Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  514  515  516   ..

 

 

Влияние типов семейного восптания на появление агрессии младших школьников

Влияние типов семейного восптания на появление агрессии младших школьников

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы детской агрессии

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование по изучению влияния типов семейного воспитания

Этап

Цель

Кол-во часов

Вводное занятие

Формирование положительной мотивации к занятиям, разработка правил, ритуалов

1 час

Эмоции, чувства и Я

Знакомство и обучение способам и формам выражения гнева в приемлемой форме

3часа

Моя воля.

Обучение детей навыкам самоконтроля

4часа

Завершающее занятие

Подведение итогов всего цикла занятий, обобщение полученного опыта

1 час

Направления работы

Формы и методы работы

1. Обучение приемлемым способам выражения гнева, а также отреагирование негативной ситуации в целом.

- комкать и рвать бумагу;

2. Формирование навыков контроля и управления собственным гневом, обучение приемам саморегуляции.

Упражнения «Снежная баба», «Апельсин (лимон)», «Сдвинь камень», «Черепаха» и др. (приложение 12)

3. Обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

- Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации;

4. Формирование навыков позитивного межличностного общения и формирование конструктивных поведенческих реакций.

Игры «Корабль среди скал», «Трио», «Групповой портрет», «Головомяч» (приложение 13)

5. Развитие эмпатии, осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей.

Игры и упражнения «Работа с карточками», «Символическое изображение эмоций», «Танцы противоположностей», «Агрессор и жертва» и др. (приложение 14)

6. Формирование позитивной самооценки.

Упражнения «Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания», «Мне в тебе нравится», «Хвасталки», «Копилка хороших поступков» и др. (приложение 15)

Критерии агрессии

Первый этап

Третий этап

Высокий

21,7%

0

Средний

56,6%

39,2%

Низкий

21,7%

60,8%

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Стили воспитания

Первый этап

Третий этап

«А»

30,43%

17,4%

«Л»

0

0

«Д»

17,34%

56,52%

«С»

52,17%

30,43%

Фамилия, имя ребенка

Баллы

Уровни агрессивности

1. Абрамович С.

4

Низкий

2. Агафонова В.

11

Средний

3.Алмаев Д.

15

Высокий

4. Баженова К.

7

Средний

5. Гардеева Н.

6

Низкий

6. Добролюбова

10

Средний

7. Егоров Л.

20

Высокий

8.Журавлев С.

9

Средний

9. Жуков Д.

12

Средний

10. Завьялов А.

2

Низкий

11. Захаренко М.

18

Высокий

12. КарабановаЖ.

11

Средний

13.Киселева О.

8

Средний

14. Козлова М.

13

Средний

15. Комаров Н.

9

Средний

16. Левина Т.

5

Низкий

17. Медведева В.

19

Высокий

18. Ситников С.

7

Средний

19. Тугушева Г.

5

Низкий

20. Тумаков А.

14

Средний

21. Уланова А.

11

Средний

22.Фролов К.

19

Высокий

23. Яковлев А.

13

Средний

Фамилия родителей

А

Б

В

1. Абрамович

4

4

4

2. Агафоновы

8

1

3

3. Алмаевы

5

4

3

4. Баженовы

5

2

5

5. Гардеевы

5

2

5

6. Добролюбовы

3

2

7

7. Егоровы

5

4

3

8. Журавлевы

6

4

2

9. Жуковы

4

3

5

10. Завьяловы

7

2

3

11. Захаренко

9

1

2

12. Карабановы

4

3

5

13. Киселевы

3

3

6

14. Козловы

1

1

10

15. Комаровы

3

2

7

16. Левины

4

3

5

17. Медведевы

6

2

4

18. Ситниковы

8

1

3

19. Тугушевы

7

3

2

20. Тумаковы

6

4

2

21. Улановы

4

5

3

22. Фроловы

4

4

4

23. Яковлевы

4

4

4

Фамилия, имя ребенка

Баллы

Уровни агрессивности

1. Абрамович С.

2

Низкий

2. Агафонова В.

11

Средний

3. Алмаев Д.

13

Средний

4. Баженова К.

5

Низкий

5. Гардеева Настя.

4

Низкий

6. Добролюбова С.

6

Низкий

7. Егоров С.

14

Средний

8. Журавлев С.

5

Низкий

9. Жуков Д.

7

Средний

10. Завьялов А.

2

Низкий

11. Захаренко М.

14

Средний

12. Карабанова Ж.

4

Низкий

13. Киселева О.

5

Низкий

14. Козлова М.

13

Средний

15. Комаров Н.

6

Низкий

16. Левина Т.

4

Низкий

17. Медведева В.

