ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДОХРАНИЛИЩ США

  Главная      Учебники - География     Водохранилища (А.Б.Авакян, В.П.Салтанкин, В.А.Шарапов) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДОХРАНИЛИЩ США



Почти 70% водохранилищ — это водоемы одноцелевого использования, 16% водохранилищ — двухцелевого, 5% —

трехцелевого и только 1,3% — четырехцелевого назначения. Таким образом, не более !/з водохранилищ используется комплексно. И этот факт нельзя объяснять только тем (как это иногда делают американские исследователи), что преобладают противопаводковые водохранилища, но следует принимать во внимание и то, что режим использования многих водохранилищ в США определяется прямо или косвенно соответствующими монополиями или крупными компаниями, заинтересованными прежде всего в получении максималь-
ных прибылей, что, как правило, в условиях капиталистического производства не всегда тождественно максимальной общественной, хозяйственной и социальной пользе.

Распределение водохранилищ США по видам использования охарактеризовано в табл. XI-2, а динамика создания водохранилищ различного целевого назначения — в табл. XI-1 и на рис. 173.

 

 

 

173. Динамика создания водохранилищ различного целевого назначения в США

1 — ирригация,
2 — гидроэнергетика,
3 — борьба с наводнениями, 4 — водный транспорт,
5 — водоснабжение,
6 — рекреация

 

 

 

 

Таблица XI-2
Распределение водохранилищ США по целевому назначению

 

 

 

 

 

Из данных таблиц XI-1 и XI-2 видно, что в настоящее время преобладающий вид использования водохранилищ США — борьба с наводнениями, затем водоснабжение, гидроэнергетика и ирригация, хотя по разным десятилетиям «лидерство» отдельных видов использования неоднократно менялось (рис. 173). Охарактеризуем более подробно отраслевое значение водохранилищ.

Борьба с наводнениями вплоть до настоящего времени — серьезная проблема для ряда регионов США. Особенно остро она ощущается в долинах крупных притоков Миссисипи: Миссури, Теннесси, Арканзас и др. История создания водохранилищ для борьбы с наводнениями ярко отражает сложности и противоречия капиталистического производства, возникающие при попытках

государственного решения этой проблемы. До 1879 г. конгресс США противился финансированию мероприятий по борьбе с наводнениями. Позже эта функция была возложена в основном на «Комиссию по регулированию р. Миссисипи». До 1895 г. Комиссия борьбу с наводнениями осуществляла лишь в связи с улучшением судоходных условий, и только после 1895 г. Комиссия начинает в целях борьбы с наводнениями строить береговые дамбы, но отказывается строить плотины.

В 1926 г. Комиссия официально признала, что нижний участок р. Миссисипи полностью защищен от наводнений. Однако в 1927 г. вновь возникла необходимость создания водохранилищ для борьбы с наводнениями, поскольку в результате небывалого наводнения были не только затоплены все защитные дамбы на р. Миссисипи, но многие из них разрушены. Огромные убытки в бассейне р. Миссисипи причинило наводнение 1935 г. Весеннее наводнение 1936 г. на притоке Миссисипи р. Огайо вынудило наконец конгресс принять закон о борьбе с наводнениями на всех судоходных реках. В 1943—1944 гг. американские газеты снова сообщали об огромных убытках, причиненных наводнениями в бассейне р. Миссисипи. При особенно сильных наводнениях затоплялась территория от устья р. Огайо до Мексиканского залива в полосе шириной более 60 миль (свыше 100 км).

Основной причиной столь «небыстрого» (в течение 125 лет) законодательного «прогресса» области регулирования стока бассейна р. Миссисипи было противодействие железнодорожных компаний, для которых регулирование стока и развитие водного транспорта означали появление нового конкурента. Это один из примеров решения общенациональных комплексных проблем в США, когда отдельные монополии или группы компаний тормозят реализацию проектов, если они хотя бы частично ограничивают их деятельность и уменьшают сверхприбыли. Только после 1940 г. создание водохранилищ противопаводкового назначения приобрело масштабы, адекватные размерам бедствий, причиняемых наводнениями населению и хозяйству США; в 40-х годах было создано 115 (19% об-
щего числа введенных в это десятилетие водохранилищ), в 50-х — 483 (31%) водохранилища. Пик создания водохранилищ для борьбы с наводнениями приходится на 60-е годы, когда было создано 1383 водохранилища, или 54% общего числа введенных в это десятилетие, в 70-х годах этот темп существенно снизился, хотя доля противопаводковых водохранилищ сохраняется по-прежнему высокой — 46% (рис. 173).

В настоящее время примерно треть в суммарном полном объеме водохранилищ США составляют резервные противопаводковые емкости, которые используются для срезки паводковых расходов.

Эффективность созданных в США противопаводковых водохранилищ очень высока. Приведем в этой связи данные Оуэна (1977 г.) о том, что наводнение на р. Огайо в 1964 г. причинило бы дополнительный ущерб в 290 млн. долл., если бы не существовала система из 30 противопаводковых водохранилищ и 62 защитных дамб, благодаря им пик паводка был снижен на 3,15 м. В 1965 г. в округе Лос-Анджелес, неоднократно страдавшем от бурных дождевых паводков, был создан комплекс регулирующих сооружений стоимостью 600 млн. долл, в его составе — 60 водохранилищ в верховьях горных рек.

