Главная лебедка является одним из основных узлов экскаватора. На
экскаваторе Э-505, как и на большинстве других полукубовых экскаваторов,
установлена лебедка одновальная двухбарабанной конструкции.
Назначение барабанов главной лебедки в зависимости от установленного на
экскаваторе сменного оборудования указано в табл.6.
Таблица 6
Назначение барабанов главной лебедки при различном рабочем оборудовании
1 Диаметр сменных частей правого барабана 420
мм.
2 Сменные части на левый барабан не ставятся.
Фиг. 71. Главная лебедка:
1 — вал; 2— барабан лебедки открывания днища; 3— зубчатое колесо,
z = 78; 4 и 17 — сферические роликоподшипники
номер 3620; 5, 9, 11 и 14 — пресс-масленки; 6 и 13 — крестовины
фрикционных лент; 7 и 12 — барабаны лебедки; 8 — усиливающие ребра; 10 —
войлочное кольцо; 15—звездочка противообгонной муфты; 16 — канал внутри
вала для подачи масла от гидравлических цилиндров включения фрикционных
лент; 18 и 30 — стальные обоймы опорных подшипников вала; 19 и 29 —
штуцеры трубок, подводящих масло из вала к гидравлическим цилиндрам
фрикционных лент; 20 — фрикционная лента; 21—прилив крестовины для
установки гидравлического цилиндра; 22 — пружины фрикционной ленты;
23—распорная втулка; 24 — сменная часть правого барабана; 25 —
шарикоподшипники 222;
26 — звездочка, z= 13; 27 — гидравлический
цилиндр; 28—крышка подшипников.
Применение сменных частей барабана различного
диаметра дает возможность при постоянной скорости вращения вала лебедки
получать разные скорости наматывания тросов, что важно для драглайна и
подъемного крана.
Главная лебедка состоит из следующих деталей: горизонтального вала 1
(фиг. 71); двух барабанов 7 и 12 со сменными частями 24; фрикционных
лент 20; зубчатого колеса 3 привода лебедки; лебедки открывания днища на
левом конце вала; противообгонной муфты на правом конце вала; деталей
гидравлического управления фрикционами лебедки.
Горизонтальный вал 1 изготовлен из стали 35Х. Он опирается на два
роликоподшипника 4 и 17, заключенные в специальные стальные обоймы 18 и
30 с чугунными крышками, через которые подается к подшипникам смазка
из пресс-масленок 5 и 14. Эти обоймы установлены в
гнездах стоек поворотной платформы в разъемных подшипниках. Левая обойма
имеет возможность осевого перемещения в гнездах на 2 -3 мм, а правая
обойма установлена в гнезде плотно; поэтому осевая нагрузка на вал
воспринимается только правым подшипником. В средней части вала на нем
установлены два стальных литых барабана из стали 30Г одинаковых
габаритных размеров. К ступице левого барабана приварены две звездочки
26 для втулочно-роликовых цепей к напорному барабану и к валу реверса
главной лебедки, в правом барабане про-сверлены дополнительные шесть
отверстий для крепления сменных частей меньшего диаметра. Шкив каждого
барабана имеет два шлифованных пояса: наружный для ленты ножного тормоза
и внутренний для фрикционной ленты. Шкив вращается на валу на трех
шарикоподшипниках 25, разделенных внутри между собой распорными втулками
23 и закрытых снаружи чугунными крышками 28, прикрепленными к торцу
ступицы барабана шестью болтами М 1 ОХ 1,5 длиной 20 мм, головки которых
шплинтуются общей проволокой диаметром 1 мм. На барабанах установлены
пресс- масленки 9 и 11 с трубками для подачи густой смазки к
шарикоподшипникам. При достаточной смазке полости барабанов заполнены
ею.
Оба барабана имеют сменные части для различных видов сменного
оборудования (табл. 6). Между наружными и внутренними шлифованными
поясами барабанов имеются ребра 8, придающие этим поясам большую
прочность, а также отводящие тепло, образующееся при торможении. На
каждом барабане установлены ленты фрикционная 16 (фиг. 72) внутреннего
типа и тормозная 9. Это является преимуществом экскаватора Э-505 по
сравнению с другими экскаваторами, да которых обычно устанавливаются
фрикционные лебедки с наружными лентами. Прокладки на внутренних лентах
работают значительно дольше, чем на наружных. Фрикционные ленты,
изготовленные из полосовой стали марки Ст. 3, с фрикционными прокладками
устанавливаются внутри барабанов на литых стальных крестовинах 6 и 13
(фиг. 71), закрепленных на валу лебедки шпонками. На специальном приливе
крестовины закреплен четырьмя болтами рабочий цилиндр 27 гидравлического
управления; масло подводится от пульта управления сначала к вращающимся
соединениям 11 (фиг. 72) на концах вала лебедки и поступает внутрь вала
через канал 16 (фиг. 71). Пройдя по валу, масло выходит через штуцеры 19
и 29 в петлеобразные трубки, по которым поступает в цилиндр 27. При
открывании золотника гидравлического управления фрикционом поршень со
штоком 2 (фиг. 73, а) под давлением масла из гидравлического цилиндра 15
выталкивается и поднимает конец двуплечего рычага 4; при этом другой
конец рычага опускается и через вильчатую тягу 9 и стяжную муфту 11
прижимает конец ленты к барабану. Когда давление снижается, двуплечий
рычаг возвращается в исходное положение двумя пружинами 1, и конец ленты
отходит. Прилегание другого конца ленты регулируют болтом 7.
Фиг. 72. Главная лебедка экскаватора Э-505А:
1 — шлицевой вал; 2 — шарикоподшипники № 218
противообгонной муфты: 3 и 4— распорные втулки; 5 —сменная часть правого
барабана, применяемая для кранового оборудования; 6 — войлочное кольцо;
7 — звездочка, z=
24, для крана;
8— сменная часть левого барабана, применяемая для драглайна, крана (с
гуськом), обратной лопаты, грейфера, копра, струга и планировщика; 9 —
тормозная лента; 10 — трубка подвода масла к гидравлическим цилиндрам из
вала лебедки; 11-вращающиеся соединения гидропривода; 12— гайка; 13 —
зубчатое колесо z = 79; 14, 19, 23 и 26 —
пресс-масленки; 15 — пружины фрикционных лент; 16—фрикционная лента; 17
— барабан лебедки; 18— шарикоподшипники номер 222 барабанов; 20—
звездочка, z = 13; 21— сменная часть правого
барабана для прямой и обратной лопаты, драглайна, грейфера, копра,
струга и планировщика; 22 — крестовина фрикционной ленты; 24 — крышка
подшипников барабана; 25— опорный роликоподшипник номер 3620 вала; 27 —
звездочка, z=13, противообгонной муфты; 28 —
диск муфты; 29 — гайка вала.