Как утверждают историки, наши предки были выносливыми в ходьбе и беге на
длинные расстояния. Так, по свидетельству Геродота, около трех тысяч лет
назад девушки с севера Скифии Лаодика (Ладога?) и Гипероха (Великая?) вместе
с пятью мужчинами принесли пшеничные дары на остров Делос. Тацит сообщал,
что две тысячи лет назад «венеды» (прямые предки славян) исходили все поля и
горы от низовий Дуная до Балтики.
Есть много и других свидетельств, что словено-русы были достойными потомками
не только Геракла, но и Ахилла. А в беге Ахиллу не было равных. Вот только
вопрос: где он тренировался? По преданию, жители Скифии пошли от потомков
Зевса и дочери Борисфена, где-то в этих краях увлекла с собой Русалка и
Геракла. Ну а чем это не место и для тренировок Ахилла?..
Около двух тысячелетий назад древнегреческий географ и историк Страбон
расположил это место к востоку от острова, находившегося напротив Борисфена.
Здесь была роща, посвященная Ахиллу, затем «ристалище Ахилла» — полуостров в
виде ленты длиной около 1000 стадий и шириной до 2 стадий.
Примерно в это же время другой видный ученый древности Помпоний Мела
свидетельствовал: «Земля простирается вдаль и, соединяясь с берегом только
узкою полосою, сжимается мало-помалу, и оканчивается острым углом так, что
имеет вид лежащего меча. Говорят, что Ахилл, находясь с флотом в Эв-
ксинском Понте (Гостеприимном море. — П. 3.), праздновал здесь игры и обучал
свое войско. Посему-то место сие называется «ристалище Ахилла».
Такой перевод сделал исследователь Иван Барамберг, опубликовавший
«Рассуждения о ристалище Ахилла» в журнале «Северный архив» в 1825 г. Рощу
затем стали считать посвященной Гекате, а часть ристалища, о котором
продолжали упоминать древние авторы, называли «священным мысом». Позже
появились названия Тендровская коса, мыс Киль-Бурн и др. Коса много раз
прорывалась морем. Следует отметить, что соревноваться здесь приходилось на
песке. Так что бегать было не очень-то просто и легко.
В 1824 г. при строительстве нового маяка на косе (о. Тендра) был разрыт
небольшой курган. Здесь нашли греческие «эмблемы-медали», выпущенные до н.
э. монеты и другие предметы. Возможно, некоторые из них использовались в
качестве жертвоприношений Ахиллу.
Напомним, что «ристалище» — слово русское. Тогда можно предположить, что
русы состязались с Ахиллом. Тем более греки признавались, что далеко
стрелять из луков их научили наши предки.
Русы удивляли очевидцев своими соревнованиями и их результатами. Пифей из
Массалии (ныне Марсель), например, в путевых заметках, вышедших в 360 г. до
н. э., отметил: «На землях скифов мы видели тепло одетых людей с длинными
досками на ногах». А чему здесь удивляться? Посмотрите на наскальные
северные рисунки, выполненные несколько тысячелетий назад, — лыжников там
хватает.
Из других письменных источников известно также, что немцы требовали, чтобы
новгородцы не вызывали их на кулачные и фехтовальные бои. В проекте договора
1209 г. указывалось, что и на территории между дворами немецкими не должны
быть «терпимы неистовые забавы». И этого требовали великие любители
рыцарских турниров!..
Ристало Ахилла — святая память о спорте на Руси, свидетельство его реальных
тысячелетних истоков. Так что смотреть соревнования атлетов и участвовать в
них наши предки могли у себя на родине, для этого не надо было отправляться
в Олимпию.
«Чисто поле», лужайки для «игрищ утолоченных», ристалища — специальные места
для спортивных состязаний на Руси существовали много веков назад. В больших
поселениях трипольцев, например, недалеко от Днепра, вероятно, для
соревнований выделялось круглое поле в центре — «коло», круг. Здесь и могли
желающие на празднествах помериться в силе и ловкости, о чем нередко
повествуется и в былинах.
Более тысячи лет предки словено-русов имели и непосредственные контакты с
греками в Северном Причерноморье, где
были большие греческие поселения. У устья Днестра возникли Тира (ныне
Белгород) и Никоний (недалеко от Одессы). Чуть ниже современного Николаева у
устья Буга образовалась Оль- вия (Березань). На месте Севастополя был
Херсонес. А Феодосия даже сохранила и до наших дней свое древнее название...
