Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  759  760  761   ..

 

 

Разработка маркетинговой стратегии инструментального производства в условиях функционирования

Разработка маркетинговой стратегии инструментального производства в условиях функционирования

Тольяттинская академия управления

1. Анализ деятельности инструментального производства в составе ОАО «АВТОВАЗ»

№ п/п

Наименование

Марка

Кол-во, тонны

поставщик

1

Быстрорежущая сталь сортовой прокат – Россия

Р6М5, Р18, Р6М5К5, Р6М5Ф3, Р6М5Ф3-Ш.

89

Электросталь

2

Прокат сортовой конструкционный – круги

Ст.20, 20Х, 38Х2МЮА, 40Х, 40ХФА

158

Серовский метал. Комбинат

Прокат сортовой констр-ый с никелем – круги, полосы, квадраты

19ХГН, 40ХН2МА, 40ХГНМ

168

Прокат сортовой подшипниковый - круги

ШХ15

5

Прокат сортовой нержавеющий – круги

40Х13, 12Х18Н10Т

6

Прокат сортовой холоднотянутый(калибровка)

18ХГ, 20Х, 20Х2Н4А, 40Х,

36

3

Прокат листовой конструкционный

Ст3, 19ХГН, ст20, 20Х, 40Х, 65Г, 40ХГНМ

255

Череповецкий, Магнитогорский, Новолипецкий мет. комбинаты

Прокат листовой нержавеющий

40Х13, 12Х18Н10Т

3

4

Уголки, двутавры, швеллера

Ст3

9

Магнитогорский МК,

5

Трубы

Ст20, ст45, 30ХГСА, ст10, 12Х18Н10Т

7700м.

Первоуральский МК, Каменск-Уральский МК

6

Инструментальный прокат: круги, полосы, лист

4Х5МФС, 5ХГНМ, 6ХВ2С, 9ХС, У10А, У8А, Х12МФ, ХВГ

110

7

Поковки: Россия

Х12МФ, 20Х, 40Х, ст45

39

Электросталь

8

Проволока

51ХФА, ст60, О-С, 06Х19Н9Т, 12Х18Н10Т

6

Магнитогорский, Волгоградский, Белорецкий МК

9

Электроды

12Х18Н10Т, Х20Н80, НУ

1,5

Череповецкий МК

Наименование оборудования

до 10 лет

10лет -20лет

свыше 20 лет

общее

1

Бесцентрошлифовальное

5

5

2

Внутришлифовальное

22

22

3

Горизонтально-расточное

1

1

4

Заточное с ЧПУ

3

1

4

5

Затыловочношлифовальное

1

6

7

6

Зубодолбежное

2

2

7

Зубофрезерное

1

4

5

8

Зубошлифовальное

2

9

11

9

Координатно-расточное

1

2

13

16

10

Координатношлифовальное

1

1

4

6

11

Круглошлифовальное

10

24

34

12

Круглошлифовальное прецизионное

5

1

9

15

13

Обрабатывающий центр

2

2

3

7

14

Оптикошлифовальное

5

6

11

15

Плоскошлифовальное

2

20

71

93

16

Плоскошлифовальное прецизионное

3

1

11

15

17

Пресс-автомат

1

1

18

Продольно-фрезерное

2

2

19

Резьбошлифовальное

1

13

14

20

Специально-заточное

2

12

14

21

Специально-профилешлифовальное

1

12

22

Специально-расточное

1

1

23

Специально-сверлильное

2

2

24

Специальнофрезерное

1

1

25

Специально-фрезерное

3

11

14

26

Специальношлифовальное

1

2

14

17

27

Строгальное

8

8

28

Термопластавтомат

2

2

29

Токарное

2

14

97

113

30

Токарное с ЧПУ

2

15

13

30

31

Токарно-затыловочное

1

4

5

32

Универсально-заточное

1

14

43

58

33

Универсально-фрезерное

2

2

34

Универсальношлифовальное

3

23

26

35

Фрезерное

2

44

90

136

36

Фрезерное с ЧПУ

2

8

4

14

37

Фрезерно-расточное с ЧПУ

1

3

1

5

38

Шлифовальное с ЧПУ

2

2

39

Шлицефрезерное

1

1

2

40

Шлицешлифовальное

1

1

5

7

41

Электроэрозионное

9

4

1

14

Общий итог

42

163

552

757

Наименование

Ед. изм.

