Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  121  122  123   ..

 

 

Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего

Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего

Федеральное агентство по образованию РФ

Кузбасская Государственная Педагогическая Академия

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Кафедра педагогики и технологии дошкольного образования

Тема:

Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Выполнил: студентка для 3 курсаа

Кирилина Наталья Николаевна

Проверил: магистр педагогики

кафедры ПиТДО

Зырянова Руслана Сергеевна

2008


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы детского изобразительного творчества

1.1 Понятие и своеобразие детского изобразительного творчества в современной психолого-педагогической литературе

1.2 Проблема развития детского изобразительного творчества

1.3 Критерии и уровни развития детского изобразительного творчества

Глава 2. Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества

2.1 Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность

2.2 Детский дизайн, его особенности, типы и виды

2.3 Проблема обучения элементам детского дизайна детей дошкольного возраста

2.4 Организация обучения элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Глава 3. Экспериментальное исследование по изучению возможностей обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с условием развития изобразительного творчества

Заключение.

Список литературы

Приложение


Введение

Сегодня художественный дизайн является эстетическим символом современной цивилизации. «Создавая для человека – дом, для людей – город, для Бога – храм, проектировщики всегда закрепляли своим творчеством стиль эпохи – некую общность художественно-эстетических принципов, понятий, нравов» [15, C. 4].

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн. Рисование карандашами и красками, цветная аппликация, лепка и конструирование из разных материалов являются доступными средствами приобщения ребенка к изобразительной деятельности. Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн-деятельности.

«Благоустраивая свое кукольно-игровое хозяйство, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, дети старшего дошкольного возраста подчас неосознанно выполняют функции дизайнера…»[15, С. 5]. Знакомые детям с детского сада конструирование и декоративно-оформительская деятельность является предпосылками развития детей и знакомства с основами дизайна.

Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также «возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка»[15, С. 5].

Обучение детей элементам дизайна является важным условием развития детского изобразительного творчества, так как очень часто в детском саду вводятся шаблоны, готовые формы в творчестве ребенка, а эта деятельность способствует обогащению творчества дошкольника, позволяет ему самостоятельно решать творческие задачи.

Таким образом, тема нашего исследования: Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность заявленной темы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Одной из таких деятельностей и является занятия по детскому дизайну.

Однако, подходя к изучению данной темы, мы столкнулись с проблемой полного отсутствия литературы по данному вопросу. Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимаются отдельные педагоги, такие как Пантелеев Г.Н., Кузнецова О.В., Валиулина Е.А., Ярыгина А., Широкова С., представляющие свои мысли и наработки в небольших статьях некоторых периодических изданиях, а также подобный раздел имеется в программе воспитания и обучения детей «Истоки».

Поэтому целью нашей работы является: Определение возможности обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития детского изобразительного творчества, разработка программы «Юный дизайнер» направленной на развитие изобразительного творчества.

Задачи нашего исследования:

1. Выявить сущность понятия «детское изобразительное творчество» и раскрыть его виды и условия развития.

2. Изучить понятие «детского дизайна», выделить его виды.

3. Раскрыть возможность обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с условием развития изобразительного творчества.

3. Разработать программу по обучению детей элементам дизайна, направленной на развитие детского изобразительного творчества.

Гипотеза исследования: Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития детского изобразительного творчества будет эффективным, при соблюдении следующих требований:

- цикл занятий будет строиться последовательно и включать в себя разные виды дизайн-деятельности, такие как: графический дизайн, фитодизайн, аранжировки, моделирование одежды, декоративно-пространственный дизайн;

- донесение до детей смысла и значения дизайн-деятельности, ее практической направленности;

- практического использования продуктов детской дизайн-деятельности в детском саду.

- организации восприятия детьми образцов дизайн искусства;

- организации взаимодействия ДОУ с семьей (задания на дом, объясняя родителям важность занятий дома, консультации для родителей);

- а также наличия необходимого материального оснащения занятий по детскому дизайну (бумага разной фактуры, различный бросовый материал, ткани, краски, большой картон и др.).

Объект изучения: развитие детского изобразительного творчества.

Предмет исследования: обучение элементам дизайна детей старшего дошкольного возраста как условие развития изобразительного творчетства.

Методы:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы,

- беседа,

- изучение продуктов детской деятельности,

- психолого-педагогический эксперимент.


Глава 1. Теоретические основы детского изобразительного творчества

1.1 Понятие и своеобразие детского изобразительного творчества в современной психолого-педагогической литературе

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. В дошкольном возрасте эту задачу возможно решить через развитие у детей изобразительного творчества.

Однако, для того, чтобы определить понятие детского изобразительного творчества, мы должны выделить понятие самого творчества.

Свое понимание творчества известный исследователь А. Лилов выразил так: «...творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты таковы:

- творчество есть общественное явление,

- его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью» [7, С.23].

Другой исследователь, В. Г. Злотников, указывает: художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства – результат творческой деятельности художника.

Творчество художника

1. возникновение идеи, замысла,

2. вынашивание замысла,

3. реализация замысла,

4. появление художественного образа.

Что касается детей, то уже к старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса воображения. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительному творчеству.

«В начале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материалов, с помощью которого действует ребенок: карандаш и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.» [18]. Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить.

Таким образом, первый этап творческого процесса – возникновение замысла

Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного обдумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет.

В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

Психологи выделяют следующие виды детского творчества: хореография, изобразительное, музыкальное творчество, игру, сочинение сказок и стихов, фантазия.

Как отмечает Э. Прокофьева в статье «Психология детского творчества» [18] раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку

По мере взросления с удовольствием от общей эмоциональной активности, свободы инициативы и развития воображения и речи в сознании ребенка начинает ассоциироваться игра.

