Главная     Учебники - География      Абхазо-адыгские народы 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23 

Черкесы

Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно).
Если обсуждение не требуется (очевидный случай), используйте другие шаблоны.
Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.
Есть также люди с фамилией «Черкес». Подробнее здесь.
Карта Черкесии, составленная шпионом Джеймсом Беллом.
Совещание черкесских князей в 1839—1840-х годах, Григорий Гагарин
Черкесская кавалерия, гравюра О. Барнарда с рисунка Джеймса Станисласа Белла, издательство 1840 года в книге Белла «Journal of a Residence in Circassia during the Years 1837, 1838 and 1839».

За рубежом этноним Черкес продолжает употребляться в отношении потомков черкесских(адыгских) мухаджиров,а также потомков черкесских(адыгских) мамлюков правивших Египтом и Сирией с (1390 по 1517),проживающих в адыгской диаспоре.Этноним черке́сы и топоним Черкесия начиная с XIII века применяется для обозначения адыгского народа и его страны на Северном Кавказе.В результате последствий Русско-Кавказской войны, административных преобразований в Российской империи в XIX веке, а позже и в СССР черкесский (адыгский) народ на своей родине представлен множеством анклавов, большинство из которых административно и территориально объединены в четыре массива, именуемые шапсуги, адыгейцы, черкесы (жители Карачаево-Черкесии), кабардинцы.


Адыги / Черкесы
Flag of Adygea.svg
Portrait of Al-Ashraf Qansuh al-Ghawri.jpg Maria Temryukovna's ring.jpg Aleksey Mikhailovich Tcherkassky.PNG Alexander Cherkassky Bekovich.jpg
Туман-бай II аль-Ашраф Мария Темрюковна Алексей Черкасский Девлет Гирей-мурза
Aisse.jpg Sheretluko Kyzbech Tughuzique.jpg Said-al-mufti.jpg
Шарлотта Аиссе Кызбэч Тугужуко Тембот Бекович-Черкасский Саид аль-Муфти
Pamuk.jpg Leïla Hagondokoff.jpg Темирканов.jpg WikiCemOezdemir.JPG
Орхан Памук Эльмесхан Хагундокова Юрий Темирканов Джем Оздемир
Turkan Soray 1310395.jpg Bibras Natkho 2013.jpg Sati kazanova.jpg Ajda Pekkan 01.jpg
Тюркан Шорай Бибрас Натхо Сати Казанова Айше Ажда Пеккан
Самоназвание

Адыгэ

Численность и ареал

Всего: от 4 млн.человек
ТурцияFlag of Turkey.svg Турция от 1 378 000 чел.[2]
РоссияFlag of Russia.svg Россия: 2002г. — 712 234[3][4]; 2010 г. — 718 727[5][6]

ИорданияFlag of Jordan.svg Иордания 198 000 [8]
СирияFlag of Syria.svg Сирия 83 000 [9]
ЛивияFlag of Libya.svg Ливия 35 000
ИракFlag of Iraq.svg Ирак 34 000 [10]
Саудовская АравияFlag of Saudi Arabia.svg Саудовская Аравия 24 000 [11]
ГерманияFlag of Germany.svg Германия 14 000 [12]
ЕгипетFlag of Egypt.svg Египет 12 000 [13]
СШАFlag of the United States.svg США 7 100 [14]
Государство ПалестинаFlag of Palestine.svg Государство Палестина 4 100 [15]
СербияFlag of Serbia.svg Сербия 3 300 [16]
ИзраильFlag of Israel.svg Израиль 3 000 [17]
УзбекистанFlag of Uzbekistan.svg Узбекистан 1 700 [18]
УкраинаFlag of Ukraine.svg Украина 1 000 [19]
АвстралияFlag of Australia.svg Австралия 1 000
БолгарияFlag of Bulgaria.svg Болгария 500 [20]

Археологическая культура

майкопская культура
дольменная культура
меотская культура

Язык

Кабардино-черкесский и адыгейский.
Русский, турецкий и арабский в качестве второго языка преимущественно.

