Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  327  328  329   ..

 

 

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы путем использования музыкально-игровой драматизации

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы путем использования музыкально-игровой драматизации

Министерство Образования Украины

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДРАМАТИЗАЦИИ

Введение

Глава I. Развитие музыкально-творческих способностей учащихся младших классов как педагогическая проблема

Глава ІІ. Эксперимент

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Развитие музыкально-творческих способностей учащихся младших классов как педагогическая проблема


Глава II. Эксперимент

Задания Показатели
Общие Специальные в области движения Специальные в области музыкально-ритмического воплощения
согласованность с содержанием музыки согласованность с характером музыки готовность к смене движений скоординированность движений согласованность со средствами музыкальной выразительности
увлеченность деятельностью быстрота реакции реализация замысла активность, инициатива самостоятельность выполнения выразительность исполнения оригинальность движения имитация и физкультурные движения танцевальные движения с темпом с динамикой с ладом со штрихом
1-е задание 45.7 35.9 20.7 20.7 30.4 10.9 10.9 75.0 10.9 34.8 40.2 15.2 10.9 45.7 25.0 10.9 20.7
2-е задание 35.9 15.2 25.0 5.4 10.9 10.9 10.9 70.7 5.4 30.4 40.2 5.4 20.7 50.0 10.9 5.4 10.9
3-е задание 65.2 15.2 20.7 10.0 15.2 20.7 10.9 25.0 5.4 30.4 40.2 5.4 34.8 25.0 10.9 15.2 20.7
В средних показателях 48.9 22.1 22.1 12.0 18.8 14.1 10.9 56.9 7.2 31.9 40.2 8.7 22.1 40.2 15.6 10.5 17.4
Количество учеников Высокий Средний Низкий
92 10.9 29.4 59.8
Методический вариант Показатели
Общие Специальные в области движения Специальные в области музыкально-ритмического воплощения
согласованность с содержанием музыки согласованность с характером музыки готовность к смене движений скоординированность движений согласованность со средствами музыкальной выразительности
увлеченность деятельностью быстрота реакции реализация замысла активность, инициатива самостоятельность выполнения выразительность исполнения оригинальность движения имитация и физкультурные движения танцевальные движения с темпом с динамикой с ладом со штрихом
Контрольный 46.9 25.0 15.6 12.5 18.8 12.5 9.4 62.5 12.5 46.9 40.6 9.4 12.5 50.0 12.5 18.8 12.5
1-й вариант 79.3 31.0 41.4 31.0 41.4 62.1 37.9 75.9 37.9 65.5 69.0 55.2 37.9 72.4 75.9 55.2 48.3
2-й вариант 90.3 32.3 58.1 45.2 74.2 58.1 54.8 67.7 32.3 61.3 74.2 32.3 67.7 61.3 35.5 29.0 45.2

Рисунок 1. Динамика развития музыкально-творческих способностей первоклассников в процессе эксперимента

Заключение


Список использованной литературы

1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Книга для учителя. – К.: Освіта, 1991. – 111 с.

2. Ананьев Б.Г. Вопросы дидактики и психологии начального обучения. Материалы научного совещания. [Под ред. проф. Б.Г. Ананьева и А.А. Люблинской.] Л., 1959. – 98 с.

3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.

4. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности //Музыкальное воспитание в школе. – М.: Музыка. – 1984. Вып. 3.

5. Архангельский Л.М. Социально-эстетические проблемы теории личности. М., "Мысль", 1974.

6. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 112с.

7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1973. – 144 с.

8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.

9. Баренбойм Л. За полвека: Очерки, статьи, материалы. – Л.: Сов. композитор, 1989. – 368 с.

10. Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы/(В.С. Библер, Р.Р. Кондратов, И.Е. Берлянд и др.). – Кемерово, 1993. – 415 с.

11. Борисова О.О. Формування творчих здібностей молодших школярів у процесі музичної навчально-ігрової драматизації: Авто дис. канд. пед. наук. /Укр. держ. пед. ун-т ім. М.П. Драгоманова. – К., 1994. – 20 с.

12. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. (Критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения). М., "Высшая школа", 1966. – 150 с.

13. Ветлугіна Н.О. Музичний розвиток дитини. – К.: Муз. Україна, 1978. – 256 с.

14. Ветлугина Н., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1983. – 256 с.

15. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 1960. – 327 с.

16. Выготский Л.С. Психология искусства. /Под ред. М. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.

17. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. /Рос. акад. образования, Психологич. ин-т Междунар. Ассоц. "Развивающее обучение". – М.: ОПЦ ИНТОР, 1996. – 541 с.

