Группа
|
Фактор |
Проявление |
Возможные ответные меры предприятия |
1. Экономические |
Угроза высоких
|
Обесценивание накоплений завода |
Введение финансовых
|
Рост курса доллара |
Трудности с получением долгосрочных кредитов |
Сокращение кап. строительства и свертывание
|
1.2. Дефицит государственного бюджета |
Сокращение или
|
Лоббирование в органах
|
1.3. Изменение
|
Отмена гос. заказа
|
Снятие с производства
|
1.5. Рост безработицы (в т. ч. из-за кон-
|
Удешевление рабочей силы. Высвобождение работни-
|
Формирование рациональной кадровой структуры |
1.6. Изменение системы налогообложения |
Отток средств из
|
Завышение себестоимости
|
2. Право-
|
2.1. Принятие нормативных актов,
|
Необходимость
|
Добиться льгот по исчислению налогооблагаемых
|
2.2. Реестр монополистов |
Резкое увеличение
|
Лоббирование. Осторожная ассортиментная поли-
|
3. Политические
|
3.1. Ориентация на рыночное регулирование экономики
|
Возможность выбора сферы хозяйственной деятельности |
Изыскание новых направлений деятельности |
Ослабление дисциплины платежей и поставок |
Страхование поставок, стимулирование партнеров |
3.2. Снижение стабильности в обществе |
Увеличение вероятности социальных потрясений |
Страхование от политических рисков |
3.3. Проявление в органах государственной власти лобби от различных политических групп |
Влияние лобби на выработку политического курса и законотворчество |
Косвенное стимулирование участия в политике лиц, представляющих интересы предприятия. Активная политическая позиция руководства предприятия |
4. Международные
|
4.1. Либерализация внешнеэкономического сотрудничества
|
Возможность выхода на внешний рынок |
Получение международного сертификата на продукцию |
Приток зарубежных товаров-конкурентов |
Использование ценового преимущества, снижение издержек |
5. Социальные
|
5.1. Рост мобильности населения |
Отток работников в т. ч. с вредных и тяжелых производств |
Совершенствование системы стимулирования. Автоматизация и механизация труда |
Снижение уровня образования
|
Снижение трудовой дисциплины и возникновение конфликтов. Проблемы освоения новых технологий
|
Создание службы социально-психологической поддержки. Поддержание уровня вложений на профессиональную подготовку кадров |
6. НТП
|
6.1. НТП в сфере производства
|
Появление новых материалов, оборудования, технологии |
Дополнительные вложения в ноу-хау и обновление мощностей |
Сокращение сроков амортизации |
Увеличение объема амортизационных отчислений |
6.2. НТП в социальной сфере |
Рост уровня потребностей населения |
Маркетинг. Улучшение условий труда и быта работников предприятия |
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
|
ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ
|
Текущее законодательство на рынке
|
Экономическая ситуация и тенденции
|
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
|
Демография
|
Развитие конкурентных технологий
|
Отличие SWOT-анализа от PEST-анализа:
|
Силы, возможности
|
Слабости, угрозы
|
Внутренние
|
Внешние
|
Рынок старый |
Рынок новый |
Товар старый |
Поле А1: Исчерпывание возможностей рынка и товара |
Поле А2: Освоение новых рынков. Новая сегментация рынка |
Товар новый |
Поле Б1: Проникновение в незаполненные ниши с новыми или усовершенствованными изделиями |
Поле Б2: Диверсификация рынков и изделий |
Форма существующей фирмы |
Продукт малой фирмы |
Подобный продукт крупной фирмы |
Оригинальный |
Независимая от крупной фирмы (суверенитет) |
«Ложный гриб» (поле 1): Стратегия кооперации |
«Премудрый пескарь» (поле 2): Стратегия оптимального размера |
Связанная с крупной фирмой (симбиоз) |
«Хамелеон» (поле 4): Стратегия использования преимуществ крупных фирм |
«Жалящая пчела» (поле 3): Стратегия участия в продукте крупных фирм |
Темпы роста фирмы |
Темпы роста фирмы |
умеренные |
ускоренные |
умеренные |
Поле 1: стратегия сохранения |
Поле 2: стратегия поиска захватчика |
ускоренные |
Поле 3: стратегия выхода за рамки ниши |
Поле 4: стратегия лидерства в нише |
Темпы роста |
Степень диверсификации |
низкая |
средняя |
чрезмерная |
высокие |
Поле 1 |
средние |
Поле 2 |
низкие |
Поле 3 |
Доля рынка
|
Возможные стратегии
|
Вид стратегии единицы бизнеса
|
Рост |
Инвестирование |
"Звезды", "Проблемы" |
Удерживание |
"Снятие сливок" |
"Дойные коровы" |
Отступление |
Деинвестирование |
"Собаки", "Проблемы" |
14. Модель конкурентных сил Портера
Матрица конкурентного преимущества |
Возможные стратегии достижения и удержания конкурентного преимущества предприятия на рынке представлены на следующей матрице конкурентных преимуществ.