Следубщим видом детского творчества является фантазия

Особое место занимает изобразительное творчество ребенка, которое несколько отличается от изобразительного творчества взрослого человека. Этот вид детского творчества является наиболее эффективным средством для развития творческих способностей ребенка. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Более того, творчество дошкольника на занятиях по изобразительной деятельности неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию. Ссылаясь на Аристотеля Комарова Т.С. в статье «Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?» отмечает, что занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Несомненно, что руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.

Что же все таки представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста? Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, но субъективная ценность его значительна.

Определение детского творчества одной из первых дала Е. А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисовании, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных или через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». [5].

1.2 Проблема развития детского изобразительного творчества

«Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества.» [4]. Г. Г. Григорьева также говорит о том, что проблема детского творчества в истории дошкольной педагогики является одной из актуальных, однако, остается наименее представленной в практике, что обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества.

Григорьева Г.Г. считает, что игра и художественная деятельность представляют большие возможности развития творческой личности дошкольника. Как уже было сказано ранее дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставит детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества.

Комарова утверждает, что педагог должен создавать следующие условия для развития детского изобразительного творчества: он прежде всего обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения.

Таким образом, из предполагаемого нами понимания художественного творчества, представленного выше, очевидно: для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. В повседневной жизни [5] должна быть организована специальная система игр, заданий, развивающих творчество – «педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческими, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.» [5]. То есть обучение является важнейшим условием развития детского изобразительного творчества. Однако, на какие же критерии и уровни развития детского изобразительного творчества ориентироваться педагогу при обучении детей?

1.2 Критерии и уровни развития изобразительного творчества

Третий этап

Глава 2. Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества

2.1 Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность

«История цивилизации свидетельствует о многих изобретениях в мире науки, техники, искусства, прототипами которых явились образы природы, ее флоры и фауны, и даже планетарных объектов. Данный нам природой механизм восприятия «красиво-некрасиво» является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создает красивый предмет и делает предметно-пространственную среду гармоничной» [15, C. 7].

Культура дизайна как область художественного проектирования объектов быта и окружающей среды сегодня по праву выступает показателем современной цивилизации. Возникновение дизайна, имеющего непосредственное отношение к современной деятельности, приходится на период, наступивший после Второй Мировой войны [27]. Причем наиболее стремительно он начал развиваться в Японии. Японии мы обязаны многим принципам, которые всегда являлись основой традиционного японского искусства, а теперь стали основополагающими во всем дизайнерском искусстве: композиция, асимметрия и целесообразность. Также рождение дизайна приходится на период появления первых дизайнерских школ [27]. Наиболее яркими из них являются:

Известный ислледователь детского дизайна Пантелеев Г. Н.

На сегодняшний день приобретают особую роль визуально-информативные системы: компьютерная графика, телевидение, фото-, поли- и голография, глобальная сеть Интернет. И дизайн культура в этом аспекте является интегративным способом познания мира.

Истоки дизайн-культуры можно найти в далеком прошлом человечества. Как считает Г. Н. Пантелеев, «период проникновения дизайн-культуры в Россию назван «эпохой протодизайна». Мастера-ремесленники со свойственным им художественным вкусом создали образцы утилитарного искусства, сочетая в изделиях быта и орудиях труда единство красоты и целесообразности» [15, С. 19].

Анализируя различные работы исследователей дизайна мы выяснили, что сегодня мнение специалистов, является ли дизайн искусством, сходится в том, что дизайн-продукт может быть произведением искусства, поскольку имеет как эстетическую, так и художественную ценность, является результатом творческой деятельности, объединяет научно-техническую мысль и художественный образ.

Также дизайн нельзя рассматривать вне архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства (интерьер, мебель, посуда, одежда, ландшафтное озеленение и др.).

В искусстве дизайна наличествуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность – все средства, которыми мастер достигает выразительности.

«Образ как форма специфического отражения, типизация действительности, преломляясь в воображении художника, материализуется средствами цвета, пластики, звука, слова, жеста в творческом продукте. Художественный образ произведения всегда индивидуален и своеобразен, соответствуя характеру своего героя, поэтому художник, автор «одевает» своего героя в соответствующие тому или иному образу костюмы, помещает его в соответствующую среду обитания» [15, С 9.].

Таким образом, дизайн сегодня – это индустрия, работающая на информатизацию и эстетизацию нашего окружения. В сфере изобразительно пространственных искусств дизайн не имеет никаких границ. Дизайн постоянно расширяет и укрепляет свои позиции, происходит разделение дизайнеров по специальностям: одни проектируют игрушки, другие мебель, одежду и посуду и т. д. Сегодня для дизайна характерны тенденции интеграции искусств: живописи, графики, скульптуры, фотографии, литературы, музыки.

Дизайн продукцию классифицируют на инженерно-техническую, архитектурно-художественную, ландшафтную, предметную, торгово-промышленную, графическую, экспозиционно-зрелищную, компьютерную, информационную. Различают дизайн плоскостной (полиграфия, реклама), предметный (одежда, мебель), пространственный (интерьер, экстерьер), смешанный (оформление празднеств). Выделяют направления художественного конструирования и системного дизайна – организация предметно-пространственной среды.

Как считает А. Ярыгина одним из самых интересных и динамичных разделов является графический дизайн. В его сферу входят выпуск плакатов, оформление книжно-журнальной и газетной продукции, так называемая «суперграфика», или роспись глухих стен и фасадов зданий, графические заставки на телевидении, оформление витрин магазинов и выставок, нагладная агитация, создание визуальных коммуникаций в городах и на транспортных артериях.

«Новости» графического дизайна быстро распространяются по всему свету. «Он имеет и ярко выраженные национальные особенности, поскольку пользуется символами, понятиями и образами, традиционно присущими национальным культурам. Без графического дизайна трудно представить формирование общественной среды; он лежит в основе создания системы визуальной информации» [25, С. 66].

Также Ярыгина А. указывает на то, что графический дизайн, являясь синтезом прикладной графики и предметного творчества, базируется на выразительных средствах, присущих обоим видам художественной деятельности. Это линия, пятно, композиция, цвет, символ, шрифт. Графический дизайн – это вид искусства, пишет она, произведения которого создаются на плоскости. Основной материал – бумага, на которой особую выразительность приобретает линия и пятно.