Религия

Ислам (суннитского толка),
есть малые общины православных и традиционных верований.

Расовый тип

Европеоиды

Входит в

кавказские народы

Родственные народы

абхазы, абазины

Происхождение

Зихи, меоты, касоги, каски

Коренное население Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Краснодарского края.

Часто к адыгам (черкесам) относят и убыхов (самоназвание «пёх», «бʼёхъ»[Комм 1]), в том числе, издававшаяся в конце XIX − начале XX вв. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, правда, оговаривая, что это «одно из черкесских племен», «весьма смешанное по своему составу». Однако, некоторые исследователи, в частности, известный этнограф, лингвист, кавказовед Л. Я. Люлье, в совершенстве знавший черкесский язык и составивший в 1820-е годы первый адыгский алфавит на основе кириллицы, считали, что «Убыхи говорят особым языком, не имеющим сходства ни с черкесским, ни с абхасским». Однако, большинство убыхов говорило на абадзехском диалекте черкесского (адыгского) языка. Многие авторы XIX столетия отмечали, что, находясь среди убыхов, даже не слышали их языка ввиду «всеобщего употребления черкесского».

Советские источники определяют убыхов, как народ родственный по языку, культуре и быту абхазам, адыгам, абазинам и относят убыхский язык к абхазско-адыгским языкам. В заключении об этнониме «черкес» и топониме «Черкесия», сделанном в 2010 году заведующим отделом Кавказа ИЭА РАН, членом-корреспондентом РАН, доктором исторических наук, профессором С. А. Арутюновым отмечается, что «нынешние немногочисленные потомки убыхов, или те, кто считает себя таковыми (которых зафиксировала перепись 2002 г. в РФ), являются носителями общечеркесского самосознания, разделяют черкесские (адыгские) культурные традиции и идентифицируют себя с основным массивом современного черкесского (адыгского) народа».

  

Этнонимы

Прежние этнонимы

Начиная с античных времён, адыги (черкесы) стали известны под различными наименованиями (этнонимами), такими как керкеты, зихи, джики, кашаги, касы, касоги, джаркасы, меоты, синды, дандарии, досхи, каски и др.

В частности, Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, писала:

« Уже у греческих историков встречается название керкет, которое относят именно к черкесам. Греки их называли также зюхой (у Appianа). »

Черкесы

С XIII века все эти названия вытесняются экзоэтнонимом — черкесы. С этого же времени для обозначения и страны проживания данного народа на Северном Кавказе употребляется топоним Черкесия.

При употреблении этнонима черкесы следует иметь в виду следующее:

  • В ХV−ХIХ вв. это был общеупотребительный экзоэтноним адыгов в европейских и русских источниках.
  • В зарубежной литературе для обозначения всех адыгов до сих пор ещё употребляется этноним черкесы. Хотя, при этом следует также иметь в виду, что черкесами именуют себя не только потомки переселившихся в XIX в. в Турцию адыгов, но и иных кавказских народов — абхазов, осетин, чеченцев и других.
  • А в советской и современной российской литературе под этнонимом черкесы понимаются адыги — жители Карачаево-Черкесии (адыги с языком черкесским).

О самоназвании «адыг (адыгэ)»

Точное происхождение этнонима «адыг (адыге, адыгэ)» пока не установлено. Самым древним упоминанием в истории данного самоназвания в независимых источниках является книга генуэзского путешественника Дж. Интериано, изданная в Венеции в 1502 г., в которой он сообщал:

« Зихи — называемые так на языках: простонародном греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют — «адига». »

В указанном выше заключении Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук, отмечается, что все черкесы (адыги) неизменно называли себя адыгэ, и, хотя при этом, по-видимому, имели значение «локальные наименования, с которыми идентифицировали себя отдельные этнополитические образования — натухай, абадзех, жанэ, кабардэй и др.», но, «несмотря на некоторые различия социального и культурного характера, с историко-этнографической точки зрения, это единый черкесский (адыгский) народ».