12

Средний

18. Ситников С.

6

Низкий

19. Тугушева Г.

5

Низкий

20. Тумаков А.

14

Средний

21. Уланова А.

11

Средний

22. Фролов К.

14

Средний

23. Яковлев А.

6

Низкий

Приложение 8

Анкета «Критерии агрессивности у ребенка»

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то раз­бивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Высокая агрессивность-15-20 баллов.

Средняя агрессивность - 7-14 баллов.

Низкая агрессивность 1 - 6 баллов.

Приложение 9

Опросник «Ваш стиль воспитания»

1. Вы сосредоточенно обдумываете важную проблему, а ребенок пристает к вам с каверзным вопросом. Вы:

а) отошлете его заниматься другим делом, чтобы не мешал;

б) ответите кратко и просто, пусть и неправильно;

в) постараетесь удовлетворить его любопытство, хотя для этого придется отвлечься от своих размышлений.

2. Ребенок стащил какую-то вашу вещь и отказывается в этом признаться. Вы наказываете «злоумышленника», а потом вдруг обнаруживаете, что он не виноват: вы сами положили вещь в непривычное место. Вы:

а) промолчите, чтобы не уронить своего авторитета;

б) главное, что вещь нашлась, больше и обсуждать нечего;

в) извинитесь перед ребенком, объяснив, что и взрослые не всегда бывают правы.

3. Ребенок заявляет, что новогоднюю ночь хотел бы провести вместе с вами за праздничным столом. Ваша реакция:

а) это абсолютно исключено: дети должны ночью спать;

б) конечно, он для этого еще слишком мал, но ради праздника можно отступить от правил;

в) вы постараетесь переубедить ребенка, сославшись, например, на то, что в новогоднюю ночь Дед Мороз приносит подарки только тем детям, которые спят.

4. Ребенок взялся помочь вам в уборке квартиры, однако он не столько помогает, сколько мешает. В конце концов, он неловким движением разбил дорогую вазу, слегка порезался осколками и расплакался. Вы:

а) в сердцах дадите ему подзатыльника. И нечего плакать — сам виноват;

б) в следующий раз обойдетесь без его помощи; пускай каждый занимается своим делом;

в) обрабатываете ранку, успокаиваете ребенка и вместе убираете осколки, хотя вазу, конечно, жалко и вы даете понять помощнику, что следует быть аккуратнее.

5. Ребенок произнес ругательное слово. Выяснилось, что он услышал его во дворе. Ваша реакция:

а) сквернословие надо пресекать в зародыше. Наказание тут необходимо, а от общения с грубиянами ребенка впредь надо оградить;

б) подумаешь: все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, ведь ничего страшного не случилось;

в) не станете наказывать ребенка, но без лишних эмоций объясните, что услышанное вам неприятно. Никто в вашей семье так не говорит, ведь правда?

6. В играх ваш ребенок часто проигрывает сверстникам. Вы решаете:

а) необходимы интенсивные развивающие занятия. Иначе ребенок рискует отстать от товарищей и ни в чем не преуспеть;

б) все равно он — самый хороший. А других еще обгонит, всему свое время;

в) у вашего ребенка есть свои преимущества, надо постараться их развить.

7. Соседи пожаловались, что шумные игры вашего ребенка доставляют им беспокойство. Вы:

а) чувствуете себя крайне неловко и спешите извиниться. Виновник будет наказан;

б) разве можно ожидать от ребенка полной тишины? Эти соседи слишком требовательны;

в) обещаете соседям соблюдать тишину. А в разгар очередной бурной игры останавливаете ребенка, напомнив, что не всем нравится его активность.

8. Ребенок готов часами сидеть перед телеэкраном. Ваша реакция:

а) ознакомившись с телепрограммой, вы сами выбираете передачи, которые позволено будет смотреть;

б) когда ребенок сидит перед экраном, то, по крайней мере, его поведение не вызывает беспокойства. Конечно, если вы заметите, что показывают что-то неподходящее — выключите телевизор;

в) бывают хорошие познавательные и развлекательные передачи. Надо только соблюдать меру. Если ребенок склонен ее превышать, надо увлечь его другим, не менее интересным занятием.

9. Сын ваших знакомых по неосторожности попал под машину. Ваша реакция:

а) очень поучительный пример! За детьми надо следить, сами вы ни на секунду не ослабите внимания и не допустите несчастия;

б) мальчишку, конечно, жалко. Но, слава богу, это не ваш ребенок;

в) вы не упустите случая лишний раз объяснить ребенку, как надо вести себя на улице.