Смешанный вид дизайна нами определяется как декоративно-пространственный дизайн, который очень хорош в работе с детьми.

Таким образом, рассмотрев в данном параграфе понятие дизайна в современной литературе и определив подходы разных авторов к данному понятию, мы переходим к определению понятия детского дизайна, его видов, так как в структуре эстетической ценности искусства дизайна декоративность как доступная ребенку форма проявления красоты является стержневым условием при оценке продукта дизайна, создаваемого взрослыми для детей.

Понимая декоративность как форму выражения красоты, как особый тип художественного мышления следует признать правомерность использования индустрии дизайна для детей и в детском творчестве.

2.2 Детский дизайн, его особенности, типы и виды

Элементарные подделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением, ткачеством и др.

Как показал проведенный нами анализ статей, еще совсем недавно идея дизайнерского образования дошкольников вызывала в официальных педагогических сферах категорическое отрицание. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и, как известно, именно она диктует свои требования. Одним из таких требований времени, которые сегодня уже невозможно игнорировать, является включение элементарных дизайнерских знаний в детских садах.

Здесь можно рассмотреть два понятия – «дизайн для детей» и «детский дизайн». Г.Н. Пантелеев указывает на то, что в совокупности «дизайн для детей» и «детский дизайн» отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Дизайн одежды для детей, к примеру, эстетизирует внешний вид ребенка, вырабатывает культуру гардероба, прически и др. Взрослые создают продукцию так называемой параллельной индустрии для детей: реклама и медицина, галантерея и парфюмерия, кулинария, торговые марки и товарные знаки, ориентируемые на детей. Дизайнер проектирует, производители создают, а педагог поддерживает эстетику среды, привлекая к этой работе детей.

Из этого следует, что дизайнер, работающий для детей, должен знать особенности их психического и художественного развития, учитывать специфику формирования творческих способностей ребенка. В дизайн-продукции для детей учитывается то, насколько хорошо они чувствуют себя в предметном пространстве. В кукольно-игровом интерьере дети ощущают себя комфортнее, чем во взрослом, как и в знакомой обстановке, нежели в привычной. Однако новизну они воспринимают эмоционально.

Таким образом, дизайн для детей – это создание для ребенка комфортной, материальной среды.

Что же касается детского дизайна, то он ориентирован на «выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника» [15, С 9.].

Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики. Детская дизайн деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее называют дизайн- рукоделием в таких странах как Япония, Италия, США, Франция. В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». Дизайн-рукоделием можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно. «Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитекртурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн).

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Также автор единственной книги на сегодняшний день о детском дизайне Г. Н. Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна. Типов детского дизайна он выделяет три – плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-декоративный), пространственный (архитекртурно-художественный). По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).

Первое направление – «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.

Второе направление – «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной.

Третье направление – декоративно-пространственный дизайн – ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.

Как бы там ни было, но ребенок склонен представлять некую общую картину, он не обучен еще расчленять творческую задачу на отдельные фрагменты, структурировать их в своем сознании. Он не может создавать чертежи и схематические рисунки. Однако чертеж, рисунок, эскиз какого-либо изделия могут быть ему понятны: уже с 4-х лет дети оказываются способны представить себе то, какую форму и размер имеет знакомая комната или участок земли; они способны понять, что значит макет того или иного предмета, комнаты. Старшие дошкольники способны мысленно представить пути решения задачи, конечный результат – образ будущего изделия, поэтому и наше исследование будет направлено на детей этого возраста.

И вот, уже к старшему дошкольному возрасту дети, имея опыт изобразительной деятельности, могут стать неплохими дизайнерами. «В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогам они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами» [3].

2.3 Проблема обучения элементам дизайна детей дошкольного возраста

Обращаясь к теме нашего исследования мы столкнулись с проблемой полного отсутствия научной литературы по данному вопросу. И хотя многие педагоги считают необходимым введение обучения дизайн-деятельности в дошкольных учреждениях и представляют свои мысли в различных статьях в Интернете и журналах «Дошкольное воспитание», однако, книг по детскому дизайну практически нет. Некоторые педагоги отдельных детских садов представляют свой опыт на сайтах всемирной сети для заинтересованных лиц и мы не могли не воспользоваться этим опытом.

2 декабря 2004 года прошел семинар, организованный аттестационно-методическим центром города Реутов, на базе детского сада №1 под названием «Детский дизайн в развитии творческих способностей дошкольников». На семинаре говорилось о том, что для того чтобы ребенок покинул стены детского сада всесторонне развитым и полностью подготовленным к школьной жизни, недостаточно обучить его первейшим навыкам чтения, письма и счета, необходимо также дать толчок к развитию его творческих способностей. Своим опытом со слушателями семинара, а их было около 30 человек, поделилась воспитатель Галина Давыдова. За долгие годы работы с детьми она собрала колоссальный материал по преподаванию им основ изобразительного искусства. «О том, как вдохновить юных творцов на создание оригинальных поделок; как привить им чувство прекрасного и развить художественный вкус, как вызвать интерес к творческой работе, не забывая при этом о технике безопасности, реутовские воспитатели узнали из выступления своей коллеги. Преподавание основ изобразительного искусства в дошкольном возрасте чрезвычайно важно, поэтому заместитель директора аттестационно-методического центра Валентина Новикова убеждена, что этот семинар не последний.»[26].

2.4 Организация обучения элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Новая концепция детства и художественного образования повышает сегодня ответственность семьи и педагога, формирующих у детей эстетическое отношение к миру. Развить эти природные задатки призван взрослый: научить ребенка «активно» видеть красоту действительности, природного окружения и произведений искусства, научить «изображать, украшать, строить и творить», знакомить с богатством и разнообразием произведений культуры и искусства.

