§ 1.2. Организация,
планирование и нормирование электромонтажных работ
Сетевой график разрабатывают в такой последовательности:
1. Составляют перечень работ или перечень событий (табл. 1.3), степень
детализации которого определяется назначением графика.
2. Устанавливают последовательность выполнения работ, т. е. для каждой
из них определяют предшествующие и последующие работы.
3. Строят сетевой график; при этом все последующие события располагают
справа от исходного события в их логической последовательности и
соединяют линиями со стрелкой.
4. Оценивают продолжительность каждой работы тремя
оценками времени в днях (или неделях):
tmin
(оптимистическое)—наименьшее время, за которое данная работа может быть
выполнена при наиболее благоприятных условиях;
События, находящиеся на критическом пути резерва
времени не имеют. В рассматриваемом примере критический путь проходит
через события 0—I—3— -6—10—13—19—20—21 —22—23—24—25.
В процессе функционирования сетевого графика необходимы постоянный
контроль за сроками выполнения работ и принятие срочных мер при
намечающихся срывах; в случае необходимости производится корректировка
графика. Только при этих условиях он выполняет роль управляющего
документа.
Реальные укрупненные сетевые графики содержат не более 200 событий и
рассчитываются вручную. Для большей наглядности они
привязываются к временной (календарной) шкале.
Детальный (рабочий) сетевой график выполнения электромонтажных работ
может содержать десятки тысяч событий и рассчитывается па ЭВМ. Он
является, как правило, частью общего сетевого графика строительства
судна.
С помощью сетевого графика выполнения электромонтажных работ решаются
задачи:
— оптимизации продолжительности цикла монтажа электрооборудования на
судне;
— оперативного планирования производства (с выдачей заданий
производственным участкам в календарных сроках);
— выявления «узких» мест производства.
Техническим нормированием называют определение времени, необходимого для
выполнения работы (операции), или количества продукции, которое может
быть изготовлено в единицу времени.
Время, установленное для выполнения единицы заданной работы, называется
нормой времени, а количество продукции, которое должно быть выполнено в
единицу времени, нормой выработки. Норма выработки является производной
величиной от нормы времени, так как одну и ту же работу можно выполнять
разными методами с применением различных орудий труда, и, следовательно,
на ее выполнение потребуется неодинаковое время.
Нормы времени определяют двумя основными методами:
аналитическим (расчетным, исследовательским, расчетом и сравнением с
типовыми нормами);
опытно-статистическим (хронометраж и т. п.).
В первом случае нормы времени называются техническими или технически
обоснованным и, а во втором — опытно-статистическими.
Нормирование электромонтажных работ, как правило, осуществляют в
следующем порядке.
1. Общую трудоемкость электромонтажных работ на головном судне
определяет автор проекта в стадии технического проектирования но
укрупненным измерителям, полученным на основании многолетней практики и
систематизации большого количества статистических данных. За основу
принимают один метр прокладываемого на судне кабеля, к которому
приведены все электромонтажные работы. В среднем эта норма времени для
судов некоторых классов примерно равна:
0,58—0,6 — для сухогрузных судов, лесовозов и танкеров;
0,66—0,7 — для ледоколов и плавучих доков.
Для судов с особо большим насыщением электрооборудованием норма времени
на один метр прокладываемого кабеля значительно выше и составляет 1
нор-мо-ч и более.
2. По материалам технического проекта электромонтажный цех разрабатывает
ведомость (перечень) технологических комплектов и разбивает общую
трудоемкость (определенную автором проекта) по каждому из них.
3. Руководствуясь ведомостью технологических
комплектов, электромонтажный цех разрабатывает технолого-нормировочные
карты на отдельные виды работ (или операции).
Примерные нормы времени на выполнение некоторых электромонтажных работ
указаны в табл. 1.4.
Сумма трудоемкостей по всем технолого-нормиро-вочньш картам также
представляет собой общую трудоемкость монтажа электрооборудования на
судне. Обычно ее величина оказывается весьма близкой к трудоемкости,
определенной проектантом в стадии технического проекта.
Технолого-нормировочные карты служат основанием для оформления рабочего
наряда на выполнение определенного объема работ (технологического
комплекта или его части).
Выполненную работу принимает мастер ОТК, который одновременно дает и
оценку ее качества. Затем группа технического нормирования закрывает
рабочий наряд и передает его в бухгалтерию для начисления заработной
платы.
В зависимости от характера работ в электромонтажных цехах применяются
следующие формы оплаты труда электромонтажников: сдельная,
сдельно-премиальная, аккордная, аккордно-премиальная, повременная,
повременно-премиальная, оплата по среднему заработку.