Дети Геракла

  Главная     Книги по истории      <<Древние ристалища Руси>>

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5 

 




Дети Геракла


Об Атлантиде у нас некоторые представления сложились. Но что же могло означать слово «атлет»? Для нас понятно — борец, силач. А для самых древних? Например, у тюрков «ата-ман» — «отец мужчин», настоящих джигитов, воинов. «Ата-бек» — «отец знатный», князь. Латинское /«ата-вус» — «предок дальний». Греческое «ат-омос» — «единый (неделимый») из чего состоит весь остальной мир. Ат, От — отец, родитель и даже «родимая земля». Например, Атакама — пустыня на Тихоокеанском побережье Южной Америки (Северное Чили), что у индейцев означает «земля каменистая, пустынная». Индейское заселение Америки произошло около 40 тысяч лет назад, отсюда и еще большая древность «ата/отца».
Версий происхождения этого слова может быть очень много. И все же представляется более вероятным, что атлет» — «отец года», молодой мужчина, который в состязаниях с другими мужчинами доказывал свое первое право на брак. Следующие «лета», когда у древних людей начинался брачный период, в состязаниях на праздниках типа Яна Купалы уже другие соперники могли стать «ат-летами», чемпионами года. Девушки на них с восхищением посматривали, после глвных «атов» на трапезах лучшую пищу получали «ат-леты». Были и другие стимулы бороться за это почетное звание. Теперь его часто носят все, занимающиеся тем или иным видом спорта. А в древности оно доставалось огромным потом и кровью, изнурительными неустанными тренировками. Но не будем укорять одних «атлетов». В древности и личное имя человек получал только за большие подвиги и заслуги. А ныне каждому прямо с момента рождения — и имя, и фамилия, и отчество. К сожалению, далеко не всем эти невероятные с точки зрения первобытного человека почести удается ныне оправдать. Мы сами, бывает, роняем честь своих имен, за каждым из которых яркий подвиг и яркая жизнь наших ближних дальних тезок.
Имена в мифах выходят к нам из глубин в десятки тысячелетий. В силу разных причин у многих читателей в нашей стране доминирует интерес к истории средневековой Руси. А некоторые авторитетные ученые еще и говорят о ней как именно о «древней Руси», хотя древняя история в IV веке нашей эры кончилась.
Но еще почти три тысячи лет назад первые составители Библии пугали греховодных южан нашествием князя Рос (связано с семитским «рож» — глава) «народов от края севера». Вспомним, что «рож» у «гимнаста из-под Галича» была достаточно впечатляющей. Руса —так гордо называли себя цари Урарту. А в украинском эпосе Рус — «чудовище днепровских порогов».
Уже несколько тысяч лет назад на землях от Днестра до Днепра и Дона был сравнительно высокий уровень жизни, активно развивалось земледелие и скотоводство. На Уманыцине города достигали площади до 500 гектаров, имели до полутора тысяч жилищ (даже двухэтажных) и до двадцати тысяч человек населения. Русь в скандинавском эпосе и считалась «страной городов».
Три тысячи лет назад на территории Сколотии формировались еще более крупные города — в тысячи гектаров.. Среди них Гелон (предполагают ныне Бельск на Ворскле недалеко от Полтавы) был по площади свыше 40 000 гектаров — сорока квадратных километров. На десятки километров тянулись вокруг него валы. Свыше двух тысяч лет назад такие «змиевы валы» по границам русской земли вставали уже на многие сотни километров.
В сорока днях от устья Днепра находилась земля Герра — священный центр сколотов. Сюда они попадали на быстрых лодьях. Здесь были могилы героев. Сколоты могли стерпеть любые унижения, но тревожить священные захоронения своих героических предков никому не позволяли. Здесь они вставали насмерть, проявляли чудеса героизма. Две с половиной тысячи лет назад измотали и разгромили на своих землях самого могущественного в то время императора Дария. Хотя полчища захватчиков и насчитывали свыше 700 тысяч воинов, более 600 боевых судов.
