2.6. Опоры кранов

  Главная     Краны     Козловые краны и мостовые перегружатели. Краны кабельного типа. Книга 4

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37 

 


 

2.6. Опоры кранов

Опоры современных кабельных кранов отличаются разнообразием конструктивных форм (см., например, рис. 2.2-2.6), что обусловлено различными условиями их эксплуатации. Однако все опоры характеризуются сходной структурой, включающей три основные части: несущую металлоконструкцию («тело опоры»); головку опоры, оборудованную узлом крепления несущего каната, канатными блоками и др., и, наконец, опорную часть - в виде фундаментов или ходовых устройств. Последняя определяет вид опоры -неподвижной или подвижной.

Рассмотрим характерные особенности несущих металлоконструкций опор и ходовых устройств подвижных опор.
 

 

2.6.1. Металлоконструкции опор

Элементы металлоконструкций (мачты, стойки, подкосы, горизонтальные связующие элементы) обычно выполняют в виде решетчатых стержней (ферм) прямоугольного сечения с поясами из одного или нескольких (двух-четырех) уголков. Состыкованные между собой эти элементы образуют металлоконструкцию.

На рис. 2.20 показаны типичные схемы металлоконструкций, элементы (решетчатые стержни) которых изображены утолщенными сплошными линиями.

 

 

 

 

Рис. 2.20. Схемы металлоконструкций опор кабельных крапов

 


Наиболее простая и легкая неподвижная опора (рис. 2.20, а) имеет мачту L, закрепленную на фундаменте 2 и удерживаемую тремя оттяжками -главной 3 и боковыми 4. В качестве оттяжек используются стальные канаты ТК со структурами 1x37, 7x19 и 7x37. Концы оттяжек крепят к верху мачты L и к фундаментам (якорям)

 

Под действием силы Т (сумма натяжений несущего, грузового и других канатов) нагружаются главная оттяжка и мачта. Для снижения нагрузок угол наклона главной оттяжки к горизонтали не должен превышать 45°.

В отдельных случаях возможно отклонение мачты примерно на 10° в стороны боковых оттяжек. Для этого предусматривают шарнирное соединение мачты с фундаментом и специальные устройства, позволяющие изменять длины боковых оттяжек. В результате таких отклонений увеличивается ширина площади, обслуживаемой краном.

При использовании неподвижной опоры (рис. 2.20, б) для радиально-передвижного крана должны устанавливаться две главные оттяжки, причем углы а между горизонтальными проекциями главных оттяжек и между крайними положениями несущего каната должны быть равными.

В опоре (рис. 2.20, в) мачта и боковые оттяжки заменены двуногой из двух подкосов. В этом случае существенно сокращается расстояние между боковыми фундаментами.

В опоре (рис. 2.20, г) главная оттяжка заменена наклонным стержнем 1, способным воспринимать как растягивающие, так и сжимающие нагрузки, что гарантирует устойчивость опоры как при работе крана, так и при монтаже несущего каната.

Неподвижная опора (рис. 2.20, д) имеет форму треноги - в виде стойки

I и двух подкосов 2. По сравнению с ранее рассмотренными такая опора занимает наименьшую площадь.

Подвижная опора (рис. 2.20, е) в качестве несущей металлоконструкции может Сыть снабжена треногой 1, нижние концы которой связаны горизонтальными элементами (фермами) 2. К металлоконструкции присоединяются рельсовые ходовые тележки — задняя 3 и две передних 4. Колеса передних тележек располагают под углом, равным углу наклона подкосов 5.

Находили применение подвижные опоры, у которых отсутствуют задняя тележка и соответствующий рельс, что упрощает опорную часть. В этом случае передние тележки полностью воспринимают вертикальные и горизонтальные нагрузки. При изменении усилия Т опора может поворачиваться в ту или другую сторону относительно продольной оси переднего рельса. Из-за ряда недостатков (повышенные динамические нагрузки, неудобства при монтаже и др.) производство кранов с такими «качающимися опорами» прекращено примерно с середины прошлого века.

К подвижным опорам предъявляется особое требование к их устойчивости, которая должна обеспечиваться при одновременном действии как основных нагрузок - сил тяжести, усилий канатов, так и дополнительных - ветровых, инерционных.

На рис. 2.21 показана схема приложения к подвижной опоре (башне) внешних нагрузок - усилия Т канатов, равнодействующей G0 сил тяжести металлоконструкции башни и ее оборудования, силы тяжести Gnp противовеса и силы Рв ветра.

 

 

 

Обычно массы противовесов достаточно велики и соизмеримы по величине с массами подвижных опор.
 

 



Заметим, что существенное увеличение массы противовеса с целью повышения коэффициента запаса устойчивости не всегда оправданно, поскольку в этом случае при снятии нагрузки Г (например, при демонтаже несущего каната) возможна недопустимо высокая нагрузка задней опорной тележки башни.