Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52   ..

 

 

Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики в 5 классе

Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики в 5 классе

ГОУ СПО «Кунгурское педагогическое училище»

Допущена к защите:

Зам. директора по учебной работе

Л.А.Патракова

2008г.

Председатель ПЦК

естественно-математических

дисциплин

Т.А.Трясцына

2008г.

ПС

ПД

УД

УПД

ПА

1.2. Дидактическая игра и ее роль в развитии познавательного

интереса учащихся

«Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил» (О.С.Газман).[6,56]

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет настроена учебная работа. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно, увлеченно, и использовать это как отправную точку возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Немаловажная роль отводится дидактическим играм на уроках математики.

Дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условное.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят сюжетно-ролевые игры. Правила в них существуют неявно. Они – в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.[7,65]

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

· Игры по сенсорному воспитанию

· Словесные игры

· Игры по ознакомлению с природой

· По формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

· Игры с дидактическими игрушками,

· Настольно-печатные игры,

· Словесные игры,

· Псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не скрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство учителя.[9,23]

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

· Игры-путешествия

· Игры-поручения

· Игры-предположения

· Игры-загадки

· Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.[3,11-19]

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие – игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребности в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия – форма обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют и с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры-предположения «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Как я решил и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема и т.п.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…?». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразно предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета – темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности», его нужно найти, добыть – сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.[23,120-125]

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях, должны лежать следующие принципы:

· Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

· Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решить задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные.

· Соревновательность создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: «Что? Где? Когда?» (одна половина задает вопросы – другая отвечает на них).

На основе указанных принципов можно сформулировать рекомендации к проводимым на занятиях дидактическим играм:

· Каждая игра должна содержать элемент новизны.

· Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.

· Игра – не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое,… - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

· Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить, но и играть вместе с детьми.

· Игра – средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.

Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто, как проявил себя в игре, и как надо было бы избежать конфликта.[10, 36-42]

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.[20,1-3]

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Наблюдения показывают, что игровые приемы, использующие программный материал, и особенности игр школьников средних классов вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения.

Идея игры состоит в том, что учитель формирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему. Они понимают, что для решения проблемы им недостаточно имеющихся знаний.

Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. По мнению многих учителей, урок математики считается идеальным с точки зрения дисциплины, если школьники сосредоточены, внимательные, в меру активны, занимаются только индивидуальной самостоятельной работой. Они могут высказывать свое мнение или вносить предложения только при поднятии руки или разрешения учителя.

Учитель, как правило, пресекает попытки ребят с ходу исправить замеченные ошибки, общаться между собой, оказывать друг другу посильную помощь. Это и понятно: хаотичное общение, подсказки, списывание приносят огромный вред.

Если же общение учеников сделать целенаправленным, таким, чтобы они почувствовали пользу от такого общения в процессе познавательной деятельности, то можно получить положительные результаты, как в обучении, так и в формировании личности, поскольку в этом случае по-настоящему реализуется принцип воспитания в коллективе.

Взаимопомощь и взаимоконтроль одновременно и упрощают, и усложняют работу учителя. Упрощают потому, что учитель получает возможность в ряде случаев перенести некоторые свои функции на школьников. Например, он может поручить ученику, проконсультировать отстающих товарищей. Не секрет, что иногда отстающий школьник чувствует себя с товарищем более раскованно и занимается более успешно, чем с учителем. Что же касается усложнения работы учителя, то оно связано с необходимостью гибкого руководства познавательной деятельностью во время дидактической игры, удачного подбора групп (команд) и их руководителей.[23,297-320]

Рассмотрим, в чем специфика дидактической игры, ее существенный признак. Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.

Во-вторых, основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры. Игровой замысел - первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности проявления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха.

Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих учеников.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения кодопозитивов, диапозитивов, диафильмов, видеофильмов, использование мультимедиа средств. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, грамоты, благодарности, подарки.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, отсутствие основных из них разрушают игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – ее эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний. Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. Поэтому бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удается, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.

Учитель сам должен в определенной степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру тоже один из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При проведении дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.