10. Ребенок заявляет, что хотел бы, когда вырастет, стать воспитателем в детском саду. Вы:

а) стараетесь объяснить ему, что работа воспитателя оплачивается очень скромно и лучше выбрать другую профессию;

б) никак не реагируете: ведь эти детские желания так переменчивы;

в) затеваете игру в детский сад, причем малыш может взять на себя роль воспитателя, вы же согласны и на роль ребенка.

11. Ваш знакомый с гордостью рассказывает об успехах своего ребенка. Вы:

а) тут же начинаете раздумывать, что нужно предпринять, чтобы его превзойти;

б) зато вы своему купили модную обновку;

в) интересуетесь, как удалось добиться таких успехов: на положительных примерах полезно поучиться.

12. Телесные наказания недопустимы. Вы считаете:

а) шлепок или подзатыльник — это не телесные наказания; иногда такая мера даже полезна;

б) если сильно рассердитесь, то можете дать волю рукам; но чаще ограничиваетесь иными методами;

в) ударить слабого — это унижение для сильного. Вы никогда не станете так унижаться.

Приложение 10

Интерпретация методики «Рисунок семьи»

1. Использование пространства листа. Пространство листа есть аналог пространства семейного мира с точки зрения автора рисунка. Место автора в пространстве листа символизирует его место в пространстве собственной семьи.

2. Отсутствие на рисунке какого-либо члена семьи. Если кто-то из членов семьи отсутствует, то, скорее всего, у автора существует полное отсутствие эмоционального контакта с этим персонажем, данного человека как бы нет в его мире. Это может означать также наличие бессознательных негативных чувств по отношению к отсутствующему, которые воспринимаются автором как запретные (например ревность, агрессия),

3. Отсутствие на рисунке автора. Если сам автор на рисунке отсутствует, это может означать трудность самовыражения относительно близких людей, наличие у автора представления, что его в семье не понимают. Это может означать также, что автору трудно найти свое место в семейном пространстве. Однако это может также выражать следующую позицию автора — «места здесь мне нет, но меня это и не волнует».

4. Размер изображенных персонажей. Размер персонажа олицетворяет его субъективную значимость для автора. Наибольший размер на рисунке имеет тот из персонажей, отношения с которым более значимы.

5. Наличие вымышленных персонажей. Вымышленные персонажи являются символами неудовлетворенных потребностей. Например, наличие на рисунке Деда Мороза, домашних животных может означать потребность автора в поддержке, защите, тепле. В этом случае следует расспросить автора о характере вымышленного персонажа и его функциях.

6. Расположение персонажей на пространстве листа. Чем выше расположен персонаж, тем наибольшей властью в семье он обладает в глазах автора, даже если изображение его маленькое по размеру.

7. Расстояние между персонажами. Расстояние, на котором находятся персонажи друг относительно друга, отражает психологическую дистанцию, существующую между ними. Персонажи, которые соприкасаются, находятся в тесном психологическом контакте.

8. Характеристика контура. Персонаж или предмет, вызывающий большую тревогу, рисуется с большим нажимом, сильно заштрихован, контур несколько раз обведен. Персонаж может быть нарисован тонкой дрожащей линией, что также говорит о тревоге, которую он вызывает у автора (автор не решается его изобразить).

Э. Искажения в изображении фигур. Искажения по правой стороне (если встать на место персонажа) могут означать проблемы во взаимоотношениях с миром социальных норм (работа, учеба, карьера; для ребенка — с людьми, которые персонифицируют нормы). Искажения по левой стороне — проблемы в сфере эмоциональных, интимных, близких отношений.

10. Изображение неодушевленных предметов. Изображение большого количества предметов, относящихся к какой - то сфере жизни (например, мягкой мебели), означает особую значимость этой сферы для автора. Изображение большого количества закрытых шкафов в рисунке ребенка может свидетельствовать о существовании в семье тайны, к которой он, по его мнению, не допущен.

11. Изображение большого количества мелких деталей может означать фиксацию на правилах порядка, а также склонность семьи к долгому удерживанию эмоций. Предметы, которые рисуются между персонажами, например автомобиль между отцом и матерью, воспринимаются автором в качестве помехи в отношениях либо в качестве единственно возможного способа контакта.