|
Новая матрица БКГ и внешних приобретений
22. Сегментация рынка - это разделение рынка на части (сегменты), каждая из которых характеризуется видами товаров или комплексами маркетинга, т.е. товарами, ценами, способами распространения товаров и стимулирования продажи. Сегменты рассчитаны на определённые группы покупателей, различающихся по интересам и возможностям покупок, т. е. сегментация обеспечивает структуризацию рынков по группам потенциальных покупателей и видам предназначенных для них товаров.
Характеристики |
Критерии |
* Среда |
-- Сектора промышленности
|
* Рабочие характеристики |
-- Применяемая технология
|
* Метод совершения закупки |
-- Наличие центра закупки
|
* Ситуационные факторы |
-- Срочность выполнения заказа
|
* Личные качества покупателя |
-- Особенности характера |
Перспективы прибыли |
Прирост отдачи капвложений |
Позиция на рынке |
Политика капвложений |
+ |
+ |
улучшить, сохранить |
Инвестировать |
+ |
0 |
сохранить, расширить |
реинвестировать
|
+ |
- |
пустить на самотек |
Извлечь максимальную выгоду |
0 |
- |
уходить медленно |
Ликвидировать активы |
- |
- |
уходить быстро |
- |
Переменные, характеризующие конкурентоспособность предприятия (ось X) |
Переменные характеризующие привлекательность отрасли (ось Y) |
Относительная доля рынка Охват дистрибьюторской сети Эффективность дистрибьюторской сети Технологические навыки Ширина и глубина товарной линии Оборудование и месторасположение Эффективность производства Кривая опыта Производственные запасы Качество продукции Научно-исследовательский потенциал Экономия масштаба производства Послепродажное обслуживание Кадры |
Темпы роста отрасли Относительная отраслевая норма прибыли Цена покупателя Приверженность покупателя торговой марке Значимость конкурентного упреждения Относительная стабильность отраслевой нормы прибыли Технологические барьеры для входа в отрасль Значение договорной дисциплины в отрасли Влияние поставщиков в отрасли Влияние государства в отрасли Уровень использования отраслевых мощностей Заменяемость продукта Имидж отрасли в обществе Перспективы развития |
Широкий канал
|
Узкий канал
|
Тип продукта |
Товар повседневного спроса |
Специальный товар |
Стадия жизненного цикла |
Стадия зрелости |
Новый продукт |
Цена продукта |
Низкая |
Высокая |
Приверженность к торговой марке |
Высокая |
Низкая |
Частота покупки |
Высокая |
Низкая |
Уникальность продукта |
Стандартный |
Уникальный |
Способ продажи |
Самообслуживание |
Персональные продажи |
Техническая сложность |
Низкая |
Высокая |
Вспомогательные услуги |
Незначительное количество |
Значительное количество |
Тип контроля
|
Кто отвечает
|
Цель контроля
|
Контроль ежегодных планов
|
Высшее руководство, менеджеры среднего звена |
Достигаются ли запланированные результаты по направлениям:
|
Контроль прибыльности
|
Маркетинговый инспектор |
Определить, куда идут и где теряются деньги компании. Оценивается прибыльность по:
|
Контроль эффективности
|
Линейные и функциональные менеджеры, маркетинговый инспектор |
Оценить и улучшить эффективность расходования средств и анализ маркетинговых расходов по направлениям:
|
Стратегический контроль
|
Высшее руководство, маркетинговый аудитор |
Выяснить, использует ли компания свои максимальные возможности на рынках и по каналам распределения с помощью инструментов:
|
Срез |
Содержание |
Основные вопросы |
Кадровый срез |
взаимодействие менеджеров и сотрудников;
|
какой стиль управления использует руководство?
