УСТРОЙСТВА КОНЦЕВОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
Согласно правилам Госгортехнадзора [12] грузоподъемные машины с
электрическим приводом снабжены устройствами концевой защиты,
автоматически останавливающими механизм подъема груза при подходе
грузозахватного устройства к верхнему допустимому положению, механизм
подъема стрелы при подходе к ее верхнему упору, механизм передвижения
крана и механизм передвижения грузовой тележки при подходе к концевым
упорам.
Устройство концевой защиты механизма подъема или ограничитель высоты
подъема груза (рис. 14.1, а) состоит из концевого выключателя 1, рычага
3 с грузом 5, удерживаемого от падения тросиком 6. Размыкающий контакт
концевого выключателя находится в цепи контактора, осуществляющего
включение двигателя механизма подъема, или в цепи защиты крана.
При подъеме груза до предельного верхнего уровня обойма подвески 4
поднимает рычаг с грузом, что приводит к размыканию контакта 2,
отключению подъемного двигателя и замыканию тормоза.
Ограничитель высоты подъема должен быть установлен так, чтобы после
остановки грузозахватного устройства без груза сохранился зазор не менее
200 мм между грузозахватным устройством и элементом, стоящим на пути его
движения. Для электроталей этот зазор должен быть не менее 50 мм. В
грейферных кранах с двухдвига-тельной грейферной лебедкой при
срабатывании ограничителя высоты подъема отключаются механизм подъема и
механизм замыкания грейфера.
Рис. 14.1. Ограничители высоты подъема -
а - рычажный; б -шпиндельный
В стреловых и других кранах часто применяют
ограничители высоты подъема груза и ограничители угла подъема стрелы
шпиндельного типа (рис. 14. 1, б). В этом ограничителе срабатывание
концевого выключателя 7 происходит при перемещении гайки 8 по винту 9,
приводимому во вращение от вала барабана 10 механизма подъема или
изменения вылета стрелы. Шпиндельный ограничитель используют также для
ограничения сматывания каната с барабана. Для этого устанавливают еще
один концевой выключатель на пути движения гайки в направлении «вниз».
Ход гайки ограничителя и шаг винта выбирают так, чтобы крайние положения
гайки соответствовали, с одной стороны, максимально поднятому грузу и, с
другой стороны, полностью смотанному с барабана канату, за исключением
полутора витков, регламентированных правилами Госгортехнадзора.
Устройство концевой защиты механизмов передвижения кранов и грузовых
тележек или ограничитель хода кранов и тележек состоит из концевого
выключателя и профилированной линейки. В ограничителях хода кранов
концевой выключатель установлен на кране, а линейка — на основании
кранового пути; в ограничителях хода тележек концевой выключатель
расположен на пролетном строении крана, линейка — на тележке. При
подходе крана к крайнему допустимому положению ролик концевого
выключателя наезжает на скошенную часть линейки, в результате чего
размыкается контакт концевого выключателя и отключается механизм
передвижения.
Согласно правилам Госгортехнадзора ограничители хода крана должны быть
установлены на башенных и козловых кранах, а также на мостовых
перегружателях независимо от их скорости передвижения. На кранах всех
типов скорости передвижения которых составляют более 32 м/мин, также
установлены ограничители хода.
Концевой выключатель ограничителя хода крана или тележки должен быть
установлен так, чтобы он срабатывал на расстоянии крана до упора, равном
не менее половины пути торможения, а у башенных, портальных и козловых
кранов и мостовых перегружателей — не менее полного пути торможения.
Если, например, в мостовых кранах концевой выключатель установлен на
расстоянии, равном половине пути торможения, то при постоянном
замедлении кран может перемещаться до упора после срабатывания концевого
выключателя со скоростью, равной 0,71 максимальной скорости. В этом
случае дальнейшее снижение скорости кранов осуществляется буферным
устройством.
При установке взаимных ограничителей хода на мостовых и консольных
передвижных кранах, работающих на одном рельсовом пути, расстояние между
кранами в момент срабатывания ограничителей может быть уменьшено до 0,5
м. Ограничители хода при не-обходимости должны быть установлены на
других механизмах с электрическим приводом, например на механизмах
поворота, телескопических устройствах выдвижения стрелы и др.