Как мы уже выяснили ранее, детский дизайн является одним из тех видов деятельности, который наиболее полно способствует развитию изобразительного творчества у детей.

Поэтому одним из важнейших условий при организации занятий по обучению детей элементам дизайна является организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обеспечение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Здесь немаловажна работа с родителями их активном взаимодействии их с педагогом.

Также одно из важнейших условий развития детского творчества – единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.

Освоение художественно-творческой деятельности, а соответственно и обучение детей элементам дизайна, немыслимо без общения с искусством, в данном случае – дизайн-искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Поскольку творчество – это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном обучению детей подобной деятельности необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит данная творческая работа.

Непременным условием при организации занятий по детскому дизайну должна быть атмосфера творчества. То есть стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда они чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить.

Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов.

Мотивация задания – существенное условие творческой активности ребенка.

Другое условие – бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Здесь можно сказать о том порой небрежном отношении к продуктам детской деятельности, когда детские работы убираются подальше, выкидываются, а если они и выставляются, то ненадолго. Раз мы говорим детям о дизайне и его сущности, то мы должны практически использовать продукты их деятельности (оформление детского сада, групповой комнаты, игровых уголков, использование в игре, на занятиях продуктов детского творчества и т. д.)

Безусловно, что и материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника необходимо. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность детей.

4. Ткань и другие волокнистые материалы: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись.

Очень важно, чтобы предъявляемые взрослыми творческие задания были приняты ребенком. Поэтому все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.

Комарова говорит о том, что детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Такое руководство возможно в том случае, когда педагог знает, чему и как учить детей, имеет необходимую подготовку в области искусства, сам владеет изобразительными навыками и умениями.

Используя опыт других детских садов, Е.А. Валиулина советует планировать в группах [3]:

· «Центр познавательной активности»,

· «Стена творчества»,

· «Дом-подиум»,

· «Уголок уединения»,

· «Кукольный дом»,

· «Театральное помещение»,

· Использование звукового «дизайна» в ходе занятий, перед сном, во время приема пищи, (записи шелеста листьев, плеска воды, пения птиц, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку).

· Создание «русской избы», где в сборе подлинные старинные вещи. Дети любят и с удовольствием занимаются в ней.

Для художественного творчества детей характерен поиск, непосредственность и яркость передачи впечатлений. Они любят экспериментировать с художественным и бросовым материалами, перестраивают свою деятельность в зависимости от получаемого результата, который могут сами оценить и при необходимости находят пути исправления недостатков. Методом проб и ошибок, зная цель своей работы, малыш приходит к решению поставленной задачи. Это все могут дать ребенку занятия дизайном. «В художественной дизайн-деятельности ребенка формируется его психика, интеллект, развиваются новые формы общения и возникают новые виды изо-пространственного творчества» [15, С. 28].

Таким образом, детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.

На шестом году жизни интенсивно развиваются художественное восприятие и творческие способности детей, повышается стремление к самостоятельному творчеству, формируется оценочное отношение к окружающему, поэтому именно этот возраст очень благоприятен для занятий по дизайн-деятельности. Дети уже согласованнее могут выполнять общие работы, и боле качественно – индивидуальные. А при соблюдении выше перечисленных условий будут достигнуты очень хорошие результаты.


Глава 3. Экспериментальное исследование по изучению возможностей обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с условием развития изобразительного творчества

Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено психолого-педагогическое исследование, которое проводилось на базе ДОУ № 209 в период с 15 января по 28 марта 2008 года. В нем принимали участие дети старшей группы в количестве 5 человек (Васильева К., ПанкратовС., Магнолин Е., Кибкало С., Анатоленко Л.,).

В процессе нашего исследования на этапе проведения первого констатирующего эксперимента

Перед началом эксперимента были выделены следующие уровни развития детского изобразительного творчества:

· Высокий

· Средний

· Низкий.

Каждый уровень был охарактеризован на основе требований, отраженных в «Программе воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой. Критерии оценки уровня сформированности изобразительного творчества были выделены на основе исследований Т. С. Комаровой.

Согласно данной диагностической методике Т. С. Комаровой, анализ продуктов детской деятельности производится по трех-балльной системе:

· 1 балл – низкий уровень

· 2 балла – средний уровень

· 3 балла – высокий уровень.

Особенности изображения:

1. Передача формы:

3 балла – форма передана точно;

2 балла – есть незначительные искажения формы;

1 балл – искажения значительные, форма не удалась.

2. Строение предметов:

3 балла – части расположены верно;

2 балла – есть незначительные отклонения;

1 балл – части и предметы расположены неверно.

3. Передача пропорций предмета:

3 балла – пропорции предмета соблюдены;

2 балла – есть незначительные искажения;

1 балл – пропорции предмета переданы неверно.

4. Композиция:

Расположение на листе:

3 балла – по всему листу;

2 балла – на половину листа или на одной линии;

1 балл – расположение на листе не продумано.

5. Цвет:

Цветовое решение изображения:

3 балла – реальный цвет предметов;

2 балла – есть отступления от реальной окраски;

1 балл – цвет предметов передан неверно.

6. Самостоятельность замысла:

3 балла – полная самостоятельность в выборе замысла;

2 балла – замысел представляет собой симбиоз идей и замыслов окружающих;

1 балл – замысел является копией чужой идеи.

7. Оригинальность изображения:

3 балла – необычность, неординарность;

2 балла – отмечаются некоторые отступления от стандартов;

1 балл – шаблонность изображения.

8. Устойчивость интереса:

3 балла – интерес сохраняется в течение всего процесса деятельности;

2 балла – интерес к деятельности периодически пропадает, возобновляется использованием игровых приемов;

1 балл – интерес к процессу деятельности отсутствует.

9. Обогащение замысла:

3 балла – в процессе работы появляются новые детали, дополняющие и углубляющие содержание;

2 балла – изображение дополняется, но не существенно;

1 балл – обогащение замысла не происходит.

