Л
|
способствовать отработке и совершенствованию навыков лепки из глины; учить выполнять работу с глиной жгутиками;
|
развивать
|
воспитать
|
комбинированный |
словесный, наглядный, практический |
подкладные
|
Ход урока
I. Орг. момент. (3 мин.)
– Приветствие учащихся.
– Проверка готовности учащихся к уроку.
– Дыхательная гимнастика для успокоения.
II. Подготовительная работа. (7 мин.)
1. Вступительная беседа.
Учитель: Наш урок сегодня необычен. А необычен он тем, что мы побываем на ярмарке.
* Что такое ярмарка?
· звучит русская народная музыка.
Учитель: В городе Кирове, над крутым берегом реки Вятки у городских белокаменных стен и древних башен каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья.
На весенней ярмарке было весело. Яркие игрушки, свист, глашатаи, народный театр с Петрушкой, пляшущий медведь. Все это было на ярмарке-свистунье.
2. Знакомство с народными игрушками.
– А теперь давайте подойдем к одному из прилавков
На прилавке (столе) стоят глиняные игрушки.
Ученик 1. Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда.
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары…
Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите…
Ученик 2. Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Ученик 3. Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Ученик 4. Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!
Фью-ти, фью-ти, гнезда вью!
Ученик 5. Наша барышня в прекрасном
В ярком платье расписном,
Краснощека, круглолица,
Полюбуйся-ка, народ!
3. Сообщение темы и цели урока.
– Понравились ли вам игрушки?
– Из чего сделаны эти игрушки?
* Эти игрушки сделаны из глины в небольшом селе Дымково, и игрушки называются дымковскими.
– А кому из вас захотелось сделать такую игрушку?
– Сегодня на уроке мы будем делать фигурку этой игрушки, а на следующем уроке мы распишем ее по мотиву Дымковской игрушки.
III. Работа по теме урока. (31 мин.)
1. Рассказ учителя.
– Посмотрите еще раз на эти игрушки. Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут.
– А для чего нужны дымковские игрушки?
· Выбор фигурок не случаен.
Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами.
· Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость.
· Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.
– Какую фигурку вам хотелось бы сделать? Почему именно эту?
2. Объяснение порядка лепки игрушки.
– Глина волшебная. Она мягкая, податливая, в добрых, ласковых руках она превращается в интересные фигурки. Каково главное свойство глины?
* Изготовление животных.
Все животные лепились из жгута. Жгут сгибали, разрезали стекой, разделяя на передние и задние ноги. Затем лепилась голова животного и детали.
– Что мастера прикрепляли к основной форме, чтобы фигурка была выразительной и красивой? (грива, рога, ушки).
* Изготовление барышни.
Барышню лепили иначе. Ее лепили из конусообразной формы вытягиванием глины для головы, а затем прикрепляли дополнительные детали.
3. Работа с учебником.
С. 132–135. (учебник Конышевой «Чудесная мастерская» 2 кл.)
– Рассмотрите иллюстрации, выберите игрушку и слепите ее.
На стр. 134 показан порядок лепки животного.
4. Самостоятельная работа.
Индивидуальная помощь.
5. Выставка игрушек.
IV. Итог урока. (2 мин.)
– Что вы испытали сегодня на уроке при виде такой красоты?
– Как называются игрушки, которые вы сегодня лепили?
– Почему их так назвали?
V. Домашнее задание. (2 мин.)
Посмотрите дома в книгах или в библиотеке иллюстрации с изображением дымковских игрушек и выберите рисунок для своей игрушки.
Урок №2
Раздел программы:
Художественная обработка материалов
Тема:
«Едет Ваня на коне»
Класс:
2 класс
Время работы:
45 минут
Цели урока:
Образовательная:
научить лепить Дымковскую или Филимоновскую лошадку из глины, научить, конструктивным способом лепить лошадок, при этом учитывать различие в форме и пропорции фигуры туловища: в Дымке пропорциональное отношение ног и шеи, а у Филимоновской лошадки шея длинная как у жирафа.
