Электрические схемы лифтов включают в себя все электроаппараты,
электрические машины и блокировочные контакты, относящиеся к данному
лифту, установленные в машинных, блочных помещениях и шахтах лифтов.
Перечисленное электрическое оборудование предназначено для осуществления
дистанционного автоматического управления лифтовыми приводами и
обеспечения безаварийной и безопасной эксплуатации лифтов
Лифт модели ЭМИЗ - электросхема
(рис. 82, обозначения на первых двух
электросхемах даны по старому ГОСТ).
Реле контроля пола РПК исключает возможность пуска кабины в ход от
внешних вызовов при уходе находящегося в ней пассажира с пола при
открытых створках двери кабины. При наличии РПК такой пуск кабины в ход
исключается, так как под тяжестью вошедшего в кабину пассажира пол
опускается, воздействует на шток подпольного блок-контакта 1ПК (59—69),
который замыкает цепь катушки РПК. При закрытых дверях
шахты оно получает питание, его якорь притягивается
к ярму, размыкается его р-контакт (33—23) в цепи общей шины кнопок
вызова. Одновременно контакт 1ПК шунтируется (выводится из действия)
замкнувшимся з-контактом РНК (59—69). Теперь, если пассажир и сойдет с
пола (подпольный контакт 1ПК разомкнется), питание РПК продолжает
осуществляйся через замкнутые контакты ДДШ (контакты контроля притвора
дверей шахты) и РПК. Для того, чтобы снять напряжение с катушки этого
реле, необходимо открыть дверь шахты, что сделать ушедшему с пола
пассажиру не так просто.
Рис 82 Электрическая схема лифта модели ЭМИЗ
3-контакт РПК (23—77) включен в цепь общей шины
кнопок приказа. Этот контакт исключает возможность пуска кабины в ход от
кнопок приказа в случае, если катушка РПК вышла из строя или пассажир
ушел с пола.
Этажные реле ЭР регистрируют приказы или вызовы. Выполняют роль кнопок
приказа или вызова после их отпускания. Их з-контакты 1ЭР (1—10), 2ЭР
(2—20) и т. д. включены непосредственно в цепи соответствующих им
этажных переключателей и сложат для подготовки цепей питания катушек
контакторов направления.
Вторые контакты этих реле 1ЭР (1—39), 2ЭР (2—39) и т. д. служат для
образования поддерживающей цепи, позволяющей продолжать питание катушек
этажных реле и контакторов направления после отпускания кнопок приказа
или вызова.
Контакторы направления В и Н служат для реверсивного включения
асинхронного электродвигателя. С помощью этих контакторов автоматически
чередуются фазы, что дает возможность вращать ротор электродвигателя в
одном и другом направлениях. Для этого силовые контакты обоих
контакторов включены в цепь статорной обмотки электродвигателя. Эти
контакюры снабжены также з-контактами В и Н (37—39а), образующими цепь
поддержания катушек эгажных реле и контакторов после отпускания кнопок
приказа или вызова. 3-контакты контакторов В и Н (47—27), включенные в
цепь контактов контроля автоматических замков ДЗ, введены в электросхему
для того, чтобы разомкнуть цепь контактора Л (линейный контактор) и
снять напряжение со статорной обмотки элрктродвигателя в случае, если
электромеханик остановит движущуюся кабину отпиранием двери шахты,
находясь на крыше кабины. При воздействии на рычаг автоматического замка
в сторону отпирания двери шахты ДЗ контакт этажа, мимо которого проходит
кабина, размыкается, теряет питание катушка линейного контактора Л,
контактор отпускает якорь, размыкается его з-контакт Л (39а—39) и цепь
питания катушек контакторов В и Н, а также ЭР размыкаются. Размыкаются
силовые контакты контактора В (Н) и Л в цепи статорной обмотки
электродвигателя, он теряет питание, накладывается тормоз и кабина
останавливается.
Линейный контактор Л контролирует действие автоматических замков дверей
шахты. При незапертой какой-либо двери шахты контакт ДЗ автоматического
замка этого этажа не замкнут и катушка линейного контактора не получает
питание, его з-контакты в цепи статорной обмотки электродвигателя
разомкнуты. Линейный контактор имеет з-контакты (201—203) в цепи катушки
РВ (электромагнитное реле времени). Этот контакт замыкает цепь питания
этой катушки после начала движения кабины, тем самым отключает общие
шины кнопок приказа 75 и вызова 25. Линейный контактор снабжен также
р-контактом (25—21), включенным в цепь РО (реле освещения и
сигнализации). Этот контакт обеспечивает движение порожней кабины по
вызову со светом, так как при движении кабины этот контакт разомкнут,
катушка РО не получает питание, его p-контакты 2С1—507, 2СЗ—307 в цепях
ламп освещения кабины и сигнальных ламп замкнуты, отсутствует
возможность включить РО нажатием кнопки вызова.
Реле освещения РО служит для автоматизации включения электроламп
освещения кабины и в вызывных аппаратах в следующих случаях: при
открытой двери шахты какого-либо этажа; при закрытых дверях шахты и при
нахождении в кабине пассажиров; при закрытых дверях шахты и движущейся
порожней кабине; при закрытых дверях шахты и при отсутствии в ней
пассажиров в случае размыкания любого контакта цепи 101-37. Для этого
катушка РО включена в цепь р-контактов РВ, Л и блок-контактов дверей
шахты ДШ и ДДШ, Размыкание одного из них приведет к снятию напряжения с
РО и замыканию его p-контактов 2С1-507 в цепи ламп освещения кабины и
2C3-307 в цепи сигнальных ламп в вызывных аппаратах.