12. Символика частей тела. Символика частей тела учитывается, главным образом, при интерпретации рисунков детей. Отдельным частям тела приписываются следующие значения. Голова — очень важная часть тела для ребенка, самой большой голове приписывается самый большой ум. Глаза. Глаза, с точки зрения ребенка, даны человеку для слез, выражения печали и просьбы в эмоциональной поддержке. Большие расширенные глаза означают тревогу, сигнал о помощи. Глаза щелочками несут в себе внутренний запрет на плач, персонаж с такими глазами не умеет просить помощи. Уши. Уши — это орган восприятия критики. Большие уши отражают, что персонаж больше, чем все остальные, должен слушать окружающих или слушает. Маленькие уши или их отсутствие на рисунке говорят о том, что персонаж игнорирует критику, не учитывает мнение окружающих или автору хотелось бы, чтобы так было. Рот. Рот предназначен для выражения вербальной агрессии, это «орган нападениям». Большой, заштрихованный рот означает угрозу для автора рисунка, связанную со страхом осуждения, страх словесного воздействия. Отсутствие рта, точка вместо рта означает, что персонаж, с точки зрения автора, не может влиять словесно на других людей. Шея. Шея символизирует соединение рационального и эмоционального компонентов личности. Наличие шеи означает способность управлять своими чувствами. Тонкая и длинная шея — конфликт между чувствами и разумом, который решается за счет отстранения от эмоционального мира, «я стараюсь не замечать своих эмоций». Короткая и толстая шея символизирует отсутствие подобных противоречий. Руки. Для взрослых персонажей рисунка руки олицетворяют способ взаимодействия с миром. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем более длинными и большими нарисованы его руки. Ноги. Ноги обозначают опору персонажа в реальности насколько он крепко стоит на ногах. Если провести линию, соединяющую ноги крайних персонажей, то самостоятельная опора в реальности будет только у тех, кто стоит на линии.

Приложение 11

Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГНЕВА, ОТРЕАГИРОВАНИЕ ГНЕВА ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ

1. Попросите детей встать в произвольную позу (или сесть.) Затем попросите их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева

2. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные.

3. Затем попросите их встать (если они сидели), и пусть дети начнут совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той мсти тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.

4. Обсудите с детьми:

- легко ли было выполнить упражнение;

- в чем они испытывали затруднение;

- что они чувствовали во время выполнения упражнения;

- изменилось ли их состояние после выполнения упражнения.

РИСОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО ГНЕВА

(лепка гнева из пластилина, глины)

(выполняется индивидуально)

Для выполнения упражнения понадобятся листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).

1. Попросите ребенка подумать от той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.

2. Попросите ребенка отметить, в каких частях (части) тела он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребенком.

3. Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его: «На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты его изобразить в виде рисунка или слепить свой гнев из пластилина?» Как правило дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство гнева ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства.

4. Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить:

- что изображено на рисунке;

- что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев;

- может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний);

- изменилось ли его состояние, когда он полностью.

5.Далее спросите ребенка, что ему хочется сделать с этим рисунком.

Некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то бьет по нему, но большинство детей отмечают, что их «рисунок уже стал другим» (как правило, меняется цвет, размер рисунка, а иногда и само содержание в позитивную сторону. В этом случае стоит попросить ребенка изобразить измененный вариант и также обсудить его с ребенком:

- что он чувствует, когда рисует новый вариант;

- поговорить от лица нового рисунка;

- каким стало его состояние теперь.

6. Часто дети в ходе рисования (лепки) своего гнева (Ярости, агрессии) начинают высказывать все, что они думают по поводу всей ситуации и своего обидчика. Не нужно мешать им, поскольку чем полнее они выскажутся, тем более это будет способствовать изменению образа в позитивную сторону, а следовательно, позитивному изменению их эмоционального состояния и целом.

ГАЛЕРЕЯ НЕГАТИВНЫХ ПОРТРЕТОВ

Упражнение 1:

1. попросите детей сесть поудобнее, расслабиться, глубоко вдохнуть 3-4 раза и закрыть глаза. Затем попросите их представить, что они попали на небольшую выставку-галерею: «На ней выставлены фотографии (портреты) людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые, как вам кажется, поступили с вами несправедливо;

2. походите по этой выставке, рассмотрите портреты, обратите внимание, как они выглядят (цвет, размер, отдаленность, выражение лиц). Выберите любой из них и остановитесь возле него. Какие чувства вызывает у вас портрет этого человека?

3. мысленно выразите свои чувства, адресуя их портрету. Не сдерживайте своих чувств, мысленно говорите все, что хочется сказать, не стесняясь в выражениях. А также представьте, что вы делаете с портретом все, к чему побуждают ваши чувства. После того, как вы сделали это упражнение, сделайте глубокий вдох 3—4 раза и откройте глаза». Ни тем следует обсудить упражнение с детьми:

- что легко, а что трудно было сделать в этом упражнении;

- то понравилось, что не понравилось;

- кого они увидели в галерее, кого выбрали, на ком остановились;

- как менялось их состояние в процессе выполнения упражнения;

- чем отличаются чувства в начале и в конце упражнений.

