МАШИНЫ ДЛЯ ДОСТАВКИ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ УГЛЯ И
ГОРНОЙ МАССЫ
Подземные скребковые конвейеры нашли преимущественное применение для
транспортирования угля и горной массы благодаря тому, что они полнее
удовлетворяют следующим основным эксплуа-тационно-техничесхим
требованиям, которые предъявляются к забойному конвейеру:
• возможность доставки крупных кусков угля и породы при высоких
динамических нагрузках как от их падения на став и на тяговый орган
конвейера, так и при имеющих место различных препятствий к перемещению
груза;
относительно малая высота погрузки отбитой горной массы;
• возможность доставки груза как вниз, так и вверх при углах наклона до
30-35°, а также, в определенных пределах, и с боковым наклоном става;
• способность к саморасштыбовке холостой ветви става;
• возможность работы передвижного конвейера при искревлени-ях лав, при
передвижке к забою с волновым изгибом, а также с изгибами для
приспособления к сложной геометрии почвы;
• возможность простой привязки к машинам для выемки, к секциям
механизированной крепи, навесным конструкциям, без необходимости
внесения значительных изменения в узлах базовой модели конвейера;
• воздействие на став высоких весовых и силовых нагрузок от выемочной
машины и при передвижке секций механизированной крепи;
• ограниченная высота приводной головки, удобная ее компоновка.
Повышенная металлоемкость конструкции, высокие энергозатраты на
доставку, измельчение горной массы не явились препятствием к применению
скребкового конвейера, как к машине для транспортирования в длинных
очистных и проходческих забоях угольных шахт, а также в участковых
выработках.
Наши заводы выпускают следующие виды подземных скребковых конвейеров:
• по расположению ветвей тягового органа — на
конвейеры с вертикально замкнутым и конвейеры с горизонтально замкнутым
тяговым органом;
• по числу тяговых цепей — на конвейеры двухцепные и конвейеры
одноцепные;
• по расположению тяговых цепей в ставе — на конвейеры с тяговыми
цепями, расположенными в боковинах рештаков и на конвейеры с тяговыми
цепями (тяговой цепью), расположенными в середине става (центральное
расположение тяговых цепей);
• по способу перемещения к забою — на конвейеры передвижные
(безразборные) и конвейеры переносные (разборные). Эти виды конвейеров
получили следующие буквенные обозначения: СП — передвижные, двухцепные с
цепями, расположенными в боковинах рештаков; СПЦ — двухцепные и
одноцепные с цепями, расположенными в середине става; СР — разборные
переносные двухцепные с цепями, расположенными в боковинах става; С —
разборные переносные одноцепные, горизонтально замкнутые.
Основным типом машины для доставки горной массы в лавах является
скребковый конвейер с вертикально замкнутым тяговым органом, у которого
ширина става существенно меньше, чем горизонтально замкнутого. Этот
выбор сделан несмотря на то, что высота вертикально замкнутого конвейера
от почвы больше, труден доступ к холостой ветви тягового органа,
ухудшается ремонтопригодность в стесненных условиях очистного забоя,
особенно на тонких пластах.