Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  364  365  366   ..

 

 

Народный театр как средство воспитания школьников

Народный театр как средство воспитания школьников

Федеральное агентство по образованию

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДНОЙ
ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ НАРОДНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Российский опыт детских фольклорных ансамблей.

В наши дни возрождается интерес к фольклору. Ежегодно устраиваются различные областные, региональные фестивали, на которых участники обмениваются опытом, узнают друг друга, показывают свои достижения. Министерство культуры Российской Федерации поддерживает также международные фестивали фольклора, которые стали широко признанным фактором, благотворно влияющим на укрепление всемирной культурной солидарности, способствующим сближению, диалогу и взаимопониманию между людьми. Международный фестиваль фольклора позволяет показать международному сообществу миролюбивый созидательный настрой россиян, расширить международное культурное сотрудничество, а также является свидетельством серьезного подхода Правительства Российской Федерации к бережному отношению, сохранению и развитию всего многообразия культурного наследия.

В 1989 году был создан Российский Фольклорный Союз (РФС) - общероссийская общественная организация, провозглашенная во имя изучения и воссоздания фольклорных традиций народов России как неотъемлемой части отечественной культуры и современного культурного процесса.

При поддержке Министерства культуры был создан сайт «Государственного российского дома народного творчества» (http://www.rusfolk.ru/), с помощью которого участники различных ансамблей узнают о проведении различных конкурсов, появлении новых положений и грантов, дающих возможность реализовывать новые проекты. На сайте представлена также литература, информация о выставках, семинарах и конференциях, что свидетельствует о высоком интересе к данной области.

С развитием интернета у многих ансамблей появилась возможность заявить о себе на уровне России и всего мира. Представители различных ансамблей со всех уголков страны обмениваются опытом, интересными идеями. К сожалению, многие ансамбли представляют собой сплоченный коллектив взрослых-профессионалов. Таковыми являются, например, ансамбли «Россичи» (Москва), «Поверье» (Калиниград) и многие другие. Они занимаются не только воссозданием традиций, но и проводят различные мероприятия такие, как свадьбы, корпоративные, семейные праздники, праздники в традиционном стиле (Рождество, Масленица, Троица, Иван Купала, праздник урожая), а также интерактивные программы (игры, забавы, тимбилдинг). Таким образом, участники этих ансамблей являются людьми, не только поддерживающими российские традиции, но и профессионально зарабатывающими на своем творчестве.

Другая категория ансамблей также состоит из профессиональных музыкантов, танцоров и исследователей народного творчества. Их особенность заключается в том, что при них созданы детские фольклорные студии. Ребята изучают русские народные танцы, обряды областей России, занимаются региональной фольклорной хореографией, обучаются игре на различных русских народных музыкальных инструментах. Артисты ансамбля являются одновременно художниками по костюмам и педагогами по: вокалу, хореографии, актерскому мастерству. Таким образом, дети оказываются погруженными в этническую среду, в которой взрослые являются примерами для подражания. Следовательно, коллектив воспитывает себе подрастающую смену, а дети чувствуют значимость своей деятельности, участвуя наравне со взрослыми в различных фестивалях. Примерами подобных ансамблей могут служить «Ладанка» (Москва), «Кологод» (Новгородская обл, Валдайский район).

Наконец, существуют исключительно детские фольклорные коллективы. Следует отметить, что большинство из них было создано не раньше 1993 года, что говорит о том, что это довольно-таки молодые коллективы. Несмотря на это, специфика детских коллективов заключается в том, что она работают, как правило, на базе общеобразовательных или музыкальных школ и коллективов. Таким образом, участники ансамблей занимаются в них 10 лет, а затем коллектив неизменно обновляется. Художественными руководителями данных ансамблей являются профессионалы, занимавшиеся раньше народным творчествам в коллективе, но по ряду причин решившие организовать собственный ансамбль.

Набравшие силу коллективы оказывают поддержку укреплению традиции народных праздников. В качестве примера можно привести ансамбль «Кудесы» - основоположников современного фольклорно-этнографического движения на Новгородской земле. "Кудесами" собран богатейший материал: зафиксированы, изучены и освоены образцы многогранного исконного исполнительства, воссозданы обрядовые циклы различных деревень Новгородской области, фольклорные спектакли, создан Архив экспедиционных записей. "Кудесами" осуществляются научно- исследовательские и образовательные эксперименты. При поддержке "Кудес" набирают силу уже воссозданные театром праздники новгородского народного календаря в районах области и в Великом Новгороде.

Следует отметить ярко выраженную социальную направленность детских фольклорных коллективов. В отличие от взрослых, участники детских ансамблей не берут плату за свои выступления. Вследствие этого, коллективы часто проводят творческие встречи с учащимися города, выступают в интернатах для детей-сирот с тематическими программами к праздникам народного календаря ("Колядки", "Здравствуй, весна", "Рождественские посиделки", "Покровские вечера") и общегородских праздниках. В своих программах участники ансамбля используют игровые моменты, привлекая к действию зрителей - своих сверстников, что делает выступление ансамблей ярким и насыщенным.

Как правило, в ансамбли принимаются все дети. Главный критерий - это желание ребенка исполнять народные песни и узнавать традиции родного края. Этот фактор способствует развитию у ребенка уверенности в себе. К сожалению, многие родители очень расстраиваются, когда их детей не берут в вокальные или танцевальные студии, аргументируя тем, что у ребенка нет способностей. Переживания родителей сильно отражаются на психике ребенка, который понимает, что не оправдывает ожиданий взрослых. В данном случае фольклорные коллективы помогают ребенку снять данный комплекс.

Еще одной характерной чертой детских фольклорных ансамблей является отсутствие в них конкуренции. В обычных студиях на конкурсы выезжают только самые лучшие и самые одаренные участники, что вызывает зависть других участников и способствует ухудшению психологического климата в коллективе. Фольклорный ансамбль подразумевает коллективную ответственность за выступление. Поддержка других участников коллектива является залогом успешной работы. Ребенок понимает, что если другому что-то не удается, то надо ему помочь, так как выступление оценивается по общему впечатлению от коллектива, а не по его действиям.

В Новгородской области существует 24 фольклорных коллектива, из них 9 являются детскими ансамблями, основной задачей которых является прививание любви к народному творчеству своего края, пропаганда и сохранение фольклорных традиций Новгородской области. Наиболее яркими коллективами можно назвать ансамбль «Малашка» (Старая Русса), студию «Кудерки» (Валдайский район), школу «Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора", созданную в Великом Новгороде в 1996 году на основе студии фольклорного театра "Кудесы".

Как мы отмечали выше, фольклорные ансамбли существуют на всей территории Российской Федерации. За информацией о специфике работы фольклорного ансамбля мы обратились к Родиной Елене Викторовне, руководительнице детского фольклорного ансамбля «Прялица», который существует на базе Северодвинской городской гимназии г. Северодвинска Архангельской обл. Наше общение проходило в форме интервью, а затем мы посетили несколько занятий ансамбля для анализа педагогического потенциала подобных коллективов.

Ансамбль существует более 10 лет. За это время сменилось несколько составов. Специфика гимназии заключается в том, что она нацелена на углубленное изучение иностранных языков и культур западных стран, поэтому существование русского народного ансамбля возвращает нацеленных на западное мировосприятие детей к истокам своего народа.

