Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  285  286  287   ..

 

 

Развитие внимания у младших школьников на уроках естествознания

Развитие внимания у младших школьников на уроках естествознания

Тема: Развитие внимания младших школьников на уроках есттествознания



ГЛАВА

ГЛАВА

ГЛАВА
Имя Объем Кол. ошибок Показатель нормы
1 Катя Д. 512 5 норма
2 Аня Н. 456 8 ниже нормы
3 Марина Ц. 422 9 ниже нормы
4 Рома Н. 541 7 норма
5 Антон Ш. 562 6 норма
6 Рома Ш. 434 9 ниже нормы
7 Дима К. 398 10 ниже нормы
8 Наташа М. 489 7 норма
9 Юля К. 453 8 ниже нормы
10 Наташа Ш. 436 9 ниже нормы
11 Надя З. 389 12 ниже нормы
12 Юра Г. 510 5 норма
13 Галя К. 466 9 ниже нормы
14 Света А. 491 8 ниже нормы
15 Максим С. 383 13 ниже нормы
16 Ксюша Г. 478 9 ниже нормы
17 Таня К. 508 7 норма
18 Олеся Р. 403 8 ниже нормы
Имя Время Кол. ошибок Уровень
1 Катя Д. 1, 45 2 средний
2 Аня Н. 1, 51 4 низкий
3 Марина Ц. 1, 52 5 низкий
4 Рома Н. 1, 42 2 средний
5 Антон Ш. 1, 30 1 средний
6 Рома Ш. 2,1 5 очень низкий
7 Дима К. 1, 51 5 низкий
8 Наташа М. 1, 46 2 средний
9 Юля К. 1, 49 4 низкий
10 Наташа Ш. 1, 50 5 низкий
11 Надя З. 1, 59 6 очень низкий
12 Юра Г. 1, 39 2 средний
13 Галя К. 1, 55 3 низкий
14 Света А. 1, 50 4 низкий
15 Максим С. 1, 54 6 низкий
16 Ксюша Г. 1, 50 5 низкий
17 Таня К. 1, 10 0 высокий
18 Олеся Р. 2, 05 6 очень низкий

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Упражнения для развития внимания на уроках и внеклассной деятельности

1. Развитие концентрации внимания

Корректурные задания. В корректурных заданиях ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным, и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Для проведения корректурных заданий на уроках естествознания можно использовать изображения с видами природы, животных, техники и т.д. Чтобы привлечь интерес детей карточки с картинками должны быть яркие, красочные. Пример задания: «На изображенной картинке» найдите всех рыбок одного цвета и т.п.

Занятие может быть индивидуальным или групповым. Каждому ребенку раздается карточка с изображением и карандаш или ручка.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые предметы; одновременно отыскиваются два предмета и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых объектов окружающего мира. Показатель нормальной концентрации внимания — четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков — слабая концентрация.

Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших школьников можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести «веселые штрафы»: промяукать столько раз, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т.п.

3. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 мин.

4. Объем просмотренного изображений не имеет значения и может быть разным у разных детей.

5. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».

2. Упражнение «Найди животное» по методике Мюнстерберга

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще — существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Задание: «В этой таблице спрятано 10 названий животных. Вам нужно их отыскать».

Ребенку дается бланк с напечатанными на нем 5 строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов – названий животных (3-, 4-, 5-сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности служит число правильно найденных животных и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФСЛОННКОТПХЬЛИСАИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРТИГРЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУЗМЕЯВДИЖСЯИУМАОЛЕНЬКЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭВОЛКАНСГЛКЮГБЕИОЧЕРВЬАФСПТУЧ

ОСМЛЕВАОУЖЫЪЕЛАВТОБУПЕТУХПСДЯЗВЖ

3. Упражнение «Найди отличия»

«Найди отличия»

Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности.

Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей. Картинки необходимо подбирать по тематике проводимого урока естествознания.

4. Упражнение «Послушай, что это за звук?»

Детям предлагается короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (учитель может специально организовать некоторые шумы). Эту игру можно проводить как соревнование: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение.

5. Игра «Заметь все»

Раскладываются в ряд 7—10 предметов (можно выставлять картинки с изображением предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8—10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все участникам игры на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены.

6. Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10—15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

7. «Каждой руке — свое дело»

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры.


[1] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998. — С. 420.

[2] Павлов И. П. Полн. собр. соч.— М., 1951.— Т. IV.— C. 28.

[3] Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. В 2 т.— М., 1954. — Т. II.— C. 339.

[4] Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. – С. 50.

[5] Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991. – С. 155.

[6] Там же.

[7] Андреев В. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2003.

[8] Кабалевский Д.П. Прекрасное пробуждает доброе. М., 2003.

[9] Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 1973. С. 66-97.

[10] Сборник "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 2 (1-4 классы)", - М.: Просвещение – 2000.

[11] Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. – С. 89..

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  285  286  287   ..

 

Имя Время по таблице № Ср. знач. Показатель нормы
1 2 3 4
1 Катя Д. 51 45 42 32 42,5 норма
2 Аня Н. 45 44 46 31 41,5 норма
3 Марина Ц. 56 49 54 48 51,75 ниже нормы
4 Рома Н. 67 59 54 62 60,5 ниже нормы
5 Антон Ш. 46 45 43 46 45 норма
6 Рома Ш. 39 45 43 41 42 норма
7 Дима К. 41 46 45 44 44 норма
8 Наташа М. 45 39 39 42 41,25 норма
9 Юля К. 44 44 48 39 43,75 норма
10 Наташа Ш. 56 61 63 66 61,5 ниже нормы
11 Надя З. 71 69 66 68 68,5 ниже нормы
12 Юра Г. 78 72 76 69 73,75 ниже нормы
13 Галя К. 46 49 43 48 46,5 норма
14 Света А. 58 62 63 61 61 ниже нормы
15 Максим С. 39 31 36 38 36 норма
16 Ксюша Г. 59 63 65 62 62,25 ниже нормы
17 Таня К. 46 41 42 41 42,5 норма
18 Олеся Р. 72 68 66 63 67,25 ниже нормы