на 31.12.2005г.

на 31.12.2006г.

на 31.12.2007г.

Амортизация по ИП всего

тыс. руб.

888857

983332

1033484

В т.ч. рабочие машины и оборудование

тыс. руб.

706755

790731

819259

Цех, подразделение

Средний коэффициент загрузки оборудования

51-1

0,68

51-2

0,68

51-3

0,66

51-5

0,43

51-7

0,40

51-8

0,68

По ИП

0,59

Цех ИП

Количество за год

Объем производства

51-1

71079

125013,8

51-2

533869

219279,0

51-3

61331

125981,6

51-5

151172

71604,2

51-7

34709

83798,0

51-8

216290

130556,4

Всего

1068450

756233,0

Наименование направления

Ед. изм.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Изготовление и ремонт для производств

тыс. руб.

648632,7

688131,4

756233,0

Изготовление продукции и услуги для сторонних заказчиков

тыс. руб.

44802,3

36837,8

47708,9

Внутрипроизводственный оборот (для собственного потребления)

тыс. руб.

13285,3

16747,5

19830,9

2. Разработка маркетинговой стратегии развития инструментального производства

Показатели

Ед.изм.

С начала года

Отклонение факта к плану

Объем отгруженной продукции

Тыс.руб.

+ 20 512

Себестоимость отгруженной продукции

Тыс.руб.

- 7 456

Бюджет затрат

Тыс.руб.

-16 230

Затраты на 1 рубль продукции

Коп.

- 0,94

Цеховая себестоимость

Тыс.руб.

- 17 683

Расходы на материалы

Тыс.руб.

- 1 660

Расходы на комплектующие

Тыс.руб.

- 720

Содержание оборудования

Тыс.руб.

- 1 653

Брак

Тыс.руб.

1 488

Управление маркетингом
Маркетинговое управление

Объект управления – маркетинг, а именно позиционная деятельность на рынке с учетом всей совокупности факторов внешней и внутренней среды

среда

Объект управления - предприятие, рынок, сегмент, существующие потребители и потенциальные покупатели.

Анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка

средства

Совокупность действий человека, ведущих к достижению поставленной цели (повышение имиджа, увеличение прибыли и др.), которые включают в себя управление совместной деятельностью, методы воздействия на деятельность людей, изменение их мотивации, отношения к труду, к товару, услуге...

Проведение мероприятий, чтобы найти оптимальное количество клиентов, необходимое для реализации всего производимого фирмой в данный момент объема продукции. Это означает не только создание и расширение спроса, но и проблемы его изменения, а иногда и сокращения.

действия

Формирование у сотрудников предприятия, партнеров «маркетингового образа мышления», следование маркетинговой идеологии, то есть полная ориентация на рынок, обеспечение «маркетингового микроклимата» на предприятии. Плюс все те мероприятия, которые входят в понятие «управление маркетингом»

Следовательно, задача управления маркетингом заключается " в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей". Т.е. "управление маркетингом это управление спросом". Исходя из этого, управление маркетингом касается вопросов изучения желательного уровня спроса на товары конкретной фирмы; анализа ситуации превышения реального спроса над желаемым, их соответствия и ситуации, когда реальный спрос ниже желаемого.

вывод

Следовательно, маркетинговое управление – это одна из форма управления предприятием, при которой предприятие полностью ориентируется на рынок, отвечает на сегодняшние запросы поставленные рынком, тем самым удовлетворяя нужды потребителей и потенциальных покупателей.

Функции

Задачи

1

2

1. Формирование рыночной стратегии предприятия.

1.1 Анализ и прогнозирование потребностей и спроса.