Руководитель отмечает специфику работы с учащимися различных возрастов. Прежде всего, работа нацелена на привлечение первоклассников к деятельности в ансамбле. Чем старше дети, тем они реже приходят в коллектив. Руководитель называет возможной причиной такого поведения отношение одноклассников. Коллектив часто выступает перед учениками гимназии, а народные костюмы воспринимаются неоднозначно. Дети говорят, что им стыдно показываться в таком «глупом виде» перед знакомыми. В том случае, если участники работают в ансамбле с первого класса, их застенчивость преодолевается гораздо легче.

Весьма интересно гендерное соотношение в коллективах. В среднем на 5 девочек приходится 1 мальчик. Многие мальчики уходят из ансамбля в 3-5 классе, так как над ними начинают смеяться друзья (среди обвинений доминируют следующие: «возишься с девчонками», «поешь», «ходишь в глупом наряде» - все это считается «не крутым», и поэтому отпор насмешникам могут дать только ребята-лидеры по натуре или ученики с устойчивой психикой). Подобное отношение отмечается и к девочкам, но часто в ансамбль приходят подружки, которым легче справляться с осуждением одноклассников. Руководитель отмечает несколько случаев, когда девочки в возрасте 13 лет уходили из ансамбля, но в старших классах снова возвращались, соскучившись по коллективу и осознав, что фольклорная деятельность не может являться объектом для насмешек.

Руководитель также отмечает, что почти все девочки или занимаются в музыкальной школе или пробуют себя в других вокальных эстрадных ансамблях. К сожалению, чем старше ребенок, тем ему сложнее перестроиться. Так или иначе, деятельность ансамбля связана с пением, а специфика фольклорных песен заключается в том, что они протяжные и слова связаны друг с другом единым интонационным ритмом, в то время как эстрада требует четкого произношения отдельных слов и работы других механизмов речевого аппарата. Некоторые девочки 13-14 лет очень бурно реагируют на подобный факт и обвиняют руководителя в том, что она «испортила им голос». Возможно, причина заключается в том, что эстрадные выступления подразумевают зрелищность и «театр одного актера», в то время как выступление в коллективе не дает проявить себя как индивидуальность.

Родина Е.В. в своей работе также проводит возрастную дифференциацию учащихся. Существуют общие репетиции, на которых ансамбль работает целиком, но наиболее продуктивным считается способ, когда участники отдельно репетируют свои «кусочки» и на последних 2-3 репетициях формируется целостное выступление. Это объясняется возрастными особенностями участников.

Работа с первоклассниками ведется в игровом режиме. Занятия обычно проходят в спортзале помещения для младшей школы. В нем нет музыкального инструмента, зато есть лестницы, тренажеры и большое свободное помещение. Первые 15 минут занятия преподаватель дает детям возможность выплеснуть энергию и «набегаться», иначе очень сложно удержать их внимание. В условиях начальной школы основными жанрами устного народного творчества для развития духовно-нравственного потенциала ребенка являются сказки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, былины. Они погружают ребенка в доступные и близкие ему бытовые отношения, вводят в сложный мир человеческих взаимоотношений, где неизбежны отношения добра и зла, правды и кривды, любви и ненависти, учат не отступать от трудностей, бороться за справедливость. На данном этапе работа с детьми строится в основном на разучивании народных детских частушек, постановке коротких сказок, небольших песен. Ребята охотно играют роли козы, медведя, с интересом переодеваются в странные костюмы и наносят грим. В течение занятия делаются игровые паузы, чтобы у детей была возможность побегать и поиграть. Дети охотно воспринимают игры «Золотые ворота», «У дядюшки Трифона», «Колечко», в процессе которых нужно проявлять свое внимание и реакцию.

Ученики с интересом воспринимают и творческие задания, которые подразумевают работу руками. Они охотно рисуют «лубочные картинки» с изображениями масленицы, колядовщиков и пр., с интересом лепят мукосольки (игрушки из смеси соли и муки, которые потом можно раскрашивать), делают свистульки из глины. Подобные занятия учат детей концентрировать внимание, развивают усидчивость, и одновременно влияют мелкую моторику рук, которая воздействует на развитие мозга.

Именно для учащихся младшего школьного возраста очень важно поддержка родителей, их заинтересованность в жизни ребенка. Именно поэтому руководитель старается привлекать родителей учащихся для помощи в работе с детьми. Так как за большинством первоклассников в школу приходят мамы или бабушки, то они часто задерживаются на репетициях. Родители помогают проводить игры для учеников, шьют народные костюмы, готовят традиционные чаепития. Таким образом, создается неформальная, «семейная» обстановка общения. Ребенок воспринимает педагога не только как учителя, но и как старшего товарища, вторую маму. Одновременно с этим родители знакомятся друг с другом, что благотворно влияет на укрепление дружеских связей между детьми в коллективе. Следовательно, родители становятся первыми помощниками педагога.

Занятия с учащимися среднего и старшего школьного возраста проходят в помещении с музыкальным инструментов. Дети начинают интересоваться традициями. На данном этапе постепенно вводится теоретический материал, некоторые занятия посвящены созданию кукол из ниток или мочала, плетению элементов народного костюма, создание поясов, вышивка на сарафанах и рушниках. Вводится большое количество народных песен, которые четко отрабатываются. Дети принимают участие в традиционных школьных праздниках, ходят колядовать, принимают участие в организации масленичных игр и пр. Дети разучивают народные танцы. На данном этапе руководитель знакомит учащихся с формой вертепного представления. На каждом занятии коротко вводится теория. Рассказывается о сути вертепа, его традициях, устройстве вертепного ящика, главных героях. Разучивается песенное сопровождение представления. Детям очень нравится возможность водить куклы. Они разучивают текст и соревнуются, у кого лучше получается. Так как вертепное представление состоит из двух частей с большим количеством персонажей, то возможность выступить в качестве кукольника предоставляется всем желающим. Вторая часть состоит из небольшого количества бытовых юмористических сценок, поэтому состав «актеров» может постоянно меняться, не вызывая грубых заминок.

Работа со старшими участниками ансамбля строится по иному принципу. Так как на старшем этапе возрастает нагрузка в школе и многие занимаются дополнительно, то репетиции ансамбля начинаются около 15-16 часов, но вследствие низкой утомляемости участников и их устойчивой мотивации, занятия могут продолжаться до двух часов. На данном этапе ученики охотно разучивают народные пляски, причем танцы парами не вызывают смущения или смеха как на ранних этапах. Ансамбль активно взаимодействует со школьной театральной студией «Ключ» (руководитель Венгерович Марина Ильинична). В представлениях делаются вставки с участием ансамбля, дети поют или принимают участие в действии. У руководителя был опыт постановки народной драмы («Барин»), но ее особенность заключается в том, что основными действующими лицами являются мальчики, которых в ансамбле меньшинство. Из-за подобного положения вещей руководитель иногда уходит от традиционного сценария и вводит других персонажей: барыню и служанку. Также на старшем этапе неизменно снижается интерес к традиционному исполнению, поэтому вводятся выступления в этностиле. Например, учащиеся поют песни по-английски в русском стиле, или же делают из популярных английских песен своеобразные диалоги. Например, в известной песне группы Beatles “BackinUSSR” английские куплеты перемежаются с народными перепевами «Задушевные товарочки». Подобные эксперименты хоть и снижают этническую ценность выступления, зато повышают интерес учащихся и зрителей.

Участники ансамбля ежегодно принимают участие в различных детских фестивалях таких, как «Северные роднички», на которых достойно себя показывают. Также раз в два-три года организуются поездки на фестивали в других городах (Архангельск, Вологда, Вельск). Ребятам очень нравится подобный вид деятельности, так как они знакомятся с другими городами. Следует отметить, что к подобным поездкам дети тщательно готовятся и относятся очень ответственно. Старшие ребята берут шефство над младшими. Девочки заплетают малышкам косички, следят за чистотой у них в комнатах, корректируют их поведение. В конце поездки, как правило, младшие начинают называть старших «моя Вера» или «моя Алена». Такие поездки сплочают коллектив, и затем в течение многих месяцев заново переживается тот опыт, дети делятся впечатлениями, охотно разучивают новые игры и пляски.