Дидактические игры в 5-6 классах часто бывают связаны с определенными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Иногда сюжеты подсказываются названием игры: «Магические квадраты», «Индивидуальное лото», «Кто быстрее», «Числовая мельница» и др.

Во многих играх взят принцип соревнования между группами ребят. Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводится не на личное первенство, а на первенство команды учащихся, сидящих в одном ряду, чтобы дети не только сами стремились хорошо выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им. Мотив соревнования может быть выражен по-разному, в частности в названии игр: «Кто скорее», «Кто вернее», «Хоккей», «Телефон» и другие.

Целесообразность использования дидактических игр на разных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения, поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие. Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных учебных ситуациях.

При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.

4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.

5. Каждый ученик должен быть активным участником игры.

6. Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.

7. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру.

8. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой

9. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль

Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения. Исходя из особенностей предмета математики, следует различать игры-состязания и игры-олимпиады. В первом случае победа обеспечивается в основном за счет скорости выполнения вычислений, преобразований, но без ущерба качеству выполнения задания, во втором – победа обеспечивается главным образом за счет качества решений задач повышенной трудности. Первые полезны для выработки автоматизма действий, вторые – для воспитания серьезного отношения к математике.

Таким образом, в игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитанию ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное – обучения математике. Игра способствует формированию прочных вычислительных навыков и умений, также играет огромную роль в развитии познавательного интереса как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка.


Глава 2. Практическое применение дидактических игр на уроках математики при изучении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей»

2.1. Разработка конспектов уроков с использованием

дидактических игр, их проведение и анализ

Изучив теорию данного вопроса, у автора возникло желание и интерес реализации этого на практике. Для того чтобы доказать или опровергнуть, что использование дидактических игр на уроках математики развивает интерес у учащихся, автором были разработаны и проведены 12 уроков с использованием дидактических игр. Уроки с использованием дидактических игр проводились только в экспериментальном 5а классе. В контрольном 5б классе проводились традиционные уроки.

По тематическому планированию данная тема включает следующие вопросы:

· Десятичная запись дробных чисел (2ч)

· Сравнение десятичных дробей (2ч)

· Сложение и вычитание десятичных дробей (5ч)

· Приближенные значения чисел. Округление чисел (3ч).

Конспект по уроку по теме «Десятичная запись дробных чисел»

Цели урока: - знакомство учащихся с десятичной записью дробных чисел,с правилами их записи и чтения;

- развитие вычислительных навыков и математической речи учащихся;

- воспитание интереса к математике.

Оборудование: карточки к «Математической эстафете», наглядность.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока

2. Анализ контрольной работы по теме «Обыкновенные дроби»

3. Устные упражнения

Игра «Математическая эстафета»

Каждому ученику раздается карточка с одним звеном цепочки. Необходимо решить эту цепочку. Выиграет тот, кто сделает это быстро и правильно. После того как все учащиеся решат, три учащихся, которые решили правильно и быстро, награждаются грамотой победителей в «Математической эстафете».

ПИ

- воспитание интереса у учащихся к предмету, аккуратности.

Оборудование: карточки для устного счета

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока

2. Устные упражнения (Игра «Кто быстрее достигнет звездочки»)

На доску выносится набор примеров на четыре действия с десятичными дробями и с таблицей ответов (рис). В таблице один или два ответа неправильные. Из каждой команды вызываются к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх – к заветной звездочке. Соревнуются две команды. Учащиеся на местах устно проверяют результаты своих игроков. При неправильном ответе к доске выходит другой член команды, чтобы продолжать решение заданий. Вызывают для работы у доски учеников капитаны команд. Выигрывает команда, которая при наименьшем количестве учащихся первой достигнет звездочки.



3. Работа по теме урока

3.1. №1119(а-у доски, б-самостоятельно)

3.2. №1121(на оценку у доски)

3.3. №1122 (у доски по цепочке)

4. Самостоятельная работа

5. Домашнее задание: №1139(б), №1144, №1143

6. Итог урока (рефлексия)

Самоанализ

Сообщены тема и цели урока. Время на уроке распределено. Устные упражнения проведены в форме игры «Кто быстрее достигнет звездочки». В данной игре важным стимулом является элемент соревнования. Это задание заинтересовало всех детей без исключения. Во время игры дети были разделены на группы. Был выбран капитан команды, который следил за правильностью решения примеров у доски. Дети стремились к тому, чтобы быть первыми. На уроке были использованы разные виды проверки, формы организации работы учащихся. План урока выполнен, цели реализованы. Самостоятельная работа дала следующие результаты: «5»-6, «4»-9, «3»-6,

«2»- 3.

