Для подвижных опор (башен) кабельных кранов применяют только рельсовые
опорные тележки. Обычно каждую башню оборудуют тремя опорными тележками (см.
рис. 2.20, е) - двумя передними 4 и одной задней 3. На менее
распространенных типах башен - четырехугольной формы в плане (см., например,
рис. 2.5) устанавливают по две тележки на переднем и заднем рельсах.
Передние, более нагруженные, тележки выполняют приводными, задние -
неприводными (холостыми).
В зависимости от величины (от сотен до тысяч кН) нагрузки на опорную тележку
последняя может иметь от 2 до 16 ходовых колес. Конструкция тележки должна
обеспечивать равномерное распределение общей нагрузки между колесами и
гарантировать постоянный контакт всех колес с рельсом, компенсируя возможные
отклонения рельсов от их нормального положения. Это достигается
использованием в тележках специальных балансирных систем с цилиндрическими и
сферическими шарнирами.
В целом опорную тележку компонуют из отдельных секций, под которыми понимают
двухосные тележки, оформленные как самостоятельные сборочные единицы и
снабженные присоединительными элементами для стыковки их с другими секциями.
Опорная тележка, в частности, может состоять из одной секции - двухколесной
тележки (см., например, схему на рис. 2.20, е).
На рис. 2.22 показаны два основных типа секций.
При одном рельсе применяют двухколесную секцию (рис. 2.22, а), при спаренных
рельсах - четырехколесную (рис. 2.22, б). Первую соединяют с балансиром
цилиндрическим шарниром, допускающим поворот секции относительно
горизонтальной, поперечной к рельсу, оси, вторую - сферическим шарниром,
дающим возможность поворота секции относительно горизонтальных осей любого
направления.
На рамах приводных секций устанавливают двигатели, связанные через
трансмиссии со всеми ходовыми колесами секции. Кинематические схемы и
компоновки таких механизмов передвижения достаточно разнообразны. Одна из
распространенных схем (рис. 2.22, в) включает двигатель М, тормоз Т,
редуктор Р и открытые зубчатые передачи. Зубчатые колеса этих передач
кинематически жестко связаны с ходовыми колесами.
Схемы общей компоновки опорных тележек приведены на рис. 2.23.
Рис. 2.23. Схемы опорных тележек
Двухсекционная опорная тележка (рис. 2.23, а) включает секции 1, связанные с
балансиром 2 через горизонтальные цилиндрические или сферические шарниры 4.
Нагрузка N от башни передается на опорную тележку через горизонтальный
цилиндрический шарнир 5. При перемещении опорной тележки по круговому рельсу
с шарниром 5 может совмещаться дополнительный вертикальный цилиндрический
шарнир. Общее число ходовых колес опорной тележки - 4 (при одном рельсе) или
8 (при спаренных рельсах).
Опорная тележка (рис. 2.23, б) содержит четыре секции 1, попарно связанные
малыми балансирами 2. Последние соединены большим балансиром 3. Шарниры 4,
как и в предыдущем случае, могут быть цилиндрическими или сферическими.
Шарниры 5 и 6 - цилиндрические. Общее число колес -- 8 или 16.
Крановые пути кабельных кранов - важнейшая часть их установки, во многом
определяющая надежность работы крана и стоимость всей установки.
Конструкция пути зависит от типа крана и условий его эксплуатации -характера
и размера рабочей площадки, протяженности пути, намечаемых сроков службы
крана на данном месте и др. В каждом случае специализированная организация
выполняет проект кранового пути с учетом специфических требований к
установке конкретного крана.
Отличие наземных путей кабельных кранов от путей других кранов (козловых,
портальных, башенных) заключается в нагружении их дополнительно к
вертикальным значительными горизон тальными силами, для восприятия которых
необходимо устраивать наклонные рельсовые пути или специальные рельсы для
тележек с горизонтальными колесами.
На рис. 2.24 представлены основные типы крановых путей передвижных кабельных
кранов. Для всех типов путей используются железнодорожные рельсы марок от
Р-43 до Р-65, закрепляемые на деревянных шпалах или бетонных основаниях.
Наклонный путь (рис. 2.24, а) для передних опорных тележек состоит из
спаренных рельсов / на деревянных шпалах 2 длиной 2-2,5 м. Шпалы опираются
на балластную призму 3 из прочного и хорошо водопроницаемого материала -
щебня, гравия. Для предотвращения смещения по уклону а шпал последние
удерживаются специальными продольными брусьями и сваями 4. Путь с одним
рельсом будет отличаться от рассмотренного только более короткими (0,8 м)
шпалами.
Крановые пути (рис. 2.24, б) включают бетонные основания 1 с наклонным
рельсом и основание 2 с вертикальным рельсом. При использовании спаренных
рельсов на каждое основание устанавливают по два рельса. Наклонный рельс
(рельсы) воспринимает от двухребордных ходовых колес (реборды не изображены)
вертикальную Vп и горизонтальную Н нагрузки, рельс (рельсы) на основании 2 -
только вертикальную V3.
Рис. 2.24. Схемы крановых путей
В крановом пути (рис. 2.24, в) на основания 1 и 2 установлены вертикальные
рельсы, нагруженные силами Vn и V3. Для
разгрузки основания 1, расположенного близко к откосу (например котлована
или карьера), сила II воспринимается дополнительным рельсом, контактирующим
с ходовыми колесами 3 специальной горизонтальной тележки.
Бетонные основания выполняют в виде ленточных фундаментов или продольных
(железобетонных) балок, опирающихся на отдельные фундаменты, сваи и др.
Размер оснований по ширине зависит от числа (один или два) устанавливаемых
на него рельс, размер по высоте назначается по условиям прочности.
Основные достоинства путей на бетонных основаниях по сравнению с рельсовыми
путями на деревянных шпалах - высокая допускаемая нагрузка, стабильность
положения рельсов и долговечность. Главный недостаток -повышенная стоимость,
что ограничивает применение этих путей при их больших длинах и относительно
малых сроках эксплуатации крана (например, обслуживание протяженных лесных
складов на берегах рек, производство некоторых строительных работ.)