Коллектив постоянно развивается, реализует новые творческие идеи. В этом году ребята занялись поморской говореей. Руководитель отмечает, что мотивация учеников повысилась, и с ними стало очень интересно работать. Ребята полюбили северную речь, с удовольствием осваивают новые слова и стиль произношения и говорят так, как будто родились и жили в глухой северной деревне, большой интерес вызывают северные песни.

Русский фольклор несомненно вносит свою неоценимую лепту в развитие эстетического воспитания подрастающего поколения. Только народное творчество закладывает основы художественной культуры. Но не стоит забывать о том, что помимо игр, плясок и сценок, фольклор – это коллективное художественное творчество, главенствующую роль в котором выполняет песня. Именно песня является душой, носителем моральных и этических норм любого этноса. «Русская народная песня,– писал П.И. Чайковский, – есть драгоценный образец народного творчества, ее самобытный, своеобразный склад, ее изумительно красивые мелодические обороты требуют глубочайшей музыкальной эрудиции, чтобы приладить русскую песню к установившимся гармоническим законам не искажая ее смысла и духа».

Руководитель ансамбля отмечает, что русская народная песня разнообразна своим богатством и жанровой стилистикой. Песни бывают исторические, бытовые, календарные, походные, свадебные и т.д. Все они передают чувство, мысли, идеалы русского человека, отражают всю его жизнь. Можно сделать вывод, что песня сопровождала человека на протяжении всей его жизни. Именно поэтому изучение различных видов песен наиболее полно приобщают ребенка к традициям своего народа. Следует отметить высокий педагогический потенциал песен, важных для эмоционального, нравственного, идейного воспитания детей. Песни, в отличие от диалогов, повторяются несколько раз, поэтому они запоминаются лучше и дольше остаются в памяти. Таким образом, пение способствует не только развитию речевых центров, но и прививает определенные нравственные и моральные устои. В отличие от современных мелодий каждая народная песня имеет свой исторический и социальный контекст, и если мы знакомим учащихся не только с текстом, но и со всей парадигмой песни, то таким образом воспитываем и уважение и понимание своей истории. Обучение пению затрагивает целый комплекс проблем, которым могут быть посвящены целые тома книг. Целью нашей работы является лишь показать возможности народной театрализации в школе, неизменной частью которой являются народные песни.

Поводя итоги, можно сказать, что прикоснувшись к прекрасному, к творчеству, детская душа стремится к усовершенствованию; она начинает сама работать. Так рождаются благородство, определенный артистизм, расширяется круг интересов. Человек уже с детских лет вырастает духовно богатым, далее обогащается его духовный потенциал. Тем не менее, ребенок очень хрупок и чутко реагирует на все проявления со стороны взрослых. Несмотря на то, что дети очень активны и с удовольствием воспринимают перемены видов деятельности, тем не менее, им очень сложно перестраиваться с одной модели преподавания на другую. Именно поэтому занятия в фольклорном ансамбле строятся по принципу комплексности, когда занятия театром перемежаются с уроками музыки, играми, поделками и танцами. На одном занятии руководитель чередует различные виды деятельности, что позволяет поддерживать внимание и интерес учащихся, так как если ребенку не нравится один вид деятельности, он все равно придет на занятие, зная, что займется тем, что ему нравится.

Специфика данного творческого ансамбля заключается в том, что его посещение является бесплатным и абсолютно добровольным. Детей не принуждают ходить на занятия, не ставят оценки и очень редко ругают, что способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы. Именно поэтому участники возвращаются вновь и вновь и проводят долгие часы на занятиях. На определенном этапе (13-15 лет) данная позиция преподавателя кажется слишком мягкой, и дети, по выражению Елены Викторовны «садятся на шею», но терпение и самоотдача руководителя приводит к тому, что постепенно атмосфера налаживается. В данном случае помогает и совмещение занятий для групп среднего и старшего возраста, когда присутствие старшеклассников накладывает определенные психологические ограничения на поведение школьников.

Говоря о методике своей работы, руководитель отмечает, что системный подход обеспечивает последовательность в работе с детьми, что является залогом успешного развития коллектива. Работа с детским фольклорным ансамблем значительно отличается от остальных форм кружковой деятельности, так как погружение в национальную среду требует от руководителя знаний в различных областях (пение, рукоделие, театр, танец). Вся деятельность коллектива построена на принципах театрализации, так как речь идет о традициях и обычаях, которые больше не существуют. Ребята каждый раз погружаются в роль древнерусского человека и учатся воспринимать мир его глазами, основываясь на песенных приданиях, играх, традициях. Огромную роль в работе играет обращение к формам народного театра, которые позволяют учащимся проявить себя, познавая культуру народа через деятельность.

2.2. Исследование влияния применения элементов народной театрализации на становление личности учащихся средних учебных заведений

Экспериментальную часть нашего исследования мы проводили в ходе прохождения педагогической практики в г. Сергиев Посад Московской обл. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сергиево-Посадская гимназия» – многопрофильное учебное заведение, обеспечивающее повышенный уровень обучения, освоение универсальных способов познания действительности, общекультурное развитие личности, формирование гуманистического сознания, необходимые условия для непрерывного образования, была открыта в сентябре 1994 года.

Проектная численность учащихся и класскомплектов 250 учащихся, 10 классов-комплектов. В данную гимназию проходит конкурсный набор учащихся с 7 класса. У гимназии нет определенного профиля, обучение направлено на всестороннее углубленное изучение всех предметов, однако в 10 и 11 классах учащиеся занимаются по индивидуальной траектории (серия спецкурсов), что позволяет учащимся реализовать собственную образовательную стратегию.

Специфика общения с учащимися заключается в том, что они попадают в новый коллектив в 7 классе, поэтому почти целый учебный год между учениками устанавливаются отношения, выявляются неформальные лидеры и формируются неформальные группы. Данный возраст (12-13 лет) является переходным, что значительно снижает уровень внимания к мнению взрослых. Часто на уроках учителя большую часть времени тратят на дисциплину, а не на передачу знаний, что, в свою очередь, объясняет высокие темы изложения материала и динамичность урока. Возникает ощущение, что на многих занятиях дети просто не успевают показать свою реакцию. Таким образом, повышая темп урока, учитель повышает дисциплину на нем. Тем не менее, учителя стараются применять различные формы работы с учащимися, чтобы повысить их мотивацию.

Нами было проведено анкетирование с 25 учителями-предметниками на тему: «Элементы театральной педагогики в образовательном процессе» (Приложение 1). Ответы представлены в следующих диаграммах:

Следует обратить внимание на интересную особенность распределения ответов преподавателей математического и гуманитарного циклов. Большинство преподавателей-математиков считают, что использование элементов театрализации только отвлекает учащихся от учебного процесса и замедляет его. Исключение составляют преподаватели физики и химии, на уроках которых иногда применимы данные элементы для привлечения внимания учащихся и облегчения подачи нового материала.

Многие преподаватели утверждают, что им бы хотелось привнести образность и выразительность в свои уроки с помощью театра или игры, но объем материала не позволяет тратить время на уроке на подобную деятельность.

Учителя литературы, иностранных языков и мировой художественной культуры (МХК) признают важность театрализации и обучения игрой и стараются применять элементы театральной педагогики на уроке.

