Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  293  294  295   ..

 

 

Цели и задачи аудита маркетинга на предприятии

Цели и задачи аудита маркетинга на предприятии

Содержание
Виды контроля Главная ответственность Цели контроля Содержание
1.Контроль годовых планов Руководство высшего и среднего уровней Проверить, были ли достигнуты запланированные результаты Анализ объема продаж. Анализ рыночной доли. Анализ отношения объема продаж к затратам. Финансовый анализ. Анализ мнений потребителей и других участников рыночной деятельности
2.Контроль прибыльности Контролер маркетинговой деятельности Проверить, где компания получает и теряет деньги Определение прибыльности в разрезе продуктов, территорий, потребителей, каналов сбыта и др.
3.Контроль эффективности Руководители линейных и штабных служб. Контролер маркетинговой деятельности Оценить и повысить эффективность маркетинговой деятельности Анализ эффективности работы сбытовиков, рекламы, стимулирования торговли, распределения
4.Стратегический контроль Высшее руководство, аудиторы маркетинга Проверить, использует ли компания наилучшим образом свои возможности по отношению к рынкам, продуктам и каналам сбыта Анализ эффективности маркетинговой деятельности, аудиторский контроль маркетинговой деятельности

7. Разработка CRM ((Customer Relationships Management) - это деловая стратегия привлечения и управления клиентами, нацеленная на рост и увеличение доходности бизнеса компании. Согласно опросу бизнес-представителей, приоритетными вопросами в развитии компании считается привлечение новых клиентов (86% опрошенных), повышение продуктивности (84%), снижение затрат (81%), улучшение обслуживания клиентов (77%) и получение доступа на новые рынки (60%). При грамотной разработке стратегии CRM компания сможет решить следующие вопросы:

· вести общую клиентскую базу;

· управлять контактами (вести историю взаимоотношений с клиентами, создавать коммерческие предложения и т.д.);

· вести архив документации, систематизировать виды и формы документов;

· анализировать входящие заказы, формировать отчеты;

· проводить анализ эффективности работы сотрудников;

· планировать стратегии по работе с клиентами;

· и решать многие другие задачи.) – 30 дней;

8. Подготовка комплекса финальных документов – 14 дней;

9. Финальная презентация – 1 день;

Общая продолжительность – 4 календарных месяца.

Результаты:

1. Выводы:

· Определение рынка компании, рыночной доли компании;

· Удовлетворенность клиентов услугами компании;

· Сегментирование, выделение целевых сегментов, определение стратегии захвата;

· Эффективность работы компании:

¾ упущенная прибыль;

¾ причины ухода клиентов;

¾ недостатки компании и проблемные зоны;

¾ возможные резервы менеджеров по продажам и т.д.;

· Обоснование необходимости перемен с целью повышения имиджа компании, качества обслуживания, захвата новых сегментов и т.д.;

Рекомендации:

1. Конкурентная стратегия компании на основе:

· Опрос менеджеров;

· Мониторинг конкурентов;

· Опрос клиентов;

· SWOT-анализ;

2. Рекомендации по созданию корпоративной культуры:

· Миссия;

· Позиционирование компании;

· Корпоративная «Белая Книга» компании: ценности, система мотивации, политика компании в отношениях с клиентами, агрегация накопленного опыта («Ноу-хау») менеджеров по продажам и т.д.

· Постановка комплекса целей компании;

· Модернизация фирменного стиля компании: логотип, слоган, бланки, прайс-листы и т.д.;

· Рекомендации по созданию сайта компании;

3. Предложение по организации нового sales-подразделения: поиск сегмента, расчет окупаемости;

4. Проведение тренинга с менеджерами по продажам;

Оптимизация бизнес процессов маркетинга:

1. Необходимые изменения производственных процессов для улучшения качества обслуживания клиентов – введение категорий клиентов, стандартов обслуживания и т.д.;

2. Оптимизация ассортимента, ценовой политики;

3. Введение дополнительных услуг;

4. Узкие места в оказании услуг;

5. Работа менеджеров по продажам: модернизация системы оплаты, стимулирование мотивации, введение презенторов для ведения переговоров и т.д.

Внедрение службы маркетинга в компании:

1. Поиск и подбор штатного маркетолога;

2. Формы отчетов о работе с клиентами;

3. Должностные инструкции отдела маркетинга, сотрудников отдела маркетинга;

4. Анкеты опроса потребителей;

5. Инструкции для интервьюеров;

6. Формы для мониторинга конкурентов;

Разработка маркетинговой информационной системы:

1. Разработка CRM СУБД на основе MSAccess и 1С;

2. Мониторинг конкурентов;

3. Форма обратной связи от клиентов;

План маркетинга компании включающий:

1. Цели организации;

2. Программа продвижения продукции – реклама, промо- акции и т.д.;

3. Финансовый и организационный план;

4. Механизмы контроля;

Выгоды

Выгоды компании, полученные в результате работ:

1. Повышение имиджа компании;

2. Повышение мотивации сотрудников;

3. Организация нового торгового подразделения, специализирующегося на отдельном сегменте, позволяет увеличить продажи компании на 30%-50% в первые полгода;

4. Повышение доли компании на 15% в выбранном сегменте в течение следующих трех месяцев;

5. Оптимизация ассортимента, введение дополнительных услуг;

6. Повышение удовлетворенности клиентов;

Стоимость

Общая стоимость 10 тыс. долл.. В стоимость включены дополнительные внешние расходы на проведение исследования клиентов и на модернизацию фирменного стиля.

