Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  247  248  249   ..

 

 

Формирование личностных качеств у школьников участвующих в проекте Спортивная школьная команда

Формирование личностных качеств у школьников участвующих в проекте Спортивная школьная команда

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Педагогический эксперимент: существует несколько значений понятий “эксперимент”. Во-первых, под экспериментом понимается часть педагогического исследования, представляющая проверку на практике истинности теоретических предложений (предположений). В этом случае педагогический эксперимент есть специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, дающий возможность изучения и проверки педагогических воздействий в контролируемых и поддающихся учету условиях. Во-вторых, понятие педагогический эксперимент используется как синоним педагогического исследования. В-третьих, педагогическим экспериментом называют комплексный метод исследования, включающий целый ряд частных методов и методик, теоретических и практических этапов. В-четвертых, понятие эксперимент употребляется в значении педагогического поиска, направленного на выращивание новой практики образования в процессе самой этой практики с помощью ее целенаправленного, осмысленного преобразования. [8]

Педагогический эксперимент проводился с целью экспериментальной проверки эффективности применения проекта «Спортивная школьная команда» на совершенствование личных качеств и эмоционально-волевой сферы участвующих в этом проекте.

В исследовании приняли участие 60 учеников девятого, десятого и одиннадцатого класса которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Тридцать школьников составили контрольную группу и другие тридцать, экспериментальную. Школьники обеих групп в начале и в конце эксперимента прошли педагогическое тестирование.

Отличием экспериментальной группы было то, что из подростков, обучающихся в МОУ Гимназия, сформированы и действуют 9 команд по 7 видам спорта: волейболу, баскетболу, футболу, туризму, каратэ, настольному теннису, военно-спортивной подготовке.

Учителями-тренерами созданы рабочие программы, которые были утверждены экспертно-методическим советом гимназии. Учебно-тренировочные занятия с участниками школьных спортивных команд проводились согласно этим рабочим программам (периодичностью - 3 раза в неделю, продолжительностью - 60 мин) под руководством учителя-тренера по физической культуре, а также под руководством педагогов дополнительного образования (как штатных, так и совместителей). Со школьниками ведется психолого-педагогическое сопровождение в форме тренинговых занятий, которые направлены на формирование, сохранение и укрепление коммуникативной, духовно-нравственной и поведенческой культуры участников спортивных школьных команд. В процессе тренинговых занятий, проводимым педагогом-психологом, участники команд обучаются приемам снятия эмоционального напряжения; у них развиваются психически познавательные процессы; формируются положительные черты характера.

Учащиеся контрольной группы занимались спортом в таком же объеме в различных секциях ДЮСШ города, однако тренинговой работы с ними не проводилось.

Математической статистики. В качестве основных математико-статистических методов использовались компьютерные программы с первичным статистическим анализом, осуществлялась проверка статистических гипотез.

Заключается в анализе данных, полученных при проведении массовых наблюдений (измерений, опытов). В зависимости от математической природы конкретных результатов наблюдений статистика математическая делится на статистику чисел, многомерный статистический анализ, анализ функций (процессов) и временных рядов, статистику объектов нечисловой природы. Существенная часть статистики математической основана на вероятностных моделях. Выделяют общие задачи описания данных, оценивания и проверки гипотез. Рассматривают и более частные задачи, связанные с проведением выборочных обследований, восстановлением зависимостей, построением и использованием классификаций (типологий) и др. В связи, с использованием в исследовании непараметрических данных для математического обоснования статистической значимости наблюдаемого различия связанных выборок и подчинением их закону нормального распределения нами использовался W – критерий Вилкоксона.

Организация исследования.

1.Период времени исследования с октябрь г. – май г.

В исследовании приняли участие 60 учеников девятого, десятого и одиннадцатого класса. Педагогическое тестирование осуществлялось два раза в год (в начале и конце эксперимента).

2. Этапы:

· Подготовительный сентябрь 2009г. Анализ научно-методической литературы, подбор методик исследования, заполнение технического задания, подбор контингента исследования, организация предварительного тестирования.

· Основной (экспериментальный) октябрь 2009г. - апрель 2010г. Непосредственное проведение эксперимента, обработка полученных результатов, оформление третей главы выпускной квалификационной работы.

· Заключительный май 2010г.

Вывод, заключительное оформление работы, оформление приложения, рецензирование работы, предварительная защита на кафедре.


ГЛАВА III. Результаты исследования и их обсуждение.

Физическая культура не стала потребностью большинства людей, на крайне низком уровне функционирует в основных сферах жизнедеятельности общества и человека (образовании труде, досуге), не давая ему запаса «прочности» в виде здоровья, функциональной подготовленности, психической устойчивости и эмоциональной удовлетворенности.

