяют патриотизм как сложное нравственное качество.

Такое множество мнений обусловлено сложностью рассматриваемого явления. Исходя из этого, необходимо уточнить сущность и содержание патриотизма, так как эффективность патриотического воспитания зависит от точного определения исходных понятий и положений.

Определение патриотизма как нравственного чувства не отражает его сущности в полном объёме, так как нравственные чувства – это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, поступкам и действиям, нормам ответственности. Патриотизм же предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации.

Мы рассматриваем патриотизм как любовь к Родине – это активная гражданская позиция. Патриотизм – это чувство гордости за своё Отечество, его историю, свершения. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. «Российский патриотизм» – это отношение граждан к своей Родине – Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать её. Это отношение к необъятным просторам страны, её природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, её населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.

Иначе говоря, патриотизм включает в себя:

- чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к жителям своего села, города, своему народу, его языку и культуре;

- желание заботится о других людях и об интересах Родины;

- осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости готовность к защите Отечества;

- проявление гражданских чувств и верности Родине;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- гордость за своё Отечество, символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. [16]

Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, которое является объектами ценностного отношения и имеет социальный характер, является социально обусловленным.

Патриотизм – слово греческого происхождения – определяется в толковом словаре русского языка, составленном С.И.Ожеговым, как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. И, соответственно, патриот (греч.: - земляк, соотечественник) – это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Патриотизм (греческое patris- отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. Патриотические чувства, идеи возвышают личность, когда они сопряжены с уважением к народам других стран и не вырождаются в психологию национальной исключительности. [27]

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Следующий термин, который затронут в нашей работе, - «воспитание» .

В педагогике есть несколько определений категории «Воспитание», но нет общепризнанного. Существуют различные воззрения на это понятие. В учебнике Н. И. Болдырева «Методика воспитательной работы в школе», по которому занималось не одно поколение советских студентов, дается следующее определение: «Воспитание - это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитанников, их отношения в процессе деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов». Изданный в 1988 году «Краткий педагогический словарь пропагандиста» рассматривает воспитание как процесс: «Воспитание – объективно-закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций». С тех же позиций определил воспитание и известный педагог-гуманист В. А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы»: «Воспитание в широком смысле – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления».

О том, что воспитание – это искусство совершенствования человеческой души, писал Иммануил Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».

Есть еще одна точка зрения, высказанная Г Нойцер в учебнике «Педагогика», вышедшем под редакцией Ю. К. Бабанского в 1984 году: «Воспитание – это усвоение общественнозначимого социального опыта».

Согласно признанному определению Х. Й. Лийметса, воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Оно весьма близко к определению А. В. Мудрика и коренным образом отличается от до сих пор распространенного в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого усилиями педагогов воспитательного процесса является обучение – передача подрастающему поколению определенных знаний, умений, навыков.

Патриотическое воспитание в свою очередь, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. [14]

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, т.е. охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в её активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Формирование и развитие чувства патриотизма идёт через ряд этапов, зарождённых из любви к своей малой родине- дому, деревне, городу, школе, классу, трудовому коллективу, созревая до общегосударственного, общенародного, патриотического самосознания, до осознанной любви и преданности всей нашей огромной многонациональной стране. [15]

В данной выпускной квалификационной работе мы попытаемся доказать, что один из самых эффективных путей формирования патриотического воспитания – это ознакомление детей с историей и культурой их малой Родины, т.е. посредством краеведческой деятельности.

Что же такое краеведение?

В толковом словаре В. И. Даля читаем: «Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами».

«Краеведение – это прежде всего краелюбие», - напомнил на учредительной конференции Союза краеведов России избранный председателем профессор С. О. Шмидт. «Самый массовый вид науки», - говорил о краеведении академик Д. С. Лихачев. Высокая наука смыкается с массами. Не только фигурально, но и буквально. Ведь краеведческий клуб – единственное, пожалуй, место, где седовласый профессор может обсуждать общую проблему с молодым учителем или школьником из далекого хутора.

Краеведение как особая форма научно-познавательной деятельности давно уже стало органической частью отечественной науки, культуры и образования. Многие педагоги по-разному видят и оценивают роль и место краеведения в образовательно-воспитательном процессе школы, в результате чего сложились две основные формы школьного краеведения: программное и внеклассное. Они не противоречат друг другу, часто взаимосвязаны, позволяя школьникам получать краеведческие знания не только на уроке, но и при желании участвовать в практической краеведческой деятельности в процессе дополнительных занятий в школьных краеведческих кружках, музеях, научных обществах. В основе краеведческой работы лежит поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому. [18]

Особенно важно и ценно, если изучением родного края занимается подрастающее поколение – граждане нашей страны, в чьих руках находится будущее России.

1.2 Патриотическое воспитание в настоящее время

1.2.1 Проблемы патриотического воспитания

Ситуация, сложившаяся в России за последние десять лет, необычна. Старое общество, с его экономикой, политикой, идеологией разрушено, а новое формируется в условиях отсутствия новой идеологии. В обстановке идеологического вакуума включается система переработки информации, заложенная в массовом сознании. Началась переоценка ценностей. Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, березки? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены, война в Чечне. Это тоже любить? Это тоже Родина? Это сложные вопросы. Нельзя любить непродуманные решения правительства. Но истинный гражданин, не любя их, переживает боль и трудностей своей Родины. В.А. Сухомлинский писал: "Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо. Есть у нас свои беды и горечи. Говоря о них, помни: ты говоришь о бедах и горечах своего родного дома". Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится.
В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками процесса постепенного перехода к поискам ответа на вопросы: чему и как учить? должна ли школа заниматься воспитанием или это обязанность только семьи? Есть разные точки зрения на данную проблему. Например, есть авторы, которые считают, что учитель истории не должен заниматься воспитанием патриотизма, любви к Родине и к "малой" в том числе. [19]

Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой. Выпускница школы пишет: "Я думаю, что воспитанием должны заниматься как родители, так и школа, и общество. С самого раннего возраста чувство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое. Вспомним, как наша страна праздновала 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, как относились в эти дни к ветеранам: их старались окружить вниманием и уважением. Жаль, что этим вниманием и заботой ветеранов окружают не каждый день. По моему мнению, сейчас не хватает молодым людям чувства патриотизма и этот недостаток нужно восполнить (Виолетта А.)".