Материал, изложенный в данной главе достаточно наглядно демонстрирует важность проведения аудита маркетинга на предприятии, в результате которого у организации появляется возможность выйти на более высокий уровень в глазах потенциальных покупателей по сравнению с конкурентами, тем самым повысить долю рынка, увеличить рентабельность и добиться максимальной отдачи от имеющихся ресурсов. [6]


Заключение

В курсовой работе я рассмотрел теоретическую базу аудита маркетинга, способы формирования бюджета маркетинга и практические примеры применения маркетингового аудита на предприятии, в результате чего, можно сделать вывод, что в современных развивающихся рыночных отношениях, аудит маркетинга должен стать неотъемлемой частью любых предприятий, ориентирующихся на достижение стабильности, финансовой независимости и материальной удовлетворенности своих сотрудников. Также следует отметить, что аудит маркетинга касается только тех предприятий, где руководство принимает стратегические решения на базе концепции долгосрочных партнерских отношений, т.е. с заботой об удовлетворении каждого покупателя из сегмента, а, следовательно, и с ориентацией на долгосрочную прибыль. Но, к сожалению, многие российские предприятия продолжают работать по старинке (пассивное отношение к маркетингу, субъективизм и дистанцирование руководителей от сотрудников и потребителей, забывая, что именно они являются основным инструментом для достижения целей предприятия и т.д.), вследствие чего, в стране производится очень мало товаров, которые превосходили бы импортные по ожидаемым потребительским ценностям.

Подводя итог, можно сделать вывод, что маркетинговый аудит – это систематическое всестороннее изучение деятельности, среды, целей и стратегий компании для выявления проблем и возможностей компании. Это не разовое мероприятие, а постоянный и непрерывный процесс, который поставляет информацию о состоянии всех элементов системы маркетинга на предприятии и о рынках. Маркетинговый аудит позволяет выяснить, действительно ли фирма использует лучшие из имеющихся у нее возможностей и сколь эффективно она это делает.


Список использованной литературы

1. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2007. – 383с. – (Учебники для программы МВА).

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 800 с.: ил.

3. Ламбен Ж. – Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / перев. с англ.. – СПб.: Питер, 2005.- 800 с.: ил.

4. Маркова В. Д. Маркетинг, Менеджмент.: Омега-Л – 2008. - 204 с.

5. Глазов М.М., Фирова И.П. Маркетинг предприятия: анализ и диагностика.: Андреевский издательский дом , 2007.-268с.

6. Интернет ресурс: www.surin.marketolog.biz.

7. Интернет ресурс: www.dis.ru.

8. Интернет ресурс: www.mavriz.ru.


Приложение 1. Разработка бюджета маркетинга

Приложение 2. Вопросы маркетингового аудита

№ п/п Критерии эффективности маркетинга Распределение оценочных баллов
0-15 16-35 36-50 51-65 66-85 86-100
критическое опасное удовлетворительное среднее хорошее потрясающее
1 Цели и стратегии +
2 Маркетинговый климат +
3 Целевая сегментация +
4 Позиционирование и дифференциация +
5 Управление ценообразованием +
6 Управление продуктом +
7 Управление рекламой +
8 Связи с общественностью +
9 Управление продвижением +
10 Прямой маркетинг +
11 Маркетинг отношений +
12 Обслуживание клиентов +
13 Интегрированные маркетинговые коммуникации +
14 Управление распределением +
15 Управление торговыми клиентами +
16 Развитие новых товаров +
17 Маркетинговые исследования +
18 Управление марочным капиталом +
19 Управление сбытом +
20 Реализация маркетинговых мероприятий +
21 Организация маркетинга +

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  293  294  295   ..

 

Аспекты Содержание

Аудит маркетинговой среды

Макросреда

1. Демографический аспект Какие основные демографические тенденции представляют возможности и угрозы для компании?
2. Экономический аспект Какое влияние на компанию будут иметь тенденции изменения доходов, цен, сбережений и условий кредита?
3. Экологический аспект Каковы прогнозы изменения стоимости и доступности природных ресурсов и энергии? Ответственно ли подходит компания к охране окружающей среды?
4. Технологический аспект Какие происходят технологические изменения? Каково положение в компании в научно-технической сфере?
5. Политический аспект Как действующие и предполагаемые законы могут повлиять на стратегию компании?
6. Культурный аспект Каково отношение населения к деятельности и товарам компании? Какие изменения в образе жизни потребителей могут иметь влияние?