Упражнение 2:

1. попросите детей сесть поудобнее, расслабиться, сделать - 4 глубоких вдоха и закрыть глаза. Далее следует та же инструкция о небольшой выставке-галерее портретов, что и в упражнении 1). После того, как каждый ребенок выберет портрет (как правило, наиболее актуальный для него), попросите представить, что человек на портрете делает что-то такое, что наиболее злит его (возможна реальная ситуация). Пусть дети представят себя говорящими с этим человеком (каждый со своим);

2. в ходе воображаемого диалога необходимо представить, как человек, который злит, становится все меньше и меньше ростом, а голос его становится все слабее и слабее.

Далее попросите их понаблюдать за разговором как бы со стороны:

- какими они видят себя;

- как воспринимается вся ситуация в целом;

- что они чувствовали в ходе выполнения упражнения;

- как менялось состояние в ходе выполнения упражнения.

Обсудите все это с детьми после выполнения упражнения.

Упражнение 3:

1. попросите детей разбиться на пары и сесть друг напротив друга. Далее следует та же инструкция, что и в упражнении За о выставке портретов;

2. дети могут обращаться к любому портрету в любой последовательности. Попросите их определить: > что конкретно не нравится в человеке, представленном на портрете; > что максимально злит; > что хочется сделать в ответ этому человеку;

3. далее дети проговаривают все это вслух своему партнеру напротив поочередно, начиная фразу со слов: «В этом человеке мне не нравится...» то-то и то-то, на свое усмотрение, и заканчивая словами: «И поэтому я злюсь на него», «И потому мне хочется обругать его», «И потому мне хочется ударить его» и т.д. После выполнения упражнения обсудите с детьми:

- легко или трудно было говорить о своих чувствах партнеру;

- легко или трудно было слушать партнера, когда он сообщал о своих чувствах;

- изменилось ли эмоциональное состояние по отношению к тем людям, о которых они сообщили своим партнерам.

Приложение 12

Релаксационные упражнения

«СНЕЖНАЯ БАБА»

Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребенком вы лепите снежную бабу, а ребенок ее изображает.

Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребенка изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках... Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить ребенка напрячь голову и шею), потом плечи (ребенок напрягает плечи), потом туловище (ребенок напрягает туловище). А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило ее отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала стала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускаются руки), потом туловище (дети, как бы оседая, склоняются вперед), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле».

Затем можно опять слепить снежную бабу по желанию ребенка.

«АПЕЛЬСИН (ИЛИ ЛИМОН)»

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8—10 сек.).

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая.., мягкая.., отдыхает...»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

«СДВИНЬ КАМЕНЬ»

Дети лежат на спине. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8—12 сек.). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая.., мягкая.., отдыхает...». Затем то же самое проделывается с левой ногой.

«ЧЕРЕПАХА»

Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря - по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь, — 5—10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5—10 сек.).

РАССЛАБЛЕНИЕ В ПОЗЕ «МОРСКОЙ ЗВЕЗДЫ»

Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса (1—4) или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления.

Желательно упражнение выполнять под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие (в другом варианте — то, что им хочется).

Продолжительность упражнения 1—2 мин.

В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать.

Приложение 13

«КОРАБЛЬ СРЕДИ СКАЛ»

Цель: Игра дает детям возможность приобрести коммуникативные навыки, опираясь на интуицию и доброжелательные отношения, основанные на доверии друг к другу.

Для игры понадобятся стулья и повязка на глаза.

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг (если детей немного (5-6 чел.), то они встают по 1—2 чел. вдоль стен, обозначая берега). В середине круга находится море. Но это очень опасное море, потому что в нем есть скалистые утесы. Эти «утесы» чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет кораблем, а кто-то другой — капитаном корабля. Любой из вас сейчас может сказать: « Я хочу быть кораблем» и встать в центр круга, который станет гаванью. «Корабль» сам находит себе капитана, задача которого так провести корабль среди скал, чтобы он ни разу не налетел на них. Капитан ведет «корабль», держа его осторожно за руку и отдавая команды. Например: «Сделай два маленьких шага вперед, а теперь повернись влево. Стоп! Сделай один шаг направо. Стоп!» и т.п.

Количество «скал» может быть произвольным (выбирают сами дети), главное, чтобы задание было выполнимым.

Нам осталось еще выяснить, к какому берегу отправится корабль. Любой из ребят, образующих «берег», может сказать: «Пусть корабль плывет ко мне». Тогда другие «берега» садятся на стулья и становятся «скалами».