В мифах родителями этих наших героических предков признавался или сам глава Олимпа — Зевс, или первый олимпийский чемпион — Геракл. По мифу самих сколотов, примерно за тысячу лет до Дария (в мифах такая тысяча на десятки тысячилетий тянет) первым жителем тогда еще необитаемой страны стал человек по имени Таргитай (возможно, связано со словянским «тарг/торг»). Родителями его якобы являлись Зевс и дочь реки Борисфена (Днепра) — «русалка». У Таргитая выросло трое сыновей — Липо-ксай, Арпо-ксай и Коло-ксай (допустимо: «ксай»—князь).
В царствование трех братьев якобы упали на землю Сколотии золотые предметы: плуг, секира и чаша. Они стали предме-
ство, страсть — много выходит и в современных состязаниях от очень древних времен.
На территории будущей Руси еще до нашей эры эти состязания могли называться ристалищами — возможно, от «ристало, рустало, русто». Слова с окончанием «-ище» (-ице,-исе и подобными) в русском языке очень древние: городище, селище, пожарище.
Предположим, один-два десятка тысячелетий назад одно из племен предков славено-русов могло принять «рысь» в качестве тотемного животного. Нашим далеким предкам нравились ловкие повадки и смелость коварной рыси. Шли тысячилетия. И в сказках вместо суровой «рыси» стали чаще появляться хитрые «лисы». Хитрые хотя бы и потому, что скрыли от нас одного из главных героев мифических русских сказок.
Давайте познакомимся с изображением рыси на различных предметах трипольцев. Вот она огрызается. Вот она в полете. Вот она остановилась перед прыжком. У «русов» и «рысей» один цвет ловких и смелых тел, бесстрашие перед любым врагом. Но с другой стороны — иначе и нельзя — грешно быть трусами детям самого Геракла.
С русским «ристало», вероятнее всего, связано немецкое «рыцало/рыцарь». Рыцарские турниры, первые письменные сведения о которых восходят лишь к тысячилетней давности, очень поздний (хотя, конечно, и сравнительно более высокий) уровень древнейших ристалищ. Не без влияния тюрков, ввязавших русов в восточные турниры, в русском языке закрепилось иное обозначение рыцарей—«бога-тыри/бога-туры». В языке русов оно тоже идет от «священных быков». Еще до нашей эры известен царь нервиев Боду-огнат (Бык Игнат: Бык огненный). И как не вспомнить здесь «буй тура Всеволода» из «Слова о полку Игореве». Но это было в конце XII века. А вот Святослав в 964 году «легъко ходя, аки пардусъ» (барс). А как ходили «ксаисы», родившиеся от Зевса и дочери Днепра?! Они ходили рысью. И кони их ходили рысью! И пусть попробует нам кто-нибудь возразить.
Меня всегда волновало, что наш великий богатырь Илья Муром (ец) признается многими мифологами очень молодым. Даже сейчас многие ему не дают больше тысячи лет. Это приятно, что он так хорошо сохранился, молодо выглядит, возможно, и «молодится» с помощью некоторых исследователей былин. Крепкий долгожитель попался, не успел на трудной физической работе надорваться, тридцать лет сиднем сидел. А к такому возрасту многие реальные герои уже успевали со славой погибнуть. Илья — символ нерастраченной рано и попусту физической силы. Русский Геракл. Но сын, вероятно, не Зевса, а Атланта. Точнее Мора (Мура)—жизни-смерти. Помуреть, «позеленеть от злости» — это свойственное, пожалуй, одним русам противоречивое понятие. На основе тысячелетних наблюдений они заметили, что переход от небытия к жизни и от жизни к небытию похож — крик, натуга, изменение цвета тела. Зелень — цвет жизни. И свои татуировки русы нередко исполняли зеленым цветом (это арабы подробно отметили в X веке). Мурили (морили) себя. Но в средние века решили, что Илья Муром — понятно, из Мурома. Или из-под Мурома, из села Карачарова (но опять же: «карачур/окачур» — смерть). Однако кому до этого ныне дело. Сражается Илья Муром с Со- ловьем-разбойником или Идолищем-поганым — с татарами борется. Да, тех переработках древнейшего эпоса, которые к нам пришли в былинах, это, верно, и так. Но с кем Илья боролся в самых первых мифах русов?