Это не способствует личному благополучию и профессиональным успехам людей. Объективная же тенденция изменения характера и содержания труда уже сегодня требует приложения всей совокупности человеческих сил и возможностей: физических, эмоциональных, психических, интеллектуальных. Это обуславливает необходимость обратить самое пристальное внимание на новое осмысление спортивной культуры, связанное с ее влиянием на духовную сферу человека, и, прежде всего ребенка, так как наиболее устойчивые мотивы к занятиям спортом закладываются в детском возрасте. В связи с этим цель нашего исследования - совершенствование личностных качеств и эмоционально-волевой сферы у участников проекта «Спортивная школьная команда». Эксперимент проводился с октября года по май года. Методом выборочного статистического наблюдения были собраны сведения о 60 школьниках девятого, десятого и одиннадцатого класса. По результатам проведения педагогического тестирования были получены следующие результат:

Рис.1. Результаты тестирования по методике «Мотивация к успеху» до и после эксперимента

Таблица 1 Динамика изменения результатов в начале и в конце эксперимента по методике «Мотивация к успеху»

Группы До, (баллы) После, (баллы) Достоверность Процент прироста, (%)
Общеобразовательная 13,1+ 0,82 13,8+ 0,9 > 0,7 5,3
Спортивная 14,5+ 0,91 18,3+ 1,2 < 3,8 26,2

Анализ полученных данных показывает, что в общеобразовательной группе прирост мотивации на достижения успеха составляет 5,3 %, различие не достоверно; в спортивной группе на 26,2 %, различие достоверно. Результаты свидетельствуют о том, что у школьников участвующие в данном проекте мотивация на достижения успеха выражено в большей степени. Они понимают ценность занятия спортом и активно решают поставленные перед ними задачи, занимаясь избранным видом спорта.

Рис.2. Результаты тестирования по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» до и после эксперимента


Таблица 2

Динамика изменения результатов в начале и в конце эксперимента по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Группы До, (баллы) После, (баллы) Достоверность Процент прироста, (%)
Общеобразовательная 11+ 0,63 12,1+ 0,86 > 1,1 11
Спортивная 11,6+ 0,71 14,3+ 0,65 < 2,7 23,3

Анализ полученных данных показывает, что в общеобразовательной группе прирост мотивации на достижения успеха и боязни неудачи составляет 11 %, различие не достоверно; в спортивной группе на 23,3 %, различие достоверно. Эти данные говорят о том, что у школьников участвующие в проекте диагностируется мотивация на успех (надежда на успех), а у школьников не участвующих в проекте следует считать, что мотивационный плюс не выражен. Такой высокий процент прироста обуславливается тем, что в спортивной группе велось психолого-педагогическое сопровождение в форме тренинговых занятий, которые оказали положительное влияние.

Рис.3. Результаты тестирования по методике «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере», школа А - выявление установок, направленных на «альтруизм-эгоизм» до и после эксперимента

Таблица 3

Динамика изменения результатов в начале и в конце эксперимента по методике «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере», школа А - выявление установок, направленных на «альтруизм-эгоизм»

Группы До, (баллы) После, (баллы) Достоверность Процент прироста, (%)
Общеобразовательная 10,2+ 0,68 10,6+ 0,7 > 0,4 3,9
Спортивная 11,1+ 0,52 13+ 0,59 < 1,9 17,1

Анализ полученных данных показывает, что в общеобразовательной группе показатель установок, направленный на «альтруизм-эгоизм» увеличился на 3,9 %, различие не достоверно; в спортивной группе на 17,1 %, различие достоверно. Это свидетельствует тому, что у спортивной группы в большей степени выражен альтруизм, желание помочь людям, а у общеобразовательной группы альтруизм в меньшей степени, следовательно, наблюдается эгоистическая тенденция. Тем самым в спортивной группе наблюдается более сплоченный коллектив, чем в общеобразовательной.

Рис.4.1. Результаты тестирования по методике «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере», шкала Б - выявление установок на «процесс деятельности» - «результат деятельности» до и после эксперимента в общеобразовательной группе

Рис.4.2. Результаты тестирования по методике «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере», шкала Б - выявление установок на «процесс деятельности» - «результат деятельности» до и после эксперимента в спортивной группе

Таблица 4

Группы

До, (баллы)

пр. деят./рез. деят.

После, (баллы)

пр. деят./рез. деят.

Достоверность Процент прироста, (%)
Общеобразовательная 5,6+ 0,12/4,8+ 0,15 6,2+ 0,36/5,5+ 0,3 >/> 0,6/0,7 10,7/14,6
Спортивная 5,3+ 0,23/5,0+ 0,19 6,5+ 0,41/6,2+ 0,11 </< 1,2/1,2 22,6/24

Динамика изменения результатов в начале и в конце эксперимента по методике «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере», шкала Б - выявление установок на «процесс деятельности» - «результат деятельности» Анализ выявления установок на «процесс деятельности» - «результат деятельности» показывает, что показатель в общеобразовательной группе процесс деятельности повысился на 10,7 %, результат деятельности на 14,6 %, различие недостоверно; в спортивной группе процесс деятельности на 22,6%, результат деятельности на 24%, различие достоверно;

Это показывает то, что спортивная группа в большей степени ориентирована на результат и процесс деятельности. Этому способствовали грамотно построенные рабочие программы учителями-тренерами по разным видам спорта.

