3.4.1. Спуск и подъем шлюпок допускаются с разрешения капитана или лица,
его заменяющего, и с ведома вахтенного помощника капитана, под
непосредственным руководством командира шлюпки.
3.4.2. Исправность работы шлюпочной лебедки, тормоза и концевых
выключателей на стрелах шлюпбалок проверяется периодически методом
приспускания шлюпки (перед каждым ее использованием, за исключением
аварийных случаев, но не реже одного раза в 3 месяца). Предварительно
должна проверяться блокировка запуска шлюпочной лебедки при
установленной ручке ручного привода. При проведении этой проверки все
члены экипажа должны быть отведены от лебедки в безопасное место.
3.4.3. Перед спуском шлюпки на воду ее командир должен убедиться в том,
что отверстия в днище закрыты пробками.
3.4.4. Посадка членов экипажа в спасательные шлюпки во время шлюпочных
учений производится после спуска шлюпок на воду, по штормтрапам,
забортным трапам.
Во время шлюпочных учений шлюпка спускается на воду с наличием в ней 2 -
4 чел. (2 чел. занимаются отдачей шлюп-талей, 1 чел. - управлением
шлюпочным мотором; командир или старшина шлюпки).
3.4.5. Во всех случаях нахождения в шлюпках, на плотах и в спасательных
плавучих средствах людей на них должна быть надета одежда,
соответствующая метеорологическим условиям, и спасательные жилеты.
Абзац исключен. - Извещение по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
1-95.
3.4.6. Посадка и нахождение людей в спасательных плавсредствах
разрешаются при наличии надетых спасательных жилетов, а в рабочих
плавсредствах - рабочих спасательных жилетов.
При производстве ремонтных работ со спасательных или рабочих плавсредств
все члены экипажа должны быть в защитных касках.
Ответственность за использование спасательных, а также рабочих
спасательных жилетов и касок несет командир спасательной шлюпки или
руководитель работ (на рабочих плавсредствах).
Спасательные и рабочие спасательные жилеты разрешается снимать после
выхода из плавсредства на палубу судна или на причал.
3.4.7. При использовании шлюпок запрещается:
(01) находиться в рабочей шлюпке при спуске или подъеме ее стрелой или
краном;
(02) поднимать и спускать шлюпку, если в подъемно-спусковом устройстве
обнаружены неисправности, а также при запутанных перекрученных
шлюп-талях;
(03) включать двигатель шлюпочной лебедки, предварительно не убедившись
в том, что рукоятка ручного привода снята;
(04) отключать блокирующие устройства, исключающие работу двигателя
шлюпочной лебедки при сообщенном ручном приводе;
(05) касаться вращающихся деталей шлюпочного устройства и направлять
руками движущиеся канаты и шкивы блоков;
(06) перевозить людей в шлюпках, буксируемых судном;
(07) производить крепление шлюпки на шлюпбалках, зачехление и другие
работы со шлюпочным устройством до установки леерного ограждения со
стороны неогражденного борта;
(08) производить зачехление шлюпки до того, как будут обтянуты и
закреплены шлюп-тали и стопорные устройства, удерживающие шлюпку в
походном положении.
3.4.8. Людям, находящимся в шлюпке, запрещается:
(01) стоять, сидеть на бортах, транцевой доске, ходить по банкам и
становиться коленями на них;
(02) держать руки на планшире при подходе к борту судна и причалу или
при отходе шлюпки;
(03) наваливаться корпусом на румпель руля;
(04) перемещаться без разрешения командира шлюпки;
(05) находиться между шлюп-талями и штевнями шлюпки во время ее подъема
или спуска;
(06) отталкивать шлюпку от борта руками или ногами;
(07) вставать на банки и влезать на мачту во время постановки или уборки
рангоута и парусов.
3.4.9. Лица, выкладывающие или закладывающие блоки шлюп-талей, должны
стоять у талей со стороны мидель-шпангоута шлюпки.
3.4.10. Съемное или заваливающееся леерное ограждение под шлюпкой должно
быть установлено сразу же после подъема шлюпки на место.
3.4.11. Спасательные шкентели с мусингами должны не реже одного раза в 4
месяца осматриваться и не реже одного раза в год проходить испытания.
3.4.12. При использовании забортных трапов для посадки или высадки людей
во время волнения трапы должны быть приподняты настолько, чтобы была
исключена возможность опрокидывания шлюпок, а также возможность ударов
по трапу или его поломки и травмирования людей, находящихся в
плавсредствах и на трапе.
3.4.13. При спуске или подъеме шлюпки на ходу судна, на течении или в
свежую погоду должны соблюдаться следующие меры предосторожности:
(01) фалини должны быть достаточно разнесены и надежно закреплены;
(02) при спуске шлюпки на переднем ходу судна сначала должны быть
выложены кормовые, а затем носовые шлюп-тали. При подъеме на переднем
ходу шлюп-тали закладываются в обратном порядке;
(03) при спуске шлюпки на заднем ходу судна вначале должны быть выложены
носовые, а затем кормовые шлюп-тали. При подъеме на заднем ходу
шлюп-тали закладываются в обратном порядке.
3.4.14. Если при наличии механизированного привода подъем шлюпки
производится при помощи ручного управления (из-за отсутствия
электроэнергии или неисправности лебедки), рукоятка должна быть снята
сразу же после подъема шлюпки. Блокирующие устройства, исключающие
работу механизированного привода при сообщенном ручном приводе, должны
находиться в исправном состоянии.
Абзац исключен. - Извещение по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
1-95.