Вследствие таких противоречивых ответов мы опросили сотрудников школы о месте театра в образовательном процессе.

8% респондентов считают, что для нравственного, культурного и эстетического воспитания следует водить детей в театр, где они в полной мере получат знание о профессиональном подходе к данному виду искусства.

Несмотря на то, что большой процент опрошенных не использует элементы театральной педагогики в образовательном процессе, данные респонденты считают, что театр в жизни школы представлен очень ярко во внеклассной деятельности. Именно поэтому они ограничивают роль театра на уроке.

Однако на вопрос о частотности употребления элементов театральной педагогики в жизни школы результаты распределились следующим образом.

24% преподавателей никак не связаны с процессом театрализации, поэтому стараются даже избегать участия в подготовке и проведении общешкольных праздников, таких как Новый год, День гимназиста и Последний звонок, на которых проявление творческих способностей детей неизбежно.

32 % респондентов принимают участие в подготовке вышеобозначенных общешкольных праздников, так как считают, что данные представления являются частью культуры школы. Данные преподаватели помогают детям в подготовке, сами активно принимают участие в действии (по меньшей мере помогают в украшении своего кабинета). Показательным примером может служить праздник 19 октября. Это традиционный школьный День бала, когда на уроки девушки приходят в длинных платьях, а юноши в костюмах, и на большой перемене проводится бал в классическом стиле.

40 % опрошенных помимо вышесказанного также готовят различные тематические праздники, на которых неизбежна постановка сценок и использование игровых моментов. Можно отметить такие события как День английской культуры (14 февраля), 2 марта, 23 февраля, День Шекспира (начало апреля). Также учащиеся систематически организуют презентации выставок (в холле второго этажа периодически проводятся выставки работ местных художников, фотографов, учеников колледжа игрушки и музея кукол). Большая роль в организации данных мероприятий отводится классным руководителям и учителям-предметникам, по специфике которых организуется праздник. Учителя литературы по завершению тематических блоков организуют творческие вечера. Учителя иностранных языков стараются привнести элементы драматизации в учебный процесс при изучении определенных тем.

Только 1 преподаватель МХК в полной мере использует элементы театральной педагогики на своих уроках. Этот учитель закончил институт им. М. Горького на кафедре драматургии и помимо роли предметника исполняет функцию педагога дополнительного образования. Вследствие этого, его уроки построены всегда в форме особого театрального действа, однако он объясняет данную особенность своеобразием своего предмета и его «неформатом». Одна из преподавателей по английскому языку тоже часто отходит от традиционной формы урока, но она сказала, что не может причислить себя к людям, которым данные моменты удаются в полной мере.

К сожалению, на данный момент в школе отсутствует драматический кружок. Преподаватель переехала год назад, а желающих занять должность руководителя кружка с его зарплатой пока не нашлось. По-видимому, такая же роль уготована и кружку киноискусства, так как занятость учащихся в учебном процессе повышается, поэтому в старших классах лишь единицы занимаются творчеством.

В школе также отсутствует кружок народной культуры или фольклорный ансамбль, поэтому все знания о древности, культуре и обычаях древнерусского народа ученики получают на уроках краеведения или истории.

Праздник Масленицы проводится в общегородском масштабе, но не на уровне школы. В целых повышения интереса учащихся к традициям своего народа и в качестве формирующего эксперимента нами был проведена Масленица для учащихся 7-го класса с помощью учеников 10 класса. Таким образом нами были охвачены две возрастные категории, которые можно отнести к среднему и старшему школьному возрасту.

Материал к проведению события был взят из литературных источников по изучению фольклора. За ходом действия следили заместитель директора по воспитательной работе, психолог и классный руководитель, мнение которых учитывалось при анализе результатов эксперимента.

Данное внеклассное мероприятие включало в себя три этапа: этап подготовки; этап проведения; этап подведения итогов. Каждый из них предусматривал определенный процесс, который вел к определенному результату.

На этапе подготовки мы наладили взаимодействие с учащимися 10 класса. Изначально дети не очень охотно шли на контакт, но для проведения праздника мы с помощью классного руководителя отобрали шестерых человек. В течение нескольких встреч учащиеся искали информацию о данном празднике, делали выписки из различных литературных источников, узнавали названия дней Масленичной недели и рецепты блинов. Затем нами был предложен возможный вариант сценария, в который учащиеся внесли свои коррективы сообразно полученным знаниям и степенью привлекательности того или иного вида деятельности. Коллективно был разработан новый сценарий праздника. Затем учащиеся распределили роли и выучили текст. Дальнейшие репетиции проходили в непринужденной атмосфере, нами были прорепетированы все игры, частушки, пляски, что повышало мотивацию учащихся и стимулировало их интерес. Нами были назначены ответственные за технический инвентарь, музыкальное сопровождение и чаепитие.

Подготовка к празднику в 7 классе велась на другом уровне. Целью данной работы было ознакомить учащихся с обычаями и традициями праздника. В качестве средства достижения данной цели мы выбрали конкурс стенгазет. Класс был разделен на 2 группы.

На начальном этапе дети работали с подбором литературы по теме и выписывали необходимую информацию из выбранных источников. После подбора информации все было написано в черновом виде на листке необходимого формата. Работу, указанную в этих пунктах, выполняли разные ученики. Затем ребята делились опытом и отбирали наиболее интересные материалы. Выбор информации проходил в форме голосования учащихся под руководством организатора данного мероприятия (учителя). После закрепления ученикам было предложено оформить свои сообщения при помощи картинок, рисунков, с интерпретацией к каждому из рисунков. Кроме того, ребятам было дано домашнее задание – найти картинки, ребусы, загадки, игры и другую интересную информацию о Масленице. Были назначены ответственные ученики за стенгазеты в обеих группах. Оформление стенгазет выполнялось учениками под чутким руководством учителя. Ребята подошли к выполнению задания творчески и ответственно. После вывешивания стенгазет в холле гимназии был составлен специальный опросник для учителей, которые и были судьями в данном конкурсе.

В конце следующего учебного дня, после того как все учителя и остальные гимназисты оценили стенгазеты, были подведены итоги конкурса. Обе работы были отлично оформлены и информативны, поэтому мы подготовили два диплома: «за творческий подход» и «за информативность».После проделанной работы мы поблагодарили учеников за их работу, за их коллективное творчество; подчеркнули, что коллектив может многое; выделили наиболее активных учеников. Дипломы вручили ответственным за стенгазеты и выставили отличные отметки ребятам, которые принимали активное участие в оформлении стенгазет. Кроме того, было обращено внимание учеников на важность проделанной работы, которую они выполняли самостоятельно и лишь иногда прибегали к помощи учителя, которая им была оказана.

Создание стенгазеты являлось лишь промежуточным этапом в нашем эксперименте, однако уже в этот период можно отметить открытость учеников новым знаниям и их желание познавать родную культуру. Ребята показали умение работать самостоятельно и в группах и проявили себя творчески. Этап был основан на принципе соревновательности, однако это не оказало негативное влияние на взаимоотношения участников, на основании чего был сделан вывод о возможности проведения состязаний внутри данного недавно сформировавшегося коллектива. Единственным, но важным недостатком мероприятия было то, что некоторая часть класса не приняла активного участия в создании стенгазеты. Тем не менее, все ребята активно «болели» за свою группу.