2. Реализация концепции маркетинга

2.1 Согласование структуры и содержания системы менеджмента предприятия

3. Реклама товара и стимулирование сбыта

3.1 Определение целей рекламы

4. Обеспечение маркетинговых исследований

4.1 Разработка и совершенствование структуры службы маркетинга

Задача, изменения

Скорость

Эффективность

Риск ошибки

Оперативные меры под воздействием кризиса

Сократить часть персонала

*****

***

****

Приостановить производство

*****

***

*****

Пересмотреть цены на продукцию

*****

***

***

Пересмотреть затраты на продвижение

*****

**

***

Регулярные меры – обеспечение стабильности в бизнесе

Анализ и снижение затрат

**

*****

****

Оптимизация складских запасов

***

****

**

Правильный выбор поставщиков

***

****

***

Оптимизация затрат на ремонты и ТО

**

**

**

Повышение эффективности персонала

**

*****

****

Удержание и привлечение клиентов

**

*****

***

Оперативный анализ рентабельности заказов

***

***

**

Ежедневный контроль ключевых показателей

**

*****

*

Планирование поступлений и расходов

***

****

*

Предотвращение кассовых разрывов

****

****

***

Прогрессивные меры – обеспечение конкурентоспособности и развития бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе

Оптимизация производственных процессов и снижение себестоимости

**

*****

**

Повышение конкурентоспособности продукции

*

*****

***

Оптимизация продуктовой линейки

*

****

****

Бюджетирование, несколько сценариев развития

**

*****

**

Управление портфелем инвестиционных проектов

**

****

*****

Слияния, поглощения, стратегические партнерства

*

****

*****

Задачи

Риски

Инструменты для принятия правильного решения

Классифицировать должников, определить для каждого из них политику взыскания долгов.

Задержки платежей, потери денег, потери клиентов, судебные издержки и др.

Данные о текущей задолженности, включая срок просроченной задолженности, история отношений с клиентом, объем и регулярность осуществляемых им закупок, доля покупателя в структуре доходов и структуре валовой прибыли, количество нарушений условий оплаты в прошлые периоды.

Привлечь и удержать покупателей в условиях постоянного изменения рыночных условий.

Неэффективная реклама, потеря клиентов из-за некачественной работы персонала и неэффективного взаимодействия, из-за неконкурентоспособных условий и др.

информация об эффективности источников рекламы, об эффективности работы персонала, информация об обращениях клиентов, их классификация, история взаимоотношений с ними и др.

Определить оптимальные цены на товар

Работа "в минус", лавинообразное снижение цен на рынке, неэластичность спроса и др.

Цены конкурентов, себестоимость текущая и прогнозная, остатки продукции и планы поступлений, динамика спроса, рыночная конъюнктура, дополнительные затраты, различные сценарии продаж и др.

Оперативно просчитать рентабельность сделки (например, для позаказного производства)

Завысить цену и потерять клиента или назначить цену, при которой в итоге не будет прибыли.

Динамически составленная структура затрат по заказу на основе формализованных инженерных данных и себестоимости ресурсов, прогнозируемая рентабельность в зависимости от объемов заказа.

Повысить эффективность работы персонала, оптимизировать затраты и адаптировать систему мотивации менеджеров под новые условия.

Кадровые ошибки, неэффективность системы мотивации

Сравнение показателей работы менеджеров, привязка системы оплаты труда к показателям, информация о классе сотрудника: "генератор прибыли"; "середнячок", которого можно эффективно обучить; "балласт", от которого нужно избавляться.

Не допустить утечки информации о клиентах при сокращении персонала.

Кража информации о клиентах.

: База данных с разграничением прав доступа.

Задачи

Риски

Инструменты для принятия правильного решения

Оптимизировать производственные процессы и снизить себестоимость

Получить существенно меньший эффект от экономии, не обратить внимание на затраты, получить существенное снижение качества продукции, не выполнить план производства, потерять клиентов и др.

Подробная структура затрат по подразделениям, детальная себестоимость каждого вида продукции, контроль затрат на местах их возникновения, анализ влияния изменений на технологию производства, анализ и оптимизация норм выполнения операций и др.

Осуществлять динамичное перепланирование производства с учетом изменений планов продаж

Произвести изделия и их компоненты, которые не будут востребованы длительное время. Отсутствие необходимых ресурсов или сбои в поставках материалов не позволят выполнить в срок заказ клиента.

