Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  253  254  255   ..

 

 

Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия на примере РУП МАЗ

Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия на примере РУП МАЗ


Содержание

Введение

1. Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции

1.1 Понятие конкурентоспособности продукции

1.2 Факторы конкурентоспособности продукции

1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара

2. Анализ конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ конкурентной среды предприятия

2.3 Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»

3. Направления повышения конкурентоспособности продукции

3.1 Повышение качества выпускаемой продукции

3.2 Совершенствование сервисного обслуживания автомобилей

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение


1. Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции

1.2 Факторы конкурентоспособности продукции

1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара

2.1
Наименование показателя Ед. изм. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. к 2006 г., %
1 2 3 4 5 6
Товарная продукция в сопоставимых ценах на начало года млн. руб. 324 791,36 331 419,76 362 824,37 109,5
Реализованная продукция млн. руб. 88 403,07 221 978,30 435 075,61 196,0
Себестоимость реализованной продукции млн. руб. 80 010,00 201 866,18 400 608,74 198,5
Прибыль от реализации продукции млн. руб. 8 393,07 20 112,12 34 466,88 171,4
Балансовая прибыль млн. руб. 12 265,58 21 949,97 28 504,08 129,9
Среднегодовая стоимость основных фондов млн. руб. 49 217,43 133 418,37 225 438,21 169,0
Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств млн. руб. 26 399,62 43 989,53 91 232,24 207,4
Рентабельность реализованной продукции % 10,49 9,96 8,60 -
Рентабельность всего капитала % 16,22 11,34 9,00 -
Окончание таблицы 2.1
1 2 3 4 5 6
Фондоотдача с 1 рубля основных фондов руб. 0,51 0,64 0,73 114,1
Оборачиваемость оборотных средств дн. 118,78 78,45 81,98 104,5
Численность пром. произв. персонала чел. 18565 18994 19777 104,1
Среднегодовая выработка ТП на одного рабочего млн. руб 17,49 17,45 18,35 105,2
Рынки сбыта Автомобили Доля в общей реализации, % Прицепы и п/пр Доля в общей реализации, % Автобусы Доля в общей реализации, %
Беларусь 1006 5,94 243 5,85 92 17,16
Экспорт, всего: 15944 94,06 3911 94,15 445 82,84
ВСЕГО: 16948 100,0 4153 100,0 536 100,00

2.2 Анализ конкурентной среды предприятия

Показатели Автомобили Доля в общей реализации, % Прицепы и п/пр Доля в общей реализации, % Автобусы Доля в общей реализации, %
Экспорт, всего: 15944 100,0 3911 94,15 445 82,84
Россия 11987 75,2 3313 79,75 319 59,51
Украина 1302 8,2 240 5,78 84 15,67
Казахстан 262 1,6 68 1,64 0 0,00
Туркмения 338 2,1 55 1,32 3 0,56
Узбекистан 95 0,6 44 1,06 4 0,75
Кыргызстан 19 0,1 1 0,02 0 0,00
Азербайджан 24 0,2 0 0,00 0 0,00
Армения 4 0,0 0 0,00 0 0,00
Молдова 52 0,3 4 0,10 2 0,37
Дальнее зарубежье 1859 11,7 186 4,47 32 5,97
Завод-изготовитель Реализация, шт. Темп роста, %
2005 г. 2006 г.
МАЗ 13311 13919 104,6
КамАЗ 14254 21518 151,0
УралАЗ 4340 5190 119,6
КрАЗ 1074 1012 94,0
ЗиЛ 242 93 38,4
Западные автомобили (новые и б/у) 26151 27995 107,1
Всего 59370 69727 117,4

2.3 Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»