Рис.5. Результаты тестирования «Изучение терпеливости» до и после эксперимента

Таблица 5Динамика изменения результатов в начале и в конце эксперимента по тесту «Изучение терпеливости»

Группы До, (баллы) После, (баллы) Достоверность Процент прироста, (%)
Общеобразовательная 9,2+ 0,54 9,8+ 0,23 > 0,6 6,5
Спортивная 9,1+ 0,43 10,2+ 0,19 > 1,1 12

Результаты тестирования «Изучение терпеливости» показывают, что в общеобразовательной группе показатель развития терпеливости увеличился на 6,5%, различие не достоверно; в спортивной группе на 12 %, различие не достоверно. Данные свидетельствуют о том, что за время эксперимента между спортивной и общеобразовательной группой значительных отличий в развитии терпеливости не произошло, он остался на среднем уровне. Следовательно, данный проект не оказал положительного влияния на развитие терпеливости, возможно, было уделено недостаточное количество времени для развития этого качества.

Рис.6. Результаты тестирования «Изучение упорства» до и после эксперимента

Таблица 6 Динамика изменения результатов в начале и в конце эксперимента по тесту «Изучение упорства»

Группы До, (баллы) После, (баллы) Достоверность Процент прироста, (%)
Общеобразовательная 8,7+ 0,59 9,7+ 0,79 > 1 11,5
Спортивная 8,8+ 0,51 12+ 0,86 < 3,2 36,3

Результаты тестирования «Изучение упорства» показывают, что в общеобразовательной группе показатель развития упорства увеличился на 11,5 %, различие не достоверно; в спортивной группе на 36,3 %, различие достоверно. Это показатели говорят о том, что общеобразовательная группа осталась без изменения на среднем уровне развития упорства, а спортивная достигла высокого уровня развития, что способствует твердости и последовательности в осуществлении спортивного роста.

Рис.7. Результаты тестирования «Изучение настойчивости»

до и после эксперимента

Таблица 7 Динамика изменения результатов в начале и в конце эксперимента по тесту «Изучение настойчивости»

Группы До, (баллы) После, (баллы) Достоверность Процент прироста, (%)
Общеобразовательная 8,9+ 0,63 9,8+ 0,73 > 1 11,2
Спортивная 8,9+ 0,42 12,2,+ 0,8 < 3,3 37

Результаты тестирования «Изучение настойчивости» показывают, что в общеобразовательной группе показатель развития настойчивости увеличился на 11,2 %, различие не достоверно; в спортивной группе на 37 %, различие достоверно. Это показатели говорят о том, что общеобразовательная группа осталась без изменения на среднем уровне развития настойчивости, а спортивная достигла высокого уровня развития, следовательно, повысилось умение добивать поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние трудности.

По итогам всех полученных результатов можно сказать, что участие школьников в проекте «Спортивная школьная команда» способствует развитию личностных качеств и эмоционально-волевой сферы, также для них характерна высокая степень адаптации к социальной среде, т.е. в процессе учебно-тренировочных занятий от них можно ожидать результативной деятельности. Кроме того, высокий уровень посещаемости тренировочных и тренинговых занятий в течение всего учебного года (90%) говорит о проявлении устойчивой мотивации учащихся к систематическим занятиям спортом.


ВЫВОДЫ

1. На наш взгляд основная проблема реализации проекта «Спортивная школьная команда» является то, что основополагающее значение для специалиста, реализующего спортизации физического воспитания, имеет мотив достижения успехов, поскольку только специалист, стремящийся к успеху в профессиональной деятельности (а для учителя физической культуры это, прежде всего достижения его учеников в плане собственного здоровьеформирования, физической подготовленности, сформированности мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью), будет занимать активную позицию по отношению ко всему «новому» в сфере физического воспитания школьников. В рассматриваемой нами проблеме важно помнить о том, что специфика деятельности учителя тренера в рамках спортизации физического воспитания требует сформированности на высоком уровне не только знаний по построению тренировочного процесса по виду спорта и организации физического воспитания школьников, но и целостной системы знаний в области педагогики и психологии.

Спорт позволяет раскрыть сущностные силы человека, проявить креативные способности, которые в обычной жизни могут остаться невостребованными. В то же время благодаря спорту человек самосовершенствуется, самореализуется, так как целевая направленность спорта, связанна с достижениями спортивного результата, требует от спортсмена готовности к напряжению, испытанию, преодолению трудностей. Особенно важным в достижении результата являются эмоционально-волевые качества, для этого нужны специальные методы тренировки в виде психолого-педагогическом сопровождении.

2. На основании 7 проведённых методик, в начале эксперимента мы обнаружили, что уровень развития интересующих нас качеств у школьников участвующих в эксперименте находится на одном уровне, следовательно, данный контингент можно сравнивать. По результатам исследования заметно, что наиболее высокий процент прироста составляет в методике «Мотивация к успеху» (26%), «Изучение упорства» (36,3%), «Изучение настойчивости» (37%). Менее эффективно проект повлиял на результаты методики «Изучение терпеливости», в которой процент прироста составляет 12%. В целом результаты эксперимента показывают, что у школьников участвующих в проекте «Спортивная школьная команда» наблюдается качественный рост развития личностных качеств и эмоционально-волевой сферы, т.е. в процессе учебно-тренировочных занятий от них можно ожидать результативной деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. (Серия «Мастера психологии»)- СПб.: Питер, 2001.- 272с.