Само проведение мероприятия было очень красочным и интересным. Оно проводилось в субботу 28 февраля, так как в этот день нет сильной загруженности в расписании. Мероприятие проводилось с одним классом. Данный выбор был обусловлен недостаточностью места (двор гимназии не позволяет организовать мероприятие с подвижными конкурсами для большего числа человек), а также спецификой коллектива. Так как в качестве помощников-организаторов выступали учащиеся, им было бы сложно держать внимание очень большой аудитории.

Все мероприятие проходило согласно сценарию (Приложение 2).

Для анализа влияния элементов театральной педагогики на поведение учащихся нами были выбраны для оценки следующие позиции:

- активность учеников

- интерес к происходящему

- степень вовлеченности ребят в действие

- влияние проведения праздника на развитие коллектива и формирования отдельных качеств личности

Наблюдателям было предложено самим выбрать критерии оценки, так как в экспертную деятельность были вовлечены профессиональные педагоги и психологи со значительным стажем работы.

В сценарий были включены частушки, кадрили, песни, лёгкие плясочки, развлечения для парней и девушек. Мы использовали следующие народные игры, основанные на принципе соревновательности, в которых требовалось как участие в команде, так и личная инициатива:

· "Испеки блин!" (два виниловых диска в руках играющих, на них резиновые круги от старых проигрывателей, покрашенные в желтый цвет (блины), Задача: подкинуть этот блин так, чтобы он не упал, а перевернулся в воздухе. На количество очков)

· "Поймай блин" (На резинку привязывается старый виниловый диск, обтянутый паралоном. На нём можно нарисовать весёлую мордашку. Обтянуть нужно, чтобы не было травм. Резинка крепится на палке (лыжной).Ведущий становится на возвышение и начинает крутить палкой, остальные пытаются пой мать этот блин)

· "Полено" (В игре участвуют мальчики. Играет любое количество человек. Чертится круг. В центре круга ставится полено высотой 40-50 см. Мальчики берутся за плечи. Задача играющих: не выходя из круга, натащить одного из игроков на полено. Играющие сопротивляются. Расцеплять руки на плечах нельзя.)

· "Растяпа" (Играет нечётное количество человек. Дети встают друг за другом. Под музыку двигаются по кругу пританцовывая. Музыка заканчивается и дети должны найти себе пару. Кто остался один – растяпа. Он встает в центр круга и остальные кричат: «Раз, два, три, растяпа ты!»)

· "Гонки на санках"

· " Перетягивание каната"

В конце мероприятия было организовано сжигание чучела масленицы (Его дети делают сами из ветоши, которую принесут из дома) по согласованности с администрацией. Затем в столовой было организовано чаепитие с дегустацией блинов по различным рецептам (личная презентация 10-классников).

По окончанию мероприятия нами был проведен анализ собственных наблюдений и беседа с экспертами. В исследовании рассматривались 2 целевые группы (7 и 10 класс соответственно)

Семиклассники проявили интерес к мероприятию, охотно включались в различные виды деятельности, с удовольствием посоревновались. Эксперты отметили, что в ходе игр участники поддерживали членов своих команд, но при этом не оскорбляли противников, что свидетельствует о высокой культуре гимназистов. Психолог указала, что, оказавшись в одной команде, ученики, которые находились в состоянии конфликта, забывали о своей ссоре и поддерживали друг друга, так как победа зависела от общего результата. Многие ребята проверили свои силы в испытаниях на ловкость и быстроту реакции повысили собственную самооценку. Так как праздник включал в себя не только силовые упражнения, но и задания на знание культуры, особенностей праздника, загадок, частушек, то себя смогли проявить и дети, не обладающие физической силой.

10-классники проявили себя как хорошие организаторы, преодолели психологический барьер выступления на публике, грамотно подходили к работе с учащимися младшего возраста, давая каждому проявить себя. Эксперты отметили слаженность их работы и готовность прийти на помощь в случае затруднения. На высоком уровне была отмечена техническая подготовка к мероприятию.

Классные руководители затем провели беседы с учащимися, которые показали, что дети очень вдохновились подобным праздником, на котором можно было побегать, поиграть, проявить себя. Ученики еще долго переживали этот момент, совместные эмоции сплотили класс. По итогам праздника семиклассники выпустили заметку в школьную газету под названием «Широка Масленица на школьном дворе».

Десятиклассники приобрели большой практический опыт организации мероприятия. Учителя отметили, что данная группа приобрела общие интересы, ученики стали проявлять взаимопомощь, стали более ответственно относиться к подготовке домашнего задания, а также выразили желание принимать участие в общешкольных мероприятиях.

По итогам эксперимента можно сделать вывод, что учащиеся с интересом воспринимают информацию о народной культуре и с удовольствием принимают участие в народных праздниках.

Проведение подобных мероприятий требует глубокой культурологической подготовки как со стороны взрослых, так и со стороны учащихся, что стимулирует их активность и самостоятельность.

Отмечается закрепление навыка работы в команде и делается акцент на взаимопомощи и взаимовыручке.

Ученики осознали, что добиться успеха (в данном случае принести очки команде или самому заработать баллы) можно не только физическим, но и умственным трудом. Причем данная истина проговаривалась много раз преподавателями, но только через действие ученики поняли ее смысл.

Общий позитивный эмоциональный настрой определил уровень работы класса на несколько дней вперед, так как при хорошем настроении учащихся легче настроить на работу и они лучше усваивают информацию.

Родители учеников отмечали желание детей поделиться опытом, похвастаться. Дети настаивали, чтобы родители приняли участие в общегородском праздновании Масленицы. Таким образом, приобщив детей к традиционной культуре, мы оказали влияние и на членов их семей.

Также учащиеся заинтересовались народными традициями и в качестве тем самостоятельных творческих работ (традиционный конкурс СТР в гимназии) выбрали темы, связанные с народными праздниками.

Многие изъявили желание узнать побольше о других народных праздниках и возможности их проведения в школе. Впоследствии на классном часе ученикам были представлены работы участников фольклорных ансамблей (слайдшоу с изображением поделок, куколок, свистулек, плетеных поясов, деревянных игрушек) и многие захотели попробовать сами создать нечто подобное. В качестве решения данной задачи мы предложили некоторым ученикам посетить мастер-классы местного ансамбля «Скоморошья слобода», на которых изучается танец, игры, обряды, песни и различные рукоделия. Особенность данного коллектива в том, что основной состав ансамбля это молодежь от 15 до 25 лет, таким образом, ученики не будут чувствовать себя лишними среди взрослых. Приобретенный опыт учащиеся смогут передать своим одноклассникам.

По итогам эксперимента можно сделать вывод, что учащиеся средней и старшей школы активно принимают участие в народных играх и проявляют заинтересованность к культуре русского народа. Следует отметить, что интерес 10-классников ниже, так как они уже нацелены на поступление в ВУЗы и экзамены. Учащиеся 7 класса еще не так сосредоточены на учебе, поэтому на данном этапе можно вводить элементы народной культуры в качестве кружковой деятельности или внеклассных мероприятий.

Выводы по главе 2

В экспериментальной части нашего исследования мы обратились к анализу опыта фольклорных ансамблей в России.

Прежде всего, следует отметить, что с развитием информационных технологий у различных ансамблей появилась возможность обмениваться культурным опытом, организовывать совместные проекты, посвященные культурному наследию страны, а также заявить о себе, таким образом привлекая внимание общественности. В исследовании мы выделяем три основные группы фольклорных ансамблей: взрослые профессиональные коллективы, ансамбли с детскими фольклорными студиями и исключительно детские фольклорные ансамбли, основанные, как правило, на базе школ, музыкальных училищ или домов культуры. Нами также была отмечена специфика детского фольклорного ансамбля и его отличие от взрослого.