Когда «корабль» подойдет к конечной точке своего маршрута, «берег» должен сказать кораблю: «Ты достиг своей цели» и радостно заключить «корабль» в объятья. «Скалы» аплодируют «кораблю». Несмотря на то, что дети любят эту игру, не стоит «отправлять в плавание» больше 2—3 детей, иначе дети могут устать. В конце игры следует обсудить с детьми:

что они чувствовали, когда были «кораблем», «берегом», «капитаном», «скалами»;

чувствовал ли «корабль» себя в безопасности со своим «капитаном»;

что «капитану» следует делать по-другому в следующий раз;

что было самым трудным для «капитана».

«ТРИО»

Цель: Большинство детей лучше всего учатся конструктивно взаимодействовать друг с другом, когда при этом они могут использовать все свое тело. Это прекрасная групповая игра с нарастающим уровнем сложности, в ходе которой дети учатся синхронизировать свои движения с движениями других детей.

Для игры понадобятся пустые коробки из-под обуви.

Инструкция: Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом.

Для начала понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечом к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки: в одну — левую ногу, в другую — правую. Стоящий справа от «центрального» ставит свою левую ногу в коробку с правой ногой «центрального», а стоящий слева — правую ногу в коробку с левой ногой того, кто стоит в центре.

Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи.

Когда первая тройка успешно справится с заданием, можно подключить в эту группу еще одного ребенка, так постепенно подключают остальных детей.

Если группа участников большая, то имеет смысл начинать с 2-х или 3-х трио. Тогда будет интересно выяснить, какая из групп сможет двигаться с большим числом участников. Подбадривайте детей, пусть они обсуждают друг с другом, как поступить. При желании дети могут меняться местами,

В конце игры обсудите с детьми:

понравилась ли им игра;

что было труднее всего;

что помогло им справиться с заданием.

«ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ»

Цель: Эта игра дает возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача — нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый ребенок, — усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре развивается способность к кооперации, а также навыки творческого самовыражения.

Каждой группе понадобится большой лист бумаги (ватман формата A3), восковые мелки или фломастеры.

Инструкция: Разбейтесь на четверки (тройки). Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, договоритесь в группе, кто чей портрет рисует. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины, какова роль каждого в этом общем сюжете (можно придумать небольшую историю).

Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести представление картин. Детям нужно дать время подумать, как они будут представлять свою работу.

В конце представления картин обсудите с детьми:

что ты чувствовал, когда рисовали тебя;

что ты чувствовал, когда рисовал другого ребенка;

как вы пришли к решению, кого где рисовать;

довольны ли вы своими портретами, которые рисовали другие;

насколько вам понравилось работать вместе;

портрет какой команды понравился больше всех, почему.

«ГОЛОВОМЯЧ»

Цель: С помощью этого упражнения можно развивать сотрудничество в парах или тройках (мини-группах). Данное упражнение требует согласованных движений и точного восприятия движений партнера. Каждый ребенок должен синхронизировать свой собственный темп с темпом своего партнера.

Для игры понадобится мяч среднего размера для каждой пары детей.

Инструкция: Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг против друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова была напротив головы партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Можно держать друг друга руками, если понадобится.

Когда дети научатся легко справляться с этой задачей, можно ее усложнить, объединив детей в тройки. Потом предложите детям выяснить, с каким максимальным числом игроков можно поднять мяч головой.

В конце игры обсудите с детьми:

- что наиболее сложно в этой игре;

- с кем тебе поднимать мяч легче всего и почему;

- что самое важное для того, чтобы мяч не упал.

Приложение 14

РАБОТА С ФОТОГРАФИЯМИ (карточками)

Занятия можно проводить как в группе (парах, тройках), так и индивидуально.

Для работы необходим набор фотографий (карточек) с изображением людей (взрослых или детей), находящихся в различных эмоциональных состояниях. В этих целях можно попросить детей принести фотографии из дома.

Детям предлагается рассмотреть внимательно фотографию (карточку-рисунок) и определить, в каком эмоциональном состоянии находится человек, изображенный на данной фотографии.

Следует обсудить с детьми возникшие варианты. Затем попросите детей придумать историю, которая произошла с этим человеком (ребенком), позволяющую понять причины данного эмоционального состояния, отображенного на фотографии (карточке-рисунке). Лучше, если таких причин будет несколько.

Далее можно обсудить с детьми, испытывали ли они сами подобные чувства, и если да, то при каких обстоятельствах. Важно, чтобы каждый ребенок высказался и был услышан. Закончить занятие можно рисунком на обсуждаемую тему.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ (ПЛАСТИЧЕСКОЕ, ЧЕРЕЗ РИСУНОК) ИЗОБРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ (игры с карточками)

Для работы понадобятся заранее заготовленные карточки с названиями чувств. Это могут быть страх, обида, горечь, грусть, радость, восхищение, злость, вдохновение, удовольствие, благодарность, растерянность, удивление, отвращение, досада, нетерпение, испуг, печаль, смущение, любовь, гнев, сострадание, жалость.