2. Арвисто М.А. Мотивация физкультурно-спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1992.- 237 с.

3. Архипова И.А., канд. псих. наук, доцент, Лучшие тесты самодиагностики личности старшеклассников и студентов. Психологический практикум.- СПб.: Наука и техника, 2009.- 288 с.

4. Афанасьева Н. Личностный подход в обучении.// Школьный психолог. Еженед. прил. к газете «Первое сентября» - 2001. №32.

5. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 21 – 26

6. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе (монография). – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. -112с.

7. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1, с. 23 – 25

8. Батищев Г. И. Педагогическое экспериментирование // Сов. педагогика – 1990, - с. 23- 27

9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986, с. 120

10. Быстрицкая Е.В. Проективный подход к построению профессионально-педагогической компетентности специалиста в облости физ. культуры и спорта/Е.В. Быстрицкая//Теория и практика физ. культуры.- 2007. - №11 – С. 50

11. Возрастная психология и педагогика, под редакцией М.В. Гомезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва, «Просвещение», 1994,- 224 с.

12. Гуськов С.И., Зотов А.П. Физическое воспитание и спорт в школах различных стран. – М.: Институт общего образования, 2001.- С.216

13. Горшенина Я. Л. Педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности будущего учителя в деятельности кафедры педагогического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук/ Я. Л. Горшенина.- Омск, 2007.- 25с.

14. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебное пособие/М.Т. Громкова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003,- 415 с.

15. Дети России Образованны и Здоровы: матер. 3-й Всероссийский научно-практической конференции, г. Воскресенск, 7-8 декабря 2006 г. – М – 2005. -156 с.

16. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов, И.А. Зимняя.- М.: Логос, 2001.- 384 с.

17. Ильин Е.Н. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2004.- 509 с.

18. Корольков В.С. Методическое обеспечение личностно-ориентированного обучения в структуре дисциплин естественнонаучного цикла. // Личностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании. Мн., 2000 .- 184 с.

19. Лубышева Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе/ под общ. ред. докт. пед. наук, профессора Л.И. Лубышевой.- Москва: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009.- 168с.

20. Педагогика физической культуры: учеб./М.В. Прохоров, А.А. Сидоров, Б.Д. Синюхин, А.Г. Семёнов. – М.: «Путь»: ТИД «Альянс», 2006.- 288 с.

21. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие/ Под ред. М.В. Булановой – Топорковой.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 512 с.

22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика,1989, с.105

23. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности.- СПб.,2001,с.358

24. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта: учебник/В.И. Столяров.- М..: Физическая культура, 2005. – 400с.

25. Скородед Н.В. Личностно-развивающее обучение. // Психология образования сегодня: теория и практика. Материалы межд. науч.-практ. конференции, 2003.- 147 с.

26. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учебник/ Л.Д. Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 544с.

27. Филимонова С.И. Физическая культура и спорт – пространство, формирующее самореализацию личности. – М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004.- 316 с.,ил.

28. Хуторской А. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация.// Школьные технологии. - 2006. - №2.

29. Чепиков В.Г. Личностные качества школьников, механизмы их формирования и интеграции. -М.: Педагогика.2002.- 276 с.

30. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие/ В.Д. Шадриков.- М.: Изд. корпорации «Логос», 1996.- 320с.


Приложение 1.

Методика «Мотивация к успеху»

Автор: Т. Элерс

Инструкция: пожалуйста, ответьте на ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа «+» («да»), при несогласии – знак «-» («нет»).

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все сто процентов выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет никакого дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в этом деле я добился бы успеха.

10. В процессе выполнения какой-нибудь работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие – это не основная моя черта.

12. Мои достижения в учебе не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другой вид деятельности, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои сверстники считают меня дельным человеком.

16. Препятствия, которые встречаются мне на пути, делают мои решения более твердыми.

17. Если меня похвалить, я сделаю больше, чем обычно.

18. Обычно заметно, когда я выполняю задание без желания.

19. При выполнении какого-либо задания я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я не так сильно реагирую на похвалу, как многие другие.

25. В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро пойду в школу.

26. Когда я расположен к выполнению задания, я делаю его лучше, чем другие.

27. Мне проще и легче с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственные задания чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, стараюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи, в какой то мере зависят от моих товарищей.

33. Бессмысленно противодействовать воле учителя.

34. Иногда не знаешь, какое задание тебе придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится, я становлюсь нетерпеливым.

36. Обычно я обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я выполняю какое-нибудь задание вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других.

38. Много, за что я берусь, не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто не стремится к власти.

41. Когда я уверен, что прав, а другие не понимают этого, для доказательства своей правоты я могу пойти на крайние меры.