19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретич. И экспер. психологич. исслед. /АПН СССР. – М.: Педагогика, 1986.- 240с.

20. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения: "Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию". М., Учпедгиз, 1949.- 237с.

21. Кабалевський Д.Б. Про трьох китів та інші цікаві речі. – К.: Муз. Україна, 1973. – 190 с.

22. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 206 с.

23. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. – 336 с.

24. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике: (научно-популярные очерки для молодежи). – М.: Мол. гвардия, 1987. – 192 с.

25. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: [В 2-х т.] / Под ред. А.И. Пискунова (отв. ред.) и др. – М.: Педагогика, 1982 – 22 см. – (Пед. библиотека): Т. 2, 1982. – 576 с.

26. Компанієць Г. Вовк і семеро козенят: Опера для дітей. В 6-ти картинах. – Київ: Мистецтво, 1990. – 64 с.

27. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.

28. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 336 с.

29. Коршунов А.М. Теория отражения и творчество. М.: Политиздат, 1971. – 255 с.

30. Костюк Г.С. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. ст./Сост. А.Г. Костюк. – К.: Муз. Укр., 1986. – 126 с.

31. Костюк Г.С. Музыкальное искусство и формирование нового человека: I Сб. ст./Сост. А.Г. Костюк; Редкол.: А.Г. Костюк (гл. ред.) и др.I. – К.: Муз. Укр., 1982. – 238 с.

32. Кудин В.А. Эстетическое воспитание студентов. /Отв. ред. И.Ф. Надольный. – К.: Вища школа, 1984. – 31 с.

33. Леонтович М.Д. Практичний курс навчання співу у середніх школах України / З педагогічної спадщини композитора. Упор. Л.О. Іванова. – К.: Муз. Україна, 1989. – 136 с.

34. Леонтович М.Д. Нотна грамота. Підручник для навчання співів у народних школах. – Київ, 1920. – Рукопис ЦНБ АН УРСР. Ф. 50. - № 1513.

35. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979. – 48 с.

36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

37. Леонтьев А.Н. Эмоции и чувства. – М.: Политиздат, 1956.

38. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. К., 1978. – 47 с.

39. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. – Киев: Рад. шк., 1983. – 95 с.

40. Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление // Под ред. А.В. Петровского / - М.: Педагогика, 1989.- 278 с.

41. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

42. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении. Вопросы психологии. – 1988. № 1. С. 33 – 41.

43. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М.: Знание, 1980. – 96 с.

44. Ростовський О.Я. Методика викладання музики у початковій школі: Навч.-метод. посібник. – 2-е вид., доп. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2001. – 216 с.

45. Сухомлинський В.О. Вибрані твори: У 5т. – Т. 3. – К.: Рад. шк., 1977. – 670 с.

46. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М-л., изд-во АПН, 1947. – 335 с.

47. Теплов Б.М. Психология и психофизиология музыкальных различий: Избр. психол. тр. / Б.М. Теплов; Под ред.: М.Г. Ярошевский; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 639 с.

48. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

49. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М.: Педагогика, 1975. – 197 с.

50. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М., 1963.

51. Щербо А.Б., Джола Д.М. Естетичне виховання учнів у початкових класах. – Київ: Рад. шк., 1969. – 235 с.

52. Эльконин Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения. – М., 1994. – 350 с.

53. Эльконин Д.Б. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. – М., 1995. – 280 с.

54. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка – дошкольника. В сб.: "Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию", М., Учпедгиз, 1949.

55. Яворский Б.Л. Избранные труды / Общ. ред. Д.Д. Шостаковича. – М.: Сов. композитор, т. 2. ч. I, 1987. – 366 с.

56. Яворский Б.Л. Воспоминания, статьи и письма. – М.: Музыка, 1962. – Т.1. – 670 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  327  328  329   ..

 

Уровни Констатирующий эксперимент Контрольный класс Формирующий эксперимент
Экспериментальные классы
1-й методический вариант 2-й методический вариант
№ зад. 1 2 3 В сред-нем ре-зультат 1 2 3 В сред-нем ре-зультат 1 2 3 В сред-нем ре-зультат 1 2 3 В сред-нем ре-зультат
высокий 5.4 12.0 15.2 10.9 6.3 6.3 12.5 8.3 34.5 41.4 48.3 41.4 38.7 38.7 38.7 38.7
средний 45.7 26.1 16.3 29.4 56.3 37.5 31.3 41.7 41.4 41.4 44.8 42.5 51.6 41.9 58.1 50.5
низкий 48.9 62.0 68.5 59.8 37.5 56.3 56.3 50.0 24.1 17.2 6.9 16.1 9.7 19.4 3.2 10.8