Шапсу́ги (самоназвание: адыгэ, шапсыгъ) — субэтнос адыгов. Коренное население Черноморского побережья Северо-Западного Кавказа.
Этнология
Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсхо.
Впервые шапсуги названы своим именем в турецких хрониках 20-х годов XVIII века, в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства. В 1724 г. на р. Пшад они разбили напавших на них крымских татар, взяв в плен хана Девлет-Гирея. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».
Общие сведения
Шапсуги проживают в Российской Федерации, а также широко представлены в странах где проживают представители адыгской диаспоры — в Турции, Сирии, Иордании, Израиле и т. д.
В России живут на территории исторической Шапсугии — в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) в Краснодарском крае, а также в Адыгее. Многие во время переписей продолжают записываться черкесами.
В советский период переписями шапсуги не учитывались и по косвенным данным в 1926 их насчитывалось около 4 тыс.человек.
По переписи 2002 года в России проживает 3,2 тысяч шапсугов; по переписи 2010 года — 3,9 тысяч.
Шапсу́ги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, относящемся к абхазо-адыгской семье языков.
По российскому законодательству официально являются малым народом.
Численность шапсугов в населённых пунктах (2002 г.)
Краснодарский край:
- город Сочи: 667 в аулах или 2 366 чел. во всём городском округе (в г. Сочи с подчиненными непосредственно администрациям его районов населенными пунктами)
- Лазаревский район: 658 чел. в аулах или 2 358 чел. во всём районе
- Сельские округа, подчиненные администрации Лазаревского района г. Сочи
- Туапсинский район: 741 чел.
- Сельские округа Туапсинского района
- Георгиевский сельский округ
- Сельские населенные пункты, подчиненные администрации пгт Новомихайловский
- аул Псебе: 298 чел. (72 % от населения аула)
- город Туапсе: 104 чел.
История
О древнейшей истории адыгов, в том числе и шапсугов, нам рассказывают артефакты следующих археологических культур — Майкопская культура Дольменная культура Меотская культура и др., которые составляют драгоценный фонд многих исторических музеев, как в Адыгее, в России, так и за рубежом.
Шапсуги составляли одну из самых крупных групп не только причерноморских адыгов, но и всего адыгского (черкесского) этнического массива. Они населяли земли между реками Джубга и Шахе (так называемый Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рекам Антхир, Абин, Афипс, Вулан, Шебш и др. (Большой Шапсуг). Принимали активное участие в борьбе с Крымским ханством.
Современные исследования подтвердили (Максидов А. А., Чирг А. Ю.) — Древняя Шапсугия успешно осуществляла внешнюю торговлю и особенно активно с Анатолией.
Во время Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859. В конце 1860 был учреждён меджлис, объединивший шапсугов, убыхов и натухайцев. В 1864 подавляющее большинство шапсугов вместе с другими адыгами была выселена в Турцию, где была частично ассимилирована. На Кавказе осталось около 2 тысяч шапсугов, их земли стали заселяться славянскими, армянскими и греческими колонистами.
В 1924 был создан Шапсугский национальный район с центром в Туапсе, затем в селах Красноалександровское и Лазаревское, в 1945 преобразованный в Лазаревский район Краснодарского края (с 1961 — Лазаревский район города Сочи). На 1-м съезде шапсугского народа в 1990 была принята декларация о восстановлении Шапсугского национального района. 12 июня 1992 Президиум ВС РФ принял постановление о создании Шапсугского национального района.
Среди шапсугов в языковом отношении выделяются хакучи.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона] в конце 19 века, сообщал :
Шапсуги — сильное черкесское племя, жившее по обоим склонам Главного Кавказского хребта, занимая на северной его стороне страну между реками Адагумом и Супсой, а на южной — между реками Пшадой и Шахе.
В первой половине XVIII в. Шапсуги приняли ислам и из ревности к новому учению напали на своих соседей-натхокуаджей, собрали у них кресты и сожгли их.
Началась война, тянувшаяся 20 лет; натхокуаджи вторглись в землю Шапсуги и сожгли их мечети.
Анапские паши старались примирить враждующих, что им и удалось.