Однако значительные перемены в социально-экономической и политической жизни общества и государства, новое геополитическое положение России в мировом сообществе, перестроечные процессы и нестабильность в Российских Вооруженных Силах и другие факторы определили характер противоречивых изменений в стране. Продолжающийся кризис закономерно негативно повлиял на духовно-нравственное, мотивационно-ценностное, социально-психологическое состояние всех россиян. Традиционные ценности российского народа, отечественной истории и культуры обесцениваются, что ведет к духовной опустошенности, порождает безнравственность, прежде всего в молодежной среде. [16]

В России происходят крупные позитивные изменения в социальной жизни и в экономике. Вместе с тем в новые условия перекочевала масса недостатков и упущений старой общественно-экономической системы, появились новые серьезные негативные явления тенденции. Особенно сильной деформации подверглась система патриотического воспитания. Объявив отжившим и неверным старое, правящие круги не смогли заменить его новой, тщательно обоснованной системой взглядов, духовных ценностей и целей дальнейшего развития страны, способных консолидировать общество, направить его по пути приемлемого для большинства цивилизованного развития.

Возникшая на фоне формационного излома духовная пустота в сознании россиян быстро начала заполняться у многих из них такими не свойственными им ранее качествами, как индивидуализм, эгоизм, национализм, стяжательство, стремление любыми путями и средствами получить выгоду за счет других и нередко в ущерб государству. Значительная часть населения оказалась униженной, оскорбленной, впала в бедность или нищету, потеряла уверенность в завтрашнем дне и веру в справедливость.

В результате, в начале XXI века общество столкнулось с девальвацией и даже утратой чувства патриотизма, гордости за свою Родину, ее народ, историю и культуру великой страны у значительной части населения бывшего СССР. [16]

Завидную мобильность и оперативность проявили СМИ в связи принятием 16 февраля 2001 года постановления о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.» и государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.». Некоторые каналы почти без промедления, как по команде, выразили весьма резкую и негативную позицию по поводу этих правительственных документов. Особенно усердствовал бывший ведущий телепрограммы «Итоги» господин Е. Киселёв. Отбросив свои наиболее «важные» дела, отложив в сторону результаты анализа основных политических событий в стране и за рубежом, они посчитали своим долгом львиную долю отведенного ему времени посвятить борьбе с угрозой возрождения патриотизма в России. Энергия отрицания и унижения этим господином патриотизма в лице данной программы была столь активной и неуемной, словно речь шла о фашизме, агрессии против России, угрозе национальной катастрофы и т. д. Такова степень патологического антипатриотизма у подобных господ, представляющих, к глубокому сожалению, все еще значительную часть политической и интеллектуальной элиты. [12]

Посчитали своим долгом внести посильный вклад в дискриминацию Государственной программы и другие известные и не очень господа, представляющие пишущую братию и дружно выдавшие соответствующие антипатриотические публикации в «Московском комсомольце», «Известиях», «Комсомольской правде», «Новой газете», «Труде» и других газетах. [12]

Не удивительно, что общество не имеет условий для нормального развития.

Депатриотизация в полной мере коснулась и Вооруженных Сил, обеспечение жизнеспособности которых достигается ценой больших усилий. Большие трудности вызывают также формирование офицерского корпуса Вооруженных Сил, войск МВД и других органов обеспечения общественного порядка. [12]

Несомненно, патриотическое воспитание для России является очень важным и нужным аспектом, но в условиях современной экономической и политической ситуации существуют серьезные трудности, препятствующие формированию национального самосознания среди молодежи. Эти трудности являются следствием того печального факта, что по данным социологических исследований более 60% молодежи готовы покинуть пределы России при условии, что они смогут устроиться в развитых капиталистических странах. По всей видимости, эта цифра даже занижена. Кампании по патриотическому воспитанию набирают силу именно в период экономического кризиса, ведущего к кризису в политике и морали. Чтобы как-то нейтрализовать последствия этого кризиса и наметить пути выхода из него, необходимы какие-то внеэкономические рычаги консолидации общества. Это может быть националистическая идея, религиозное обновление, наконец, патриотическое воспитание. В условиях многонациональной России националистическая идеология вряд ли сможет прижиться. Религиозное обновление тоже не дает особенных результатов в силу слабой религиозности большинства населения страны. Остается попытка патриотического воспитания.

Одна из трудностей заключается в том, что разрушены механизмы патриотического воспитания, существовавшие при социализме. Наиболее легко организовать патриотическое воспитание в условиях тоталитарного режима, а не при демократии, пускай, и переходного характера. Кроме того, рыночные отношения антипатриотичны по самой своей сути. Капитал интернационален, так как капиталисту безразлично, кто будет приносить ему прибыль: русский, казах или еврей.

Для патриотического воспитания нужны герои в качестве идеала, образца для подражания. Но рыночные отношения, строящиеся на идеологии прагматизма, отрицают все героическое, как нерентабельное. Кроме того, героическая личность всегда выходит за определенные границы, принятые в обществе. И здесь все уже зависит от системы координат. С нашей точки зрения Джордано Бруно был героем, а с точки зрения средневековой инквизиции - преступником. [12]

Подводя итоги по трудностям патриотического воспитания, можно выделить вместе с вышесказанным ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, а именно:

несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;

недостаточное оснащение и коммерциализация сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;

отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодежи и подготовке их к военной службе;

малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;

недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных учебных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодежи. [14]

1.2.2 Пути решения проблем

Общие задачи патриотического воспитания на современном этапе

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

привлечение традиционных для России религиозных концессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

Для улучшения работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи необходимо создание определенной системы, предусматривающей следующие меры:

координация деятельности государственных организаций и общественных объединений по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи;

повышение социального статуса патриотического воспитания детей и молодежи в российском обществе;

проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективной работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи;

повышение профессионального уровня управления процессом патриотического воспитания;

обеспечение взаимодействия системы образования, общественных объединений и организаций со всеми социальными институтами;

использование отечественных традиций и современного опыта в области патриотического воспитания;

повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи;

обновление программно-методического содержания, расширение правовой, нормативной и материальной базы в системе патриотического воспитания;

создание федеральной системы подготовки специалистов, руководителей образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;

обобщение и распространение опыта педагогической и экономической деятельности образовательных учреждений и организаций, занимающихся патриотическим воспитанием детей и молодежи;

воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, жизни и деятельности выдающихся личностей;

привлечение общественности к решению проблем духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи через формирование общественного мнения и взаимодействие с негосударственными и общественными организациями;

обновление содержания работы в образовательных учреждениях, организациях, объединениях по военно-профессиональной ориентации обучающихся, повышение уровня подготовки их к военной службе;

расширение сети образовательных учреждений (в том числе кадетских школ, классов, школ-интернатов), общественных военно-патриотических клубов, объединений, движений, занимающихся патриотическим воспитанием. [12]

Итак, задача поставлена. Современная школа призвана осуществить гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию. "Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства:" (Закон РФ "Об образовании". Преамбула).

Воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы. Но, решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания:

1. Необходимо резко различать национальное и националистическое, изучать истории различных народов, населяющих Россию;

2. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал;

3. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство" (как показывают ученические работы), не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны. [12]

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы

В связи с большим количеством проблем патриотического воспитания, существующих в стране, провозглашена приоритетной государственная политика в области патриотического воспитания, приняты программы, реализация которых должна восстановить систему патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях и в социуме в целом.

Воспитание патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений. Патриотическое воспитание является государственным приоритетом, о чем неоднократно говорил Президент РФ В.В. Путин, его статус закреплен в «Концепции патриотического воспитания граждан РФ» и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы».

Главной целью программы объявлено воспитание патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, особенно в процессе военной и государственной службы, несомненно, положительная оценка программы, сам факт принятия которой говорит об определенном симптоме выздоровления общества после десятилетия «безвременья» и беспамятства.

Одной из четырех задач, вытекающих из цели Государственной программы, является формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. Великое историческое значение России в прошлом сомнению подвергать не приходится, но современная роль России в судьбах мира большого патриотического настроения не вызывает.

Другой задачей является воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. На реализацию программы отводится пять лет. Год уже прошел, заметных изменений в обществе не видно.

Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, согласно программе, является государство. Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Первым в списке головных исполнителей мероприятий Программы значится Министерство образования Российской Федерации, которое должно разрабатывать собственные подпрограммы, обосновывать их финансирование, проводить конкурсный отбор исполнителей.

Программа несет в себе значительный позитивный заряд, многие ее положения и запланированные мероприятия долгожданны и действительно необходимы для подъема патриотического воспитания граждан, тысяч и миллионов горожан и сельчан. Давно требуется навести порядок в средствах массовой информации. Не секрет, что СМИ оказывают на умы и мнения людей влияние большее, чем школа и семья. Но в отличие от школьных образовательных программ, где все же существует отбор информации, на телевидении и радио в последние годы множились передачи антипатриотического толка, несущие западную идеологию, пропитанную индивидуализмом, бездуховностью и меркантильностью.

Программа требует государственного воздействия на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации, восстановление средствами культуры и искусства традиций братства народов, показ их роли в исторических судьбах России.

Особенно большое внимание должно быть уделено реанимированию воспитания и конкретно системы патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Программа предусматривает проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ, оценку их эффективности в свете сохранения духовного и физического здоровья учащихся. На необъективность освещения исторических событий в учебниках обратил свое внимание и Президент страны В.В.Путин. Качество учебника истории России стало предметом обсуждения на заседании Федерального Правительства.

Первый этап реализации программы (2001 год) предполагал разработку федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подпрограмм (перечней, планов). Многие субъекты РФ приняли свои подпрограммы.

Восстановлению системы патриотического воспитания уделяется внимание и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В ней отмечается, что развивающемуся обществу нужны, в том числе, люди, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Образование называется одним из важнейших факторов национальной безопасности страны. Оно должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, обеспечении устойчивого развития личности с гражданско-правовой культурой. В перечне важнейших задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании на первом месте стоит формирование у школьников гражданской ответственности.

1.3 Особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

Специфика социальной адаптации в значительной мере зависит от возраста личности, накопленного ею социального опыта. Как известно, с возрастом адаптивность человека снижается, он становится более подвержен воздействию внешней тревоги. Поэтому, наиболее благоприятным периодом для патриотического воспитания можно считать младший школьный возраст.

Под младшим школьным возрастом понимают период жизни ребенка от 6-7 лет до 10 лет. В это время у ребенка формируется основа произвольного поведения, а ведущей и новой формой его деятельности, сменяющей игровую, становится учебная деятельность. Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последовательного воспитания в самом широком спектре: гражданского, нравственного, эстетического и т. д. Основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу.

Понятие «патриотическое воспитание» детей включает зарождение, формирование и развитие первоначальных понятий и представлений: о Родине, необходимости защищать ее от врагов, о подвиге и героизме. Пробуждается интерес к героическому прошлому и настоящему России, стремление походить на героев, быть мужественным и смелым, сильным и выносливым, честным и правдивым, уважительным к друзьям и коллективу. [2]

Сегодня героизм понимается очень широко и не сводится к нескольким официально названным именам в отличие от советского периода, когда предлагался определенный перечень имен героев. Поэтому ребенку далеко не всегда и не просто без помощи взрослого разобраться, где героизм, проявляемый ради истинных ценностей, а где бессмысленная авантюра, где исторически сложившаяся традиция, а где новомодное подражание «загранице», где настоящие достоинства воина, а где простая попытка продемонстрировать личные физические данные, ложный героизм «крутых».

Качества патриота и гражданина формируются на ярких, эмоционально-насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народа, доступных для понимания детей. В первую очередь следует использовать семейную историю и впечатления ребенка от непосредственно его окружающего: прогулки в городе и за городом; рассказы об истории места, где живет семья, рассказы о предках, участвовавших, например, в революционных движениях, трудовых и ратных событиях народа в разные периоды истории; о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей и товарищей семьи.