И во всех этих крупных городах и других поселениях поменьше спорт был
важнейшей составной частью жизни их обитателей.
Конечно, наша популярная команда «Спартак» унаследовала свое название от
Спарты и свободолюбивого Спартака, возглавившего восстание рабов Рима. Но не
следует забывать и того обстоятельства, что во главе Боспорского государства
на протяжении почти трех веков стояли правители из династии Спартокидов. На
этих же землях проходили и своеобразные спартакиады.
Культура здорового тела в образе «гимнаста из-под Галича» здесь почиталось
высоко. Для гимнастических занятий строились великолепные палестры и
гимнасии, большие средства тратились на организацию соревнований и
физическое воспитание. Занятия физическими упражнениями являлись почетным
делом, служили предметом гордости и славы. А выдающиеся атлеты пользовались
не меньшим вниманием и известностью, чем правители, ученые и философы.
Такое отношение к атлетам (борцам, ратоборцам, физически развитым людям) в
Греции было подкреплено мифами (идеологией), системой спортивных сооружений
(экономикой), всей атмосферой мощного античного государства (политикой).
Здесь же примерно в V веке до н. э. возник профессионализм среди атлетов.
После этого к Олимпийским играм стали готовиться круглогодично и
дополнительно участвовать в различных состязаниях за вознаграждение. Однако
профессионалы не снизили интереса к физической культуре у тысяч любителей. И
все же разрыв в уровне спортивной подготовки наметился, что отразилось и на
результатах соревнований, да и массовости тоже. Не случайно древнегреческий
драматург, «отец комедии» Аристофан (ок. 445—385 гг. до н. э.) сетовал, что
в эпоху Пелопонесских войн страна уже не вся состояла из атлетов, как
когда-то.
Сстема игр в Древней Греции не ограничивалась только Олимпиадами. Вторыми по
значению были Пифийские игры. Эти общегреческие празднества и соревнования
проходили при храме Аполлона Пифийского в Дельфах у подножия горы Парнас. По
преданию, они учреждены самим Аполлоном после победы над змеем Пифоном.
Змееборческие мотивы, по мнению все большего числа ученых, уходят корнями в
глубь веков. (Попутно заметим, что борьба богатыря против змея пронизывает и
русский эпос.)
Первоначально Пифийские игры проводились один раз в 8 лет начиная с VI в. до
н. э. На этот период устанавливалось, как и во время Олимпиад, священное
перемирие. В Дельфы стекались паломники и торговцы, происходил активный
обмен товарами и новостями. В храме накапливались огромные дары Аполлону.
Сам храм считался общегреческим святилищем, а оракул при нем получил
известность как самый лучший прорицатель, к которому обращались не только
отдельные граждане, но и представители государства. Пророчества облекались в
стихотворную форму и выдавались за произнесенные самим Аполлоном.
Пифийские игры первоначально включали в себя музыкальные соревнования, когда
в сопровождении кифары (позже — гитара) исполнялись гимны в честь Аполлона.
Этот инструмент был известен будущим русам, но к моменту образования Руси,
вероятно, доминировали уже гусли. Около 582 г. до н. э. в Пифийские игры
были включены соревнования атлетов и состязания на колесницах. Если в
Олимпии победители награждались венком из ветвей оливы, то здесь — из лавра,
который считался священным деревом Аполлона.
В связи с утверждением христианства римский император Феодосий I в 394 г. н.
э. отменил Олимпийские игры как языческие. Почти одновременно прекратились и
игры в Дельфах. Любопытно, что русская церковь тоже принимала законы против
«эллинских беснований»— спортивных соревнований, игр. Выходит, «игрища» к
моменту введения христианства на Руси (988 г. н. э.) были вполне известными
занятиями, которые дополнялись или обогащались древнейшими народными
состязаниями. Точнее, здесь и не могло быть больших различий. Олимпийские
виды (бег, борьба, метание, прыжки в длину, кулачный бой и др.) отразили
различные виды соревнований, бытовавших у многих народов. Вот как, например,
об этом сказано в «Повести временных лет», отметившей древнейшие обычаи
радимичей и вятичей: «...живяху в лесе, якоже и всякий зверь... и браци не
бываху в них, но игрища межю селы, схожахуся на игрища, на плясанье и на вся
бесовь- ская песни, и ти умыкаху жены собе...»
