Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  324  325  326   ..

 

 

Развитие мотивационной составляющей учебной математической деятельности школьников

Развитие мотивационной составляющей учебной математической деятельности школьников

Федеральное агентство по образованию

A I G
1 Цель «спускается сверху» с помощью прямого указания учителя «Наглядно-эмпирическое»изучение материала Выполнение действий по образцу или конкретному алгоритму
2 Производится работа по принятию учебной цели учащимися Целесообразная перекодировка и преобразование содержания в рамках доступного когнитивного диапазона Ориентация на вариативное применение общих предписаний, подкрепляемое наводящими вопросами и указаниями учителя
3 Цель осознаётся учащимися в ходе относительно самостоятельного решения проблемной ситуации Организация проблемного исследования на основе многостороннего анализа ситуации Преимущественная опора на сформированные общие и специальные учебные приемы
Номер и содержание утверждения Степень преобладания
не знаю немного достаточно значительно
Мотивы - категории Процент доминирования мотива в классе
Экспериментальный класс Контрольный класс
Начало периода Конец периода Начало периода Конец периода
познавательный мотив 51 73 51 60
мотив подготовки к профессиональной деятельности 75 78 75 75
мотив достижения успеха 50 63 50 52
мотив личного самоутверждения 59 60 58 59
мотив эмоционального удовольствия 68 74 65 64
мотив социального самоутверждения 33 53 37 33
социально-эмоциональный мотив 49 60 51 54
социально-моральный мотив 47 56 47 54
гражданско-патриотический мотив 41 59 42 44
ИТОГО 53 64 53 55
Класс Кол-во учащихся % качества знаний
Начало периода Конец периода
20 48 73
20 50 52
Уровни мотивации Уровни усвоения материала Деятельность ученика

1. Нулевой уровень

Познавательным процессом управляет учитель. Носит частично-репродуктивный характер
2. Низкий уровень Познавательным процессом управляет учитель. Носит чисто репродуктивный характер.

3. Средний уровень

Умение действовать по раннее усвоенному материалу, который может воспроизвести по памяти.

Носит репродуктивный характер.

4. Высокий уровень

Ученик может применить раннее усвоенные знания в новой, нетипичной ситуации, но не всегда может достигнуть цели.

Осуществляет поиск новых путей решения.

5. Очень высокий уровень

Ученик применяет усвоенные знания в новой, нетипичной ситуации, даже когда цель известна лишь в общей форме, а пути её достижения неизвестны вообще.

Осуществляет поиск новых путей решения. Поиск, как правило, венчается успехом.

Выводы

Развитие мотивации учения математики относится к числу наиболее актуальных проблем теории и методологии обучения и требует новых подходов к дальнейшему совершенствованию форм и методов. В процессе исследования подтвердилась гипотеза исследования, заключающаяся в том, что эффективность обучения математике зависит от степени развития мотивации.

В результате проведенных теоретических и экспериментальных исследований решены поставленные задачи и получены следующие выводы:

1. Умело организованный процесс обучения математике вскрывает большие резервы в развитии предметной мотивации. Предметная мотивация учения прямо пропорционально влияет на продуктивность обучения и развитие личности.

2. В процессе подготовки и реализации педагогического эксперимента выявлены особенности развития мотивации и познавательного процесса обучения математике (на примере алгебры), которые были аргументированы психолого-педагогическими аспектами.

3. Разработанные методы действенно влияют на условия развития мотивации учения и включают в себя схему обучения, а также варианты организации занятий и самостоятельной работы учащихся.

4. Предметная мотивация учения математики складывается из разнообразных взаимосвязанных факторов. Наиболее важными являются познавательный интерес, мотив подготовки к профессиональной деятельности, мотив достижения успеха и личного самоутверждения. Всевозможные мотивационные факторы важны для пробуждения интереса и образования внутренней мотивации учения математики

5. Данные исследования подтверждают необходимость решения следующих проблем:

a. Совершенствование методов диагностики уровня мотивации учения математики.

b. Создание эффективных средств повышения уровня мотивации учения математики.

c. . Разработка учебного пособия по применению мотивационной системы в учебном процессе.

d. Осуществление специальной подготовки педагогов к работе по формированию мотивации учения математики.