Конспект по уроку по теме « Сравнение десятичных дробей»

Цели урока: - знакомство со сравнением десятичных дробей;

- развитие вычислительных навыков, математической речи, навыков работы в паре;

- воспитание интереса учащихся к математике.

Оборудование: карточки для устного счета

Ход урока

1. Сообщение темы и цели

2. Устные упражнения

Вычислить значения:

1 2

2. 12

Ответ:1 4 5 6Ответ: 3 8 2 7

Кодированные ответы: 1) 6

Выполнив первое упражнение, ученик ищет полученное число среди ответов. Если его там нет, допущена ошибка. Выполнив все упражнения своего варианта, ученик подает учителю работу с кодированным ответом. Например, 6281. При проведении этой игры учащихся заинтересовал сам вид игры. Эта игра может обеспечить работой всех учащихся, исключить списывание.

3. Актуализация знаний (№1160-устно, №1161- у доски)

4. Объяснение нового материала

4.1. Объяснение учителем

4.2. Работа в парах с правилами

5. Закрепление изученного материала

5.1. №1145 (по цепочке у доски)

5.2. №1147(самостоятельно)

5.3. №1148(с комментированием на месте)

5.4. №1150 (у доски)

6. Домашнее задание: п.31 №1173 №1179

7. Итог урока (вопросы после параграфа)

Самоанализ

Урок прошел методически правильно. Четко сформулированы тема, цели урока. Устные упражнения проведены в форме игры «Кодированные упражнения». При проведении этой игры учащихся заинтересовал сам вид игры. Эта игра может обеспечить работой всех учащихся, исключить списывание. Дети стремились к тому, чтобы быть первыми. На уроке были использованы разные виды проверки, формы организации работы учащихся. Этапы урока распределены по времени. На уроке спрашивала разных учеников, помогала им при ответе, делала микрообобщения после каждого пункта плана. Итог урока подведен, цели реализованы.

Конспект по уроку по теме «Сравнение десятичных дробей»

Цели урока: - проверка знаний учащихся фактического материала, умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;

- развитие математической речи;

- воспитание интереса к математике.

Оборудование: карточки для игры, математического диктанта.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока

2. Устные упражнения (Игра «Живое уравнение»)

Сообщены тема и цели урока. Устные упражнения проведены в форме игры « Живое уравнение». Во время игры дети были разделены на группы. Дети стремились к тому, чтобы как можно интереснее показать данное уравнение. Во время игры сразу же определились дети-лидеры, творческие дети. Все ребята организованно выполняли задание. Данная игра помогла активизировать, заинтересовать детей. На уроке использовала разные формы и методы контроля. Использовала наглядность. Микрообобщения проводились после каждого этапа урока. Были выставлены следующие отметки: «5»-10, «4»-7, «3»-7.

Конспект по уроку по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цели урока: - знакомство учащихся со сложением и вычитанием десятичных дробей;

- развитие вычислительных навыков, математической речи;

- воспитание интереса к предмету, аккуратности.

Оборудование: карточки для игры, изображение слона

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока

2. Устные упражнения (Игра «В мире животных»)

В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7-8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Эта игра способствует развитию интереса у учащихся. Ребят заинтересовывает, что получится при решении примеров.

4,55+6+0,7 (Р)

28,53+1,47 (Р)

53,5 - 5 (З)

4 + 1,25 (А)

61,3 - х, если х=8 (К)

4,4+3,5 (О)

0,5+8-4,6 (Д)


(3,2 - 0,2)+6 (Я)

11,25 (Р)

5,25 (А)

На уроке было объяснение нового материала учителем, повторение ранее изученного материала. Сообщены тема и цели урока. Устные упражнения проведены в форме игры «Индивидуальное лото». Эта игра способствует развитию интереса у учащихся. Ребят заинтересовывает, что получится при решении примеров. Большинство учеников пришли к правильному ответу, но некоторые не могли решить уравнение. Данная игра настроила детей на работу. На уроке были использованы разные виды проверки, формы организации работы учащихся. Учащиеся работали активно, поэтому поставленные цели реализованы. Итог урока подведен.Домашнее задание задано вовремя.