Благодаря водохранилищам в США защищаются от наводнений десятки миллионов гектаров территорий с населенными пунктами, промышленными зонами и сельскохозяйственными угодьями. Средняя ежегодная эффективность противопаводковых водохранилищ оценивается для всей страны в 150—200 млн. долл. (Оуэн, 1977).

Водоснабжение в течение последних 100 лет — одна из основных целевых функций водохранилищ США. Начиная с 1820 г. с каждым новым десятилетием число водохранилищ, предназначенных для водоснабжения, постоянно увеличивалось и достигло своего максимума — 321 в 60-х годах.

К настоящему времени общее число водохранилищ для водоснабжения или в сочетании с другими видами использования достигло полутора тысяч. Из этого числа 2/3 водохранилищ предназначены для промышленного и 1 /3 для

хозяйственно-бытового водоснабжения. Питьевое водоснабжение из водохранилищ не получило в США широкого развития по ряду причин, одна из которых — высокий уровень загрязненности поверхностных вод, особенно токсическими веществами искусственного происхождения.

Однако в ряде штатов, в том числе таких, как Нью-Йорк, Нью-Джерси и Делавэр, водохранилища используются для питьевого водоснабжения. Водообес-печение свыше 13% населения страны (22 млн. человек), проживающего в этих штатах, зависит от вод, собираемых р. Делавэр и ее притоками с территории в 25,5 тыс. кв. км.

Водообеспечение населения Нью-Йорка с его 10-миллионным населением осуществляется системой специальных водохранилищ общим объемом 2,2 куб. км. Продолжительная засуха, охватившая северо-восточные штаты (1961 — 1965 гг.), привела к острой нехватке воды. Особенно тяжелое положение сложилось в Нью-Йорке, когда даже в результате жесткой экономии воды к августу 1965 г. объем водоснабженческих водохранилищ уменьшился до 30% их полной емкости и воды в них осталось не более чем на несколько месяцев. Не будь этой системы водохранилищ, крупнейший город мира на долгое время был бы лишен воды. На примере этой катастрофической засухи как специалистам, так и миллионам американцев стало ясно, что рациональное использование и охрана водных ресурсов — общенациональная проблема, решение которой насущно необходимо, несмотря на многомиллиардные затраты. В будущем масштабы использования водохранилищ для водоснабжения, особенно промышленного из-за истощения эксплуатационных запасов подземных вод, будут возрастать.

Электроэнергетика развивалась быстрыми темпами, и, хотя ее основу (85%) составляют тепловые электростанции, роль ГЭС и Г АЭС для регулирования пиковых нагрузок очень существенна, а в ряде штатов (Теннесси, Колорадо) значение гидроэлектростанций весьма велико в выработке электроэнергии. Создание гидроэнергоузлов с регулирующими водохранилищами полу-
чило особенно большое развитие в период 1910—1930 и 1950—1970 гг., к настоящему времени освоена почти половина экономического гидроэнергопотенциала американских рек, гидростанциями вырабатывается 320 млрд. кВт* ч электроэнергии, к 2000 г. предполагается освоение 70% экономического потенциала (Эрлихман, 1983).

Считается, что наиболее эффективные ресурсы «крупной гидроэнергетики» уже использованы. К концу 70-х годов из 100 крупнейших ГЭС мира мощностью более 1 млн. кВт 25 гидростанций построено в США.

История гидроэнергостроительства в стране не лишена сложностей. Из-за противодействия энергетических компаний, создающих и эксплуатирующих тепловые электростанции, вопрос об использовании гидроэнергетических ресурсов р. Миссисипи вплоть до 1940 г. не только не решался, но даже по-настоящему не ставился. Гидроэнергостроительство развернулось лишь после создания таких государственных организаций, как Бюро мелиорации, Управление долины р. Теннесси. Большую роль сыграл также Корпус военных инженеров.

В настоящее время не менее 1 тыс. водохранилищ используются в гидроэнергетических целях. Суммарная установленная мощность ГЭС превышает 50 млн. кВт, самая мощная из них — ГЭС Франклин Рузвельт (Гранд-Кули) на р. Колумбия мощностью 2 млн. кВт.

Большое развитие получило создание каскадов водохранилищ гидроэнергетического назначения. Наиболее значительные из них созданы на реках Теннесси (17 водохранилищ), Колумбия (10), Колорадо (12) и Снейк (6) (рис. 174).

В ряде стран мира, в том числе и в США, где наиболее эффективные ресурсы крупной гидроэнергетики уже использованы, намечается тенденция к строительству малых ГЭС на средних и небольших реках. Так, опубликованные (World Dams..., 1977) расчеты перспектив «малой гидроэнергетики» США свидетельствуют о возможности удвоения действующей мощности ГЭС путем ввода в ближайшие 20—30 лет около 50— 60 млн. кВт новой мощности на малых ГЭС. Это означает, что будет создано

много небольших (10—100 млн. куб. м) водохранилищ гидроэнергетического назначения прежде всего в горных западных штатах, а также в районе Аппалачей. Ввод в эксплуатацию крупных водохранилищ имеет реальные перспективы в основном лишь для штата Аляска.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..