3.5.1. К открытию люковых закрытий следует приступать после очистки
поверхностей вокруг люка и тяговых канатов ото льда, снега и предметов,
мешающих открытию люковых секций. Очистка шарнирных соединений и деталей
люкового закрытия от попавшего сыпучего груза, снега или других
предметов при неполностью закрытых или открытых секциях должна
производиться под руководством вахтенного помощника капитана или
руководителя работ.
3.5.2. В процессе открытия или закрытия люков члены экипажа должны
находиться в безопасной зоне.
Открытые секции должны быть надежно застопорены. Необходимо принять
меры, исключающие возможность открытия секции без ведома вахтенного
помощника капитана (отключено питание, сняты канаты привода закрытий,
вывешена табличка с надписью: "НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ").
Крышки люков понтонного типа должны укладываться на штатное место в
штабели в соответствии с маркировкой и закрепляться стопорными
устройствами.
3.5.3. В случаях, когда тяговые канаты проходят через трапы, проходы или
другие места, где могут находиться люди, эти места должны быть
ограждены; на ограждениях должны быть вывешены таблички с надписью:
"ВОСПРЕЩАЕТСЯ ПРОХОД". Во время движения люковых секций нельзя по ним
ходить или производить какие-либо работы, применяя ломики или иные
подобные приспособления.
3.5.4. Работы на неполностью закрытых люковых секциях допускаются после
установки временных леерных ограждений.
3.5.5. Не разрешается заходить в пространство между открытыми люковыми
секциями без разрешения вахтенного помощника капитана или руководителя
работ.
3.5.6. На судах с комингсами люка ниже 750 мм, а также при открытии
проемов твиндеков должны устанавливаться леерные ограждения в
соответствии с РД 31.81.01-87 "Требования техники безопасности к морским
судам". Эти ограждения вставляются и надежно крепятся сразу же по
открытию люков.
3.5.7. Руководителю работ по открытию люков с комингсами ниже 750 мм и
проемов твиндеков запрещается уходить от открытого люка до тех пор, пока
не будет установлено ограждение.
3.5.8. Перед входом в трюм, содержащий навалочные грузы, способные
засасывать предметы (льняное семя, просо, апатитовый концентрат и др.),
необходимо надеть предохранительный пояс со страховочным канатом,
который должен быть в руках у наблюдающего, находящегося у входа в трюм.
При этом обязательна укладка на груз настилов для прохода.
3.5.9. Погрузчики, тягачи или другие перегрузочные машины допускается
использовать в трюмах и твиндеках с разрешения старшего помощника
капитана.
Перед началом работы погрузчиков или других перегрузочных машин на
крышках люков старший помощник капитана должен убедиться, что масса
погрузчика или другой перегрузочной машины в нагруженном состоянии
меньше, чем максимально допустимая нагрузка на крышку люка.
3.5.10. Во время работы в грузовых помещениях погрузчиков или другого
оборудования с двигателями внутреннего сгорания необходимо обеспечить
соответствующую вентиляцию этих помещений и производство замеров состава
воздушной среды.
3.5.11. Применять этилированный бензин для двигателей перегрузочных
машин и другого оборудования, работающего в грузовых помещениях судна,
запрещается.
Если естественная вентиляция или система судовой вентиляции недостаточна
для сохранения концентрации газов в пределах допустимых норм, то работу
следует приостановить и установить дополнительную переносную вентиляцию.
3.5.12. При выполнении грузовых и вспомогательных операций силами
экипажа контроль за составом воздушной среды в грузовых помещениях судна
возлагается на вахтенного помощника капитана. Если грузовые и
вспомогательные операции выполняются силами порта, то замер состава
воздушной среды этих помещений, а также установка дополнительной
переносной вентиляции должны осуществляться портом.
3.5.13. Во время работы погрузчиков никто не должен стоять или проходить
под вилочным захватом и переступать через лапы захватного устройства.
Перевозить людей на перегрузочных машинах не допускается.
Запрещается оставлять без наблюдения машину с работающим двигателем.
3.5.14. В тех случаях, когда в трюмах и твиндеках между грузом и бортами
или переборками, а также во впадинах гофрпереборок образуются пустоты
("колодцы"), там, где это возможно, следует принять меры по установке
ограждений или предохранительных сеток.
Установка предохранительных сеток производится в соответствии с
инструкциями по их применению.
При работе в трюмах, где имеются пустоты, вместо установки ограждений и
предохранительных сеток могут применяться индивидуальные страховочные
устройства. Способ страховки должен определять руководитель работ в
трюме.
3.5.15. При перемещении с помощью грузовых средств грузов, имеющих
значительную парусность, необходимо использовать оттяжки. При ветре
свыше 4 баллов переносить такие грузы запрещается.
3.5.16. Установка и крепление щитов переборок трюмных разделительных или
питателей по-походному должны производиться последовательно, чтобы
очередные ставились (или укладывались) вплотную к уже закрепленным на
месте щитам. Отдача креплений производится в обратном порядке.
3.5.17. При заводке и обтягивании оттяжек для крепления переборок
трюмных разделительных на работающих должны быть надеты
предохранительные пояса с лямками. Страховочные канаты предохранительных
поясов при работах крепят (с помощью карабинов или завязыванием конца)
за прочные конструкции судна. Применяемый для подтягивания талрепов и
оттяжек инструмент должен быть подвешен на штертах.
Производство каких-либо работ под обтягиваемыми оттяжками запрещается.