Изменения и различные сценарии планов продаж, производства и снабжения, информация о ресурсах и загрузке производственных мощностей, состояния заказов в производстве, объемах незавершенного производства, изменениях в составе и технологиях изготовления изделий и многое другое.

Повысить качество и конкурентоспособность производства без роста себестоимости, выпуск новых видов продукции с учетом специфики заказываемых клиентами опций

Ошибки в проектировании новых изделий, не выполнение в срок заказов на новую продукцию, большие потери на переналадке оборудования, неоптимальная загрузка ресурсов, срыв планов выпуска параллельных изделий, "работа в ноль" и др.

Инженерные данные, тесно увязанные с данными о ресурсах предприятия.

Сократить затраты на проведение ремонтов и обслуживание оборудования, поддерживать работоспособность оборудования с минимальными затратами

Закупка излишних запчастей и материалов, сохранение высоких затрат на ремонты при сниженном объеме производства и продаж, невыполнение ремонтов, от которых зависит выполнение плана производства.

Планируемая загрузка оборудования, оптимизированный график технического обслуживания и ремонтов, загрузка трудовых ресурсов в рамках не отдельного цеха, а предприятия в целом, перечень запчастей и материалов, от закупки которых можно временно отказаться.

Задачи

Риски

Инструменты для принятия правильного решения

Правильный выбор поставщиков

Срыв поставок критичных для производства материалов, выбор поставщиков с неоптимальными ценами и условиями поставок.

База поставщиков с ценами, условиями поставок, история отношений с поставщиком, актуальные планы производства и снабжения, бюджет на закупки.

Закупать только то, что необходимо. Контролировать заявки служб на их соответствие планам и лимитам.

При ограниченном финансировании закупить ненужные материалы и не обеспечить закупку необходимых для выпуска востребованной продукции материалов, заморозить дефицитные оборотные средства на складе.

Точные актуальные потребности в материалах с классификацией по критичности закупки, календарные планы закупок, лимиты по подразделениям, бюджеты на закупки, информация о прогнозируемом наличии денежных средств, для платежа на определенную дату, база поставщиков с условиями поставок.

Сократить дополнительные затраты при закупке материалов

Не выявить часть затрат, которые можно эффективно сократить.

Структура косвенных затрат в себестоимости материалов.

Классифицировать задолженности поставщикам по рискам для бизнеса, определить очередность погашения задолженностей.

Срыв поставок по причине неоплаты, остановки производства, проблемы с покупателями.

Информация о задолженности поставщикам, платежный календарь, информация от каких закупок можно отказаться из-за изменения планов производства, информация об условиях поставок.

Задачи

Риски

Инструменты для принятия правильного решения

Выявить неэффективные трудовые ресурсы для сокращения затрат на персонал.

"Под метелку" сократить полезных сотрудников, от которых зависит прибыльность компании.

Объективные измеримые показатели работы сотрудников.

Оптимизировать систему мотивации персонала, завязать систему оплаты на ключевые показатели.

Не учесть возможные сценарии изменения ключевых показателей и их отражения в фонде оплаты труда.

Сценарии планов затрат на персонал с учетом различных вариантов развития экономики.

Выявить персонал, обучение которого позволит повысить эффективность работы предприятия.

Вложить средства в обучение и не получить улучшения показателей работы.

Динамика показателей работы сотрудника до и после обучения.

Изменить систему оплаты труда производственного персонала, оптимизировать нормы времени на выполнение операций.

Ошибки чреваты сбоями в производстве, саботажем, забастовками.

Точные данные о количестве выполненных в производстве операций и актуальные нормативы по их исполнению, автоматический расчет сдельной зарплаты.

Задачи

Риски

Инструменты управления

Выявить для списания, реализации или использования невостребованные запчасти и материалы.

Получение недостоверных данных, не учитывающих планы производства и перемещения ТМЦ между складами и цехами.

Данные инвентаризации складов и незавершенного производства, данные обо всех движениях ТМЦ.

Выявить источники добавочной стоимости материальных ресурсов и отказаться от них.