Развивающая:
Развивать представления о народных промыслах глиняной игрушки, уметь отличать Дымковские игрушки от Филимоноских.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к народным промыслам, развивать чувства прекрасного, уметь планировать и лепить игрушку последовательно, работать аккуратно.
Тип урока:
комбинированный
Основной метод проведения урока:
словесный, наглядный, практический
Оборудование
: дощечка для работы с глиной, кусок глины 300–350 гр., стеки, влажный поролон.
Дидактический материал к учебному занятию:
Глиняные игрушки лошадок, плоскостные нарисованные лошадки и Дымковская и Филимоновская, и наездники – нарисованные и вырезанные по контуру игрушки мужчин Дымковской и Филимоновской росписи. Таблицы с изображением Дымковских и Филимоновских игрушек.
Место проведения:
класс
Ход урока
1. Организационный момент.
(2 мин.)
– Приветствие учащихся.
– Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Вводная беседа.
(15 мин.)
О Дымковских и Филимоновских игрушках, различие в формах, пропорциях, росписи. Объяснение-инструктаж о правилах работы с глиной.
Учитель:
Скажите, игрушки нарисованные на таблицах сделаны одним мастером или разными?Чем они отличаются друг от друга? (Игрушки отличаются друг от друга по внешнему виду. Одни похожи на жирафиков с длинными шеями и расписанные желтой, малиновой и зелёной краской, полосками и точками. А другие – приземистые, белые, украшенные колечками, полосками, точками.). Игрушки, нарисованные на этой таблице сделаны в городе Вятка и называются Дымковской игрушкой. Они все белые и украшены яркими красками различными элементами: кольцами, дугами, полосками, волнистыми линиями. А на другой таблице – игрушки из Подмосковья, Филимоновские игрушки. У всех животных шеи вытянуты, а ноги короткие. Ноги у всех игрушек или зелёного цвета или малинового, такового же цвета и голова животного, а туловище всегда чисто желтого цвета.
3. Ход выполнения работы.
(22 мин.)
Чтобы слепить игрушку лошадки, надо разделить кусок глины на две части (рис. 2).
· Из первого куска мы слепим туловище и ноги (рис. 3). |
· Второй кусок (рис. 2 б) поделим на две неравные части (рис. 6), |
· из большого куска (рис. 7) сделаем шею и голову. |
· У Дымковской лошадки вытягиванием и прищипыванием сделаем гриву. Из второй части (рис. 6 б) – сделаем хвост. |
· И так, раскатаем первый кусок в виде цилиндра, оба конца разрежем стеком 1/3 куска пополам (рис. 3). |
· Это будет туловище и ноги, разрезанные концы глины нужно отжать и придать форму «колбаски» (рис. 4). |
· Затем придать форму дуги, т.е. поставить туловище на ноги (рис. 5). |
· Начинаем работать со вторым куском глины (рис. 2 б) |
· – делим его на две неравные части (рис. 2). |
· Из большего куска делаем шею лошадки (рис. 7), |
· не забывайте у Филимоновской лошадки шея гораздо длиннее (рис. 7), чем у Дымковской, |
· вытягиваем голову лошадки, оттягиваем ушки и гриву у дымковской лошадки. |
· Напоминаю
– голова и шея лепиться из одного куска глины. Смачиваем туловище и шею водой и соединяем части, тщательно заглаживаем место соединения (рис. 8). |
· Меньшую часть глины раскатываем в виде конуса и делаем из него хвост лошадке (рис. 9). Если вы считаете что кусок глины больше нормы, оторвите лишнюю глину, и наоборот, если глины не хватает, то нужно добавить. |
Учитель:
Как нужно разделить кусок глины?
В какой последовательности будете лепить лошадку?
Зачем надо смачивать части при их соединении?
Приступайте к работе. (Во время работы помогать советом, а так же механически исправлять ошибки).
4. Оценка работ товарищей.
(2 мин.)
5. Проверка, как убрали своё рабочее место. Итог урока. Домашнее задание.
(4 мин.)