Современная этнонимия и этнография

Несмотря на общее наименование и самоназвание адыгэ (черкесы, адыги), в советской и современной российской литературе (в том числе, в современной российской этнографии) в отношении адыгских субэтносов, используются 4 основных этнонима:

  • Кабардинцы (черкесы/адыги Кабардино-Балкарии) — один из двух коренных народов республики Кабардино-Балкария (адыги с языком кабардинским). Самым крупным черкесским племенем в республике являются кабардинцы, что и послужило основанием для названия республики. Адыги (черкесы) — самый многочисленный народ, проживающий в республике, они составляют более 55% населения республики.
  • Черкесы (черкесы/адыги Карачаево-Черкесии) — один из коренных народов республики Карачаево-Черкесия (адыги с языком черкесским). Ныне проживают в основном в северных и западных районах Карачаево-Черкессии. Общий для всех адыгов экзоэтноним (черкесы) в советское время был закреплён за адыгами проживавшими в этой местности. В основном, это были бесленеевцы и кабардинцы.
  • Адыгейцы (черкесы Адыгеи) — коренное население Адыгеи и Краснодарского края.. В советское время этот выдуманный этноним было закреплено за всеми адыгами проживавшими за Кубанью. Ныне проживают в Адыгее и в некоторых районах Краснодарского края (в основном у Черноморского побережья от Анапы до Сочи, в Успенском районе, и в городе Краснодар).
  • Шапсуги — коренное население исторической Шапсугии. Проживают в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) в Краснодарском крае, а также в Адыгее.

С эпохи позднего Средневековья у адыгов начали складываться ряд этнографических групп, в основном имевших территориально-политическое происхождение, в то время как их культура, традиция и быт мало чем отличались.

По окончании Кавказской войны жанеевцы, хегайки, хетуки, чебсин и гоайе больше не встречаются. Большинство адыгов было выселено в Османскую империю, и ныне на Кавказе не осталось убыхов, натухайцев, егерукайцев, хатукайцев, махошевцев.

Субэтнос Адыгское название Этническая группа Адыгское название Примечание
Адыгейцы Абадзехи Абдзах
Адамийцы Адэмый
Бжедуги Бжъэдыгъу
Гуайе Гъоайе после Кавказской войны не встречаются
Егерукаевцы Еджэрыкъуай полностью выселены с Кавказа после Кавказской войны
Жанеевцы Жанэ, Жаней после Кавказской войны не встречаются
Мамхеги Мэмхэгъ
Махошевцы Махошъ
Натухайцы Натыхъуай, Наткъуадж полностью выселены с Кавказа после Кавказской войны
Темиргоевцы КIэмгуй, КIэмыргуей
Хатукайцы Хьэтыкъуай полностью выселены с Кавказа после Кавказской войны
Хегайки Хэгъуайкъу после Кавказской войны не встречаются
Хетуки ХьэтIукъу после Кавказской войны не встречаются
Чебсин ЦIопсынэ после Кавказской войны не встречаются
Шапсуги Шэпсыгъ Хакучи ХьакIуцу
Кабардинцы Къэбэрдей
Черкесы Бесленеевцы Беслъэней
Убыхи Уббых, Пэху полностью выселены с Кавказа после Кавказской войны

Численность

В настоящее время в России адыги (черкесы) исторически проживают на территории шести субъектов: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Ставропольский край, Северная Осетия (Моздокский район). В трёх из них адыгские народы являются одной из «титульных» наций, черкесы в Карачаево-Черкесии, т.н.адыгейцы в Адыгее, т.н. кабардинцы в Кабардино-Балкарии.