Характерными чертами детских коллективов является дружественная атмосфера, отсутствие конкуренции, овладение основными навыками через игры. Также дети учатся толерантности по отношению к детям-сиротам и инвалидам, так как коллективы часто проводят творческие встречи с учащимися города, выступают в интернатах с тематическими программами к праздникам народного календаря и общегородских праздниках. Народное творчество отличается от профессионального тем, что в нем активно используются игровые моменты, в которых зрители оказываются вовлечены в действие.

Нами было проведено интервью с руководителем фольклорного ансамбля "Прялица" Родиной Еленой Викторовной, которая рассказала о специфике работы с учащимися различных возрастов и об основах формирования крепкого коллектива. Руководитель отмечает, что наиболее восприимчивыми к народной культуре являются дети младшего школьного возраста. Именно на этом этапе закладываются основы понимания традиций и устоев древнерусского общества. В работе с детьми младшего возраста используются песни, частушки, загадки, подвижные игры. Занятие проходит в творческой форме с чередованием различных видов деятельности. На данном этапе очень важна работа с родителями, которые могут стать неоценимыми помощниками руководителя ансамбля. Работа с детьми среднего возраста отличается упором на пение, рукоделия и театрализацию. Именно в этом возрасте участники коллектива принимают участие в святочных колядках и вертепном представлении. Работа на старшем этапе подразумевает раскрытие личности учащегося, вводятся театральные постановки, большие действия. Учащиеся берут на себя шефство над младшими и помогают руководителю в репетициях. Однако проблемой ансамбля остается небольшое количество юношей, так как современные школьники (особенно мальчики) считают занятие народными песнями и танцами недостойным мужчины. В то же время системный подход к образованию и последовательность в обучение приводит к тому, что при бесплатности и добровольности участия в ансамбле многие дети приходят в него по собственному желанию, а не из-за решения родителей.

Вторая часть экспериментальной главы посвящена анализу использования элементов театрализации в условиях Сергиево-Посадской гимназии им. И. Б. Ольбинского. Многие учителя признают важность театрализации, однако часто отдают предпочтение традиционной форме урока в связи с обилием материала, который необходимо предоставить. В школе отсутствует театральный или фольклорный кружок. Это послужило причиной выбора данного учебного заведения в качестве экспериментальной базы исследования. Одной из его задач было определение уровня восприятия народной культуры у детей различных возрастов. Так как прием в гимназию осуществляется с 7 класса, то в качестве целевой групы нами были выбраны ученики 7 (средний возраст) и 10 (старший возраст) классов. Проведение эксперимента (постановка детского праздника Масленица) осуществлялось под руководством школьного психолога и педагогов. Результат показал, что наибольшую заинтересованность и готовность работать дальше в этой сфере проявили ученики седьмых классов. Вместе с экспертами мы выявили те черты, формированию которых способствует участие в народных праздниках и привлечение народной театральной педагогики. Это умение работать в команде, толерантность, ответственность и др. По завершению работы мы познакомили учащихся с деятельностью местного фольклорного коллектива. Дети проявили крайнюю заинтересованность и выразили желание посетить его мастер-классы.

По итогам эксперимента можно сделать вывод, что учащиеся средней и старшей школы активно принимают участие в народных играх и проявляют заинтересованность к культуре русского народа, однако психолог отметила, что работа с младшими школьниками была бы более эффективной. Таким образом, организация фольклорного кружка способствует более высокому уровню формирования личности и учащиеся младшего и среднего школьного возраста с интересом будут вовлечены в предложенные виды деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития общества, когда большое влияние на личность ребенка оказывают персонажи американских мультиков с их системой ценностей, наиболее важным для патриотического и нравственного воспитания молодежи является ее привлечении к традиционному народному искусству.

Фольклор –это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет святое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что плохо. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит разбираться в людях.

Через игру, театрализацию, ребенок активно познает мир, ему предоставляется возможность очутиться в различных ситуациях, примерить различные социальные роли. Следовательно, чрезвычайно важным для полноценного формирования личности является знакомство детей с различными формами народного театра. Проанализировав деятельность различных фольклорных ансамблей, мы пришли к выводу, что у детей формируется представление об этнокультурной картине мира, народных традициях и обрядах; развивается понимание народной этики и ее роли посредством фольклорных традиций; а также формируется более высокий уровень культуры поведения и самореализации на праздниках. Узнавая о народном творчестве, дети транслируют свой опыт на семью, таким образом создавая условия для патриотического воспитания следующего поколения.

В ходе нашей работы мы, прежде всего, обратились к психологической, культурологической и педагогической литературе по теме исследования. Вопрос влияния народной театральной педагогики на становление личности школьников в источниках рассматривается недостаточно глубоко, поэтому мы обратились к уточнению ключевых понятий: «воспитание школьников», «театральная педагогика» и «народный театр». Вследствие проведенной работы мы сделали вывод о том, что театральная педагогика как наука о воспитании, включает в себя систему методов, приемов, обеспечивающих самовыражение личности ребенка в творческо-продуктивной театрализованной деятельности. Тем не менее, эта деятельность осуществляется только в результате актерского взаимодействия воспитанника и педагога. В свою очередь народный театр подразумевает форма театрального искусства, вписанную в произведения фольклора и народной культуры в целом. Таким образом, народная театральная педагогика является средством воспитания с помощью обращения к истокам народного творчества (фольклору).

В нашем исследовании мы выделили 3 основные формы народного театра, применимые в современной школе: ряжения (связанные с календарными праздниками и обрядами), народный кукольный театр (театр Петрушки вертепный театр) и народные необрядовые драматические игры и сценки (сатирические пьесы, драмы). Примечателен тот факт, что эти формы различаются по сложности исполнения (от ролей, не требующих знаний текста (ряжения), до исполнения сложных характеров и общения с публикой (народная драма), и тем самым вписываются в последовательный подход к преподаванию в школе. В младших классах учащихся вовлекают в театральную деятельность посредством предоставления им несложных ролей, на среднем этапе идет развитие коммуникативных навыков и повышение интереса к разнообразию проявления культуры своего народа (пляски, песни, кукольный театр), а в старшем звене привлекаются серьезные театральные формы для преодоления коммуникативных барьеров и укрепления полученных знаний.

Мы проанализировали деятельность нескольких народных ансамблей и обосновали их педагогическую ценность. Учащиеся не просто учатся петь народные песни и играть в традиционные игры. Занятия включают в себя также хореографию, обучение игре на музыкальных инструментах, создание народных кукол и деталей одежды. Все это оказывает положительное влияние на развитие учащихся. Элементы народной театрализации в процессе обучения влияют также на нравственное, этическое и патриотическое воспитание.

В экспериментальной части нашего исследования мы обратились к руководителю фольклорного ансамбля для выявления затруднений при использовании народных элементов в работе с современными школьниками. Мы исследовали половозрастные отличия в использовании различных методов и приемов работы для интенсификации процесса обучения. Следует отметить, что наиболее благоприятным возрастом для вовлечения ребенка в фольклорную деятельность является младшая школа. Чем старше ребенок, тем больше его сдерживают социальные рамки и мнение товарищей о том, что «ходить в сарафане и играть на ложках - это не круто».

Тем не менее, для чистоты исследования мы провели праздник в народном стиле в школе, в которой отсутствует какой-либо фольклорный ансамбль. Нашей целью было выявление степени восприимчивости учащихся среднего и старшего школьного возраста к применению элементов народной театрализации. Эксперимент показал, что учащиеся среднего звена охотно принимают участие в подобных мероприятиях и выражают четкое желание повторить пережитый опыт. Старшеклассники тоже заинтересованы в подобных действиях, однако не проявляют активности и стойкого интереса к ее продолжению за рамками праздников (участие в ансамбле и пр).