Завод-изготовитель Реализация, шт. Темп роста, %
2006 2007
МАЗ 1625 1859 114,4
КамАЗ 5044 1741 34,5
УралАЗ 2998 769 25,6
КрАЗ 222 128 57,6
Всего: 9889 4497 45,5
Позиция сравнения МАЗ-551605 КАМАЗ 6520 MAN TGA 40390
Колесная формула 6х4 6х4 6х4
Максимальная загрузка на переднюю ось, кг 7000 7500 8000
Максимальная нагрузка на задний мост, кг 26000 25600 32000
Грузоподъемность, кг 18500 20000 27000
Объем кузова, м3 11 12 19
Объем топливного бака, л., материал бака 350, сталь 350, сталь 300, сталь
Модель двигателя (европейский стандарт) ЯМЗ-238ДЕ (Euro-1) КАМАЗ 740.51 (Euro-2)

MAN D2066LF02

Мощность двигателя, л.с. 330 320 390
Расположение и число цилиндров V-образное, 8 V-образное, 8 Рядный, 6
Рабочий объем, л 14,86 11,76 12
Модель КПП ЯМЗ-238М ZF 16S 151 ZF 16S
Тип КПП Механика Механика Механика
Ступеней КПП 8 16 16
Ориентировочная стоимость, долл. США 80000 93000 164000
Показатель КАМАЗ 6520 МАЗ-551605

Единичный показатель

Весовой коэфф.

Групповой показатель

Качественные параметры
Внешний вид 0,9 0,7 1,3 0,15 0,190
Экономичность 1 0,9 1,1 0,20 0,22
Технические показатели 1 0,9 1,1 0,25 0,27
Ремонтоспособность 1 1 1 0,10 0,10
Надежность в эксплуатации 0,9 0,8 1,1 0,15 0,16
Сервис 0,8 0,7 1,1 0,15 0,19
Итого: 1,13
Экономические параметры
Цена 93000 80000 - - -
Затраты на эксплуатацию 5% 4650 4000 - - -
Расходы на ремонт 10% 9300 8000 - - -
Расходы на транспортировку 0,5% 465 400 - - -
Итого: 107415 92400 - - 1,16


Оценочный показатель МАЗ-551605 КАМАЗ 6520 MAN TGA 40390
1 2 3 4
1. ЧТС=сумм. ДЧДПt-сумм. It, тыс. руб. 0,2148 0,8545 0,4327
2. Цена (Ц.), тыс. руб. 0,3148 0,7688 0,1576
3. Внутренний коэф. окупаемости (ВКО), % 0,3399 0,6824 0,9758
4. Сопутствующие капвложения (Кэкс), т.р. 0,8000 0,8000 0,8000
5. Доля экспорта в объеме выпуска α, % 0,7853 0,1201 0,2503
1 2 3 4
6. Себестоимость перевозок (Sэкс), руб./ткм 0,9644 0,0916 0,5177
7. Соответствие правовым нормам (Кн), % 0,9706 0,4412 0,5882
8. Эстетичность (Эс), баллы 0,6667 0,7778 0,5556
9. Эргономичность (Эр), баллы 0,6250 0,1250 0,7500
10. Мощность двигателя (Nдв), л.с. 0,5968 0,1129 0,0484
11. Масса снаряженного автобуса (Gо), кг. 0,0745 0,9784 0,6092
11.1 Полная масса автобуса 0,3455 0,0114 0,0909
12.1. Мест для сидения 0,6000 0,1000 0,9000
12.2. Общая пассажировместимость 0,1000 0,4000 0,3667
12.3. Объем багажника 0,6667 0,0000 0,9000
13. Максимальная скорость, (Vmax), км/час 0,7791 0,4070 0,5233
14. Средняя технич. скорость (Vт), км/час 0,5606 0,9697 0,6930
15. Динамический фактор (D) 0,7653 0,9880 0,9331
16. Наличие АБС 0,6000 0,6000 0,6000
17. Наличие ПБУ 0,2000 0,0000 0,4000
18. Контрольный расход топл. (Q1), л/100км 0,4186 0,1653 0,9804
19. Коэф. эффективн. (Кэф), 100 км2/ч*л 0,2868 0,0996 0,9654
20. Наработка на отказ (Н), км 0,8000 0,8000 0,8000
21. Уд. Трудоемкость (Ттоп), чел*ч/1000 км 0,6905 0,7814 0,4726
22. Периодичность ТО-2 (Пто-2), тыс/км 0,6429 0,6429 0,2857
23. Ресурс (L), тыс. км 0,4737 0,0351 0,5614
Соотношение цена/качество условно-приведенных единиц 0,5493 0,4520 0,5830
Показатель Расчет Значение
Дополнительная выручка (без косвенных налогов) 435 075*0,08 34 806
Дополнительные затраты - 100,00
Дополнительная себестоимость 34 806*0,92+100 32 121,52
Дополнительная балансовая прибыль 34 806-32 121,52 2 684,48
Дополнительный налог на прибыль 2 684,48*0,24 644,28
Дополнительные отчисления в местный бюджет 2 040,20*0,03 61,2
Дополнительная чистая прибыль 2 684,48-664,28-61,2 1979