10. Использование изобразительных техник:

3 балла – ребенком используются разнообразные нетрадиционные техники изображения;

2 балла – ребенок использует или пытается использовать одну из нетрадиционных техник изображения;

1 балл – ребенок не использует техники изображения, рисует шаблонно.

В соответствии с вышеперечисленными критериями были охарактеризованы уровни развития детского изобразительного творчества.

Низкий уровень 10-17 баллов:

Незаконченное изображение с неясным содержанием, искажением форм, линий и пропорций изображаемого предмета. Изображение статично, композиция либо не продумана, либо отсутствует вообще. Рисунок выполнен в одном цвете. Замысел не отличается самостоятельностью, оригинальностью, формируется уже в процессе деятельности, но возможно его полное изменение по окончании работы. Интерес к работе отсутствует, нетрадиционные техники в работе не используются. Ребенок рисует шаблонно.

Средний уровень 18-24 балла:

Отличается передачей простых форм изображаемых предметов. Части предметов расположены верно, но немного нарушены пропорции. Есть небольшие неточности в изображении форм и линий. В композиции, выделяя главное, не соблюдается отношения предметов по величине. Преобладает статическое изображение; используются основные цвета без оттенков. Замысел возникает до процесса рисования, замысел неоригинален. Момент вынашивания замысла отсутствует. Уровень самостоятельности высокий, интерес к деятельности периодически пропадает. Основным выразительным средством является цвет. Возможна попытка использования нетрадиционных техник изображения, которое в процессе деятельности дополняется, но не существенно. В работе отмечаются некоторые отступления от стандартов, шаблонности.

Высокий уровень 25-30 баллов:

Характеризуется полнотой изображения, разнообразием компонентов. Формы предметов переданы четко, пропорционально. Изображение динамично, выполнено в разнообразной цветовой гамме. Замысел формируется до начала рисования, самостоятельно. В процессе деятельности замысел обогащается за счет дополнительных деталей. Интерес устойчив на протяжении всего процесса изображения. Ребенком используются нетрадиционные техники изображения, возможно даже не одна.

Для проведения эксперимента мы дали задание детям – нарисовать все что им захочется (на свободную тематику), причем им на выбор были предложены краски и цветные карандаши (как нам известно, краски обладают большей выразительностью и ими рисовать несколько труднее, чем карандашами). Все данные о поведении детей мы фиксировали в протоколах (см. приложение 1), а после с каждым ребенком индивидуально была проведена беседа о содержании его рисунка (см. протокол беседы в приложении 2).

Хотелось бы отметить, что один ребенок, Кибкало Сергей, обратил на себя внимание сразу, так как использовал в своей работе нетрационную технику изображения – он попросил вату и ею нарисовал облака, затем он, капая на лист краской, которая стекала с кисточки, показал грязный таящий снег весной (он выбрал для рисования краски и смешивал их для получения нужного цвета, в данном случае грязно зеленого). В процессе беседы мы выяснили, что этот ребенок очень много занимается дома с мамой, которая обучает его некоторым приемам рисования. По результатам диагностики мы определили, что у Сергея высокий уровень развития изобразительного творчества (28 баллов): он верно передал форму и строение предметов, в процессе работы сохранял интерес к деятельности, обогатил свой замысел новым содержанием (он не просто нарисовал дерево, а указал на то, что это дерево весной, когда тает грязный снег). Замысел сформировался у него до начала рисования. Что касается самостоятельности выбора темы, то здесь мы выяснили, что нечто подобное он уже рисовал дома с мамой, поэтому мы не можем сказать, что идея была целиком и полностью его.

Панкратов Саша, который в самом начале исследования рисовать не хотел, все же приступил к работе, хотя без особого энтузиазма, его работа получилась мрачной. Для рисования он выбрал карандаши, причем очень яркие, замысел оформил самостоятельно. Форму и строение предметов передал верно, хотя с нескольким искажением. Особой оригинальностью работа не отличалась, проявилась шаблонность в изображении дома, солнца и других предметов. Обогащение замысла не происходило, техник изображения не использовал, интерес к процессу деятельности отсутствовал. Таким образом, по уровню развития изобразительного творчества, Саша находится на среднем уровне.

Анатоленко Лену мы также отнесли к среднему уровню, так как в изображении имеются некоторые искажения формы предметов, их строения, пропорции не соблюдены. Но, хотя замысел представлял собой симбиоз идей, Лена сама без посторонней помощи придумала сюжет, рисовала красками. Интерес к деятельности периодически пропадал, замысел дополнялся, но не существенно, нетрадиционных техник в работе она не использовала.

Результаты диагностики выявили также детей, находящихся на низком уровне развития изобразительного творчества – Магнолин Егор и Васильева Ксения. Егор взял за основу замысел соседа по парте – Панкратова С. и тоже захотел нарисовать дом с забором. Интерес к работе отсутствовал, обогащения замысла не происходило, техники не использовались, работа явилась почти точной копией друга. Форма и строение предметов передавались неточно, рисовал красками, также как и сосед.

Ксения также скопировала один элемент (палатку) у соседки, особого интереса не проявляла, изображение шаблонно, которое дополнялось, но не существенно (нарисовала рядом с палаткой камень).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что высокий уровень развития изобразительного творчества только у одного ребенка – Кибкало С., средний уровень – у двух (Панкратов С.И Анатоленко Л.), низкий – у двух (Васильева К. и Магнолин Е.).

Результаты диагностики детей мы представили в таблице, по критериям и уровням выделенным ранее.