Эффективными формами воспитания младшего школьника могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей. Старшим и младшим членам семьи полезно вместе смотреть телепередачи об истории страны, народа и героях, разучивать героико-патриотические песни. Детей следует знакомить с военной символикой: знаменами, орденами и медалями, почетным оружием, элементами военной формы – сравнивая и комментируя предметы разного времени. Особого эффекта можно достичь, если в доме есть ордена и медали, элементы военной формы, принадлежащие кому-либо из членов семьи. [2]

В патриотическое воспитание включается активная подготовка детей и проведение праздников, памятных дат в семье, школе и по месту проживания, посильное их участие по уходу за могилами-памятниками героев. Желательно предварительно познакомить детей с биографией или историей этого памятника.

Воспитание нравственно-волевых качеств младших школьников как составной части патриотического воспитания заключается в формировании умений и навыков поступать целеустремленно, самостоятельно, проявляя выдержку и дисциплинированность, инициативу и смелость, преодолевать свою нерешительность и лень. Этой задачи можно достичь, приучая детей к обязательному выполнению домашних и учебных заданий, общественных поручений, которые даются учителем (школой), поощряя их активное участие в общешкольных и классных мероприятиях, экскурсиях и спортивных соревнованиях, особенно в играх типа «Зарница». [14]

Об успехах в формировании патриотизма можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т. е. собственный опыт этих отношений. Всякий опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений или иных видов деятельности поведения. Вот почему учителю необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма. [14]

Еще необходимо помнить, что на детей, помимо педагогов, оказывают влияние родители, и не всегда положительное. Поэтому надо патриотически наставлять их, привлекать к участию в мероприятиях, к их организации и проведению. Как гласит один из принципов воспитания: необходимо единство воспитательных действий, только тогда можно добиться результата.

Таким образом, патриотическое воспитание уже в младшем школьном возрасте влияет на дальнейшую жизнь ребенка, и от личностных качеств педагога, от организации его работы зависит направят ли учащиеся свою деятельность на служение во благо Родине, станут ли действительно патриотами Отечества. [25]

1.4 Изучение истории родного края как средство формирования патриотического воспитания

… Школьный дом одноэтажный

Улыбается окном,

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

Гусь степенный в луже моет

Свой гусиный красный нос…

Все мое и все родное,

Чем я жил и где я рос.

М. И. Исаковский

Изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, имеет ценность не для одного, двух, а для десятков поколений людей, т.е. искать опору в краеведческих линиях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Важная роль комплексного изучения своей малой Родины была осознана в России давно. В начале ХХ в. такое изучение стали называть краеведением. В работе академика Д. С. Лихачева «Краеведение как наука и как деятельность» очень четко сформулировано: «Мы не храним старину не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало патриотов, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной «отдачи», не верим в медленные ценители души. А ведь памятники старины воспитывают, как ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе».

История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живет. В 90-е гг. ХХ в. мы часто слышали такие суждения, что служение только России для российского гражданина должно уйти в прошлое. Его нужно заменить служением всему человечеству. Понятие «патриотизм» у многих вызывало ироническую усмешку. Но ведь именно благодаря любви к Родине нашему народу удавалось выходить из самых сложных ситуаций в тяжелые периоды истории. Поэтому нам необходимо возрождение высоких гражданских чувств. И начинать эту работу лучше всего с родного порога. С малой Родины. [18]

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. [18]

Санкт-Петербург – это воплощенная в камне история. Однако не только внешний вид города определяет его характер. Петербургский стиль, петербургская школа, петербуржцы, даже петербургская речь – понятия, имеющие совершенно четкое культурно-историческое значение. Многое повлияло на их формирование. И прежде всего то, что Санкт-Петербург изначально был задуман как столица новой европейской державы – России, как город, не уступающий Парижу, Риму, Лондону. Это была дерзкая попытка, но она удалась, уникальный эксперимент увенчался успехом: Петербург состоялся, более того, здесь формировался духовный склад людей, творивших новую историю России. И хотя уже давно чиновный мир переселился в Москву, и там теперь решается политическая судьба России, уникальный облик Петербурга остался. [4]

Ознакомление с историей нашего города, его характером, культурой – это, несомненно, один из самых важнейших шагов на пути к становлению маленького гражданина и, в недалеком будущем, - истинного патриота. Краеведческая деятельность позволяет ребенку, участвуя во внеклассных занятиях по петербурговедению, совершая тематические прогулки и экскурсии, познакомиться со своим городом, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. [21]

Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально-насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий и т. п. Так воспитываются любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

Хорошо известно, что ведущей деятельностью для младших школьников является учебная – отсюда большая роль познавательной деятельности в развитии детей. Младшие школьники любопытны и любознательны. Они открыты, эмоциональны и непосредственны. Они деятельны и активны по природе, хотя часто переоценивают свои возможности. Именно краеведческая деятельность, в которой младшие школьники вступают в непосредственный контакт с окружающим миром, позволяет им реализовать свою потребность в познавательной и физической активности, открывать «секреты» окружающего мира, формирует образ Родины.

Органическое соединение учебной и краеведческой работы по изучению младшими школьниками страниц истории и культуры родного города рожает у детей любовь к Отечеству, ибо по-настоящему любить можно то, что очень хорошо знаешь. Активное включение детей в диалог с окружающим миром способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности и ответственности. В итоге проведенной работы детям хочется быть похожими на тех, кто составляет славу и гордость родного края. [21]

Это способствует поиску детьми идеалов в наше непростое время.

1.5 Формы внеклассной краеведческой работы, направленные на воспитание чувства патриотизма у младших школьников

Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые.

Гораций

Основными формами краеведческой деятельности младших школьников являются тематическая прогулка, экскурсия, внеклассное занятие.

Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приемам, приданию эмоциональной окраски каждому путешествию в окружающий мир, развитию творчества и фантазии.

Основная форма познания младшими школьниками окружающего мира средствами краеведческой деятельности – наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, сочинения, аппликации, лепку, конструирование и т. д. [21]

Эффективность патриотического воспитания зависит от организации учителем внеклассной работы и от форм ее проведения.

Внеклассная работа – это целенаправленная деятельность педагога во внеурочное время, имеющая свои цели и задачи.[25]

Цели внеклассной работы:

развивающая;

воспитательная;

образовательная.

Задачи внеклассной работы:

воспитание нравственных качеств (честности, правдивости);

воспитание гуманизма, толерантности;

воспитание культуры поведения;

воспитание доброжелательности;

воспитание ответственности;

воспитание самостоятельности;

развитие целеустремленности.