Рис. 1.
|
Рис. 2.а, Рис. 2.б.
|
Рис. 3.а.
|
Рис. 4.а.
|
Рис. 5.а. Рис. 5.б.
|
Рис. 6.а. Рис. 6.б.
|
Рис. 7. |
Рис. 8. Филимоновская
|
Рис. 9. Дымка.
|
2.3 План-конспект уроков технологии
Урок №1
Раздел программы:
Художественная обработка материалов
Тема:
Свойства глины и способы ручной лепки
Класс:
2 класс
Время работы:
45 минут
Цели урока:
Образовательная:
ознакомление школьников с основными свойствами и приемами работы с глиной; формирование основных знаний по приемам ручной работы с глиной (приемы подготовки глиняной массы к работе, способы лепки, приемы отделки изделия);
Развивающая:
развитие художественно-эстетических способностей учащихся, чувство красоты и гармонии, развитие самостоятельности учащихся и выполнять творческие задания.
Воспитательная:
воспитание культуры труда, формирование понятий о красоте и гармонии.
Тип урока:
комбинированный
Основной метод проведения урока:
словесный, наглядный, практический
Оборудование
: портативный компьютер, мультимедийный проектор изображения, экран, подкладные доски, губки, стеки, глина, емкости с водой,
Дидактический материал к учебному занятию:
образцы работ учащихся, наглядные пособия.
Место проведения:
класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин.);
2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
3. Опрос учащихся по изученному материалу (4 мин.).
4. Изложение нового материала (10 мин.);
5. Вводный инструктаж (4 мин.);
6. Вводное выполнение приемов практической работы (4 мин.);
7. Самостоятельная практическая работа учащихся (15 мин.);
8. Текущее инструктирование учителя (4 мин.);
9. Подведение итогов урока (2 мин.);
Урок №2
Раздел программы:
Художественная обработка материалов
Тема:
Лепка «Кошка с котятами»
Класс:
2 класс
Время работы:
45 минут
Цели урока:
Образовательная:
Учить детей внимательно рассматривать натуру; уточнять приемы работы с глиной; закреплять умения работы с глиной.
Развивающая:
развивать кругозор детей, творческие способности;
Воспитательная:
Воспитывать любовь к животным, аккуратность.
Тип урока:
урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий
Основной метод проведения урока:
словесный, наглядный, практический
Оборудование
: Глина, доски для лепки, стеки, тряпочки.
Дидактический материал к учебному занятию:
Слайды, рисунки, произведения малой пластики с изображениями животных
Место проведения:
класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин.);
2. Мотивационный этап (2 мин.);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
4. Подготовка к выполнению задания (12 мин.);
5. Проверка готовности рабочих мест (4 мин.);
6. Самостоятельное выполнение учащимися задания (20 мин.);
7. Подведение итогов урока (2 мин.);
8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест (3 мин.).
Урок №3
Раздел программы:
Художественная обработка материалов
Тема:
Лепка овощей и фруктов
Класс:
2 класс
Время работы:
45 минут
Цели урока:
Образовательная:
закрепить знания учащихся выполнения ручной работы с глиной; выполнить лепку овощей и фруктов; учить разгадывать загадки;
Развивающая:
развивать воображение, мышление, развивать мелкую мускулатуру рук.
Воспитательная:
воспитать бережное отношение к природе, расширять кругозор.
Тип урока:
урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий
Основной метод проведения урока:
словесный, наглядный, практический
Оборудование
: мультимедийный проектор изображения, экран, подкладные доски, губки, стеки, глина, емкости с водой,
Дидактический материал к учебному занятию:
образцы фруктов и овощей, выполненные из глины, муляжи и иллюстрации фруктов и овощей.
Место проведения:
класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин.);
2. Мотивационный этап (2 мин.);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
4. Подготовка к выполнению задания (12 мин.);
5. Проверка готовности рабочих мест (4 мин.);
6. Самостоятельное выполнение учащимися задания (20 мин.);
7. Подведение итогов урока (2 мин.);
8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест (3 мин.).