Проведенный нами анализ проблемы развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в практике (беседы с воспитателями ДОУ, родителями детей, заведующей и методистом о том, насколько значимо это направление), показавший необходимость повышения уровня и качества изобразительной деятельности детей в ДОУ, а также результаты констатирующего эксперимента, позволили нам перейти к формирующему эксперименту

Для реализации выше указанной цели нами была разработана и апробирована программа «Юный дизайнер» (см. приложение 3), состоящая из трех блоков: «Аранжировки», «Дизайн одежды» и «Декоративно-пространственный дизайн»; каждый из блоков рассчитан на три месяца. Данная программа рассчитана на весь учебный год, формой проведения взята кружковая работа. Для проведения формирующего эксперимента мы взяли один из блоков – «Дизайн одежды», в содержание которого входили следующие занятия: «Свет мой, зеркальце, скажи…» (беседа), «Одежда: вчера и сегодня» (беседа, экскурсия), «Моя модная одежда» (рисование, фриз), «Наши альбомы моды» (составление альбома, который может состоять из картинок, наклеенных на картон), «Ткань для праздничного платья» (рисование, панно), «Праздничное платье» (моделирование фасона с тканью, панно), «Русская кукла – матрешка» (беседа), «Платье для любимой куклы матрешки» (роспись силуэта для панно), «Жилище для любимой куклы матрешки» (дизайн-моделирование в макетах комнат), «Хоровод кукол» (конструирование, аппликация, роспись, моделирование, панорама-диарама).

Итак, после проведения формирующего эксперимента, мы перешили к контрольному эксперименту, чтобы выяснить, повлияли ли занятия по дизайн-деятельности на уровень развития изобразительного творчества взятых нами для психолого-педагогического эксперимента детей.

Цель контрольного эксперимента: выявить итоговый уровень развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста и провести сравнительный анализ результатов.

Нами была взята та же методика, которую мы использовали при проведении первого констатирующего эксперимента. Полученные результаты мы свели в таблицу, представленную ниже.


ФИО

Форма предметов

Строение предметов

Пропорции

Композиция

Цветовое решение

Самостоятельность замысла

Оригинальность изображения

Устойчивость интереса

Обогащение замысла

Использование техник изображения

Итого

Кибкало Сергей

3

3

2

3

3

2

3

3

3

3

28

Магнолин Егор

2

2

2

2

3

1

1

1

1

1

16

Панкратов Саша

2

2

3

3

2

3

1

1

2

1

20

Анатоленко Лена

2

2

2

3

3

3

1

2

2

1

21

Васильева Ксения

2

2

2

2

3

1

1

1

1

1

16

По итогам данной таблицы, мы можем сделать следующее заключение: на высоком уровне развития изобразительного творчества находятся 2 ребенка (Кибкало С. и Панкратов С.), на среднем – 3 ребенка (Магнолин Е., Анатоленко Л., Васильева К.), на низком уровне не оказалось никого.

Кибкало Сергей выполнил очень качественную работу, рисовал красками и использовал нетрадиционные техники изображения. Почти по всем критериям он показал очень высокий уровень.

Панкратов Саша удивил качеством и оригинальностью своей работы и, сравнивая его предыдущие результаты, мы увидели - изначально находясь на среднем уровне развития изобразительного творчества, ребенок переместился на высокий. Повысился уровень самостоятельности в выборе замысла у этого ребенка, а также интерес к деятельности сохранялся на протяжении всего процесса работы, к содержанию добавлялись новые элементы.

Магнолин Егор перешел от мрачных цветов в своих рисунках к более ярким и «позитивным» и хотя шаблонность в его работе все же присутствует, он стал уходить от старых приемов, используя новые (раньше ребенок не любил рисовать краски, теперь он не только использует их везде, но и учится смешивать и получать новые цвета.

Васильева Ксения также перестала заглядывать в рисунки подруги по парте, а стала рисовать и придумывать содержание сама и хотя не все еще получается, как сама она говорит: «Я стараюсь».

Анатоленко Лена перестала бросать работу, если она не получилась. Она не отказывается от темы задуманного, а продолжает рисовать (она хотела нарисовать котенка, однако он у нее не получился, она его не дорисовала, а обогатила рисунок новым содержанием – нарисовала цветочную клумбу с разными цветами).

Сравнительной анализ контрольного и констатирующего этапов эксперимента представлен на диаграмме 1, из которой виден существенный прогресс, который произошел за короткие три месяца, когда дети занимались дизайн деятельностью.


Из данной диаграммы мы видим, что у каждого ребенка повысился уровень изобразительного творчества по сравнению с предыдущим.

Таким образом, мы можем также сказать, что в результате занятий по детскому дизайну (что подтвердил опрос среди педагогов и родителей) дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Творческая активность проявилась также в способности планировать свою работу. Дети научились замысливать образ, искать средства их воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. Все чаще в высказываниях детей стало звучать местоимение «Я»: «Я нарисую так…, Я сделаю это по-своему…, Я думаю…, Я видел…, Я чувствую…, Я могу…». Это говорит о том, что дети научились открывать, творить для себя мир и себя в своем мире.

У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.


Заключение

Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.

Поэтому в своей работе мы обратились к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию изобразительного творчества.

В ходе нашего исследования нами была поставлена цель: определить возможность обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития детского изобразительного творчества, а также разработка программы «Юный дизайнер» направленной на развитие изобразительного творчества.

В теоретической части нашей работы мы рассмотрели понятие детского изобразительного творчества, его виды, критерии и уровни развития, а также определили понятие детского дизайна, его типы и виды, проблему обучения этой деятельности детей дошкольного возраста и организацию занятий по дизайн-деятельности.

В экспериментальной части исследования осуществлялась проверка выдвинутой нами гипотезы о том, что обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития детского изобразительного творчества будет эффективным при соблюдении определенных требований.

На первом констатирующем этапе эксперимента мы выявили у детей старшей группы исходный уровень развития изобразительного творчества. На втором этапе мы проводили формирующий эксперимент, апробируя нашу программу «Юный дизайнер». Целью данного этапа было развитие изобразительного творчества у детей средством занятий по дизайн-деятельности. С детьми проводились занятия, а параллельно велась работа с родителями (проводились консультации по организации занятий по детскому дизайну дома, а также объяснялась важность выполнения детьми домашних заданий и необходимость сохранения работ детей в целости).