Конспект по уроку по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цели урока: - повторение выполнения вычитания суммы из числа и числа из суммы;

- закрепление изученного материала;

- развитие вычислительных навыков, математической речи;

- воспитание интереса к предмету.

Оборудование: карточки для игры, сигнальные карточки, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока

2. Устные упражнения. Игра «Молчанка»

Условимся, что синяя карточка соответствует утверждению «да», «истинно», красная «нет», «ложно». Занятия будет проходить в форме игры. Учитель задает вопросы. Если ребята согласны с утверждение, то поднимают синюю карточку, не согласны - красную. При такой игре каждый ученик может высказать свое мнение.

1. Верно ли, что 2,87< 4,7

2. При каком значении а верно равенство:

a. (8,2-а) + 6,4 = 5,6 + 8,8

b. 0,1 + а = 0,99 – 0,26

3. Какое из чисел 4,2; 5,6; 7; 4,3 является корнем уравнения:

Z + 3,8 = 8

4. Верно ли, что число 5,1 находится между 5 и 5,2.

3. Работа по теме урока

3.1 Работа в группах

3.2. №1201(на 6 вариантов)

3.3. № 1189 (самостоятельно, первые 3 человека получают оценку)

3.4. 1200 (устно)

4. Домашнее задание: №1237 №1238

5.Итог урока (выставление оценок за урок)

Самоанализ

На уроке было использовано повторение ранее изученного материала. Четко сформулированы тема и цели урока. Устные упражнения проведены в форме игры «Молчанка». При такой игре каждый ученик может высказать свое мнение. Во время игры дети активно поднимали карточки. Сигнальные карточки (красная, синяя) очень помогли учителю дисциплинировать учеников и одновременно получать информацию об усвоении материала. Данная игра дисциплинировала, настроила детей на работу. Использовались разные формы и методы контроля. Этапы урока распределены по времени. Проводились микрообобщения после каждого этапа урока. Итог урока подведен.

Конспект по уроку по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цели урока: - закрепление знаний по сложению и вычитанию десятичных дробей, разложению десятичных дробей по разрядам, сравнению десятичных дробей;

- развитие вычислительных навыков, математической речи учащихся;

- воспитание интереса к предмету.

Оборудование: карточки для устного счета, самостоятельной работы.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока

2. Устные упражнения Игра «Умная лесенка»

48,5 (З)

5,9

6,3

3,6

2,3

2,7

0

3,7

4,1

1,4

2,7

3,8

5,1

39,223

4,6

1006

10,2

При ответе на первый вопрос не всем учащимся нравятся уроки математики. 58% учащихся больше всего нравится математика, 9% - ИЗО, еще 9% нравится технология,12% нравится история и также 12% нравится русский язык. Таким образом, не всем учащимся легко заниматься математикой.

Результаты второго вопроса были следующими: 71% учащихся быстрее решают устно, чем письменно; 29% учащихся быстрее решают письменно, чем устно.

Ответы на третий вопрос были такими: 90% учащихся нравится, когда с ними проводят игры, 10% - не нравится, когда с ними проводят игры.

Результаты четвертого вопроса были такими: 50% учащихся больше всего нравится выполнять задания по математике, 29% –нравится выполнять задания по русскому языку, 21% - нравится выполнять задания по литературе. Можно сказать, что половина учащихся этого класса не заинтересована в математике.

Ответы пятого вопроса: 33% учащихся – прогуляли бы математику, 46% - русский язык, 21% - прогуляли бы литературу.

Таким образом, у 33% учащихся экспериментального класса высокая заинтересованность в математике. Учащимся нравятся уроки математики, они активны на уроке, им нравится выполнять различные задания по математике, никогда бы не пропустили урок математики.