Все эти цели и задачи реализуются посредством конкретной организации внеклассной работы. У учителя – классного руководителя широкий выбор различных форм – это классный час, конкурс, соревнование, праздник, игра, экскурсия, прогулка (поход), фестиваль, вечер, викторина и многое другое.[25]

Организацию и проведение внеклассного занятия важно осуществлять по алгоритму:

Подготовка внеклассного занятия, включающая в себя:

1. выбор формы и темы.

2. составление сценария.

З. проведение репетиции (по необходимости).

4. подбор художественного и музыкального оформления.

5. приглашение к участию детей и гостей.

Проведение самого внеклассного занятия:

1. Встреча участников и гостей. Существуют варианты встречи гостей и участников: встреча-церемониал, сюжетная встреча, встреча гостей и участников импровизированными билетами.

2. Организационная часть.

Существуют определенные приемы организации и начала внеклассного занятия: представление гостей, театрализация, звуковые, цветовые, технические эффекты, кино- или видеопролог, музыкальная увертюра.

3. Основная часть.

Основная часть, в зависимости от формы мероприятия, бывает различной. Однако необходимо, чтобы органически сочетались 3 компонента: образ (музыка, иллюстрации, декорации), слово (декламация, беседа, выступление гостей) и дело (соревнования, танцы, пение, игры).

Планируя внеклассное мероприятие, следует не забывать о требованиях к его организации и проведению:

ориентация на всех ребят и на каждого в отдельности;

творческий потенциал дела;

соотношение обязательного и добровольного;

пропорциональность частей занятия;

единство формы и содержания;

учет возрастных особенностей учащихся.[25]

На тему основных символов Санкт-Петербурга можно провести ряд внеклассных занятий: «Герб, флаг и гимн России и Санкт-Петербурга», «Символы Санкт-Петербурга», «Знамя Победы». Большую воспитательную силу имеют занятия, посвященные близким детям названиям и явлениям: «Земли лоскуток драгоценный», «Блистательный Санкт-Петербург», «На какой улице я живу?», «Я и моя семья».

Важная роль в воспитании патриотизма принадлежит экскурсии.

Экскурсия – это форма работы, позволяющая проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственных условиях.

Методика проведения экскурсии:

1. Подготовка:

выбор темы и места проведения экскурсии;

подбор материала;

разработка маршрута;

приглашение к участию в экскурсии;

2. Проведение экскурсии:

следование к месту экскурсии;

организационный момент;

сама экскурсия;

заключительная часть.[25]

В начальной школе можно провести экскурсию «Это улица моя», «Дома на нашей улице», ряд экскурсий по местам боевой славы: «Никто не забыт, ничто не забыто», в различные музеи, к памятникам, посвященным Великой Отечественной войне, а также множество других экскурсий в различные музеи, бывшие усадьбы, к памятникам выдающимся людям.

Экскурсия строится в соответствии с возрастными особенностями младших школьников:

материал подается эмоционально, поскольку дети проявляют интерес к ярким событиям, фактам;

учитывая быструю утомляемость и слабую устойчивость внимания младших школьников, значительная часть важного фактического материала сконцентрирована во введении и в начале экскурсии;

используются знания детей, полученные на уроках, во внеклассной работе;

большая часть экскурсии проводится в форме диалога, что стимулирует активность ребят, самостоятельный поиск ответов на некоторые посильные для них вопросы; при этом за участие в беседе детей поощряют, ведь ситуация успеха особо важна для этого возраста;

чтобы не допустить ослабление внимания и интереса детей к экскурсии, важно использовать наглядные предметы, а также по возможности вносить элементы игры при подаче материала;

в конце экскурсии к памятным местам и памятникам боевой славы обязательна Минута молчания, возложение цветов к их подножию;

в ходе пешеходной экскурсии надо устраивать привалы, можно организовывать «перекус».[21]

Важная часть – подведение итогов экскурсии. Дети делятся впечатлениями об экскурсии в форме сочинений, рисунков, отчетов по туристско-краеведческим «должностям». Эти работы свидетельствуют о пробуждении у школьников чувства гордости за свою «большую» и «малую Родину», ее красоту, историческую ценность и культуру. [25]

Экскурсии – мощное подспорье педагогу в воспитательной работе. Они вызывают живой интерес у детей, помогают взрослым найти нужную тональность в общении с детьми, закладывают основы патриотического воспитания.

Можно выделить еще оду форму воспитательной работы – прогулку. Прогулка – это один из способов организации внеклассной деятельности, представляющий выход детей в природную или социальную среду.[25]

Методика проведения прогулки:

1. Подготовка: выбор темы, места, времени, подбор познавательного и занимательного материала.

2. Организационный момент.

3. Постановка задачи перед детьми в игровой форме.

4. Организационный выход.

5. Основная часть прогулки.

6. Подведение итогов по возвращению с прогулки.

При организации прогулки необходимо выбирать наиболее интересные, удобные и безопасные места, привлекать родителей.

Прогулки можно проводить в городских парках, в усадьбах, по улицам города. Например, «О чем грустит осень», «Кто хочет стать богатым», «Куда течет ручей» и т. д. Прогулки, опираясь на мир природы, способствуют развитию патриотических чувств, бережного отношения к природе.

Таким образом, внеклассная работа способствует формированию и развитию патриотических чувств у младших школьников. Правильная организация воспитательной работы – залог успеха в развитии детей и их нравственном взрослении. [25]

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Изучение теоретических источников позволили сделать следующие выводы:

1. Патриотическое воспитание необходимо в развитии гражданственности у детей 1-4 классов.

2. Формирование и развитие чувства патриотизма идёт через ряд этапов, зарождённых из любви к своей малой родине - дому, деревне, городу, школе, классу, трудовому коллективу, созревая до общегосударственного, общенародного, патриотического самосознания, до осознанной любви.

3. Одним из способов воспитания патриотизма в средней школе является краеведение. Основной аспект реализации краеведческой деятельности это - целенаправленность обучения (достижение определённых целей, значимость, актуальность) и направленность на адаптацию ребёнка.

4. Патриотическое воспитание на уроках краеведения, основывается на сопричастности детей к происходящему, осмыслении и эмоциональной активности, достигнутых творческой деятельностью, одухотворением красоты, значимостью целей и задач. Тема красоты подвига и любви к Родине, к её героям и её культуре может проходить не только на истории.