Численность адыгов (черкесов) по основным регионам проживания в Российской Федерации (СССР)
Регион Этническая
группа
1959 1970 1979 1989 2002 2010
чел.  % чел.  % чел.  % чел.  % чел.  %
от
всего
 %
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
чел.  %
от
всего
 %
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
Адыгея Адыгейцы 65908 23,15 % 86388 21,36 % 108115 24,18 % 24,28 % 107048 24,33 % 25,16 %
Черкесы 71 0,02 % 173 0,04 % 642 0,14 % 0,14 % 2651 0,60 % 0,62 %
Кабардинцы 0,00 % 126 0,03 % 309 0,07 % 0,07 % 519 0,12 % 0,12 %
Адыги (всего) 65979 86687 109066 110218
Кабардино-Балкария Кабардинцы 190284 45,29 % 363494 48,24 % 498702 55,32 % 55,32 % 490453 57,03 % 57,18 %
Черкесы 166 0,04 % 614 0,08 % 725 0,08 % 0,08 % 2475 0,29 % 0,29 %
Адыгейцы 207 0,05 % 828 0,11 % 584 0,06 % 0,06 % 524 0,06 % 0,06 %
Адыги (всего) 190657 346936 500011 493452
Карачаево-Черкесия Черкесы 24145 8,69 % 34430 9,38 % 49591 11,28 % 11,29 % 56466 11,82 % 11,90 %
Кабардинцы 775 0,28 % 756 0,21 % 915 0,21 % 0,21 % 771 0,16 % 0,16 %
Адыги (всего) 24920 35186 50506 57327
Краснодарский край Адыгейцы 10384 0,30 % 16584 0,38 % 15821 0,31 % 0,31 % 13834 0,26 % 0,27 %
Черкесы 2213 0,06 % 3849 0,09 % 4446 0,09 % 0,09 % 5258 0,10 % 0,10 %
Шапсуги 3213 0,06 % 0,06 % 3839 0,07 % 0,07 %
Кабардинцы 452 0,01 % 727 0,01 % 0,01 % 1130 0,02 % 0,02 %
Адыги (всего) 12597 20885 24207 24061
Северная Осетия Кабардинцы 1956 0,43 % 2168 0,34 % 2214 0,35 % 2770 0,44 % 2902 0,41 % 0,41 % 2802 0,39 % 0,40 %
Ставропольский край Адыгейцы 255
Кабардинцы 3249 0,20 % 4624 0,22 % 6619 0,24 % 0,24 % 7993 0,29 % 0,29 %
Черкесы 2326
Адыги (всего) 10574
Всего по стране Адыгейцы 79631 99855 128528 124835 0,09 %
Кабардинцы 203620 279928 519958 516826 0,38 %
Черкесы 30453 39785 60517 73184 0,05 %
Шапсуги 3231 3882 0,00 %
Адыги (всего) 313704 419568 712234 0,05 % 718727

Диаспора

За рубежом самая многочисленная диаспора адыгов представлена в Турции, где их численность составляет около 6.5 млн. человек.

Также проживают во всех странах Ближнего Востока. В частности, наиболее крупные диаспоры проживают в Иордании, Сирии, Ираке, Саудовской Аравии и т.д.

В Израиле почти всё черкесское население страны проживают в селениях Кфар-Кама и Рихания.

В Северной Африке проживают в Египте. В Ливии, Тунисе и Судане, большинство черкесов являются потомками черкесских мамлюков, покинувших Кавказ еще в эпоху Позднего Средневековья и на данный момент являются сильно арабизированными.

Диаспора также представлена в некоторых странах Европы (в основном в Германии, Франции, и некоторых Балканских странах), в Северной Америке и Австралии.

История

Этногенез

Предки адыгов, именуемые зихами, меотами, керкетами и т. д., вошли в историю начиная с VI века до нашей эры, так как описаны античными авторами, а их культура последовательно подтверждена памятниками майкопской культуры, дольменной культуры, меотской культуры и других археологических культур.

XIV век

В XIV веке, в период военного соперничества в Золотой Орде между Тохтамышем и Тамерланом, черкесы выступили на стороне Тохтамыша. Однако, выбор оказался неудачным. Тамерлан разгромил Тохтамыша и отомстил черкесам. Как отмечал персидский историк Низам ад-Дин Шами, посланные Тамерланом войска опустошили и ограбили всю область от Азова до Эльбруса.

