4. Средства
решения композиции и композиционные связи причёски
Одной из главных задач в творческом процессе композиции является
нахождение объемной формы, вида и сочетаний ее элементов, их
соотношений и связей, выражающих функциональные и художественные
качества создаваемой модели прически.
Профессионально анализируя композицию прически, обладающей
совершенной формой, закономерно предопределенной конструкцией,
мы видим, что эта форма наделена многими свойствами кроме
рассмотренных в предыдущем разделе: она пропорциональна,
сомасштабна человеку,
повторяющиеся элементы не только ритмически организованы, но и
выразительны, она имеет своеобразную пластику и способствует
выявлению художественного образа человека.
Каким образом все это достигается?
Пропорциональность является результатом точного соотношения
целого и всех его частей, масштабность - умелой проработки всех
элементов формы "по человеку" в рамках моды, так как только
человека можно считать мерилом, задающим прическе верный
масштаб. Столь важное средство композиции, как пластичность,
связано с организацией рельефа поверхности, т. е. с ее
структурно-фактурными характеристиками. В единстве характера
формы всех частей прически отражается умение художника-модельера
точно выразить характер целого в каждом из его элементов; верно
использованный цвет позволяет усилить органическое единство
формы, ее целостность.
В работе над проектированием сложной в объемно-пространственном
отношении формой прически парикмахер-модельер постоянно имеет
дело с двумя основными началами композиции - элементами и
связями.
Форма прически состоит из частей, каждая из которых в свою
очередь может быть составлена из нескольких элементов.
Членение формы прически достигается конструктивными и
декоративными линиями. Оно может быть полным и иллюзорным. В
первом случае линия действительно делит форму на части, во
втором разделение кажущееся, только декоративное. Используя
различные конструктивные и декоративные линии, членящие форму,
можно создавать разнообразные по виду и величине части и
элементы, располагая их в определенной последовательности,
группируя по степени значимости и т. д.
Характер взаимоотношений частей и элементов прически между собой
в системе целого достигается при помощи упомянутых средств
композиции: пропорции, масштаба, симметрии и асимметрии, силуэта
и линий, ритмических повторов, цветотональных отношений.
|