Одним из направлений повышения конкурентоспособности продукции является улучшение сервисного обслуживания.



Список использованных источников

1. Алексенко В.В. Инновационные стратегии компаний как фактор национальной конкурентоспособности. М.: Научная книга, 2006. 136 с.

2. Алесин А. Отгрызли и сверху, и снизу // Белорусы и рынок. 25.02.2008. №8.

3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов; Под общей ред.Багиева Г.Л.-М.: Издательство «Экономика», 2003. - 703 с.

4. Байнев В. Ф. Экономика региона: учеб. пособие для вузов / В. Ф. Байнев, С. А. Пелих; под общ. ред. С. А. Пелиха. Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. 269 с.

5. Браерти Э. Бизнес-маркетинг: пер. с англ. / Эдвард Браерти, Роберт Эклс, Роберт Ридер. М.: Изд. Дом Гребенникова, 2007. 732 с.

6. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учеб. 2-е изд., испр. М., ИНФРА-М, 2000. 212 с.

7. Быков В.А. Формирование конкурентоспособности инновационного продукта: концепция, методы обеспечения // Промышленная политика в Российской Федерации. 2006. № 9. С. 30-42.

8. Волонцевич Е.Ф. Конкурентоспособность фирм: Курс лекций для студ. спец. "Коммерч. деятельность" Мн.: БГЭУ, 2003. 103 с.

9. Воронов А. Конкурентоспособность промышленной продукции // Стандарты и качество. 2003. N5.С.59-65.

10. Гилберт А. Маркетинговые исследования СПб: Издательство «Питер»,2000. 752с.

11. Говорова, Н. Конкурентоспособность — основной фактор развития современной экономики // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 4. С. 24—29.

12. Гордон Я.Целевая конкуренция: пер. с англ. / Ян Гордон. М.: Вершина, 2006. 367 с.

13. Дробышева Л.А.Маркетинговая оценка конкурентоспособности производственного предприятия // Справочник экономиста. М.: 2006. № 5. С. 32-36

14. Конина Н.Ю. Слияния и поглощения в конкурентной борьбе международных компаний: монография / Н.Ю. Конина. М.: Проспект, 2005. 152 с.

15. Кротков А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. 6. С.59-68.

16. Крылович, И. Взвешивая риски // Белорус. рынок. 2003. № 36.

17. Магомедов Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров: Учеб.пособие. М.: Дашков и К, 2003. 293с.

18. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 1999. – 304 с.

19. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Минск: Юнипак, 2004.

20. Немогай Н.В. Управление качеством: учебник. Гомель: Центр исслед. ин-тов рынка, 2006. 359 с.

21. Новое качество экономического роста: инновации, инвестиции, конкурентоспособность: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 25-26 окт. 2007 г. Мн.: Право и экономика, 2007. 768 с.