Еще в Х1П веке в Германии и Норвегии на основе устных сказаний были созданы поэмы и сага, где героем является Илья Муром (в немецких источниках — Русов, Русский). Якобы он жил около V века нашей эры, полторы тысячи лет назад. В саге его отцу Гертрину подчинены Русь, Польша и Вильцина (Литва), а столица Руси — Хольмгард (Новгород). Якобы Гертнит посалил Илью правителем в Греции, «дал ему достоинства ярла, был он великий властитель и сильный витязь». Когда якобы король гуннов Аттила осадил Смоленск, грекорус Илья помог своему брату Вальдемару (Владимиру) отстоять город. Эти сведения не лишены оснований, так как словено- русы с !!! века активно помогали готам (гетам) в борьбе против Рима, но столица империи была уже тогда в Царьграде. В 538 году византийцы и готы заключили перемирие, во исполнение его дали заложников: «римляне дали Зенона (командира одного из конных отрядов, тезку императора), готы — Улию (Илью — Г1. 3.), человека очень знатного». В 548 году «длиннобородый» Ильдигес во главе отряда из шести тысяч воинов, в основном славян, переправился через Дунай на помощь готам. Ратных подвигов, верно, он совершил много. Византийский писатель Проко1£ий из Кесарии свидетельствовал, что когда после всего Ильдиг прибыл в империю, то «император Юстиниан принял его очень благосклонно и поставил начальником одного из отрядов дворцовой (палатинской) стражи, которые назывались «схолами'/сколами».
Выходит, доля истины в «звоне» есть. «Илья», возможно, и не был правителем в Греции, а вот Ильдигс, опиравшийся на славян, наместником императора во Фракии, вероятно, был. Но это опять не самый первый случай подвигов Ильи.
Есть русские былины о Волхе и Волге, где явно обыгрываются названия священных русских рек. Но ведь между ними Ильмень (в источниках около тысячи лет назад—Илмер). И было бы странным, что «священное озеро», находившееся на древнейших сакральных путях, не дало бы пищу для сказителей.
Церковь ему сразу место нашла. Илья-пророк. Идет гроза — это он скачет на колеснице. Так это же «Георгий-победоносец», уточняют «знатоки». Да — соглашаются церковники. У него несколько ипостасей, менять облик может. Ведь окрест все земля «волхвов» — оборотней. Ведь и Зевс мог быком стать, а Нерей кем только не становился. Ого! Далековато заходим, к истокам русской волшебной сказки.
— Не верим! — слышен озлобленный крик тех ученых, которые бы хотели удержать наше понимание прошлого в русле своих привычных представлений. Попробуем убедить их хотя бы одним фактом, который они подзабыли. Как известно, только скиф (сколот) смог натянуть лук Геракла. Огромные речные излучины на Руси до сих пор называются луками, лугами.
В 1900 году Одесскому музею была пожертвована мраморная стела, найденная в Ольвии у истоков Днепра. Надпись начала IV века до нашей эры сообщила, что «славный Анаксагор, сын Димагора, пустил стрелу (из лука) на 282 оргии, сын же Филтея...» Здесь надпись обрывалась. По традициям словообразования имена словено-русские — Святогор. Ратобор, Мелтей, Хорей. На сколько же пустил славный Анаксагор стрелу? По вычислениям Э. Р. Штерна, полет стрелы составил 521,7 метра. Но ведь надо с чем-то сравнить.
Для выяснения значимости результата Штерн обратился к крупнейшим специалистам по истории оружия и стрельбы из лука. Профессор Ф. фон Лушан, один из директоров «Музея народоведения» в Берлине, специалист по античному луку, сообщил следующее. Анаксагор оказался самым дальним стрелком из лука всех времен и народов. Установил абсолютный мировой рекорд: «Победил даже непобедимого Мурада-Газиса (XIII в.), стрела которого пролетела расстояние, приблизительно, в 1255 футов» (т. е. около 360 метров).
Конечно, «славный Анаксагор» сыном самого Геракла не был. Был ему уже, вероятно, и Коло-ксай очень далеким
предком. Но вот лук героя мифического Олимпа Анаксагор натягивать не разучился. И, как прежде, сколоты пускали стрелы под самое небо. Так это в русских сказках запросто делает половина героев. Илья Муром и другие богатыри — мастера не только дальней, но и очень точной стрельбы. Какой и ныне славятся советские лучники.