Ошибочные решения – сократить затраты на одном конце бизнес-процесса, увеличив их на другом.

Данные о себестоимости каждой партии материальных запасов и динамики изменения себестоимости.

Оптимизировать затраты на складской персонал

Комплекс проблем без оптимизации складскими технологиями.

Данные из информационной системы, оптимизирующей складское хранение и высвобождающей ресурсы.

Задачи

Риски

Инструменты управления

Быстро получать оперативную информацию по финансовым показателям.

Неверные решения из-за ускоренной подготовки данных разными подразделениями.

Данные непосредственно из комплексной учетно-управленческой системы.

Планировать поступления и расходы.

Срыв выполнения плана, не получение новых кредитов, потеря покупателя.

Прогнозные данные о поступлениях и расходах на каждый день, план-фактные сравнения, учет отклонений.

Оперативно отслеживать структуру оборотных средств.

Если отслеживать структуру оборотных средств по итогам периода, можно пропустить изменения, начавшиеся в начале месяца и угрожающие созданием дефицита денежных средств.

Оперативные данные из учетной системы о структуре оборотных средств.

Анализировать доходность по видам деятельности.

Возможность потери прибыльного подразделения, проекта.

Данные о доходности, маржинальной прибыли, выработке на 1 сотрудника в различных разрезах структуры и бизнес процессов предприятия.

Оптимизировать затраты, выявив все источники их снижения.

Принятие неправильных решений.

: Достоверные данные о структуре затрат в различных разрезах по периодам


Список литературы

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер Ком, 1999.

2. Ансофф И. Стратегическое управление. – М. Экономика, 1995.

3. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 175с.

4. Козочкин, М. П. Возможности производства конкурентоспособных станков в РФ на основе анализа их импорта / М. П. Козочкин // СТИН. – 2004. – № 12.

5. Котлер Ф. Армстронг Г. Основы маркетинга. /пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 1200 с.

6. Клевлин А.И., Моисеева Н.К. Организация гармоничного производства (теория и практика): Учебное пособие. М.: Омега-Л.- 2003.-с.360.

7. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. 495 с.

8. Пинахин, А. М. Определение расхода режущего инструмента / А. М. Пинахин // Опыт совершенствования инструментального хозяйства на машиностроительных заводах: сб. науч. тр. М. : Экспресс-информ, 1981. – С. 33– 35.

9. Райс Эл. Траут Д. Маркетинговые войны. – Спб., 2000. – 256 с.

10. «ЭКСПЕРТ – УРАЛ» №12(321), 2008.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  759  760  761   ..

 

Задачи

Риски

Инструменты управления

Осуществлять долгосрочное планирование стратегических целей, определять сценарии их достижения с учетом сценариев развития кризиса, контролировать показатели в ключевых точках.

Ошибка в планах, неучтенные факторы, непредусмотренные сценарии развития событий могут нанести бизнесу непоправимый урон.

Ключевые показатели текущей деятельности, прогнозы развития ключевых внешних факторов (спрос, конкуренция, доступность финансов, развитие технологий и др.), ключевые показатели через 1, 3 и 5 лет с учетом различных сценариев развития бизнеса.

Прозрачность ключевых показателей деятельности подразделений.

Не видя истинную картину, эффективность стратегического корпоративного управления существенно снижается.

Оперативные данные ключевых показателей всех подразделений не позволят подтасовывать результаты в конце отчетного периода.

Прозрачность и инвестиционная привлекательность предприятия.

Существенное замедление темпов развития вследствие сложности и высокой стоимости привлечения заемных средств.

Кредиторы должны видеть прозрачную для понимания структуру собственности и отчетность в соответствии с МСФО, заверенную ведущими аудиторами.

Выявить непрофильные или неперспективные активы, произвести их оценку для продажи.

Если есть ряд однотипных активов, от некоторых из которых нужно отказаться, не учитывая и не сравнивая ключевые показатели деятельности активов, можно избавиться от выгодного актива, оставив менее выгодный при их сопоставимой рыночной стоимости.

Детальные данные ключевых показателей в группе компаний с учетом потенциала развития.