1. 11. 21. 31.
2. 12. 22. 32.
3. 13. 23. 33.
4. 14. 24. 34.
5. 15. 25. 35.
6. 16. 26. 36.
7. 17. 27. 37.
8. 18. 28. 38.
9. 19. 29. 38.
10. 20. 30. 40.
41.

Обработка результатов:

По 1 баллу проставляется за ответы «да» по следующим пунктам опросника: 2-5, 7-10, 14-17, 21, 22, 25-30, 32, 37, 41 и «нет» - по следующим: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38 и 39. Ответы по пунктам: 1, 11, 12, 19, 23, 33-35 и 40 не учитываются. Подсчитывается сумма баллов. Чем больше набранная человеком сумма баллов, тем больше у обследованного выражена мотивация на достижение успеха. [17]


Приложение 2

Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Автор: А.А. Реан

Инструкция: соглашаясь или нет с нижеприведенными утверждениями, вам необходимо выбрать один из ответов – «да» или «нет».

Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает такой ответ как явное «да», так и ответ «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет».

Отвечать следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедшим в голову, как правило, является наиболее точным.

Утверждения «да» «нет»
1. Выполняя какое-нибудь задание я надеюсь на успех.
2. В процессе выполнении какой-нибудь деятельности я активен.
3. Обычно я проявляю инициативу.
4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины, чтобы отказаться от них.
5. Я часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально трудные.
6. При встрече с какими-нибудь препятствиями, я как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач, я пересматриваю и переоцениваю свои успехи.
8. Продуктивность моей деятельности в основном зависит от того какие у меня цели, а не от того кто меня контролирует.
9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.
10. Обычно я проявляю настойчивость в достижении поставленной цели.
11. Обычно я планирую свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.
13. Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если меня никто не контролирует.
14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности цели, или слегка завышенные, но достижимые.
15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.
16. При чередовании успехов и неудач, я пересматриваю и переоцениваю свои неудачи.
17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
18. При выполнении заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.
19. В случае неудачи, я как правило, не отказываюсь от поставленной мной цели.
20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность для меня только возрастает.

Обработка результатов:

По 1 баллу проставляется за ответы «да» по следующим пунктам опросника: 1-3, 6, 8, 10-12, 14, 16, 18-20 и «нет» - по следующим: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается сумма баллов.

Выводы: если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивации на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом, если у испытуемого 8-9 баллов – то его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов – ближе к стремлению к успеху. [17]


Приложение 3

Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере»

Автор: О.Ф. Потешкина

Школа А

Выявление установок, направленных на «альтруизм-эгоизм»

Инструкция: пожалуйста, ответьте на ряд вопросов, исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации. При согласии с утверждением ставьте на бланке для ответа «+» («да»), при несогласии – знак «-» («нет»). Отвечать следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедшим в голову, как правило, является наиболее точным.

Утверждения «да» «нет»
1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?
2. Вам легче просить за других, чем за себя?
3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-нибудь просят?
4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?
5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других?
7. Вы убеждены, что сама большая ценность в жизни – жить дл других людей?
8. Вам трудно заставить себя что-то сделать для других людей?
9. Ваша отличительная черта – бескорыстие?
10. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
11. Вы осуждаете людей, которые не могут позаботиться о себе?
12. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?
13. Ваша отличительная черта – стремление помочь другим людям?
14. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других людях?
15. Вы обычно много времени уделяете учебе?
16. Вы убеждены в том, что дл других сильно напрягаться не нужно?
17. Дл себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени?
18. Свободное время вы используете только для своих увлечений?
19. Вы можете назвать себя эгоистом?
20. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за вознаграждение?

Обработка результатов:

По 1 баллу проставляется за ответы «да» по следующим пунктам опросника: 1-4, 6, 7, 9, 13, 17 и «нет» - по следующим: 5, 8, 10-12, 14-16, 18-20. Подсчитывается общая сумма баллов.

Выводы: чем набранная сумма баллов больше 10, тем в большей степени у субъекта выражен альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма баллов меньше 10, тем больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция. [17]

Шкала Б

Выявление установок на «процесс деятельности» - «результат деятельности»

Инструкция: пожалуйста, ответьте на ряд утверждений, исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации. При согласии с утверждением ставьте на бланке для ответа «+» («да»), при несогласии – знак «-» («нет»). Отвечать следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедшим в голову, как правило, является наиболее точным.

Утверждения «да» «нет»
1. Сам процесс выполняемой работы увлекает меня больше, чем ее результат.
2. Для достижения цели я обычно не жалею сил.
3. Я обычно долго не решаюсь начать делать то, что мне неинтересно, даже если это сделать необходимо.
4. Я уверен, что у меня хватит настойчивости, чтобы завершить любое дело.
5. Заканчивая интересное дело, я часто сожалею о том, что оно уже завершено.
6. Мне больше нравятся люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые.
7. Мне нравятся игры, в которых не важен результат.
8. Я считаю, что успехов в моей жизни больше, чем неудач.
9. Я уважаю людей, способных увлечься делом по-настоящему.
10. Я часто завершаю работу из-за неблагоприятной обстановки, нехватки времени или помех со стороны.
11. Я часто начинаю много дел, но не успеваю закончить их до конца.
12. Я считаю, что имею достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни.
13. Иногда я могу увлечься делом настолько, что забываю о времени и о себе.
14. Мне часто удается довести начатое дело до конца.
15. Иногда, увлекаясь деталями, я не могу закончить начатое дело.
16. Я избегаю встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами.
17. Я часто загружаю свои выходные дни работой из-за того, что нужно что-то сделать.
18. Считаю, что в любом деле главное результат.
19. Соглашаясь на какое-либо дело, я думаю о том, насколько оно мне интересно.
20. Моя отличительная черта – стремление к результату в любом деле.