22. О развитии малого предпринимательства в 2005 году // Информационный бюллетень Министерства экономики. Пресс-релиз № 150. 19.10.2005 .

23. Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы: Учебник для бизнес-школ. М.: Норма, 2005. 384 с.

24. Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Экон. наука, 2005.

25. Перегожина О.Н. Проблемы конкурентоспособности наукоемких производств в современных условиях / О. Н. Перегожина // Наукоемкие технологии. 2007. Т.8, № 1. С. 78.

26. Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики. Минск: Амалфея, 2003.

27. Соловьев Б.А. Управление маркетингом: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. М.: «Инфра–М», 1999. 336 с.

28. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2002. 886с.

29. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. 311с.

30. Хамчуков Д.Ю. Повышение конкурентоспособности машиностроительного комплекса Беларуси // Белорусский экономический журнал. Мн., 2006. № 1. С. 62-71.

31. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика. 528с.

32. Чеглик Л. Конкурентоспособность и условия ее обеспечения // Финансы, учет, аудит. 2001. N8. С.31-34.

33. Экономический механизм развития предприятия: учеб. пособие: в 2 ч. / С.А. Пелих и др. Ч.1, Экономические методы, рычаги и стимулы. Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. 309 с.

34. Яшева Г.А. Кластерный подход в повышении конкурентоспособности предприятий: монография / Г. А. Яшева. Витебск: ВГТУ, 2007. 301 с.

35. Яшева Г. Конкурентоспособность предприятий: методика оценки и результаты // Финансы, учет, аудит. 2000. № 4. С.17-21.

36.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А-1.

Экпертная оценка Показателей конкурентоспособности товара

Показатели

Усл.

Значения показателей
MercedesActros 1840LS (базовая)

МАЗ-544020

Классификационные:

18

18

Нормативные:

+

+

Технико-эксплуатационные:

Рсп

33,5

36,4

Экономические:

И

79 064,240

87 149,810

Расчетные:

Ц2вп

-

143 815

Примечание : "+" - означает, что модель соответствует нормативным требованиям,

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  253  254  255   ..

 

Показатели Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Эксперт 4 Эксперт 5 Эксперт 6 Эксперт 7 Средний балл
рост рынка 8 7 5 8 6 5 6 6,43
покупательская способность потребителей 4 5 7 5 4 6 7 5,43
рост интенсивности потребления продукции 7 8 6 6 8 7 8 7,14
концентрация потребителей 4 3 5 3 4 3 4 3,71
возможность выпуска нового продукта конкурентами 8 7 8 5 8 6 7 7
появление новой производственной технологии у конкурентов 5 6 5 8 6 4 7 5,85
вероятность снижения цен конкурентами 4 3 5 4 6 3 5 4,28
возможность улучшения качества продукции конкурентов 7 6 6 8 7 5 6 6,43
вероятность расширения ассортимента конкурентами 4 6 6 8 8 7 6 6,42
возможность модификации товара конкурентами 4 3 4 5 3 4 4 3,86
коммуникационная политика конкурентов 4 3 5 7 4 5 6 4,86
число дилеров 3 4 2 3 5 2 3 3,14
возможность открытия новых торговых точек, филиалов конкурентами 7 8 6 6 5 7 5 6,28
возможность выхода на новые рынки сбыта 7 6 8 7 5 9 6 6,86
давление со стороны товаров-заменителей 6 8 6 7 5 8 7 6,71
общее экономическое положение в стране 6 4 6 5 4 3 5 4,71
уровень инфляции 4 5 6 4 5 4 5 4,71
изменение валютных курсов 7 8 6 5 8 7 6 6,71
торговые барьеры на привлекательных рынках 8 8 6 7 5 8 7 7
степень внедрения инноваций в промышленное производство 5 4 3 5 4 6 3 4,28
вероятность повышения таможенных пошлин, тарифов 5 5 7 6 8 7 9 6,71