У Шапсуги не было князей (пши); народ делился на вуорков (дворян), торлокотлей (среднее сословие, вольные земледельцы), пшитлей (крестьяне) и унаутов (рабов). Строй общества был аристократический. Весь народ делился на отдельные самостоятельные общества — псухо и общины — хабль, управлявшиеся своими выборными старшинами или старейшими жителями. С давних пор дворяне (вуорки) господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ освободился от их подавляющего авторитета и на народных собраниях стал добиваться упразднения дворянских привилегий и свободы от притязаний дворян на его труд и имущество.
Долго шла эта борьба, но без определенного исхода; наконец в 1790-х годах произошел взрыв из-за насилия, совершенного дворянами Шеретлуковыми над проезжими торговцами, которые находились под покровительством одного общества; народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действием его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество.
Такое неуважение к дворянству было первым примером нарушения дворянских преимуществ и послужило поводом к открытой борьбе дворянства с народом.
Шеретлуковы решились кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бзедухам и в 1793 г. отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь казаков. В 1796 г. бзедухи, с подмогой от русских (три сотни черноморских казаков с 1 пушкой), одержали над Шапсуги решительную победу на берегах Бзиюкозауо (см.Бзиюкская битва. Долго после того ещё продолжалась борьба, лилась кровь и истреблялось имущество Шапсуги и бжедухов; наконец Шеретлуковы помирились со своим народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенскую черкесскую станицу.
Шапсуги достигли своего и ограничили права дворян. Хотя дворянство сохранило некоторые преимущества перед народом, но они имели скорее характер почетных отличий; например, за кровь убитого дворянина платится 30 голов скота, а за торлокотля — 28; за кражу лошади, кроме возвращения украденного, ещё 2 лошади дворянину, 1 лошадь торлокотлю. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя их иго.
Многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие — к русским; оставшиеся на родине дворяне потеряли все преимущества, кроме тех, которые даются умом, красноречием и храбростью. Такой же демократический переворот, но постепенно, без кровопролития, совершился у натхокуаджей и абадзехов в течение двух поколений. Большая часть дел перешла к народному собранию, на которое сходился весь народ и где разбирались крупные тяжбы, общественные нужды и дела.
Законодательная и исполнительная власть находилась в руках народа, а отсутствие главы делало управление республиканским. В собрании присутствовали все сословия, кроме зависимых крестьян; позже собрание составлялось из депутатов от обществ.
Каждое псухо (общество) управлялось своей мирской сходкой — зауча или джеме. Гражданский и юридический быт Шапсуги был основан на трех главных началах: 1) на праве собственности, 2) на праве употребления оружия каждым свободным человеком и 3) на родовом союзе, со взаимной обязанностью защищать друг друга, мстить за смерть, оскорбление и нарушение прав собственности всем за каждого и с ответственностью перед чужими родовыми союзами за всех своих. Суд сначала производился на основании обычая, адата, но затем, под влиянием духовенства, усилившегося вследствие борьбы с русскими и развития фанатизма, стал вводиться суд духовный, по шариату, хотя суд по адату преобладал до конца.
Борьба шапсугов с русскими продолжалась до 1863 г., когда они принуждены были выселиться на Кубанскую равнину или уйти в Турцию: они предпочли последнее, хотя многие также были выселены насильно. Южные приморские Шапсуги были покорены генералом Гейманом в 1864 г. и тоже выселились в Турцию.
.
Современные шапсугские аулы
- Туапсинский район Краснодарского края: Агуй-Шапсуг (ранее Куйбышевка), Большое Псеушхо, Малое Псеушхо, Псебе
- Лазаревский район города Сочи: Хаджико (ранее Красноалександровский 1-й), Калеж (ранее Красноалександровский 2-й), Лыготх (ранее Красноалександровский 3-й), Наджиго, Большой Кичмай, Малый Кичмай, Тхагапш (ранее им. Кирова).
- Тахтамукайский район Адыгеи: Афипсип, Панахес, Псейтук, Хаштук.
В ауле Лыготх находится музей «Усадьба причерноморского шапсуга».
В посёлке Лазаревское c 1991 года издаётся газета «Шапсугия».
Лазаревский этнографический музей
В музее можно увидеть исторические реликвии, возраст которых достигает 4-5 тысяч лет, кроме того имеется экспозиция старинного черкесского оружия, снаряжение воина, конской упряжи, красивейшие образцы праздничной адыгской женской одежды (из темного бархата и парчи, украшенной золотой вышивкой, серебряной тесьмой и позолоченными застежками). Шапсугские женщины были искусными мастерицами.
Известные шапсуги
содержание ..
20
21
22
23