По окончании формирующего эксперимента, мы провели контрольный эксперимент, целью которого было: выявить итоговый уровень развития изобразительного творчества у детей. Результат эксперимента показал серьезный прогресс в развитии уровня самостоятельности детей при выполнении заданий, работы детей стали более оригинальными и интересными, повысился интерес к изобразительной деятельности, а к занятиям по дизайну особенно, дети стали использовать свои навыки дома и в саду в других видах деятельности.

Таким образом, результаты эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и доказали, что старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами, а в результате занятий этой деятельностью повышается изобразительное творчество. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, помогая друг другу, с помощью педагога, они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры.


Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства// Художественное творчество: Сборник, 1982, С. 236-242.

2. Антонова С.И. Весь мир в букете//Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2003. - № 6. – С. 45.

3. Валиулина Е.А. Создаем развивающую среду своими руками. http://www.dou.ru/new/make_eviroment.shtml.

4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 1998. – 272 с.

5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 344 с.

6. Катханова Ю.Ф. Дизайн: Учебное пособие для младших школьников: ВЛАДОС, 1994. – 48 с.

7. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С.

8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с., ил.

9. Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе// Начальная школа. -2006. - № 5. – С. 26-30.

10. Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы: Художественный труд (основы дизайнобразования)// Начальная школа. – 1998. - № 10. – С. 20-31.

11. Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников. http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=419196.

12. Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. – С. 46-52.

13. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03. 08 «Дошкольное воспитание»/ Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с., ил.

14. Пантелеев Г. Детский дизайн// дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 26-30.

15. Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил.

16. Пантелеев Г.О детском дизайне// Дошкольное воспитание. – 1997. - № 11. – С. 55-60.

17. Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. - № 3. – С. 34-36.

18. Прокофьева Э. Психология детского творчества. prokofieva@beep.ru.

19. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Под. ред. Т.И. Ерофеевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 344 с.

20. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и псхология (дошк.)»/ В. Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.

21. Швайко Г.С. Совет педагогов: Детский дизайн на занятиях по изобразительной деятельности// Ребенок в детском саду. – 2004. - № 1. – С. 24-29.

22. Широкова С. Ландшафтный дизайн в ДОУ// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. - № 4. – С. 46.

23. Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С. 35-41.

24. Ярыгина А. Дети и графическая сценография// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 11. – С. 24-30.

25. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С. 65-71.

ФИО

Форма предметов

Строение предметов

Пропорции

Композиция

Цветовое решение

Самостоятельность замысла

Оригинальность изображения

Устойчивость интереса

Обогащение замысла

Использование техник изображения

Итого

Кибкало Сергей

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

29

Магнолин Егор

2

2

3

2

3

3

2

3

2

2

24

Панкратов Саша

2

2

3

2

3

3

3

3

3

1

25

Анатоленко Лена

3

2

1

3

2

3

2

3

3

1

23

Васильева Ксения

2

2

2

3

3

3

3

2

2

1

23

Действия экспериментатора

Время

Действия испытуемого

Действия экспериментатора

Время

Действия испытуемого

Виды деятельности

Художественная аранжировка

Моделирование одежды

Декоративно-пространственный дизайн

Бумажная пластика. Природный и искусственный материал. Монтаж, ИЗО, фото. Экскурсии, просмотр ИЗО и видеоматериалов. Рисунки в книжках-раскрасках. Рисунки аранжировок. Рисунки, печать. Аппликация сувениров-подарков: закладки для книг, визитки, открытки-приглашения, поздравления, фантики. Декоративные салфетки. Разрезные картинки. Наборы букв, знаков, цифр. Мозаики. Логотипы, символы. Лото, домино. Плетение, ткачество, макраме. Роспись, акватушь. Плакат, стенгазета. Фотомонтаж. Панно, фриз. Фитокомпозиции. Элементы украшения одежды. Аппликация. Календарь природы.

Кукольная. Детская. Театрально-праздничная. Экскурсии, посещение театра, выставок, музеев. Рисунки: одежда вчера, сегодня, завтра. Рисунки: ткань для одежды. Рисунки: одежда творческая. Рисунки аксессуаров и украшений одежды. Аппликация: фасоны и выкройки одежды, ее детали. Аппликация: манекен одень куклу. Силуэты кукол для теневого театра. Картинки разрезные. Составление коллекций: альбомы «модная одежда».подбор и создание украшений. Панно, фриз «бал моды», «детский карнавал», «хоровод матрешек».

Дизайн интерьера и среда детей. Развлечения и праздники. Экскурсии, прогулки по городу. Рисунки: комната куклы, игровой уголок. Рисунки в книжках-раскладушках. Рисунки «мой уголок дома», «праздничное оформление зала», «праздник в городе», «мой любимый спектакль», «Я – зодчий». Картинки разрезные «Архитектурные ансамбли», «Узнай свой город». Тематическое лото, домино. Аппликация «Я – архитектор», «Я – художник театра». Составление альбомов: «Архитектура», «Интерьер», «Ландшафт». Участие в создании декоративного убранства зала к празднику.

Виды деятельности

Художественная аранжировка

Моделирование одежды

Декоративно-пространственный дизайн

Прогулки, просмотр ИЗО, видео. Составление коллажей. Лоскутная мозаика. Конструирование, геометрические, фасонные формы. Композиции: гирлянды, султанчики, елочные игрушки. Фитокомпозиции, игрушки-самоделки. Образцы сервировки (плетенки, вазочки).

Экскурсии в ателье моды. Игры в «ряжение». Лепка с росписью. Конструирование с росписью. Игры-пособия «студия от кутюр», «я – модельер». Создание манекенов. Моделирование одежды на манекенах. Создание реквизита для игр, спектакля, маскарада, карнавала. Кукольный гардероб. Создание костюмированных композиций.