За каждый положительный ответ на вопрос, опрашиваемый получает 1 балл. Сумма баллов за положительные ответы на нечетные вопросы (1, 3, 5, 7 и т.д.) будет отражать ориентацию субъекта на процесс деятельности, а сумма баллов за ответы на четные вопросы - ориентацию субъекта на результат.[17]


Приложение 4

Тест «Изучение терпеливости»

Автор: И.А. Архипова

Инструкция: ответьте, согласны ли вы с предложенными ниже утверждениями. Если вы согласны, то поставьте «+», если не согласны, то «-».

1. Усталость, как правило, является причиной того, что я бросаю начатое дело.

2. Бывает, что мне недостаёт терпения дочитать до конца скучную книгу.

3. Длинные очереди выводят меня из себя, я просто ухожу.

4. Я могу долго выносить болевые ощущения.

5. Я могу долго терпеть жажду.

6. Длительные диеты – это не для меня.

7. На тренировках я перестаю выполнять упражнения, как только почувствую усталость.

8. Обычно я довожу до конца любую скучную работу.

9. Я с трудом преодолеваю себя, если сделать работу необходимо, но я этого очень не хочу.

10. Независимо от моего физического состояния я довожу начатую работу до конца.

11. Мне нравится такая физическая работа, для выполнения которой я должен пересилить себя.

12. Я знаю, что мне свойственно терпение.

13. Ожидание всегда нервирует меня.

14. Боль для меня невыносима.

15. Мне не хотелось бы считать себя слабым, и потому я довожу тяжёлую физическую работу до конца.

16. Я убеждён - работать надо в силу своих возможностей.

Обработка результатов: по одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям 4, 5, 8, 10, 11, 12, 15, 16 и за ответы «нет» по позициям 1, 2, 3, 6, 7, 13, 14.

Подсчитывается сумма набранных баллов:

0-5 баллов – низкий уровень развития терпеливости;

6-11 баллов средний уровень развития терпеливости;

12-16 – высокий уровень развития терпеливости.[3]


Приложение 5

Тест «Изучение упорства»

Автор: Автор: И.А. Архипова

Инструкция: вам предлагается ряд ситуаций. Представьте себя в этих ситуациях и оцените, насколько они для вас характерны. Если вы согласны, то поставьте «+», если не согласны, то «-».

1. Если передо мной поставлена цель, то я способен выполнять малоинтересную и монотонную работу.

2. Как правило, я работаю, только пока мне хочется это делать.

3. Я люблю напряжённую умственную работу.

4. Даже если я терплю неудачу в работе, я всё равно постараюсь довести дело до конца.

5. Я не умею действовать по заранее составленному плану.

6. Я стараюсь избегать сложных задач.

7. Если я в работе терплю неудачу, я выполню эту работу заново, пока не добьюсь нужного результата.

8. Я всегда, даже если мне этого не хочется, действую в соответствии с намеченными планами.

9. Возникающие трудности заставляют меня сомневаться в необходимости продолжения выполнения дела.

10. Если кто-то или что-то мешает мне сделать желаемое, я всё равно буду добиваться своего.

11. Бывает, что в споре я не стремлюсь любой ценой доказать правильность своей позиции.

12. Я всегда довожу начатое дело до конца, несмотря на возможные препятствия.

13. Если я уверен в своей правоте, я всегда защищаю свою позицию.

14. Когда мне нужно выполнить сложное задание, я всегда стараюсь обойтись только своими силами.

15. Мне часто бывает трудно отстоять свою точку зрении в споре.

16. Когда я уверен, что мои действия правильны, для доказательства своей правоты я способен свернуть гору, даже если мне будут мешать.

Обработка результатов: по одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям: 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 16 и за ответы «нет» по позициям: 2, 5, 6, 9, 11, 15.

Подсчитывается сумма набранных баллов:

0-5 баллов – низкий уровень развития упорства;

6-11 баллов средний уровень развития упорства;

12-16 – высокий уровень развития упорства.[3]


Приложение 6

Тест «Изучение настойчивости»

Автор: Автор: И.А. Архипова

Инструкция: вам предлагается ряд ситуаций. Представьте себя в этих ситуациях и оцените, насколько они для вас характерны. Если вы согласны, то поставьте «+», если не согласны, то «-».

1. Я уже поставил перед собой цель и разработал пути ее достижения.

2. Я пытаюсь добиться поставленной цели, какой бы далёкой она не была.