Борьба с Крымским ханством

Регулярные московско-адыгские связи начали устанавливаться ещё в период генуэзской торговли в Северном Причерноморье, которая происходила в городах Матрега (ныне Тамань), Копа (ныне Славянск-на-Кубани) и Каффе (современная Феодосия) и т. д., в которых значительную часть населения составляли адыги. В конце XV века по Донскому пути постоянно приходили караваны русских купцов в эти генуэзские города, где русские купцы совершали торговые сделки не только с генуэзцами, но с горцами Северного Кавказа, проживавшими в этих городах.

Московская экспансия в южном направлении не могла развиваться без поддержки этносов, считавших бассейн Чёрного и Азовского морей своей этносферой. Это были прежде всего казаки, донские и запорожские, религиозно-культурная традиция которых — православие — сближала их с русскими. Это сближение осуществлялось, когда это было выгодно казакам, тем более что перспектива пограбить крымские и османские владения в качестве союзников Москвы отвечала их этноцентристским целям. На стороне русских могла выступить часть ногаев, присягнувших московскому государству. Но, конечно, прежде всего русские были заинтересованы в поддержке самого мощного и сильного западно-кавказского этноса адыгов.

В период становления Московского княжества, Крымское ханство доставляло русским и адыгам одинаковые неприятности. Например имел место Крымский поход на Москву (1521). Войска хана ушли из Москвы только когда Царь Василий официально подтвердил что являеется данником хана и будет и впредь платить дань.

Русско-адыгские связи не прерывались. Более того, они приняли формы совместного боевого сотрудничества. Так, в 1552 году адыги вместе с русскими, казаками, мордвой и др. приняли участие во взятии Казани. Участие адыгов в этой операции вполне естественно, если учесть проявившиеся к середине XVI века тенденции среди части адыгов к сближению с молодым русским этносом, активно расширявшим свою этносферу.

Поэтому прибытие в Москву в ноябре 1552 года первого посольства от некоторых адыгских субэтносов было как нельзя более кстати для Ивана Грозного, планы которого шли в направлении продвижения русских по Волге к её устью, к Каспийскому морю. Союз с самым мощным этносом Северо-Западного Кавказа был нужен Москве в её борьбе с Крымским ханством

Всего в 1550-е годы в Москве побывало три посольства с Северо-Западного Кавказа: в 1552, 1555 и 1557 годах. Они состояли из представителей западных адыгов (жанеевцев, бесленеевцев и др.), восточных адыгов (кабардинцев) и абазинцев, которые обращались к Ивану IV с просьбой о покровительстве. Покровительство им было нужно прежде всего для борьбы с Крымским ханством. Делегации встретили благосклонный прием и заручились покровительством русского царя. Отныне они могли рассчитывать на военную и дипломатическую помощь Москвы, а сами обязывались являться на службу великому князю-царю.

В 1556 году адыги и русские нанесли двойной удар по тюркской этносфере: адыги по Крыму, а русские по Астрахани. Заручившись поддержкой грозного русского царя, адыги осуществили в 1556 году ряд смелых военных операций на Северо-Западном Кавказе, в результате которых были захвачены османско-татарские военные базы Темрюк и Тамань. Эта акция адыгов во многом способствовала захвату русскими Астрахани, которая не могла теперь рассчитывать на поддержку с крымско-османских баз на Таманском полуострове. После взятия русскими Астрахани появилась реальная возможность совместных действий русских и адыгов: «В 1556 году начинаются походы московских армий на нижний Днепр и на нижний Дон, смененных вскоре запорожцами и донскими казаками вместе с черкесами».

В 1561 году Иван Грозный женился на дочери известного кабардинского князя Темрюка Идарова. После крещения в Москве она стала царицей Марией.

Это был дипломатический ход, чтобы мирным путем воздействовать на ход событий на Кавказе. Прорусски настроенный Темрюк Идаров, сын которого уже служил Ивану Грозному, а дочь была за ним замужем, пытался объединить всех адыгов, но потерпел неудачу. Более того, он вынужден был призвать на помощь русские войска для борьбы с антимосковски настроенными бигменами. Дважды, в 1562—1563 и 1565—1566 годах, русские войска отправлялись в Кабарду.

