ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДЕЙСТВИЮ ПОЙМЕННЫХ НАСЫПЕЙ

  Главная       Учебники - География         Переходы через водотоки (Л. Г. Бергам)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Глава XII. РАСЧЕТ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДХОДОВ


§ 55. ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДЕЙСТВИЮ ПОЙМЕННЫХ НАСЫПЕЙ


Пойменные насыпи проектируют на воздействие паводка с заданной вероятностью превышения, устанавливаемой нормами. Расчетную вероятность превышения паводка принимают для, автомобильных дорог одинаковой для моста и пойменных насыпей. Для железных дорог пойменную насыпь проектируют на уровень вероятностью превышения 0,3%.

На автомобильных дорогах пойменные насыпи бывают затопляемыми и незатопляемыми, на железных дорогах — только незатопляемыми.

Затопляемыми насыпи устраивают на автодорожных мостовых переходах при их экономической целесообразности, а также на подходах к низководным затопляемым мостам, некоторым наплавным -мостам, паромным и ледовым переправам и бродам с незначительной интенсивностью движения.

Затопляемые пойменные насыпи устраивают с перерывом и без перерыва движения на дороге. Длительность перерыва движения является заранее заданной величиной в зависимости от ряда условий проектируемого перехода.

Отметка бровки насыпи определяется длительностью расчетного времени ,подтопления.

При устройстве затопляемой насыпи без перерыва движения бровку насыпи проектируют на 0,2—0,3 м ниже расчетного' уровня высокой воды исходя из условия обеспечения нормального движения автомобилей при скорости 10—15 км/ч.

Определение высоты затопляемой насыпи при перерыве движения зависит от допустимых потерь от простоя грузов и экономии в капитальных затратах при сооружении затопляемой насыпи. Для определения целесообразной ее высоты необходимы соответствующие технико-экономические расчеты.

Одним из требований проектирования незатопляемых насыпей является необходимость определения минимальной отметки насыпи, исходя из условия недопущения ее перелива расчетным паводком.

При расчете минимальной высоты насыпи на пойме учитывают подпор, а также уклоны водной поверхности вдоль насыпи как с верховой, так и с низовой стороны.

Подлежит учету ветровая волна в период разлива с набегом на откос насыпи.

Высота насыпи на пойме зависит от положения низа конструкций пролетных строений, которая в свою очередь определяется условиями карчехода, ледохода, сплава и судоходства.

При проектировании пойменных насыпей должна быть обеспечена их устойчивость, для чего проводят инженерно-геологические обследования грунтов в основании насыпи, а также грунтов, пригодных для отсыпки насыпей. Особое внимание обращается на места пересечений староречий, проток, болот.
 

 

Откосы насыпей могут подтопляться весенними водами не только периодически, а постоянно, что создает опасные условия для устойчивости насыпей из-за фильтрации и переувлажнения тела насыпи.

Особенно опасны эти условия для пылевато-песчанистых грунтов, находящихся в нижних слоях насыпи. Разница уровней воды между верховым и низовым откосами создает условия, для фильтрации воды через тело насыпи.

Особенности и характер фильтрации следует устанавливать в зависимости от времени и продолжительности подъема и спада высокой воды. В 1938 г. К. С. Ордуянцем [98] установлено, что массовые сплывы откосов пойменных насыпей почти всегда происходят после начала спада весенних половодий и в период фильтрации, когда кривая депрессии принимает самое невыгодное очертание для устойчивости насыпи.

Для определения фильтрации необходимо знать максимальные глубины ожидаемого подтопления и продолжительность стояния высокой воды.

Обеспечение устойчивости пойменных насыпей от действия этих факторов требует правильного конструирования поперечного профиля насыпи.

Для сохранения пойменных насыпей необходима защита их откосов от разрушающего воздействия текущей воды, волнобоя, ледохода и других факторов.

Для этой цели применяют различные типы укрепления откосов в зависимости от условий их работы.

Особое значение приобретает необходимость обеспечения поверхностного водоотвода с проезжей части и разделительных полос автомобильных дорог высоких категорий от разрушающего воздействия атмосферных осадков.

В ряде случаев устойчивость пойменной насыпи зависит от принятой технологии строительных работ и их соответствия проекту организации работ.

Отсыпка насыпи из различных грунтов с разной водопроницаемостью, отсыпка негоризонтальными слоями, недостаточное послойное уплотнение, попадание в тело насыпи льда, снега, пней — все это может быть причиной деформаций земляного полотна на пойме реки.

В районах распространения вечной мерзлоты устойчивость пойменных насыпей, кроме этих факторов, зависит от ряда причин, связанных с наледными явлениями и термическим режимом насыпи и грунтов основания.