25% учащихся экспериментального класса имеет средний уровень заинтересованности в математике. На уроках учащиеся активны, но требуют систематических побуждений учителя. При разборе трудных вопросов прибегают к помощи учителя. Самостоятельное выполнение зависит от ситуации, наличия побуждения учителем или товарищем. Трудности преодолевают с помощью других.

1.2. Анкетирование контрольного класса.

Учащимся была предложена аналогичная анкета. Проанализировав протокол, были выявлены следующие результаты. [См. приложение 3]

При ответе на первый вопрос не всем учащимся нравятся уроки математики. 59% учащихся больше всего нравится математика, 10% - ИЗО, еще 12% нравится технология, 9% нравится история и 10% нравится русский язык. Таким образом, не всем учащимся легко заниматься математикой.

Результаты второго вопроса были следующими: 70% учащихся быстрее решают устно, чем письменно; 30% учащихся быстрее решают письменно, чем устно.

Ответы на третий вопрос были такими: 92% учащихся нравится, когда с ними проводят игры, 8% - не нравится, когда с ними проводят игры.

Результаты четвертого вопроса были такими: 48% учащихся больше всего нравится выполнять задания по математике, 31% – нравится выполнять задания по русскому языку, 21% - нравится выполнять задания по литературе. Можно сказать, что половина учащихся этого класса не заинтересована в математике.

Ответы пятого вопроса: 35% учащихся – прогуляли бы математику, 45% - русский язык, 20% - прогуляли бы литературу.

Таким образом, у 34% учащихся контрольного класса высокая заинтересованность к математике. Учащимся нравятся уроки математики, они активны на уроке, им нравится выполнять различные задания по математике, они никогда бы не пропустили урок математики.

28% учащихся контрольного класса имеет средний уровень заинтересованности в математике. На уроках учащиеся активны, но требуют систематических побуждений учителя. При разборе трудных вопросов прибегают к помощи учителя. Самостоятельное выполнение зависит от ситуации, наличия побуждения учителем или товарищем. Трудности преодолевают с помощью других.

Таким образом, на развитие познавательного интереса оказывает влияние возрастной аспект, поскольку приобретенные знания содействуют переводу интереса на более высокий уровень. Следует особенно подчеркнуть и то обстоятельство, что индивидуальное своеобразие познавательного интереса чрезвычайно велико. Учащиеся одного и того же класса могут находиться на самых различных, даже противоположных уровнях заинтересованности уроками математики, что видно из диаграммы.


1006

30,92

3,6

202

14,374

10,2

Глушкова Татьяна Анатольевна

Муртазина Эльзира Генриховна

1 вопрос

Да

Да

2 вопрос

Если остается время на уроке

Если остается время

3 вопрос

При устном счете, при проверке знаний, умений и навыков

При устном счете

4 вопрос

Познавательный интерес побуждает к овладению знаниями, заставляет учеников работать, преодолевая трудности и препятствия

Познавательный интерес – это понятие, суть которого заключается в стремлении учащихся к овладению знаниями

5 вопрос

Задача учителя состоит в эффективном использовании на уроках различных интересных моментов, в побуждении детей к изучению математики.

Использовать на уроках, игровые моменты, интересные задания с целью повышения интереса.

Активны

Средне активны

Пассивны

Экспериментальный

21%

30%

49%

Количество человек

5

7

12

Контрольный

23%

33%

44%

Количество человек

4

6

8

Оценки

5

4

3

2

Экспериментальный

3человека

10человек

9 человек

3 человека

13%

41%

38%

8%

Контрольный

5 человек

8 человек

4 человека

1 человек

28%

44%

22%

6 %

Активны

Средне активны

Пассивны

Экспериментальный

30%

47%

23%

Количество человек

8

11

5

Контрольный

22%

38%

40%

Количество человек

4

6

8


Заключение

Оценки

5

4

3

2

Экспериментальный

7 человек

10 человек

5 человек

2 человека

30%

42%

21%

7%

Контрольный

5 человек

9 человек

3 человека

1 человек

28%

45%

21%

6 %

Уровни развития познавательного интереса

Высокий

Средний

Низкий

Высокая познавательная самопроизвольная активность

Познавательная активность, требующая систематических побуждений учителя

Познавательная инертность

Интерес к сущности явлений и процессов, к их взаимосвязям и закономерностям. Стремление разобраться в трудных вопросах.