Область задач

1. Рынки Как изменяться размеры рынка, темпы его роста, географическое распределение и прибыль? Каковы основные сегменты рынка?
2. Потребители Как покупатели оценивают качество товара, обслуживание и цены, предлагаемые компанией? Как они принимают решение о покупке?
3. Конкуренты Кто основные конкуренты? Каковы их стратегии доли рынка, сильные и слабые стороны?
4. Каналы сбыта Какие основные каналы сбыта использует компания для доставки своих товаров покупателям? Насколько эффективно они работают?
5. Поставщики Какие тенденции оказывают влияние на поставщиков? Каковы перспективы доступности ключевых ресурсов для производства?
6. Контактные аудитории Какие контактные аудитории вызывают проблемы или представляют возможности? Как следует вести себя компании в отношении этих групп?
Аудит маркетинговой стратегии
1. Цель компании Четко ли определена цель и ориентирована ли она на рынок?
2. Задачи маркетинга Сформулированы ли четкие задачи компании, обуславливающие планирование и реализацию маркетинга? Соответствуют ли эти задачи возможностям и ресурсам компании?
3. Маркетинговая стратегия Имеется ли у компании тщательно разработанная маркетинговая стратегия для достижения поставленных целей?
4. Бюджет Имеется ли у компании достаточные бюджетные ресурсы для сегментов рынка, товаров, территорий и элементов маркетингового комплекса?
Аудит организации маркетинга
1. Формальная структура Обладает ли руководитель службы маркетинга достаточным авторитетом, чтобы влиять на действия компании, связанные с удовлетворением покупателей? Оптимальна ли структура маркетинговой деятельности с точки зрения функций, товаров, рынков и территорий?
2. Функциональная эффективность Эффективно ли взаимодействуют службы сбыта и маркетинга? Достаточно ли компетентны и заинтересованы в работе сотрудники службы маркетинга, как контролируется и оценивается их работа?
3. Согласованность Хорошо ли взаимодействуют сотрудники службы маркетинга с производственным и научно-исследовательским отделами, отделами снабжения, кадров и другими подразделениями?
Аудит системы маркетинга
1. Маркетинговая информационная система Обеспечивает ли маркетинговая информационная система точную и своевременную информацию о развитии рынка? Эффективно ли используют маркетинговые исследования специалисты принимающие решения в компании?
2. Система маркетингового планирования Разрабатываются ли в компании годовые, долгосрочные и стратегические планы? Эффективно ли они реализуются?
3. Система контроля маркетинга Выполняются ли задачи, поставленные годовым планом? Анализирует ли периодически руководство объем продаж и доходность товаров, рынков, территорий и каналов сбыта?
4. Разработка новых товаров Хорошо ли организовано в компании выявление, отбор и разработка идей новых товаров? Проводится ли тестирование новых товаров и рынков? Имеют ли успех новые товары компании?
Аудит эффективности маркетинга
1. Анализ прибыльности Насколько прибыльны различные товары, рынки, территории и каналы сбыта компании? Следует ли компании выходить на какие-либо сегменты бизнеса, расширяться или уходить с них? Каковы будут полследствия?
2. Анализ издержек Возможно, издержки каких-либо направлений маркетинговой деятельности слишком высоки? Как уменьшить издержки?
Аудит функций маркетинга
1. Товары Разработаны ли в компании четкие задачи по товарным группам? Нужно ли снимать с производства какие-либо товары? Нужно ли осваивать производство каких-либо новых товаров? Принесет ли пользу каким-либо товарам изменение их качества, стиля или характеристик?
2. Цена Каковы цели, политика, стратегии и методики компании в области ценообразования? Соответствуют ли цены компании потребительской ценности товара с точки зрения покупателя? Правильно ли используется система скидок с целью стимулирования сбыта?
3. Распространение Каковы задачи и стратегии распространения? Имеет ли компания достаточный охват и уровень обслуживания на рынке? Нужно ли вносить изменения в существующие каналы распространения или вводить новые каналы?
4. Реклама, продвижение и создание имиджа Каковы цели компании в области продвижения товара? Как определяются расходы на эти цели? Достаточны ли они? Хорошо ли продуманы и легко ли воспринимаются рекламные сообщения? Имеются ли у компании тщательно разработанные программы стимулирования сбыта и пропаганды товара?
5. Служба сбыта Каковы задачи службы сбыта компании? Достаточно ли велика эта служба? Надлежащим ли образом она организована? Достаточно ли она квалифицирована, мотивирована и контролируема? Как можно оценить службу сбыта по сравнению с аналогичными службами у конкурентов?