Любопытно, что эта древняя традиция оказалась очень живучей: показал себя
парень на «игрищах» (скаканул через большой костер, устоял в кулачном бою,
метнул палицу или камень за реку или выше «дерева стоячего») — имеет право и
невесту выбирать. Да и красна девица сама не него свой взор обратит: ведь
парень — статен телом, возможно, умом
да делом. А раз всем хорош — значит, для семьи пригож.
Понятно, что организация и форма игр среди лесных племен отличались от
греческих, это было продиктовано условиями небольшой поляны. Но в
примыкающих к греческим городам землях элементы греческой организации спорта
в жизнь сколотов могли проникать, да и самые сильные и ловкие сколоты
наверняка не упускали возможности посостязаться со своими соседями.
Греки придавали Олимпийским играм столь большое значение, что славы
удостаивался не только победитель, но и все его потомство. В античном
обществе физическое воспитание было нацелено на проявление чувства
патриотизма и любви к родине, звало на высокие подвиги, на выполнение
священного долга гражданина своей страны — борьбу с врагом. Эти же чувства,
кстати сказать, были характерны и для силачей других народов: не посрамить
своих земляков перед иноземцами, доказать им свою силу и ловкость, сноровку
и умение.
Греческие города вместе с пригородами тянулись вдоль причерноморских
побережий иногда на несколько километров. И в каждом из них были палестры и
гимнасии — своеобразные «школы спортивного мастерства» и «олимпийского
резерва». Уже в V в. до н. э. в Афинах гимнасии достигли полного расцвета: в
них прежде всего занимались гимнастикой и другими физическими упражнениями.
Позже, во время отдыха от физических упражнений, стали в гимнасиях изучать
политику, философию и литературу. Из таких вот учреждений и возник затем
Ликей (лицей), осонователем которого является Аристотель.
Палестра (в переводе с греческого — «борюсь») — частая гимнастическая школа,
которую обычно устраивали для мальчиков до 16 лет, но были школы и для
взрослых. Борьба, бег, прыжки, метание копья и диска, гимнастические
упражнения, плавание — все это сближало палестры с гимнасиями, при которых
иногда частные школы и возникали. Цикл сооружений для них включал
гимнастические залы, бассейны, беговые дорожки и открытые спортивные
площадки.
Не правда ли, все это напоминает малый спортивный комплекс, который, по
рекомендациям врачей и специалистов по физическому воспитанию детей, должен
быть в каждом дошкольном учреждении и современной школе в нашей стране?..
Это тот самый случай, когда знание истории помогает лучше осмыслить
происходящее в наши дни, в частности, понять значимость физической культуры
и спорта для всестороннего,
гармонического развития человека, укрепления его здоровья.
Археологические памятники свидетельствуют и о существовании гимнасий в
Пантикапее (Керчи). Так, на надгробной плите в память преждевременно
скончавшегося педотриба (воспитателя) Фарнака сохранилась надпись о том, что
гимнасий «открыто оплакивал (смерть педотриба.—Авт.) тщетными слезами». Ряд
надписей с именами гимнасиархов («директоров школ») обнаружен на плитах и в
Херсонесе. В 1904 г. найден текст с гимном в честь фГермеса — покровителя
игр, палестр и гимнасий. То, что пастушеский бог признавался таким
покровителем, говорит о глубинных корнях физического воспитания.
В списке граждан города Горгиппии (на месте нынешней Анапы) упоминается
гимнасиарх Фарнакион, что свидетельствует о существовании и там гимнасий. В
1901 г. на берегу Таманского полуострова в местности древней Фанагории
найден обломок мраморной плиты II в. н. э., на которой написано: «гимнасия в
Фанагории». Метрическая надпись на подобной плите III в. до н. э. тоже
сообщала о здешней гимнасии. Все эти учреждения управлялись гимнасиархами.
Копировали ли словено-русы те гимнастические упражнения, которые им
доводилось видеть у греков? Если они и делали это, то обязательно привносили
и свои особенности. На наш взгляд, это явилось одной из исторических основ,
обеспечивших успех русской и других славянских гимнастических школ. Другие
народы тоже имели свои особенности физического воспитания. Задача историков
спорта — выявить их и поставить на службу современности.