Урок №4
Раздел программы:
Художественная обработка материалов
Тема:
Лепка диких животных «Медведь» и «Лиса»
Класс:
2 класс
Время работы:
45 минут
Цели урока:
Образовательная:
способствовать отработке и совершенствованию навыков лепки из глины; учить соблюдать правила работы и умение подготовить рабочее место;
Развивающая:
развивать умение подмечать внешнее строение объекта и пропорционально делить массу глины для лепки главных частей объекта, развивать мелкую мускулатуру рук.
Воспитательная:
воспитать бережное отношение к природе, расширять кругозор.
Тип урока:
урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий
Основной метод проведения урока:
словесный, наглядный, практический
Оборудование
: подкладные доски, губки, стеки, глина, емкости с водой
Дидактический материал к учебному занятию:
образцы лисы и медведя, выполненные из глины, муляжи и иллюстрации диких животных.
Место проведения:
класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин.);
2. Мотивационный этап (2 мин.);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
4. Подготовка к выполнению задания (12 мин.);
5. Проверка готовности рабочих мест (4 мин.);
6. Самостоятельное выполнение учащимися задания (20 мин.);
7. Подведение итогов урока (2 мин.);
8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест (3 мин.).
Урок №5
Раздел программы:
Художественная обработка материалов
Тема:
Лепка народной игрушки
Класс:
2 класс
Время работы:
45 минут
Цели урока:
Образовательная:
познакомить детей с народной игрушкой; показать пластичность передачи движений в лепке; научить детей лепке из целого куска глины игрушки по замыслу по типу народных глиняных игрушек;
Развивающая:
развивать кругозор детей, творческие способности;
Воспитательная:
воспитывать эстетическое отношение к предметам; воспитывать детей на народных традициях, показывая народное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.
Тип урока:
комбинированный
Основной метод проведения урока:
словесный, наглядный, практический
Оборудование
: магнитофон, аудиозапись, подкладные доски, губки, стеки, глина, емкости с водой,
Дидактический материал к учебному занятию:
образцы работ учащихся глиняные игрушки, наглядные пособия.
Место проведения:
класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин.);
2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
3. Опрос учащихся по изученному материалу (4 мин.).
4. Изложение нового материала (10 мин.);
5. Вводный инструктаж (4 мин.);
6. Вводное выполнение приемов практической работы (4 мин.);
7. Самостоятельная практическая работа учащихся (15 мин.);
8. Текущее инструктирование учителя (4 мин.);
9. Подведение итогов урока (2 мин.);
Урок №6
Раздел программы:
Художественная обработка материалов
Тема:
Сказочный образ. Лепка по представлению
Класс:
2 класс
Время работы:
45 минут
Цели урока:
Образовательная:
учить детей подбирать характерные декоративные детали в соответствии с эмоциональным содержанием образа;
Закреплять знания детей лепки из целого куска глины;
Развивающая:
Развивать ассоциативно – образное мышление, зрительное восприятие;
Воспитательная:
Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Тип урока:
урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий
Основной метод проведения урока:
словесный, наглядный, практический
Оборудование
: Глина, подкладные доски, губки, стеки, глина, емкости с водой.
Дидактический материал к учебному занятию:
иллюстрации к народным игрушкам, образцы народной игрушки, наглядные пособия, технологические карты.
Место проведения:
класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин.);
2. Мотивационный этап (2 мин.);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
4. Подготовка к выполнению задания (12 мин.);
5. Проверка готовности рабочих мест (4 мин.);
6. Самостоятельное выполнение учащимися задания (20 мин.);
7. Подведение итогов урока (2 мин.);
8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест (3 мин.).
Урок №7
Раздел программы:
Художественная обработка материалов
Тема:
Лепка «Животные на арене цирка»
Класс:
2 класс
Время работы:
45 минут
Цели урока:
Образовательная:
научить детей составлять небольшие скульптурные группы передавать в композиции движение животных; уточнять приемы работы с глиной;
Развивающая:
развивать ассоциативно – образное мышление, зрительное восприятие;
Воспитательная:
воспитывать интерес к работе с глиной, творческую активность.