Интерес к накоплению информации, в основе которой лежат факты, описания. Понимание сущности познания только при помощи учителя

Эпизодический интерес к эффектным занимательным сторонам явлений при отсутствии интереса к их сущности.

Интенсивно, с увлечением протекающий процесс самостоятельной деятельности.

Зависимость процесса самостоятельной деятельности от ситуации, наличия побуждений.

Мнимая самостоятельность действий (списывание с доски, у соседа по парте), частые отвлечения.

Стремление к преодолению трудностей.

Преодоление трудностей с помощью других, ожидания помощи.

Полная бездеятельность при затруднениях.

Посвящение свободного времени предмету интереса.

Эпизодические занятия предметом интереса.

Отсутствие склонности к какому-либо виду деятельности


Приложение 2

Протокол анкетирования экспериментального класса

Фамилия, Имя

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

Батракова Оля

Математика

Устно

Да

Математике

Литература

Батуева Олеся

Изо

Устно

Да

Литературе

Математика

Ворошнина Анна

История

Устно

Да

Литературе

Математика

Горбунов Владимир

Русский

Устно

Нет

Русскому

литературу

Гришин Ярослав

Математика

Письменно

Да

Математике

Русский

Еловских Надежда

История

Устно

Да

Математике

Русский

Зотов Дмитрий

Математика

Письменно

Да

Русскому

Русский

Зыкова Ксения

Математика

Устно

Да

Литературе

русский

Игошева Наташа

Математика

Устно

Да

Русскому

Математика

Кольб Кристина

Математика

Устно

Да

Математике

Русский

Кузовлева Ксения

Технология

Письменно

Нет

Математике

Литература

Кутергин Владислав

Математика

Устно

Да

Математике

Русский

Летовальцев Алексей

Математика

Письменно

Да

Математике

Русский

Пискунов Дмитрий

Математика

Устно

Да

Литературе

Математика

Пичугина Люба

Русский

Устно

Нет

Русскому

Литература

Пономарева Ирина

Изо

Письменно

Нет

Литературе

Русский

Путилов Александр

Математика

Устно

Да

Математике

Математика

Путилов Валера

Математика

Устно

Да

Математике

Русский

Путилова Наташа

Русский

Письменно

Нет

Русскому

математика

Пятунина Вика

Математика

Устно

Да

Математике

Русский

Сычева Надя

Математика

Письменно

Да

Русскому

Математика

Феденев Слава

Технология

Устно

Да

Русскому

Русский

Шоломов Владимир

История

Устно

Да

Математике

Математика

Якушев Дмитрий

Математика

Устно

Да

Математике

Литература


Приложение 3

Протокол анкетирования контрольного класса

Фамилия Имя

1 вопрос

2 вопрос

3вопрос

4 вопрос

5 вопрос

Белёв Иван

Математика

Устно

Да

Математике

Русский

Белёв Петр

Изо

Устно

Да

Русскому

Математика

Дьяконова Ольга

Технология

Устно

Да

Литературе

Математика

Зотов Кирилл

Математика

Письменно

Да

Математике

Русский

Игошев Артем

История

Устно

Нет

Русскому

Математика

Котомцева Лена

Изо

Устно

Да

Литературе

Русский

Мазуренко Жанна

Русский

Устно

Да

Русскому

Литература

Миргород Полина

Математика

Письменно

Да

Математике

Литература

МорозовАлександр

Русский

Письменно

Да

Русскому

Математика

Некрасова Алена

Математика

Устно

Да

Математике

Русский

Пичугин Денис

Математика

Устно

Да

Математике

Русский

Подшивалов Кирилл

Математика

Устно

Да

Математике

Литература

Путилова Даша

Технология

Письменно

Да

Русскому

Математика

Путилов Николай

Математика

Устно

Да

Математике

Литература

Самойлова Лена

Математика

Устно

Да

Литературе

Русский

Сарапульцев Антон

Математика

Устно

Да

Математике

Русский

Царегородцев Иван

Технология

Устно

Да

Литературе

Математика

Чуракова Инна

Математика

Письменно

Да

Математике

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52   ..