3. Далёкие и труднодостижимые цели – это не для меня.

4. Неудачи не заставят меня отказаться от намеченного.

5. Я живу сегодняшним днём и не ставлю перед собой далёких целей.

6. Возникающие препятствия заставляют меня отказаться от достижения моей цели.

7. Если предо мной стоит весомая цель, мало что сможет меня остановить.

8. Неудачи придают мне силы для борьбы.

9. Составления списка дел на неделю – это не дл меня.

10. Трудности заставляют меня сомневаться, нужно ли продолжать начатое дело.

11. Я часто не довожу дело до конца, если на его выполнение нужно потратить много времени.

12. Когда я достигаю поставленной цели, то получаю от этого огромное удовольствие.

13. Часто мой интерес к выполняемым заданиям быстро угасает.

14. Я терпеливый человек, поэтому далёкие цели меня не смущают.

15. Препятствия, с которыми я сталкиваюсь, делают меня более уверенным в своих силах.

16. Я ленивый человек, поэтому нередко отказываюсь от движения к поставленной цели.

Обработка результатов: по одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям: 1, 2, 4, 7, 8, 12, 14, 15 и за ответы «нет» по позициям: 3, 5, 6, 9, 19, 11, 13, 16.

Подсчитывается сумма набранных баллов:

0-5 баллов – низкий уровень развития настойчивости;

6-11 баллов средний уровень развития настойчивости;

12-16 – высокий уровень развития настойчивости. [3]


Приложение 7

Таблица 8

Результаты методики «Мотивация к успеху» до и после эксперимента.

Ф.И До После
Общеобразовательная группа
1 Моргунов Егор 13 14
2 Смирнов Леонид 16 15
3 Сентякова Наталья 14 16
4 Панькова Дарья 12 12
5 Салахеев Данил 13 15
6 Спиридонов Павел 14 18
7 Шестерникова Олеся 13 15
8 Никитина Валентина 16 14
9 Горбунова Вероника 17 16
10 Попков Владислав 14 17
11 Оськин Олег 9 10
12 Иванова Анастасия 13 16
13 Калабина Ксения 15 14
14 Сметанин Дмитрий 17 15
15 Килин Станислав 11 12
16 Наумов Дмитрий 10 11
17 Короткова Мария 11 11
18 Крамарук Александр 11 12
19 Котов Никита 14 15
20 Драчёва Мария 13 16
21 Оськина Анна 16 14
22 Пархаева Мария 14 13
23 Мущинкин Артём 14 14
24 Курочкин Станислав 13 14
25 Поварницын Алексей 12 13
26 Кузнецова Дарья 14 14
27 Пономарёва Алёна 11 13
28 Степанова Татьяна 10 12
29 Булычева Надежда 10 11
30 Бадалетина Галина 13 12
Среднее 13,1 13,8
Спортивная группа
1 Цыганова Елона 13 17
2 Синяк Екатерина 14 19
3 Шабров Данил 17 22
4 Мымрин Артём 12 16
5 Красулян Михаил 15 18
6 Смирнова Александра 17 20
7 Трофимова Дарья 13 19
8 Самойленко Дмитрий 16 18
9 Акатьева Анастасия 16 21
10 Мартынова Анна 14 18
11 Масленникова Полина 13 19
12 Данилова Мария 12 18
13 Базуева Татьяна 16 23
14 Моторин Николай 15 18
15 Плетнёв Станислав 13 15
16 Пермяков Антон 14 15
17 Кузнецов Константин 12 16
18 Ратанов Александр 13 17
19 Исаков Евгений 16 18
20 Ершова Екатерина 18 20
21 Юркова Екатерина 14 16
22 Городилова Александра 15 16
23 Бурова Дарья 15 17
24 Арманилина Алёна 18 23
25 Мартынов Станислав 16 20
26 Калинкина Валерия 17 19
27 Севастьянова Снежана 14 19
28 Халиуллина Юлия 12 18
29 Батрутдинов Рустам 12 16
30 Кустова Мария 13 18
Среднее 14,5 18,3

Таблица 9

Результаты методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» до и после эксперимента.