Тип урока:
комбинированный
Основной метод проведения урока:
словесный, наглядный, практический
Оборудование
: Глина, доски для лепки, стеки, тряпочки.
Дидактический материал к учебному занятию:
рассказ «Легко коник цирковой», рисунки цирковых животных, технологические карты.
Место проведения:
класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин.);
2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
3. Опрос учащихся по изученному материалу (4 мин.).
4. Изложение нового материала (10 мин.);
5. Вводный инструктаж (4 мин.);
6. Вводное выполнение приемов практической работы (4 мин.);
7. Самостоятельная практическая работа учащихся (15 мин.);
8. Текущее инструктирование учителя (4 мин.);
9. Подведение итогов урока (2 мин.);
Урок №8
Раздел программы:
Художественная обработка материалов
Тема:
Лепка «Едет Ваня на коне»
Класс:
2 класс
Время работы:
45 минут
Цели урока:
Образовательная:
научить лепить Дымковскую или Филимоновскую лошадку из глины, научить, конструктивным способом лепить лошадок, при этом учитывать различие в форме и пропорции фигуры туловища: в Дымке пропорциональное отношение ног и шеи, а у Филимоновской лошадки шея длинная как у жирафа.
Развивающая:
Развивать представления о народных промыслах глиняной игрушки, уметь отличать Дымковские игрушки от Филимоноских.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к народным промыслам, развивать чувства прекрасного, уметь планировать и лепить игрушку последовательно, работать аккуратно.
Тип урока:
комбинированный
Основной метод проведения урока:
словесный, наглядный, практический
Оборудование
: дощечка для работы с глиной, кусок глины 300–350 гр., стеки, влажный поролон.
Дидактический материал к учебному занятию:
Глиняные игрушки лошадок, плоскостные нарисованные лошадки и Дымковская и Филимоновская, и наездники – нарисованные и вырезанные по контуру игрушки мужчин Дымковской и Филимоновской росписи. Таблицы с изображением Дымковских и Филимоновских игрушек.
Место проведения:
класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин.);
2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
3. Опрос учащихся по изученному материалу (4 мин.).
4. Изложение нового материала (10 мин.);
5. Вводный инструктаж (4 мин.);
6. Вводное выполнение приемов практической работы (4 мин.);
7. Самостоятельная практическая работа учащихся (15 мин.);
8. Текущее инструктирование учителя (4 мин.);
9. Подведение итогов урока (2 мин.);
Урок №9
Раздел программы:
Художественная обработка материалов
Тема:
Лепка игрушки «Индюк» по мотивам народных образцов
Класс:
2 класс
Время работы:
45 минут
Цели урока:
Образовательная:
расширять и уточнять знания учащихся о народных промыслах; совершенствовать приемы лепки сложной фигуры из целого куска глины; обрабатывать умение применять орнаменты при оформлении игрушек;
Развивающая:
развивать воображение, мышление, развивать мелкую мускулатуру рук.
Воспитательная:
воспитать бережное отношение к природе, расширять кругозор.
Тип урока:
урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий
Основной метод проведения урока:
словесный, наглядный, практический
Оборудование
: подкладные доски, стеки, глина, блюдце с водой.
Дидактический материал к учебному занятию:
образцы глиняных игрушек, таблица методической последовательности.
Место проведения:
класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин.);
2. Мотивационный этап (2 мин.);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
4. Подготовка к выполнению задания (12 мин.);
5. Проверка готовности рабочих мест (4 мин.);
6. Самостоятельное выполнение учащимися задания (20 мин.);
7. Подведение итогов урока (2 мин.);
8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест (3 мин.).
Урок №10
Раздел программы:
Художественная обработка материалов
Тема:
Лепка посуды. Кувшин из жгутиков
Класс:
2 класс
Время работы:
45 минут
Цели урока:
Образовательная:
способствовать отработке и совершенствованию навыков лепки из глины; учить выполнять работу с глиной жгутиками;
Развивающая:
развивать воображение, мышление, развивать мелкую мускулатуру рук.