Ход игры:

Детям раздаются карточки с названиями чувств. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим.

Педагог-психолог просит детей вспомнить ситуацию, в которой они испытывали подобное чувство (в соответствии с карточкой).

Затем каждый ребенок должен пластически изобразить чувство, написанное на его карточке, в виде «памятника» или небольшой пантомимы (некоторым детям проще изобразить чувство через рисунок). Задача остальных детей - отгадать, «памятник» какому чувству они видят. Желательно, чтобы высказались все дети;

После завершения этой части дети рассаживаются в круг. Психолог просит детей объяснить:

- как они понимают слова, указанные на карточке;

- что значат эти чувства;

- в каких ситуациях они могут возникать;

- могут ли они рассказать случай из своей жизни,

- когда у них возникло подобное чувство. Если чей-нибудь рассказ о собственных чувствах вызвал живой отклик и желание поделиться своей жизненной ситуацией, в которой возникло подобное чувство, то не следует этому мешать. Чем больше актуализируется чувств и жизненных ситуаций, тем лучше.

«ТАНЦЫ-ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ»

В этой игре дети могут поработать с противоположными эмоциями. Они должны, работая парами, выразить чувства-противоположности в импровизационных танцах.

Для работы понадобятся кассета с записью ритмичной инструментальной музыки и набор карточек с названиями эмоций (чувств):

1. детей просят разбиться на пары, и каждой паре дается карточка с названием эмоций. Такими эмоциями могут быть: веселый - грустный, жадный - щедрый, смелый - трусливый, нервный - спокойный, бунтарский - покорный, бодрый - скучающий, сердитый - довольный и т.п.;

2. дети знакомятся с карточками, не показывая их окружающим. Их задача - придумать танец, в котором они будут изображать противоположные чувства. Например, один ребенок изображает грустный танец, другой - веселый. Через 1- 2 минуты дети меняются ролями;

3. задача других детей - отгадать, какие чувства-противоположности изобразила в своем танце пара. Если кто-либо из детей захочет подключиться к танцу, не надо им мешать;

4. спустя какое-то время предложите детям самим назвать те танцы-противоположности, которые им больше всего понравились. Предложите один из них станцевать всей группой.

ИЗОБРАЖЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ, СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ОТ ЛИЦА ЭТИХ ЯВЛЕНИЙ

Цель упражнения: развитие эмпатии.

Упражнение выполняется в небольшой группе.

Для работы понадобятся заранее заготовленные карточки с названиями предметов и явлений природы. Например: солнце, гроза, река, пароход, чайник, велосипед и т.д.

Детям раздаются карточки с названием предметов и явлений природы. Задача каждого ребенка — пластически изобразить данный предмет или явление природы и придумать небольшой рассказ от лица этого предмета (явления). Другие дети должны отгадать, какое явление (предмет) было изображено.

После того как предмет (явление) будет отгадан, ребенок рассказывает небольшую придуманную историю от лица этого предмета (явления).

РОЛЕВАЯ ИГРА, В КОТОРОЙ «АГРЕССОР» ПРОИГРЫВАЕТ РОЛЬ «ЖЕРТВЫ»

Ход игры:

1. составьте вместе с ребенком список ситуаций (обстоятельств), в которых ребенок, как правило, выбирает агрессивный стиль поведения (больно бьет, портит вещи, проявляет вербальную агрессию и т.п.);

2. выберите ту из них, которая является наиболее типичной для данного ребенка, и проиграйте ее вместе с ребенком. Причем в первом варианте игры ребенок проигрывает роль самого себя. Это нужно для того, чтобы в следующем варианте ролевой игры, где «агрессивный» ребенок играет роль «жертвы», а педагог - самого «агрессивного» ребенка, педагог (или приглашенный для ролевой игры другой ребенок) смог максимально точно отобразить манеру невербального поведения «агрессивного» ребенка (его позу, интонацию, взгляд), а также использовал в игре типичные для данного ребенка выражения (слова) и манеру физического агрессивного поведения. Нельзя забывать, что это игра, в которой соблюдается правило «не делай больно». По окончании ролевой игры обсудите вместе с ребенком:

- как он себя чувствовал в роли жертвы;

- что он чувствовал по отношению к «нападающему», что он думал о нем;

- изменилось ли его отношение (как «агрессора») к ситуации в целом и к «жертве», в частности;

- если да, то можно ли изменить свое поведение в данной ситуации, сделать его более конструктивным, менее агрессивным;

- обсудите вместе с ребенком эти новые варианты;

- закрепите в ролевой игре новые, позитивные варианты поведения в проблемной ситуации

Приложение 15

«РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ЧЕРЕЗ ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ»

Один ребенок-доброволец усаживается на «горячий стул», остальные дети располагаются полукругом.