Использование элементов народной театральной педагогики в образовательном процессе положительно влияет на формирование личности учащихся, воспитывая в них коммуникабельность, толерантность, уверенность в себе, патриотизм и интерес к культурному наследию страны. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, и гипотеза полностью подтверждается.


Список использованной литературы

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о духовной педагогике. [Текст] / Ш.А. Амонашвили - М.: Просвещение, 1996.

2. Асеев, Б.Н. История русского драматического театра от истоков до конца XVIII века. [Текст] / Б.Н. Асеев – М., 1977.

3. Баткин, Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. [Текст] / Л.М. Баткин – М., 1978.

4. Бахтин, Н.Н Детский театр и его воспитательное значение [Текст] // Н.Н. Бахтин Игра. Непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры. – Пг, 1918 №1.

5. Берков, П.Н. Вероятный источник народной пьесы «О царе Максимилиане и его непокорном сыне Адольфе». [Текст] / П.Н. Берков Труды отд. древнерусс. лит. Ин-та русской литературы, 1957.

6. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л.И. Божович – М.: Просвещение, 1986.

8. Болдырев, Н. И. Воспитание. [Текст] / Н.И. Болдырев Пед. энц. Т. 1., 1964.

9. Булатова, О.С. Педагогический артистизм. [Текст] / О.С. Булатова - М.: Академия, 2001

10. Быков, М., Никитина А. Театральная педагогика в школе. [Электронный ресурс] / М. Быков, А. Никитина – Режим доступа: http://kafedramxk.ru/

11. Валенцова, М.М., Виноградова, Л.Н. Ряжение. [Электронный ресурс] / М.М.Валенцова, Л.Н.Виноградова – Режим доступа: http://www.pagan.ru/

12. Верб, Э.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности [Текст] / Э.А. Верб – Л., 1981.

13. Вескер, А.Б. Тренинг актерского мастерства учителя [Текст] / А.Б. Вескер –М.: Педагогическое общество России, 2002.

14. Виноградов, Н.Н. Белорусский вертеп. [Текст] / Н.Н. Виноградов - СПб., 1908.

15. Вохрышева, Е.В. Перспективы развития театральной педагогики [Текст] / Е.В. Вохрышева Современный театр для детей: диалог театра и школы: Материалы театрально-педагогического форума – Режим доступа: http://www.samart.ru/content/?itemid=210

16. Всеволодский-Гернгросс, В.Н. Русская устная народная драма. [Текст] / В.Н. Всеволодский-Гернгросс - М., 1959.

17. Вульфсон, Б. Л. Педагогика [Текст] / Б.Л. Вульфсон. Пед. энц., т. 3 – М., 1966.

18. Ганелин, Е.Р Проблемы современной театральной педагогики и любительский театр [Текст] / Е.Р. Ганелин: Дисс... канд инсусствоведения - Спб, 2000

19. Генералова, И.А. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства [Текст] /И.А. Генералова: Дисс… канд пед. Наук – М., 1997.

20. Голдовский, Б Русская народная кукольная комедия от истоков до конца 19 века [Электронный ресурс] / Б. Голдовский – Режим доступа: www.goldovsky.ru/Unpublished/Kukolnaya_komediya.rtf

21. Грачева, Л.В Воспитание чувств [Текст] / Л.В. Грачева Диагностика и развитие художественной одаренности. Сборник. - СПб., 1992.

22. Греф, А Вертеп и Петрушка Современное состояние традиции. [Электронный ресурс] / А. Греф - Режим доступа: http://www.booth.ru/teor_teatr_kuk/ tradyc_vp_ag.htm

23. Греф, А Рождественский вертеп [Электронный ресурс] / А. Греф - Режим доступа: http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=1965)

24. Давидова, М. Г Русский вертепный театр в традиционной культуре [Текст] / М.Г. Давидова Альманах "Традиционная культура"№ 1, 2002.

25. Даль, В Толковый словарь живого великорусского языка. [Текст] / В. Даль - М., 1882.

26. Ершова, А.П., Букатов, В.М . Театральные подмостки школьной дидактики, [Электронный ресурс] / А.П. Ершова, В.М. Букатов - Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/6107

27. Зубов, А. Несколько мыслей о театральной педагогике сегодня [Электронный ресурс] / А. Зубов- Режим доступа: http://literra.websib.ru/zubov/ text_article.htm?124

28. Исхакова Я.Ш., Саитов С.С. Народный театр [Электронный ресурс] / Я.Ш.Исхакова, С.С.Саитов. - Режим доступа: http://www.bashedu.ru/encikl/ nnnn/nar_teatr.htm

29. Караковский, В. А. Воспитание для всех [Текст] / В. А. Караковский – М.: НИИ школьных технологий, 2008.

30. Народный театр [Текст] / Сост., вступит. ст. А.Ф.Некрыловой и Н.И. Савушкиной. – М., 1991.

31. Комольцева, Н. Воспитание школьников. Они не такие как мы? [Электронный ресурс] / Н. Комольцева - Режим доступа: http://ourboys.ru/schoolboys

32. Краевский, В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. [Текст] / В.В. Краевский - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.

33. Куриленко, Э. Р. Профессионально-педагогическое мастерство учителя как условие достижения нового качества образования[Текст] // Э.Р. Куриленко журн Сибирский учитель №5(47), 2006.

34. Лапина, О.А. Школьная театральная педагогика — опыт междисциплинарного синтеза [Текст] / О.А Лапина Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.

35. Лебедева, Е. Театральный коллектив как среда социализации подростка [Электронный ресурс] / Е. Лебедева - Режим доступа: http://vostrove.ru/ metodics/os/lebedeva07/index.htm

36. Марковський, Е. Український вертеп. [Текст] / Е. Марковский - Київ, 1929.

37. Мигунова, Е.В . Педагогические возможности театрализованной деятельности в воспитании творческой направленности личности младшего школьника [Текст] / Е.В. Мигунова: Монография; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006

38. Некрасова, Л.М. Театральные методы и приемы в конструировании занятий по искусству [Электронный ресурс] / Л.М. Некрасова - Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2007/nekrasova_12-07-2007.htm

39. Некрылова, А.Ф., Гусев, В.Е. Русский народный кукольный театр [Текст] / А.Ф. Некрылова, В.Е Гусев – Л., 1983.

40. Некрылова, А.Ф., Савушкина, Н.И. Фольклорный театр. [Текст] / Сост. А.Ф.Некрылова, Н.И.Савушкина - М.:Современник, 1988.

41. Никитина, А. Принципы театральной педагогики на уроке искусства [Электронный ресурс] / А. Никитина - Режим доступа: http://art.1september.ru/ article.php?ID=200700105

42. Орлова, С. Театральная педагогика как социокультурная акция [Электронный ресурс] / С. Орлова - Режим доступа: http://city-2.narod.ru/ntn/d7.html

43. Перетц,В . Кукольный театр на Руси: Исторический очерк [Текст] // В. Перетц Ежегодник императорских театров. Сезон 1894/95 гг.: Приложение. Кн. 1. М., 1895.