Экскурсии по городу. Игры-пособия настольные «Домик куклы». Игры-конструкторы «Я – архитектор», «Я – строитель», «теремок», «сказки». Подбор и оформление мелких коробок. Создание настольных декорпций спектакля с росписью, аппликацией. Конструирование настольных игровых макетов. Дизайн-оформление игровых макетов (роспись, аппликация). Создание ИЗО-коллажей. Создание архитектурно-скульптурных композиций на участке (из снега, альпинарий). Дизайн-оформление помещений к праздникам и развлечениям.


«Юный дизайнер»

Программа по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна.

Кирилина Н. Н.

Аннотация.

Данная программы состоит из цикла занятий, разбитых на 3 блока: аранжировки, дизайн одежды, декоративно-пространственный дизайн. Программа предназначена для педагогов ДОУ старшей и подготовительных групп детского сада.


Пояснительная записка

1. Концептуальные основы

Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящий – несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления как обучение детей элементам дизайна в ДОУ требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности ребенка. Дизайн деятельность способствует развитию интеллекта и психики ребенка, а также развитию изобразительного творчества детей.

Цель программы: развитие детского изобразительного творчества средством обучения детей элементам дизайна.

Принципы построения программы:

1. Общекультурная (духовно-нравственная) направленность программы.

Этот принцип подразумевает формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний и представлений об окружающей действительности: о связи человека и создаваемой им культурной среды, а также расширение круга художественно-эстетических и специальных знаний и формирование созидательных возможностей личности.

2. От общего к частному (в формировании духовно-нравственных установок) и от частного к общему (в формировании конкретных знаний и способов работы). Старшие дошкольники удивительно отзывчивы на эмоциональное воздействие природы и искусства, благодаря чему они в состоянии довольно глубоко «ощущать» те сложные философские идеи, которые лежат в основе дизайнерского мышления.

3. Вариативность содержания занятий, многообразие конкретных тем и изделий.

4. От более простых форм к более сложным.

Объем программы: занятия рассчитаны на детей 5-7 лет, всего 30 занятий, в каждом блоке по 10 занятий, продолжительность каждого от 30 до 45 минут.

Задачи:

1. Формирование эстетического восприятия и оценки веще й и явлений детьми старшего дошкольного возраста.

2. Развитие созидательных возможностей личности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

4. Расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-логического мышления.

5. Формирование практических умений (развитие руки, глазомера и т. д).

Форма работы: подгрупповая

2. Структура и содержание программы

Программа состоит из цикла занятий, разделенных на три блока: аранжировки, дизайн одежды и декоративно-пространственный дизайн, каждый из которых состоит из 10 занятий. В каждом блоке присутствуют все типы детского дизайна: плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-декоративный) и пространственный (архитектурно-художественный.

1 блок.

2 блок

3 блок

Структура занятий:

1. Вводная часть, приветствие

2. Основная часть.

3. Заключительная часть, подведение итогов.

Виды деятельности

Художественная аранжировка

Моделирование одежды

Декоративно-пространственный дизайн

Экскурсии на природу, на выставки, в музеи. Создание композиций «кинетического дизайна» (свободного вращения) при оформлении помещений к праздникам (гирлянды, шары, фонарики, звездочки, снежинки и т. п.). Подбор реквизита для игр-драматизаций, выступлений на празднике (ленты, султанчики, игрушки, флажки). Подбор декораций для спектакля и развлечений. Подбор аранжировок при оформлении кукольного и детского интерьера. Комплектация аранжировок при оформлении праздничного интерьера и участка. Создание фитокомпозиций озеленения, украшения помещений, участка, построек. Создание ландшафтных аранжировок (альпинарий, «альпийский клуб», «мавританский ковер», «горка с водопадом», «ручеек», «водоемы»)

Экскурсии «Выставка моды» (ателье, витрина, музей). Участие в создании мягкой (интерьерной) игрушки и ее гардероба. Демонстрация новых образцов одежды (на подиуме, перед зеркалом), сравнение, выбор. Участие в организации «костюмерной» для кукол и детской одежды. Участие в организации и оборудовании «студии от кутюр», мини-музея. Участие в подборе и организации выставок одежды. Участие в костюмированных мероприятиях в одежде (ее элементах), исполненных детьми (в детском саду и семье).

Экскурсии по городу, паркам, усадьбам. Эстетическая организация кукольно-игрового пространства (в детском саду и семье). Участие в эстетической организации игрового пространства для детей, зон занятий, труда, художественного досуга (в детском саду и семье). Участие в монтаже и разборке декораций (сцена, ширма, подиум) к спектаклю. Участие по эстетическому преобразованию помещения детского сада. Участие в организации и оформлении дизайн-студии. Подбор работ и участие в подготовке выставки детского творчества и мастеров искусства. Создание композиций из крупноблочного материала (коробки, конструкторы) игровых построек (в помещении и на участке). Использование эффекта цвето-светового дизайна (витраж, освещение).

1. Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе// Начальная школа. -2006. - № 5. – С. 26-30.

2. Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы: Художественный труд (основы дизайнобразования)// Начальная школа. – 1998. - № 10. – С. 20-31.

3. Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников. http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=419196.

4. Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. – С. 46-52.

5. Пантелеев Г. Детский дизайн// Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 26-30.

6. Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил.

7. Пантелеев Г.О детском дизайне// Дошкольное воспитание. – 1997. - № 11. – С. 55-60.

8. Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. - № 3. – С. 34-36.

9. Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С. 35-41.

10. Ярыгина А. Дети и графическая сценография// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 11. – С. 24-30.

11. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С. 65-71.


 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  121  122  123   ..

 

Блок

Дата

Тема занятия

Цель и задачи занятия

Предварительная

Материалы и оборудование

Содержание

1 блок

«Удивительное – рядом»

Цель:

Знакомство с использованием рамки «фотоаппарат», беседа о сходстве работы художника, дизайнера и фотографа.

Папки, коробки, корзинки, композиционные рамки «фотоаппарат».

Экскурсия, сбор природного материала.