Схемы гидропривода гидравлических экскаваторов
(ЭО-3322А и ЭО-4121) - часть 3
Двухпоточные системы экскаваторов обеспечивают независимое
совмещение и регулирование скорости двух операций и чаще других
применяются для экскаваторов.
Для навесных экскаваторов, как правило, используют двухпоточные системы
с автономными потоками. Эти потоки обычно отличаются по расходу
(количеству подаваемой жидкости), причем больший используется для
привода гидродвигателей рабочего оборудования, а меньший — для
механизмов поворота колонны и вспомогательных.
На навесных экскаваторах ЭО-2621А применена двухпоточная схема
гидропривода с объединением вручную потоков для питания гидроцилиндра
подъема стрелы. Для этого используют отдельный золотник, через который в
гидроцилиндр стрелы может дополнительно подаваться поток от насоса
меньшей объемной подачи. Дополнительный золотник позволяет не только
увеличивать производительность экскаватора за счет сокращения
продолжительности подъема ковша с грунтом при работе обратной лопатой
посредством объединения потоков, но и обеспечивать независимое
управление стрелой при копании.
В полноповоротных экскаваторах с жесткой подвеской стрелы распространены
двухпоточные схемы гидропривода от автоматически регулируемых насосов с
объединением потоков вручную и групповым параллельно-последовательным
питанием гидродвигателей. Такая схема является типовой для отечественных
гидравлических экскаваторов 3—4-й размерных групп.
В качестве примера рассмотрим схему гидропривода пневмоколесного
экскаватора 3-й размерной группы (рис. 146).
Основные механизмы приводятся в движение от двухсекционного
автоматически и совместно регулируемого аксиально-поршневого насоса 1.
Потоки рабочей жидкости от секций А и Б насоса 1 питают соответственно
гидрораспределительные блоки 6 и 19 секционного типа с проточной
разгрузкой насоса и параллельным ( За исключением рабочей секции ЗР7,
имеющей раздельное от секций ЗР4, ЗР5 и ЗР6 питание за счет
использования промежуточной секции К04.) питанием гидродвигателей. Если
все золотники гидрораспределительного блока 6 находятся в нейтральном
положении (как показано на рисунке), то поток от секции А насоса
объединяется с потоком от секции Б и гидрораспределительный блок 19
питается полным потоком от насосной установки. При включении любого из
золотников гидрораспределительного блока 6 потоки жидкости от секций А и
Б насоса 1 разъединяются, причем слив из гидрораспреде-лительного блока
6 направляется в бак, а распределительный блок 79 питается только
потоком от секции Б насоса.
Таким образом, гидромотор 8 поворота платформы может питаться только
потоком от секции А насоса, в то время как в управляемые от
гидрораспределительного блока 19 гидромотор 13 передвижения и
гидроцилиндры 10, 14 и 16 подается полный поток от обеих секций А и Б
насоса 1 при работе каждого из этих гидродвигателей без совмещения с
другими операциями.
При включении золотника секции ЗР1, управляющего гидромотором 8 поворота
платформы, в гидроцилиндры 10, 14 и 16 подается поток жидкости только от
секции Б насоса 1.
Золотник секции ЗРЗ гидрораспределительного блока 6 дает возможность
совмещать движение рукояти (гидроцилиндр 10) с движениями стрелы
(гидроцилиндр 14) или ковша (гидроцилиндр 16) при независимом управлении
каждым из совмещаемых движений.
Слив от обоих распределительных блоков 6 и 19 поступает в бак через
золотник 29, который позволяет направлять рабочую жидкость либо
непосредственно в фильтры 27 (при низкой температуре окружающего
воздуха), либо через охладитель 28. Число фильтров 27, параллельно
установленных в сливной гидролинии, определяется необходимостью
обеспечивать минимальное сопротивление потоку жидкости.
Помимо основного сдвоенного насоса 1 в системе гидропривода
пневмоколесного экскаватора используется еще шестеренный насос 25
постоянной объемной подачи, устанавливаемый на дизеле и питающий через
гидрораспределитель 23 следящей системы гидроцилиндр 21 поворота
управляемых ходовых колес.
В напорные секции обоих гидрораспределительных блоков 6 и 19 встроены
отрегулированные на 175 кгс/см2 предохранительные клапаны,
ограничивающие давление в секциях А и Б насоса 1, а также обратные
клапаны. Давление насоса 25 ограничивается предохранительным клапаном
24, а в рабочих линиях гидромоторов 8 и 13 и цилиндров 10 и 14 —
клапанами блоков 7, 11, 12 и 15, присоединенными болтами к
соответствующим рабочим секциям гидрораспределительных блоков.
Для контроля настройки предохранительных клапанов в напорных линиях
насосов установлен манометр 4, который может поочередно подключаться к
напорным линиям секций А и Б насоса 1 и насоса 25. Давление в сливной
гидролинии контролируется с помощью манометра 5, а температура рабочей
жидкости — датчика 2 и указателя 3 температуры.
Схема гидропривода обеспечивает работу машины с обратной лопатой
(подключение гидродвигателей показано на рисунке), а также с погрузчиком
и грейфером.
При погрузчике гидроцилиндры 10, 14, 16 сохраняют свое назначение и
система питания гидродвигателей не изменяется.
При грейфере рабочие гидролинии 9 резервной секции ЗР2 используются для
управления гидроцилиндром подъема (опускания) верхней части составной
стрелы, секция ЗР6 — для управления гидроцилиндром 18 челюстей грейфера,
а дополнительный гидрораспределитель 22 для управления гидроцилиндром 20
поворота грейфера в плане, причем последний приводится в движение от
вспомогательного насоса 25 и управляется секцией ЗР8.
146 Двухпоточная схема гидропривода от насосов
совместно регулируемой подачи с объединяемыми вручную потоками и
параллельным питанием:
1 —сдвоенный регулируемый насос;
2— датчик температуры;
3 — указатель температуры;
4 и 5 — манометры;
6 и 19 — гидро распределительные блоки;
7,11,12 и 15 — блоки клапанов; гидромоторы:
8 — поворота,
13 — передвижения;
9 — рабочие гидролинии резервной рабочей секции; гидроцилиндры:
10— рукояти,
14 — стрелы,
16 — ковша обратной лопаты,
17 — ковша погрузчика,
18 — челюстей грейфера,
20 — поворота грейфера,
21 — поворота колес;
22 — гидрораспределитель управления поворотом грейфера,
23 — гидрораспределитель следящей системы поворота колес,
24 — предохранительный клапан,
25 — нерегулируемый насос вспомогательной системы гидропривода,