Полученные результаты требуют дальнейшего изучения и могут быть применены в определённой степени в процессе преподавания других предметов.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Чистяков, В.Д. Сборник старинных задач по элементарной математике с историческими экскурсами и подробными решениями [текст] / В.Д. Чистяков. Минск, 1962. – 201с.

2. Аристотель. Поэтика. Риторика. [текст] / Пер. с греч. В. Аппельрота, Н.Платоновой. – М.: Азбука, 2000.

3. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

4. Шопенгауэр, А. Полноесобрание сочинений в 4-х томах[текст] / А.Шопенгауэр. – М.: 1900-1910.

5. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем [текст] / В.П.Беспалько. – Воронеж, 1977. – 304 с.

6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии[текст] / В.П.Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

7. Глейзер, Г.И. История математики в школе[текст] / Г.И. Глейзер. - М.: Просвещение, 1983. – 351 с.

8. Гусев, В.А. Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах [текст] / В.А.Гусев, А.И.Орлов, А.Л.Розенталь. – М.: Просвещение, 1984. – 286с.

9. Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка [текст] / Е.А.Дышинский. – М.: Просвещение, 1972. – 144 с.

10. Коваленко, В.И. Дидактические игры на уроках математики [текст]: пособие для учителя / В.И.Коваленко. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.

11. Ломов, Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии [текст] / Б.Ф.Ломов. – М.: Просвещение, 1984. – 205c.

12. Маркова, А.К. Формирование мотиваций учения [текст]: книга для учителя / А.К. Маркова. –М.: Просвещение, 1992. – 192 с.

13. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [текст]: пособие для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

14. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [текст]: книга для учителя / А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлова М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

15. Чистяков, В.Д. Сборник старинных задач по элементарной математике с историческими экскурсами и подробными решениями [текст] / В.Д.Чистяков. – Минск, 1962. – 201с.

16. Родионов, М.А. Мотивация учения математике и пути ее формирования [текст] / М.А.Родионов. – Саранск: Поволжск, 2001. – 252 с.

17. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования [текст] / С.Л.Рубинштейн. – М., 1958.

18. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения[текст] / М.Н.Скаткин. – М.: Педагогика, 1971. – 208 с.

19.Фридман, Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач [текст] / Л.М.Фридман. – М.: Педагогика, 1977. – 208 с.

20. Yerkes, R.M. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit formation[текст] / R.M.Yerkes, J.D.Dodson J. – Neurol. Psychol., 1908.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  324  325  326   ..

 

Деятельность учителя Деятельность учащихся примечания
I. Мотивационный этап

1. Ставит проблемную ситуацию, которая формируется в виде математической задачи и предлагает найти способы её решения на основе уже известного материала.

1.Проводят анализ поставленной проблемной ситуации и выделяют неизвестные знания, которые необходимы для её решения.

II. Познавательный этап
1.В ходе фронтальной эвристической беседы проводят анализ поставленной основной учебной задачи с целью выявить её свойства и установить способы её решения.
2.Формулирует частные учебные задачи на основе выделенных свойств.

2.Фиксируют результат анализа в письменном виде.

3.Проводит объяснение нового материала, не акцентируя внимания на решении поставленных частных учебных задач.

3.Делают записи по ходу изложения материала.

4.Предлагает учащимся решить поставленные частные учебные задачи, используя полученные знания.

4.Обобщают полученные знания и предлагают варианты знаковых моделей, которые являются решением частных учебных задач.

Непосредственный контроль учителя.

5.В ходе анализа предложенных вариантов находится одно общее решение для каждой поставленной частной учебной задачи.
6.

6.Решают конкретно-практические задачи, требующие знания

Отработка учебных действий.

7. В ходе беседы с учащимися формулирует решение основной учебной задачи, обобщая решение частных. 7.Фиксируют составленную знаковую модель решения основной учебной задачи в письменном виде.
8. 8. Решают конкретно- практические задачи, требующие обобщения всех знаний по теме. Доводится до навыка решения конкретно-практических задач по теме.
III. Рефлексивно-оценочный
Проверяет знания учащихся по изученной теме в ходе самостоятельной или контрольной работы. Проверяют свои знания при решении задач, выполняя сравнение с полученной знаковой моделью решения учебной задачи.