5. Если бы содержание уроков реализовывало задачи патриотического воспитания, то проблемы бы не существовало. Поэтому возникает вопрос о внеклассной работе по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

ГЛАВА 2.

Опытно-экспериментальная работа

2.1 Условия проведения констатирующего эксперимента

Для организации работы с учащимися по формированию у них патриотизма необходимо проведение нескольких этапов, таких как констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент.

Наше исследование проводилось на базе кружка ДДЮТ Кировского района, воспитанники которого занимаются туризмом и краеведением. Дети были приблизительно близкого возраста: от 8 до 10 лет. Численный состав кружка – 14 человек, учащиеся были поделены на две группы – экспериментальную и контрольную (Список групп см. в Приложении 1.). Численный состав экспериментальной группы – 7 человек: 4 девочки и 3 мальчика, контрольная состояла также из 7 детей: 5 девочек и 2 мальчиков.

Данное образовательное учреждение широко использует элементы патриотического воспитания. Из беседы с заместителем директора по воспитательной работе было выяснено, что целенаправленная работа по патриотическому воспитанию во ДДЮТ носит достаточно глубокий характер, дети изучают историю города и своего края. Но при этом группа, с которой мы будем проводить наше исследование, была набрана в начале 2007/2008 учебного года, поэтому уровень патриотического воспитания у данных учащихся довольно низкий.

Эти данные свидетельствуют о том, что наша экспериментальная работа соответствует интересам ДДЮТ Кировского района.

2.2. Констатирующий эксперимент

Цель: выявить уровень патриотического воспитания и любви к своей малой Родине (Петербургу) учащихся экспериментальной и контрольной групп с помощью представленных методик.

Для проведения констатирующего эксперимента был выбран метод анкетирования.

Задачи:

1) провести анкетирование;

2) проанализировать результаты;

3) сделать выводы.

Маслова Т.М. в своей диссертационной работе разработали систему воспитательной работы по патриотическому воспитанию и сформулировали критерии патриотической воспитанности младших школьников: мотивационно-потребностный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный и поведенческо-волевой.

Результатом патриотического воспитания младших школьников в контексте начального общего образования, по мнению Масловой Т.М, является патриотическое становление личности, которое включает в себя процесс овладения личностью общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения, способность оценивать свои поступки и поведение гуманистическими критериями, связанными с их отношением к малой и большой Родине..

Масловой Т.М предлагается следующие критерии по выявлению уровней патриотического воспитания младших школьников в контексте начального общего образования. К ним отнесены: мотивационно-потребностный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный и поведенческо-волевой критерии.

Мотивационно-потребностный критерий характеризует уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине», частота проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности, потребность узнавать историю «малой родины» (освоение области, расселение, традиции, обычаи, фольклор и др.).

Когнитивно-интеллектуальный критерий включает в себя объём знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, осознанность, оценочное отношение к ней, словесные проявления, уровень знаний сущности патриотизма.

Эмоционально-чувственный критерий включает в себя проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», особенность проявления чувств.

Поведенческо-волевой критерий включает в себя уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине» (участие в акциях по облагораживанию города, участие в спортивных соревнованиях и празднествах и т.д.), характеризует поступки, поведение в отношении друг с другом, к классной комнате, к школе и её имуществу, к делам за пределами школы.

На основе критериев выявления патриотической воспитанности младших школьников мы определили уровни патриотической воспитанности:

4 уровень – уровень проявления патриотических качеств личности по всем 4 критериям: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; ярко выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет гордость за свое Отечество; знает историю «малой родины», ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; отношения с одноклассниками доброжелательные, знает все символы России и Петербурга.

3 уровень – уровень западания отдельных показателей в каждом критерии: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; проявляет гордость за свое Отечество; интересуется историей «малой родины», но по заданию учителя; стремление к патриотической деятельности проявляется; из символов России и Петербурга узнаёт лишь некоторые.

2 уровень – уровень проявления патриотических качеств не менее чем по 3 критериям:слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; слабо проявляет гордость за свое Отечество; историей «малой родины» интересуется поверхностно – может послушать, но сам материал не готовит; из предложенных символов России и Петербурга узнаёт лишь некоторые.

1 уровень – уровень проявления патриотических качеств по 2 и менее критериям: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность; не проявляет гордость за свое Отечество; историей «малой родины» не интересуется, из предложенных символов России и Петербурга не указывает ни одного правильно. [16]

Опираясь на предложенные Масловой Т. М. критерии, мы разработали 4 методики на выявление патриотической воспитанности.

Исследование проходило в три этапа: на первом этапе были продиагностирована патриотическая воспитанность по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям; на втором этапе был определен уровень патриотической воспитанности по конгитивно-интеллектуальному критерию, а на третьем выявлялся эмоционально-чувственный критерий патриотической воспитанности. Результаты сравнивались и находился средний балл оценивания патриотической воспитанности ее средний процент. Затем сопоставлялись результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп, выявлялись различия в данных.

Методика №1 «Я – патриот»

Цель: выявить уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине» и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности; выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям).

Методика состоит из 20 вопросов (см. Приложение 2.1), половина из них – на выявление мотивационно-потребностного критерия, другая половина – на определение поведенческо-волевого критерия. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.

Критерии оценки:

За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:

«да» - 2 балла;

«не уверен» - 1 балл;

«нет» - 0 баллов;

Максимальное количество баллов – 40.

Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данным критериям:

85-100% – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины».

55-84% – средний: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях.

35-54% - ниже среднего:слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины», но по заданию учителя.

0-34% – низкий: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность, историей «малой родины» не интересуется.

Таблица №1. Результаты проведения методики «Я - патриот» в контрольной группе.

п/п

Имя, Фамилия Номер вопроса, результаты в баллах

Итого

Уровень

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 Костя А. 1 0 2 1 0 1 0 1 2 1 2 2 0 2 1 1 2 2 1 1

23б

57,5%

С
2 Паша Б. 0 0 1 0 0 0 0 1 2 1 1 1 0 2 2 1 0 1 0 1

14 б.

