Основным законом Союза Советских Социалистических Республик—
Конституцией — предусмотрено право граждан на труд обеспечиваемое
социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных
сил общества, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой
квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем
профессиональной ориентации и трудоустройства.
В принятом Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР в 1977 г.
постановлении «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и
воспитания учащихся системы профессионально-технического образования»
предъявляются новые, более высокие требования к
профессионально-техническому образованию молодежи, качеству подготовки
квалифицированных кадров для народного хозяйства. Это в полной мере
относится и к строительным профессиям.
«Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980
годы», утвержденные XXV съездом КПСС, предусматривают дальнейшее
увеличение объемов промышленного, энергетического,
сельскохозяйственного, мелиоративного и транспортного строительства. В
текущей пятилетке намечено построить тысячи новых промышленных объектов
и жилые дома общей площадью 545—550 млн. м2; построить и
реконструировать не менее 65 тыс. км автодорог с твердым покрытием;
ввести в эксплуатацию примерно 3 тыс. км новых железнодорожных линий,
построить 2,8 тыс. км вторых путей, продолжить строительство
Байкало-Амурской магистрали и т. д. Осуществление намеченных планов
связано с выполнением колоссальных объемов земляных работ, из которых
примерно 45% выполняется одноковшовыми универсальными экскаваторами,
ежегодный выпуск которых в нашей стране превысит к 1980 г. 43 тыс. машин
в год. Только в сельское хозяйство в течение 1976—1980 гг. будет
по-ставлено 100 тыс. экскаваторов. Широкое распространение универсальных
экскаваторов объясняется тем, что они легко могут быть приспособлены для
разнообразных работ за счет применения сменного рабочего оборудования и
различных типов привода и ходовых устройств. Одноковшовые экскаваторы
появились почти полтора века назад. В России экскаваторы впервые
использовались на строительстве железной дороги Петербург—Москва в
1845—1851 гг., а незначительный выпуск их был организован в начале 900-х
годов на Путиловском заводе. Интенсивное развитие отечественное
экскаваторострое-ние получило только при Советской власти. В 1926— 1931
гг. было начато производство паровых экскаваторов на железнодорожном
ходу, а в 1936 г. создан первый дизельный полноповоротный экскаватор на
гусеничном ходу. Особенно бурное развитие отечественное
экскаваторо-строение получило в послевоенные годы. Уже в 1955 г. в нашей
стране было выпущено свыше 4500 одноковшовых экскаваторов. В начале 60-х
годов объем выпускаемых одноковшовых экскаваторов в СССР стал
значительно выше, чем в США. В 1965 г. он достиг почти 20,0 тыс. шт., а
в 1975 г. составил свыше 35,4 тыс. штук.
В 1965—1975 гг. как за рубежом, так и в нашей стране произошел коренной
перелом в производстве одноковшовых экскаваторов в сторону резкого
увеличения выпуска машин с гидравлическим приводом. Вызвано это тем, что
гидравлические экскаваторы позволяют не только в 1,25— 1,5 раза повысить
производительность аналогичных типоразмеров, но и значительно поднять
уровень механизации многих видов земляных работ.
В Советском Союзе производство гидравлических навесных на тракторах
экскаваторов началось в 1955 г., причем сразу достигло большого объема.
В девятой пятилетке создан ряд полноповоротных гидравлических
экскаваторов с ковшами емкостью от 0,4 до 4,0 м3; их выпуск в 1975 г.
превысил 5300 шт. Это явилось большим вкладом в дело развития
технического прогресса отечественного экскаваторостроения. К концу
десятой пятилетки производство всех типов гидравлических экскаваторов
составит свыше 80% от общего выпуска одноковшовых универсальных
экскаваторов. Одновременно будет создано большое количество различных
видев сменного рабочего оборудования и рабочих органов к гидравлическим
экскаваторам, что еще больше расширит область их применения и повысит
эффективность использования. Предлагаемый читателю учебник по
одноковшовым универсальным экскаваторам предназначен для подготовки
машинистов экскаваторов с механическим и гидравлическим приводами, а
также может быть использован для повышения квалификации персонала,
занятого на эксплуатации и ремонте экскаваторов.
Введение, главы I, III—VI, X—XII и § 31 и 32 написаны И. Л. Беркманом,
главы VII, VIII, XIII, XVIII и § 28—30, 45—47 и 54 — А. В. Ранневым,
главы II, XIV, XVI, XVII и § 53, 55—59 — А. К. Рейшем.