В 1569 году Мария Темрюковна (в возрасте 24 лет) умерла 6 сентября в Александровой слободе после возвращения из длительного путешествия в Вологду (царь говорил, что её отравили).

В конце-концов сам крымский хан Девлет-Гирей в 1570 году напал на Темрюка. В сражении на левом притоке Кубани Ахуже Темрюк был смертельно ранен, а два его сына попали в плен.

Также при Иване Грозном имел второй Крымский поход на Москву (1571), в результате которого войска хана разбили русские войска, опять сожгли Москву и захватили более 60 тысяч русских в плен для продажи в рабство.

Третий Крымский поход на Москву состоялся в 1572, при финансово-военной поддержке Османской империи и Речи Посполитой, в результате Молодинского сражения, закончился полным физическим уничтожением татарско-турецкого войска и разгромом Крымского ханства.

В 1570-е годы, несмотря на неудачную астраханскую экспедицию, крымцы и османы сумели восстановить свое влияние в регионе. Русские были вытеснены из него более чем на 100 лет. Правда, они продолжали считать западно-кавказских горцев, адыгов и абазин, своими подданными, но это сути дела не меняло. Горцы и понятия об этом не имели, как в свое время азиатские кочевники не подозревали, что Китай считает их своими подданными.

Русские ушли с Северного Кавказа, но закрепились в Поволжье.

Кавказская война

Отечественная война

Список адыгов (черкесов) — Героев Советского Союза

Вопрос о геноциде черкесов

7 февраля 1992 года Верховный совет Кабардино-Балкарской ССР принял постановление «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы русско-кавказской войны», которое объявляло гибель адыгов в 1760−1864 гг. «геноцидом» и провозглашало 21 мая «Днём памяти адыгов (черкесов) — жертв Русско-Кавказской войны».

В октябре 2006 года 20 адыгских общественных организаций из разных стран обратились в Европарламент с просьбой «о признании геноцида адыгского народа в годы и после русско-кавказской войны XVIII−XIX столетий». В обращении к Европарламенту было сказано, что «Россия ставила целью не только захват территории, но и полное уничтожение либо выселение коренного народа со своих исторических земель. Иначе нельзя объяснить причины нечеловеческой жестокости, проявленной российскими войсками на Северо-Западном Кавказе». Спустя месяц общественные объединения Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой признать геноцид черкесов, а в 2010 году с аналогичной просьбой черкесские делегаты обратились к Грузии.

20 мая 2011 года парламент Грузии принял резолюцию о признании геноцида черкесов Российской империей во время Кавказской войны.

Новое время

Официальная регистрация большей части современных адыгских аулов датируется 2-й половиной XIX века, то есть, после окончания Кавказской войны.

Для улучшения контроля территорий новые власти были вынуждены переселить адыгов в наиболее равнинные земли Прикубанья.

В 1998 году около Майкопа в ауле Мафэхабль были поселены сто семьдесят пять человек адыгов-репатриантов из Косово.

Культура

Адыгская девушка

Адыгская культура — малоизученный феномен, результат длительного отрезка времени жизни народа, в течение которого культура испытала на себе различные внутренние и внешние воздействия, среди которых длительные контакты с греками, генуэзцами, турками , русскими и другими народами, длительные феодальные междоусобицы, войны, махаджирство, социальные, политические и культурные потрясения. Культура, изменяясь, в основе своей всё же сохранилась и до сих пор демонстрирует свою открытость к обновлению и развитию. Доктор философских наук С. А. Раздольский определяет её как «тысячелетний мировоззренческий общественно значимый опыт адыгского этноса», обладающий собственными эмпирическими знаниями об окружающем мире и передающего эти знания на уровне межличностного общения в форме наиболее значимых ценностей.

