ОРГАНИЗАЦИЯ
КОШЕЛЬКОВОГО ЛОВА РЫБЫ
Виды организации кошелькового лова.
Наиболее распространен лов с базированием на берег и
экспедиционный лов. Лов с базированием на берег применяют, когда
промысловые косяки расположены недалеко от береговой базы. В
этом случае судно ведет поиск в близлежащих районах, делает
несколько заметов и, вылив рыбу в трюм, возвращается на
береговую базу. После сдачи улова, заправки горючим, водой,
продовольствием судно вновь уходит на промысел. Для этого вида
организации характерны большие непроизводительные пробеги судов,
ограниченность сроков промысла из-за миграций рыбы, сложность
хранения рыбы на судах, не оборудованных рефрижераторными
установками. Часть этих недостатков ликвидирует установка в
районе лова приемно-транспортных судов.
При экспедиционном лове создают флотилию из промысловых и
приемно-транспортных судов, плавучих баз для снабжения судов
всем необходимым, хранения и переработки рыбы. Экспедиционный
лов позволяет судам следовать за
мигрирующими косяками рыбы, эксплуатировать
удаленные районы промысла.
При любой форме организации лова стремятся к более полному
использованию промыслового судна путем продления сроков
кошелькового лова и комбинации его с другими видами лова.
Режим лова. Важным условием успешной
работы судов на кошельковом лове является рациональное
использование промыслового времени. Режим работы судов на
кошельковом лове включает переходы к месту лова и возвращение их
на береговую или плавучую базу, поиск рыбы, процесс лова, сдачу
уловов, стоянки в порту или у плавучей базы, ремонтные работы.
Как правило, непосредственно на лов рыбы затрачивается небольшая
доля календарного времени. Так, при экспедиционном лове в
Северной Атлантике на работу с неводом затрачивают примерно 20%
календарного времени, свыше 30% времени уходит на поиск рыбы,
примерно столько же на простои по гидрометеорологическим
причинам и около 20% на переходы к плавучей базе, сдачу улова и
ремонтные работы.
На замет и кошелькование, когда рыба непосредственно
улавливается, затрачивают обычно менее 20% времени цикла лова.
Численность и расстановка палубной команды во время работы с
кошельковым неводом в основном зависят от размеров невода,
состояния механизации лова и ее размещения на судне. На СРТ,
например, с неводом непосредственно работают 9 человек.
Остальные члены экипажа помогают палубной команде. Капитан лично
руководит заметом и кошелькованием невода. Таким образом,
операциями лова занято 18 человек. На малых и средних сейнерах
численность палубной команды меньше, чем на СРТ.
Все операции лова выполняют в строгом соответствии с промысловым
расписанием, в котором указаны обязанности членов экипажа во
время работы с неводом.
Аварийные ситуации. К типично аварийным случаям при
кошельковом лове относятся попадание судна в невод, намотка дели
на стяжной трос или винт, обрыв бежного уреза, подбор, стяжного
троса, крупный порыв дели в сливной части невода и т. д.
На попавшем в невод судне нельзя включать движитель, чтобы не
намотать дель на винт. Судно выводят из невода с помощью шлюпки
или другого промыслового судна. По окончании этой операции
выведенное из невода судно должно быть расположено рабочим
бортом к ветру.
Дель на стяжном тросе не позволяет скошельковать невод. В этом
случае невод кошелькуют, пока возможно. Затем поднимают на
палубу участок стяжного троса с намотанной делью и снимают ее с
троса или вырубают этот участок троса, а затем освобождают его
от дели.
При намотке дели на винт застропливают намотанный участок дели,
и проворачивая машину воздухом или вручную, освобождают дель.
Если освободить дель таким способом не удается, ее обрезают, а
затем с помощью водолазов очищают винт.
При обрыве бежного уреза продолжают кошелькование, подтягивая к
борту стяжные кольца. Затем, перебираясь по боковой кромке
невода, достигают огона верхней подборы и приступают к выборке
невода.
При обрыве подборы или стяжного троса невод обычно выбирают без
кошелькования.
При порыве сливной части невода порванную часть подтягивают к
судну и чинят, не прекращая кошелькования или выборки невода.
Если на волнении нельзя выбрать невод обычным способом, то
пытаются сохранить невод с потерей улова На СРТ, например,
поступают следующим образом. Жгутоформирующее устройство
переносят в нос судна и заводят в него невод. При этом ветер
разворачивает судно носом в сторону невода. Подрабатывая
машиной, уменьшают нагрузку на невод и с помощью стропа и
турачки лебедки вытягивают часть невода на палубу судна. После
переостропки вытягивают следующую часть невода и так поступают,
пока не вытянут весь невод. При ветре 8—9 баллов выборка невода
продолжается 7—10 ч. Таким способом спасают невод даже при ветре
10 баллов. |