35%

НС
3 Настя Г. 2 0 0 2 1 2 1 2 1 2 2 2 1 1 0 2 1 2 1 2

27б

67,5%

С
4 Оля Е. 2 1 1 2 1 2 2 1 2 1 2 2 1 1 2 1 2 2 1 2

31б

77,5%

С
5 Лена К. 1 0 1 0 0 2 1 2 1 2 1 2 1 2 0 1 2 1 1 2

23б

57,5%

С
6 Даша Л. 0 0 1 0 0 0 0 1 1 1 0 2 0 1 1 0 0 1 1 0

10 б

25%

Н
7 Олег Т. 2 1 1 2 0 2 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 1 2

19б

47,5%

НС

По данным, полученным в результате работы с контрольной группой, можно сделать вывод, что большинство (4 человека) имеют средний уровень патриотической воспитанности, 2 человека – ниже среднего, и одного из учащихся низкий уровень патриотического воспитания. Контрольная группа набрала 147 баллов из 280 возможных. Средний процент – 52,5%

Таблица №2. Результаты проведения методики «Я - патриот» в экспериментальной группе.

п/п

Имя, Фамилия Номер вопроса, результаты в баллах

Итого (%)

Уровень

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 Алена А. 2 0 1 2 0 2 1 2 2 1 2 2 1 1 0 1 2 2 2 1

27б

67,5%

С
2 Света В. 1 0 0 2 1 2 1 1 2 2 1 2 0 2 0 2 1 1 1 1

23б

57,5%

С
3 Тима К. 0 0 1 1 0 0 0 0 1 0 1 2 0 2 0 1 1 0 0 1

11б

27,5%

Н
4 Гузель Н. 1 1 0 0 1 1 1 0 0 2 1 2 1 2 1 1 2 2 0 1

21б

52,2%

НС
5 Вова С. 1 0 1 1 0 0 0 1 0 0 1 2 0 2 0 1 1 0 0 2

13

32,5%

Н
6 Маша С. 2 1 1 2 1 2 1 2 2 1 2 2 1 2 0 1 2 2 2 1

30б

75%

С
7 Женя Я. 1 1 0 2 1 2 0 1 1 2 1 1 0 2 0 2 0 1 1 2

21б

52,2%

НС

В экспериментальной группе были выявлены следующие результаты: большинство (3 человека) имеют средний уровень патриотизма; 2 человека – ниже среднего, и 2 человека – низкий уровень. Экспериментальная группа набрала 146 баллов из 280 возможных. Средний процент – 52%.

Методика №2 «Незаконченное предложение»

Цель: выявить объём знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, уровень знаний сущности патриотизма (определить уровень патриотической воспитанности по конгитивно-интеллектуальному критерию).

Методика состоит из 17-ти незаконченных предложений (см. Приложение 2.2), которые учащиеся должны завершить, по их мнению, правильным ответом. Данная методика проводилась индивидуально с каждым учеником, руководитель эксперимента задавал вопросы и записывал ответы.

Критерии оценки:

За правильный ответ учащийся получал 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 34.

Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию.

85-100% – высокий уровень: знает историю «малой родины», знает все символы России и Петербурга.

55-84% – средний: знает историею «малой родины», но не на высоком уровне; из символов России и Петербурга узнаёт лишь некоторые.

35-54% - ниже среднего:историю «малой родины» знает поверхностно, из предложенных символов России и Петербурга узнаёт лишь незначительную их часть.

0-34% – низкий: историю «малой родины» не знает, из предложенных символов России и Петербурга не указывает ни одного правильно.

Таблица №3. Результаты проведения методики «Незаконченное предложение» в контрольной группе.

п/п

Имя, Фамилия Номер вопроса, результаты в баллах

Итого (%)

Уровень

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

17

1 Костя А. 1 0 0 1 1 0 1 0 1 0 0 1 1 1 0 1 0

53%

НС
2 Паша Б. 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 1 1 0 1 0 1 0

41%

НС
3 Настя Г. 0 1 0 1 1 0 1 0 1 0 0 0 1 1 0 1 1

53%

НС
4 Оля Е. 1 0 1 1 0 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0 0

12б

71%

С
5 Лена К. 1 1 0 0 1 1 1 0 0 0 0 1 1 0 0 1 0

47%

НС
6 Даша Л. 1 1 0 0 1 0 1 0 1 0 0 1 0 1 0 0 0

41%

НС
7 Олег Т. 1 1 0 1 1 0 1 0 1 1 0 1 0 1 0 1 0

10б

59%

С

Диагностика контрольной группы посредством методики «Мое отношение к родному городу» дала следующие результаты: большинство – 4 человека – получили средний балл ниже среднего, 2 человека обладают средними, 1 человек - низкими. Группа набрала 62 балла из 119 возможных. Средний процент – 52%.

Таблица №4. Результаты проведения методики «Незаконченное предложение» в экспериментальной группе.

п/п

Имя, Фамилия Номер вопроса, результаты в баллах

Итого (%)

Уровень

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

17

1 Алена А. 1 0 1 1 0 1 1 0 1 0 1 1 1 1 1 0 0

11б

65%

С
2 Света В. 0 1 0 1 1 0 1 0 1 1 0 0 1 1 0 1 1

10б

59%

С
3 Тима К. 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 1 1 0 0 1 0

35%

НС
4 Гузель Н. 1 1 0 0 1 1 1 0 0 0 0 1 1 0 0 1 0

47%

НС
5 Вова С. 1 1 0 0 1 0 0 0 1 1 0 1 0 1 0 0 1

47%

НС
6 Маша С. 1 1 1 1 0 1 1 0 1 0 1 1 1 1 1 0 1

13б

76%

С
7 Женя Я. 1 1 0 1 1 0 1 0 1 0 0 1 0 1 0 1 0

53%

НС

Из данных таблицы видно, что большинство учащихся, входящих в экспериментальную группу, в количестве 4 человек получили балл ниже среднего; 3 человека заработали средний балл; высокого и низкого результата выявлено не было. Группа набрала 65 баллов из 119 возможных. Средний процент – 55%

Методика №3 «Мое отношение к малой родине»

Цель: выявить проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию).

Методика состоит из 10 вопросов (см. Приложение 2.3). В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.

Критерии оценки:

За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:

«да» - 2 балла;

«не уверен» - 1 балл;

«нет» - 0 баллов;

Максимальное количество баллов – 20.

Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию:

85-100% – высокий уровень: ярко проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;

55-84% – средний: проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;

35-54% - ниже среднего:слабо проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;

0-34% – низкий: не проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину».

Таблица №5. Результаты проведения методики «Мое отношение к малой родине» в контрольной группе.

п/п

Имя, Фамилия

Номер вопроса, результаты в баллах

Итого (%)

Уровень

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Костя А. 2 1 2 1 1 2 1 1 1 0

45%

НС
2 Паша Б. 1 1 1 1 0 0 0 1 2 1

13%

Н
3 Настя Г. 2 2 2 1 1 0 0 2 0 1

11б

55%

С
4 Оля Е. 2 2 2 2 1 1 1 2 1 1

15б

75%

С
5 Лена К. 1 1 2 2 2 2 0 0 1 2

13б

65%

С
6 Даша Л. 1 0 1 0 0 1 0 1 1 1

30%

Н
7 Олег Т. 2 2 2 1 2 0 0 1 2 1

12б

60%

С

В результате проведения методики №3 контрольная группа справилась с поставленной задачей следующим образом: большинство (4 человека) обладает средним уровнем; 2 человека - низким уровнем патриотизма по данному критерию. 1 человек показал уровень ниже среднего. Группа набрала 74 балла из 140 возможных. Средний процент – 49%.

Таблица №6. Результаты проведения методики «Мое отношение к малой родине» в экспериментальной группе.

п/п

Имя, Фамилия

Номер вопроса, результаты в баллах

Итого (%)

Уровень

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Алена А. 2 1 2 2 1 1 1 2 0 1

13

65%

С
2 Света В. 2 1 2 1 1 2 1 1 1 0

12

60%

С
3 Тима К. 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1

6

30%

Н
4 Гузель Н. 1 1 2 1 0 1 1 0 0 1

8

13%

Н
5 Вова С. 2 1 2 1 2 0 1 0 1 1

11

55%

С
6 Маша С. 2 2 2 2 1 2 1 2 1 2

17

85%

В
7 Женя Я. 1 1 1 0 0 1 0 1 0 1

6

30%

Н

Приведенная выше таблица показывает, что 3-ое учащихся экспериментальной группы обладают средним уровнем патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию, 3-ое – низким и 1 человек – высоким. Экспериментальная группа набрала 73 балла из 140 возможных. Средний процент – 48%

Вывод по констатирующему эксперименту

Для удобства сравнения результатов проведенных методик были составлены две диаграммы: для экспериментальной группы и для контрольной группы.

Рисунок 1. Сравнительная диаграмма результатов диагностики контрольной группы.

Данная диаграмма обрисовывает общую картину сформированности патриотического воспитания. Сопоставляя результаты, полученные из трех методик, можно сделать вывод, что большинство учащихся контрольной группы (48%) обладают средним уровнем патриотического воспитания, «почетное» второе место занимает уровень ниже среднего (33%), а за ним следует низкий уровень сформированности патриотических чувств и владения знаниями краеведения (19%). Следует заметить, что данная группа в общем набрала 283 балла из возможных 539-ти, т.е. средний процент сформированности патриотического воспитания по всем критериям данной группы - 51%, т.е. ниже среднего, если сопоставлять с критериями оценки. Этот результат представляет собой 2 уровень патриотической воспитанности по Масловой Т. М.

Рисунок 2. Сравнительная диаграмма результатов диагностики экспериментальной группы

Что касается экспериментальной группы, то здесь общие результаты схожи с результатами контрольной группы. Группа набрала 284 балла из возможных 539, т. е. средний процент патриотического воспитания у данной группы составляет 52%, т.е. ниже среднего, если сопоставлять с критериями оценки. Этот результат представляет собой 2 уровень патриотической воспитанности по Масловой Т. М. В целом по итогам трех диагностик средним уровнем сформированности патриотических чувств обладают 43 процента учащихся данной группы, ниже среднего – 28,5%, низкий уровень – 23,8% и всего 4,7 процента составляет высокий уровень.

Рисунок 4. Уровень патриотического воспитания экспериментальной группы

Рисунок 2 Уровень патриотического воспитания контрольной группы

Таким образом, по итогам констатирующего эксперимента было установлено, что экспериментальная группа, впрочем, как и контрольная, нуждается в методически правильных занятиях, в грамотной подаче материала, в направленности на воспитание маленьких граждан, любящих свою Родину, свой город и знающих его историю, традиции и культуру.

2.2 Формирующий эксперимент

Цель: способствовать формированию патриотического самосознания у младших школьников посредством проведения разработанной системы внеклассных краеведческих занятий и системы экскурсий по исторически важным местам нашего города; расширить и углубить знания учащихся о Санкт-Петербурге.

Чтобы достичь цели детям была разработана система внеклассных мероприятий по ознакомлению детей младшего школьного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга.

При подготовке к проведению экспериментальной части исследования руководствовались рекомендациями, сформулированными в педагогике и психологии (Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Я.А. Коменский, М.М. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский и др.):

1) воспитательная работа патриотической направленности в образовательных учреждениях не должна носить разовый и формальный характер;

2) восстановление многих, хорошо зарекомендованных ранее инструментов патриотического воспитания, разработка новых эффективных методик и технологий.

3) средства и методы патриотического воспитания средствами НРК должны быть адекватны целям и задачам программ.

4) процесс патриотического воспитания должен соответствовать возрастным особенностям. Необходимо, чтобы все звенья образовательной системы были включены в систему патриотического воспитания, чтобы оно проходило через все образовательные ступени, нарастая по глубине и содержанию, формировало личность школьника как гражданина своего Отечества, осознающего неразрывную связь с Родиной.

5) воспитание личности в коллективе и через коллектив способствует формированию черт характера человека – патриота.

Во второй части экспериментального исследования, который и представляет собой формирующий эксперимент, было проведено 2 внеклассных занятия и 5 экскурсий. Работа осуществлялась в течение месяца по 2 раза в неделю – по вторникам и пятницам. ДДЮТ предоставил отдельное помещение для внеклассных занятий с экспериментальной группой.

Задачи формирующего эксперимента:

1) провести ознакомительно-игровое занятие, формирующее знания о символике России и Санкт-Петербурга (флаг, герб, гимн);

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  564  565  566   ..