Ход игры:

1.педагог-психолог просит детей внимательно посмотреть на сидящего на стуле (правило — «быть доброжелательным»). Дети должны постараться, опираясь на свои ассоциации, описать и высказать свои представления о том, каким был ребенок, сидящий на стуле, в более раннем детстве (ассоциации — свободные, конкретный возраст не обязателен):

- как он выглядел внешне;

- какая была любимая одежда;

- какая была любимая еда;

- чем любил заниматься;

- какие игрушки были любимыми;

- какой был характер;

- кто любимые сказочные герои;на свое усмотрение все, что считаете возможным сказать (любимые друзья, сказки, мультфильмы и т.д.);

2. Пока дети высказываются, ребенок, сидящий на «горячем» стуле, молчит. После того как выскажутся все дети, психолог задает вопрос ребенку, сидящему на «горячем» стуле: «Что из того, о чем говорили дети, совпадает с твоими воспоминаниями, а что не совсем? Что ты любишь делать сейчас?»;

3. После того как все дети побывают на «горячем» стуле, проводится обсуждение:

- понравилось ли тебе быть на «горячем» стуле;

- если понравилось, то что именно;

- что не понравилось;

- где ты себя лучше чувствовал: на «горячем» стуле или в группе.

«МНЕ В ТЕБЕ НРАВИТСЯ...»

Упражнение выполняется в небольшой группе (5— 6 человек).

Для работы понадобится клубок мягкой и пушистой шерсти (желательно привлекательного цвета) или небольшая мягкая игрушка.

Ход игры:

1. дети вместе с педагогом-психологом садятся в круг. Взрослый просит передать клубок соседу, сидящему слева (по часовой стрелке), со словами «Мне в тебе нравится...». Закончить фразу нужно комплиментом. Положительно отметить можно цвет глаз, волос, деталь одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное достижение и т.п. Начинает упражнение сам психолог. Каждый участник, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда клубок возвращается к педагогу, нить образует замкнутый круг, символически объединяющий группу в единое целое. Педагог-психолог обращает внимание детей на то, что ниточка их всех объединила;

2. через несколько секунд (8—10 сек.) психолог возвращает клубок соседу, сидящему справа (против часовой стрелки), со словами «А мне в тебе нравится...», заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы, передавая клубок, наматывает свою часть нити на клубок. В результате клубок (со смотанными нитками) возвращается к взрослому;

3. не выходя из круга, следует обсудить с детьми, что они чувствовали, когда:

- получали клубок и слышали в свой адрес комплимент;

- сами передавали его и говорили комплимент соседу;

- что было для них труднее, а что проще;

- что они чувствовали, когда нить объединила их? Лучше, если ребенок, который захочет высказаться, будет держать в руках клубок.

«ХВАСТАЛКИ»

Упражнение выполняется в небольшой группе (5— 6 человек).

Для работы понадобятся лист бумаги для рисования, фломастеры или цветные мелки.

Ход игры:

1. дети садятся в круг. Педагог-психолог раздает детям бумагу и фломастеры и просит вспомнить три своих поступка или подумать о трех своих качествах, которыми они гордятся. Например, кто-то научился хорошо плавать, а кто-то великолепно ныряет, кто-то хорошо поет или танцует, кто-то замечательно ответил урок у доски, а кто-то заступился за младшего и т.п. Затем психолог просит детей поделить лист на три части и представить эти качества (поступки) в виде небольших рисунков;

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  514  515  516   ..

 

Фамилия родителей

А

Б

В

1. Абрамович

2

4

6

2. Агафоновы

5

1

6

3. Алмаевы

3

3

6

4. Баженовы

3

1

8

5. Гардеевы

3

1

8

6. Добролюбовы

2

1

9

7. Егоровы

4

3

5

8. Журавлевы

5

2

5

9. Жуковы

4

3

5

10. Завьяловы

6

2

5

11. Захаренко

6

0

6

12. Карабановы

4

2

6

13. Киселевы

3

2

7

14. Козловы

1

0

11

15. Комаровы

3

1

8

16. Левины

4

2

6

17. Медведевы

5

2

5

18. Ситниковы

6

1

5

19. Тугушевы

5

3

4

20. Тумаковы

5

4

3

21. Улановы

3

3

6

22. Фроловы

4

4

4

23. Яковлевы

5

2

5