Воспитательная:
воспитать аккуратность и дисциплинированность, расширять кругозор.
Тип урока:
комбинированный
Основной метод проведения урока:
словесный, наглядный, практический
Оборудование
: подкладные доски, губки, стеки, глина, емкости с водой
Дидактический материал к учебному занятию:
образцы посуды, выполненные из глины, муляжи и иллюстрации разных видов посуды.
Место проведения:
класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин.);
2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
3. Опрос учащихся по изученному материалу (4 мин.).
4. Изложение нового материала (10 мин.);
5. Вводный инструктаж (4 мин.);
6. Вводное выполнение приемов практической работы (4 мин.);
7. Самостоятельная практическая работа учащихся (15 мин.);
8. Текущее инструктирование учителя (4 мин.);
9. Подведение итогов урока (2 мин.);
Заключение
На уроках технологии в начальных классах учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. И в задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении изделия, поделки, сколько в обеспечении условий, при котором потенциал учащегося будет использован полностью. Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности учащегося на уроке технологии, включающей в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты. То есть на уроке должна быть организованная часть, направленная на обеспечение понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в поделку, причем на теоретическую часть урока должно отводится втрое меньше времени, чем на практические действия.
Актуальность данной проблемы особенно значима в деятельности учителей начальных классов, ответственных во многом за духовное, умственное, нравственное, эстетическое развитие учащихся.
На основе анализа литературы и практического опыта учителей была разработана система уроков, в которой отражены особенности работы с глиной по трудовому обучению во 2 классе. В систему включены различные темы работ с глиной, например: лепка животных, народных игрушек и композиций и т.д.
Методика работы с природным материалом глиной в начальной школе имеет свою особенность, специфичность в подборе технологий, материалов инструментов. Знание основ теории и практики данного вида работ учителем, позволяет ему грамотно планировать, творчески и увлекательно строить педагогический процесс (что доказывает вышеуказанную гипотезу).
В данной работе имеется приложение, где представлено техника безопасности на уроках технологии, также наглядные пособия для уроков технологии работы с глиной: иллюстрации филимоновской и дымковской игрушки, иллюстрации различных посуд.
Литература
1. Аракчеев Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины. М., 2000. – с. 72.
2. Агапова, И., Давыдова, М. Забавные игрушки из природных материалов. – М., 2007, – с. 255.
3. Выгонов В.В. Начальная школа. Трудовое обучение. – М., «Первое сентября», 2003. – с. 256.
4. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. – М., 1999. – с. 32.
5. Геронимус Т.М. Урок труда. Я все умею сам: Учебно-методический комплект по трудовому обучению для учащихся 1–4 классов четырехлетней начальной школы. – М., 1998. – с. 27.
6. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Методические рекомендации для учителей 1–4 классов.-М., АТС-Пресс, 2000, – с. 311.
7. Губанова Е.Н. Уроки труда – уроки искусства. - // Начальная школа. -1995, №11, – с. 14.
8. Гульяни Э.Л., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала.-М., Просвещение., 1984. – с. 48.
9. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. Л., 1986. – с. 71.
10. Конышева, Н.М. Чудесная мастерская. Учебник-тетрадь по художественному труду для 1 класса начальной школы. – М., 1998. – с. 22.
11. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. (от мира природы- к миру вещей): Учебник по художественному труду для 3 класса начальной школы. - М, 1997. – с. 58.
12. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования. – М., Изд. Центр «Академия», 1999, – с. 192.
13. Максимова Н.А. Творчество на уроках трудового обучения. // Начальная школа. – 1999, №12, – с. 71.
14. Николаенко Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. М.-изд. Центр, 2002, – с. 300.
15. Обучение во 2 классе. Книга 2. авт. Моро М.И., Бантова М.А. и др.-М.: Просвещение, 1989. – с. 18.
содержание ..
267
268
269 ..
|
|