Ф.И До После
Общеобразовательная группа
1 Моргунов Егор 11 12
2 Смирнов Леонид 12 11
3 Сентякова Наталья 13 14
4 Панькова Дарья 11 13
5 Салахеев Данил 14 13
6 Спиридонов Павел 12 10
7 Шестерникова Олеся 10 10
8 Никитина Валентина 9 11
9 Горбунова Вероника 10 14
10 Попков Владислав 11 12
11 Оськин Олег 11 11
12 Иванова Анастасия 12 11
13 Калабина Ксения 10 10
14 Сметанин Дмитрий 10 11
15 Килин Станислав 13 12
16 Наумов Дмитрий 10 12
17 Короткова Мария 9 11
18 Крамарук Александр 9 13
19 Котов Никита 11 14
20 Драчёва Мария 13 10
21 Оськина Анна 12 10
22 Пархаева Мария 11 10
23 Мущинкин Артём 10 11
24 Курочкин Станислав 10 12
25 Поварницын Алексей 11 13
26 Кузнецова Дарья 11 15
27 Пономарёва Алёна 12 16
28 Степанова Татьяна 10 14
29 Булычева Надежда 10 13
30 Бадалетина Галина 14 14
Среднее 11 12,1
Спортивная группа
1 Цыганова Елона 10 12
2 Синяк Екатерина 12 14
3 Шабров Данил 12 15
4 Мымрин Артём 12 17
5 Красулян Михаил 11 13
6 Смирнова Александра 13 16
7 Трофимова Дарья 14 15
8 Самойленко Дмитрий 10 15
9 Акатьева Анастасия 10 14
10 Мартынова Анна 10 17
11 Масленникова Полина 11 13
12 Данилова Мария 12 15
13 Базуева Татьяна 12 15
14 Моторин Николай 12 16
15 Плетнёв Станислав 13 17
16 Пермяков Антон 12 14
17 Кузнецов Константин 11 12
18 Ратанов Александр 14 14
19 Исаков Евгений 13 15
20 Ершова Екатерина 13 16
21 Юркова Екатерина 10 17
22 Городилова Александра 10 16
23 Бурова Дарья 11 14
24 Арманилина Алёна 14 14
25 Мартынов Станислав 12 13
26 Калинкина Валерия 11 12
27 Севастьянова Снежана 11 13
28 Халиуллина Юлия 10 10
29 Батрутдинов Рустам 11 10
30 Кустова Мария 12 15
Среднее 11,6 14,3

Таблица 10

Результаты методики «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере», школа А - выявление установок, направленных на «альтруизм-эгоизм» до и после эксперимента.

Ф.И До После
Общеобразовательная группа
1 Моргунов Егор 10 11
2 Смирнов Леонид 9 10
3 Сентякова Наталья 12 11
4 Панькова Дарья 8 9
5 Салахеев Данил 8 8
6 Спиридонов Павел 10 1
7 Шестерникова Олеся 12 11
8 Никитина Валентина 11 12
9 Горбунова Вероника 14 14
10 Попков Владислав 11 13
11 Оськин Олег 9 10
12 Иванова Анастасия 10 11
13 Калабина Ксения 9 10
14 Сметанин Дмитрий 13 13
15 Килин Станислав 11 11
16 Наумов Дмитрий 10 10
17 Короткова Мария 9 10
18 Крамарук Александр 10 9
19 Котов Никита 11 12
20 Драчёва Мария 11 12
21 Оськина Анна 9 13
22 Пархаева Мария 8 9
23 Мущинкин Артём 10 10
24 Курочкин Станислав 11 12
25 Поварницын Алексей 11 13
26 Кузнецова Дарья 11 10
27 Пономарёва Алёна 9 10
28 Степанова Татьяна 10 11
29 Булычева Надежда 11 13
30 Бадалетина Галина 8 11
Среднее 10,2 10,6
Спортивная группа
1 Цыганова Елона 11 13
2 Синяк Екатерина 8 9
3 Шабров Данил 13 12
4 Мымрин Артём 12 11
5 Красулян Михаил 11 13
6 Смирнова Александра 11 15
7 Трофимова Дарья 10 12
8 Самойленко Дмитрий 12 16
9 Акатьева Анастасия 12 13
10 Мартынова Анна 9 11
11 Масленникова Полина 8 10
12 Данилова Мария 13 15
13 Базуева Татьяна 13 13
14 Моторин Николай 12 13
15 Плетнёв Станислав 11 14
16 Пермяков Антон 11 11
17 Кузнецов Константин 10 12
18 Ратанов Александр 11 10
19 Исаков Евгений 10 10
20 Ершова Екатерина 11 13
21 Юркова Екатерина 12 14
22 Городилова Александра 10 16
23 Бурова Дарья 13 15
24 Арманилина Алёна 14 17
25 Мартынов Станислав 10 12
26 Калинкина Валерия 12 14
27 Севастьянова Снежана 11 15
28 Халиуллина Юлия 10 12
29 Батрутдинов Рустам 10 14
30 Кустова Мария 12 14
Среднее 11,1 13

Таблица 11

Результаты методики «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере», шкала Б -

выявление установок на «процесс деятельности» - «результат деятельности»до и после эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  247  248  249   ..

 

Ф.И До После
Общеобразовательная группа п/д р/д п/д р/д
1 Моргунов Егор 6 6 7 6
2 Смирнов Леонид 7 5 7 6
3 Сентякова Наталья 5 5 6 6
4 Панькова Дарья 6 4 6 4
5 Салахеев Данил 7 7 7 5
6 Спиридонов Павел 7 6 8 6
7 Шестерникова Олеся 6 5 8 7
8 Никитина Валентина 5 5 5 6
9 Горбунова Вероника 6 5 6 6
10 Попков Владислав 7 3 6 4
11 Оськин Олег 5 5 6 5
12 Иванова Анастасия 5 6 5 7
13 Калабина Ксения 6 4 7 4
14 Сметанин Дмитрий 6 4 5 5
15 Килин Станислав