Морально-нравственный кодекс, именуемый Адыгагъэ, выступает культурным ядром или главной ценностью адыгской культуры; он включает в себя человечность, почтительность, разум, мужество и честь.

Адыгский этикет (Адыгэ Хабзэ) занимает особое место в культуре, как система связей (или канал информационных потоков), воплощённая в символическую форму, посредством которой адыги вступают в отношения друг с другом, хранят и передают опыт своей культуры. Причём, адыгами были выработаны этикетные формы поведения, которые помогали существовать в горном и предгорном ландшафте.

Почтительность имеет статус отдельной ценности, это пограничная ценность нравственного самосознания и, как таковая, она проявляет себя как суть подлинной самоценности.

Религия

Предки современных адыгов (зихи, меоты, керкеты и т. д.) последовательно прошли через исповедование различных религий — монотеизм, его синкретизм с христианством, затем ислам.

Ислам среди адыгов начал распространятся с XIII века, с нашествием монголо-татаров на Северный Кавказ. С падением Византийской империи и усилением Османской империи и Крымского ханства, Ислам в адыгской среде получил большее распространение и к концу XVII века укоренился как национальное вероисповедание. Во время Кавказской войны, Ислам был ядром консолидации адыгов, в их борьбе против царских войск.

В советский период — как и у всех народов Советского Союза, адыгам насаждался атеизм. В настоящее время возрождается Ислам.

Адыги, как в России так и за рубежом являются мусульманами-суннитами и придерживаются ханафитской правовой школы Ислама.

Часть моздокских кабардинцев (кабардинцы, проживающие в районе Моздока) — считаются православными христианами.

Фольклор

В фольклоре основное место занимают нартские сказания (Нарт пшыналъэ), героические и исторические песни, песни-плачи о героях (гъыбзэ). Многообразие трудовых песен обусловлено разными формами хозяйства (песни пахарей, косарей, погонщиков волов при молотьбе, чесальщиц шерсти, песни при прополке и очистке кукурузы, аробные, мельничные, кузнечные, пастушьи песни и наигрыши).

Обрядовый фольклор включает песни-обращения к покровителям леса; песни вызывания дождя; новогодние поздравительные песни; ритуальные наигрыши, сопровождающие поиск утонувшего или погибшего под лавиной; песни-обращения к божеству грома, сопровождающие похороны пострадавшего от молнии; песни семейные (свадебные, колыбельные, песни-укачивания одряхлевших стариков), врачевательные (песни-заговоры от оспы, от ран); песни-благопожелания (хохы).

Музыкальные инструменты: смычковый шикlэпщын, щипковый апепшин, духовой къамыл, или бжами, деревянная трещетка пхачич. Со 2-й пол. XIX в. широко распространилась гармоника. Традиционный музыкальный фольклор сохранился, во многом благодаря странствующим музыкантам джэгуакlо гъыбзау, особенно популярным у адыгейцев.

Традиционная одежда

Адыг в национальном костюме

Основные занятия адыгов

Теофил Лапинский в 1857 году записал следующее:

«
Преимущественное занятие адыга — земледелие, которое дает ему и его семье средства к жизни. Земледельческие орудия находятся ещё в примитивном состоянии и, так как железо редко, очень дороги. Плуг тяжел и неуклюж, но это не только особенность Кавказа; я вспоминаю, что видел столь же неуклюжие сельскохозяйственные орудия в Силезии, которая, однако, принадлежит к Немецкому Союзу; в плуг впрягаются от шести до восьми быков. Борона заменяется несколькими пучками крепких шипов, которые кое-как служат тому же назначению. Их топоры и мотыги довольно хороши.
На равнинах и на менее высоких горах употребляются большие двухколесные телеги для перевозки сена и хлеба. В такой телеге не найдешь ни гвоздя, ни кусочка железа, но тем не менее они долго держатся и могут везти от восьми до десяти центнеров.
На равнине телега приходится на каждые две семьи, в горной части — на каждые пять семей; в высоких горах она уже не встречается. Во все упряжки употребляются только быки, но не лошади.
» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23