|
Организационный срез |
коммуникационные процессы;
|
Четко ли распределены в фирме права и обязанности?
|
Операционный срез |
создание основных и дополнительных товаров и услуг;
|
Соответствуют ли технологии и оборудование конкурентным требованиям сегодняшнего дня? Являются ли они современными или морально устарели?
|
Маркетинговый срез |
Включает 4Р маркетинга (для сферы услуг — 7Р): товар, цены, место, продвижение и т.д. |
Что является сильными и слабыми сторонами товаров и услуг фирмы?
|
Финансовый срез |
поддержание ликвидности;
|
Каковы тенденции в изменении финансовых показателей фирмы?
|
Организационная культура |
коммуникационная система и язык общения;
|
Осознание себя и своего места в фирме;
|
Методы определения затрат на маркетинг
Организационная структура службы маркетинга
Особенность маркетингового подхода к ценообразованию
Терехов А.А |
Важное значение ценообразования как экономического инструмента состоит в том, что оно непосредственно влияет на характер извлечения дохода (прибыли) по результатам рыночной активности предпринимателей. С другой стороны, существенно, какая концепция ценообразования закладывается в основу отдельного бизнеса, на каких принципах и с какой аргументацией строится содержательная часть подобной активности рыночного агента.
|
Системы и стратегии распределения продукции
Фирма производитель в основном использует три стратегии распределения продукции:
1) Стратегия интенсивного распределения, когда фирма производитель заинтересована в максимальном числе возможных посредников при реализации своей продукции на конкурентном рынке, при этом к посредникам практически не предъявляют каких либо особых требований. В основном эта стратегия применяется к товарам повседневного спроса.
2) Стратегия селективного распределения, когда фирма реализует свою продукцию на конкретном рынке через ограниченное число посредников, предварительно отобранных в соответствии с требованиями фирмы. Эти требования могут касаться репутации фирмы (посредника), финансового положения посредника, положение посредника на рынке и т.д.
3) Стратегия распределения продукции на правах исключительности, когда фирма доверяет распределение своей продукции на конкретном рынке единственному посреднику в полной мере отвечающие ее требованию.
49. Стратегия роста фирмы:
1) интенсивный рост
заключается в увеличении V пр-ва за счет более эффективного использования имеющихся у фирмы ресурсов, т.е. максимальное использование резервов.
2) Интеграционный рост
Применение данной стратегии обосновано в случаях когда:
1) у сферы деятельности прочные позиции на данном рынке
2) фирма может получить дополнительные выгоды за счет перемещения в рамках отрасли назад, вперед или по горизонтали
3) Регрессивная интеграция
Заключается в попытки фирмы заполучить во владение или поставить под более жесткий контроль своих поставщиков
Прогрессивная интеграция –«- систему распределения
Горизонтальная интеграция –«- ряд предприятий конкурентов.
3) Диверсификационный рост:
1) концентрическая диверсификация
2) горизонтальная диверсификация
3) конгломератная диверсификация
содержание ..
172
173
174 ..
|
|