44. Почечуева , Н.А. Роль учителя-гуманитария в формировании общей культуры учащихся посредством фольклорных традиций [Электронный ресурс] / Н.А. Почечуева - Режим доступа: ipk.admin.tstu.ru/deyat/obl_mer/konf/ kultura.../pochechueva.doc

45. Преображенская, В. Театральная аксиома [Электронный ресурс] / В. Преображенская - Режим доступа: http://co-izmailovo.narod.ru/theatre/viktory.htm

46. Ровинский, Д. А. Русские народные картинки, т.5 [Текст] / Д.А. Ровинский - СПб, 1900

47. Романов, Е.Р. Могилевская старина. (Вертепное действо) [Текст] // Е.Р. Романов Могилевские губернские ведомости, № 45-46, 49-52, 1898

48. Савушкина, Н.И. Русская народная драма: Художественное своеобразие. [Текст] / Н.И.Савушкина – М., 1988.

49. Савушкина, Н.И . Русский народный театр. [Текст] / Н.И.Савушкина – М., 1976.

50. Федас, Й.Ю. Український народний вертеп. (У дослидженнях 19-20 ст.) [Текст] / Й.Ю. Федас - Київ, 1987.

51. Харламов, И.Ф. Педагогика. [Текст] / И.Ф. Харламов - М., 1998.

52. Холодов, Е.Г. История русского драматического театра. Том 4. 1846-1861 [Текст] / Е.Г Холодов и др. - М.: Искусство, 1979.

53. Щукин, Н. Вертеп. [Текст] / Н. Щукин Вестник Русского географического общества. - СПб., 1860.

54. Режим доступа: http://www.edustrong.ru/main/book/pedagogika.htm

55. Режим доступа: http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le3/le3-5451.htm

56. Режим доступа: glagolim.ru

57. Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RNgwukt:p!ylgyw

58. Режим доступа: http://www.rusfolk.ru/

59. Режим доступа: http://www.rustoys.ru/zakroma/Petrushka.htm

60. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/


Приложение 1

Элементы театральной педагогики в образовательном процессе

1. Следует ли использовать элементы театральной педагогики в образовательном процессе и применяете ли Вы их?

А) не нужно, не использую

Б) нужно, но не использую

В) важно, использую

2. Место театра в образовательном процессе

А) только походы в театр

Б) внеклассная деятельность

В) везде, в том числе и на уроке

3. Как часто в своей деятельности Вы используете элементы театральной педагогики?

А) никогда

Б) несколько раз в год

В) несколько раз в четверть

Г) постоянно


Приложение 2

Сценарий "Широкая Масленица"

Персонажи: Скоморохи, Масленица, Баба Яга.

Скоморох 1 - Добрый день, гости дорогие, жданные, званные и желанные!

Ск.2 -Здравствуйте, молодки! Здравствуйте. лебёдки! Ребята-молодцы, весёлые удальцы!

Ск 3. - Почтенные и молодые! Полные и худые! Мы рады гостям, как добрым вестям!

Ск.4. - Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

Мы - скоморохи! С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годиться!

Ск - Эй, господа, пожалуйте сюда! Приглашаем всех гостей к нам на праздник поскорей!

Ск. - У нас представление всем на удивление! Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!

Ск. - Повеселитесь с нами - уйдёте с блинами! Вот сейчас нужно всем вместе дружно Масленицу пригласить и праздник открыть!

Ск. - А вот и наша Масленица! Давайте с ней поздороваемся!

--------------------------------------------------------

Дальше текст, выученный заранее с детьми:

- Душа ли ты, Масленица,

Сахарны твои уста,

Сладкая своя речь!

Заезжай к нам на широкий двор

На горах покататься, в блинах поваляться!

- Дорогая наша Масленица, Авдотья Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, триаршинная!

Лента алая. двухполтинная!

Платочек беленький. новомодненький!

Брови чёрные, наведённые!

Здравствуйте!

Масленица - Спасибо, что встретили, ласково приветили! Ведь чем лучше Масленицу отпразднуете, тем богаче год будет!

Баба Яга - Здорово вам, ребятки, Игори и Ванятки, Наташки и Дашки, Верочки и Машки! Когда к вам спешила, всех насмешила! А зовут меня масленица!

Ск. - Постой, да ты на Масленицу не похожа, не та у тебя рожа! А паспорт у тебя есть?

Баба Яга - Вот мой пачпорт, гляди! Баба Яга назначается Маленицей на целую неделю!

Масл. - А вот ответь на наши вопросы! Ответишь - будешь Масленицей! Кого провожает Масленица? (Зиму)

Ск. - А кого встречает? (весну)

Ск. - А что является символом масленицы? (Блины).

Ск. - А как называются дни гуляния на Масленицу? (Баба яга путается, а дети правильно отвечают на вопросы).

Ск. - Вот что , Баба Яга,костяная нога, ты не Масленица! Лучше вот возьми метлу и пригласи ребят в игру!

Баба Яг. - Ну ладно! Масленица, а ты нас блинами угости!

Масл. - Погодите. не спешите и блиночки заслужите! Отгадайте наши загадки, а там посмотрим!

----------------------------------------------------------

Блок с загадками:

- Пол железный, половик нетканный(блины на сковороде).

- На плешь капнула, попарила. вынула, поправила! Что я сделала? (Блины пекла)

- Белая морковка зимой растёт ловко.(сосулька)

- Была белая да седая. пришла зелёная, молодая.(зима и весна)

Масл. - А пословицы про меня знаете?(масленица и скоморохи начинают пословицу. а дети должны её продолжить)

- Не всё коту Масленица, будет и велиуий пост!

- Масленица- объедуха, деньгам прибируха!

- У богатого не житьё, а Масленица!

- Хоть последнюю рубаху заложи. а Масленицу проводи!

- Блин не клин, брюхо не расколет!

Масл.- А кто меня порадует песнями да плясками? Ведь где песня поётся, там легче живётся!

ХОРОВОД вокруг Масленицы под "Каравай":

Как на масленой неделе испекли мы каравай, вот такой вышины. вот такой нижины, вот такой ширины, вот такой ужины. Каравай, каравай,кого хочешь выбирай!(С движениями. что делаются в оригинале)

Ск. - Хочешь повеселить подружку, спой весёлую частушку!

Баба Яга - Я! Я знаю хорошие частушки!(Поёт)

- Охи, ахи, напущу я страхи,

Разбегайтеся, детвора,

Приближается Яга!

- Я жаркое из ребят просто обожаю,

На лопату посажу, в печку отправляю!

Масл.- Ты опять за своё? Выгоню! Ребята. покажите её как надо частушки петь.(дети поют част-ки, любые) да танцевать.

Пляска Ручеёк.Под любую танцевальную мелодию (" Ах вы сени..." и т.д.) дети сначала парами исполняют фигуру "Ручеёк", потом в парах поднимают руки и парами двигаются, заходя в каждые воротца- фигура "Воротца"(движение начинает первая пара, затем идёт вторая и т.д.) Это очень простая круговая пляска.

-----------------------------------------------------------

Масл. - поёте вы хорошо, а теперь давайте поиграем!(Игровой блок)

Игры:

По станциям:

"Испеки блин!"

"Поймай блин"

"Полено"

"Растяпа"

Коллективные:

"Гонки на санках"

" Перетягивание каната"

Ском.- Честная наша Масленица! Весело было тебя встречать, да пора со двора провожать!

-Сегодня Масленица, а завтра кисленица!

- Сегодня масла дадут, а завтра редьки натрут!

- Ох ты,Масленица! До чего нас довела! До хлеба, до редьки, до пареной репки!До горького хвоста, до Великого Поста! Прощай, зима сопливая, приходи дето красное!

Масл. - Простите, прощайте, люди добрые! сожгите зиму лютую, простите обиды давние, попросите друг у друга прощения!

Сжигание Масленицы, чаепитие и дегустация блинов.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  364  365  366   ..