Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  571  572  573   ..

 

 

Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия ОАО "Горизонт"

Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия ОАО "Горизонт"

Тема дипломного проекта: “Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия (на примере ОАО «Горизонт»)”

Производственное республиканское унитарное предприятие «НПК Сигнал». Область специализации научно-призводственного комплекса – исследование, разработка и производство электронных материалов, компонентов и устройств для телевизоров и радиоаппаратуры. НПК «Сигнал» обладает высокими технологиями, которые позволяют выпускать изделия высокого качества:

Техно-торговый центр «Горизонт». Центр осуществляет гарантийное и послегарантийное обслуживание продукции марки «Горизонт. Одна из основных задач центра – организация сервисного обслуживания и контроль за его осуществлением во всех регионах, где продается продукция объединения. Располагая собственной современной технической базой, центр осуществляет гарантийное и послегарантийное обслуживание продукции на территории города Минска и Минской области. Наличие широкой сети сервисных центров позволяет ОАО «Горизонт» обеспечивать высококачественное обслуживание своей техники во всех регионах реализации.

2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год (план)
3 новыхкорпуса:37, 51, 63 см 2 новыхкорпуса:54, 63 см 2 новыхкорпуса:51, 70 см 7 новыхкорпусов:37, 51, 54 см 5 новых корпусов:51, 54 см
Страны Темпы роста к предыдущему, 2008 году, %
Россия 159,2
Украина 109,00
Латвия 181,60
Наименования показателя 2007 2008 2009
Выручка (нетто) от реализации 234685 176436 116721
Темп роста выручки, % 139 75 66
Себестоимость реализации 228026 174521 152109
Рентабельность реализованной продукции, % 0,01 -2,19 -27,6
Прибыль (убыток) от реализации 6659 1915 -35388
Рентабельность продаж , % 0,01 -2,16 -36,03
Среднесписочная численность ППП (человек) 1635 1672 1730
Объем товарной продукции (млн. р.) 127897 129635 130931
Прибыль (убыток) отчетного периода 4091 -1261 -39557
Чистая прибыль (без налогов) 15 -3815 -42052
Объем товарной продукции (млн. р.) 125987 129635 130931
Среднесписочная численность (чел) 2154 2137 1635
Производительность труда (млн. р.) 58,5 60,7 80,1
Чистый доход от реализации продукции 15,0 -3815,0 -42052
Рентабельность реализованной продукции, % 0,01 -2,19 -27,6

3.

2007 2008 2009
Штук. млн. р. Штук. млн. р. Штук. млн. р.
Телевизоры, всего 692310 187981 423152 106907 260522 72541
Телевизоры цветные 691928 187943 423152 106907 260522 72541
Телевизоры черно-белые 382 38 - - - -
DVD-проигрыватели 7294 1067 36701 4792 52033 5754
Радиоприемники 2239 118 - - 163 5
СВЧ-печи 4316 532 54481 7 95 43878 6013
Пылесосы 29585 2541 19336 1632
Мониторы 8 463 4344 16142 7745
Кондиционеры 509 252
МР3-плееры 1691 136
Марка Спонтанное знание марки (% от числа опрошенных) Марки домашних телевизоров (% от числа опрошенных) Предпочитаемые марки для следующей покупки телевизора (% от числа опрошенных)
Sony 65 10 25
Panasonic 59 10 15
Samsung 45 15 13
LG 25 8 9
Philips 21 4 5
Горизонт 17 8 1
Рекорд 13 5 2
Funai 12 5 1
Sharp 10 5 2
Рубин 9 5 2
Toshiba 8 3 2
JVC 8 3 2
Hitachi 8 3 1
Daewoo 8 3 2
Витязь 5 2 1

3.2 Совершенствование структуры портфеля заказов

Прежде всего необходимо отметить существующее положение предприятия. В среднем ежемесячный выпуск телевизоров составляет 30 тысяч. Предприятие активно изучает спрос потребителей и их потребности и стремится к производству такого телевизора, который бы в полной мере удовлетворял их. Но для этого необходимы средства. Предприятие не может продавать себе в убыток, а характер рынка Таможенного союза можно определить как откровенно контрабандный. Имеется в виду то, что мелкие производители «помогают» предприятию подрывать продажи, устанавливая более низкие цены. И предприятию приходится продавать телевизоры по цене ниже себестоимости. Это все не дает в полной мере развернуться, лишает ОАО «Горизонт» возможности обновлять технологию, закупать новое оборудование, а, следовательно, предлагать покупателям новые модели телевизоров.

Предприятию стоит подумать о создании крупной промышленной компании на базе ОАО «Горизонт», ОАО «Витязь» и других предприятий. Мировая практика показывает, а в частности опыт работы всемирно известных компаний, производящих телевизионную технику, что мощным конгломератам легче выживать в конкурентной борьбе. В качестве примера можно привести Daewoo. Он включает 11 предприятий, выпускающих не только теле-, видео- и аудиотехнику, но и бытовую, осветительные приборы, легковые и грузовые автомобили, медицинскую аппаратуру и даже грузовые суда. Ведь основной закон маркетинга гласит, что прибыль от одного вида продукции не может быть постоянно высокой. Неизбежны взлеты и падения. Продавая продукцию нескольких видов, маркетологи лучше используют конъюнктуру рынка, добиваются получения наивысшей прибыли. Нынешний «Завод Горизонт» владеет технологиями производства печатных плат, литья пластмасс, цветных металлов, монтажа, сборки. Если развить эти базовые технологии, можно было бы организовать выпуск еще целого ряда продукции. И тем самым укрепить не только финансовые позиции объединения, но и способствовать стабилизации экономики страны.

Отечественным производителям телевизоров приходится не просто выживать, а отчаянно бороться за свое место под солнцем. И накал этой битвы усиливается по мере того, как «Горизонт» и «Витязь» набирают обороты, отвоевывая регион за регионом потерянных некогда рынков сбыта. В Беларуси эта проблема уже решена: в 2007 году из 20 купленных белорусами телевизоров только один был импортным. По совокупности параметров – цена, качество, функциональные параметры, ремонтопригодность – отечественный покупатель отдал предпочтение «Горизонту».

На рынке СНГ, и прежде всего России, ситуация остается чрезвычайно сложной. Цены на телевизоры самых массовых моделей за последние два-три года упали практически в два раза. Ценовая разница между отечественными и импортными телевизорами на сегодняшний день составляет не несколько десятков, а буквально считанные доллары. И тем не менее уже более 60продукции идет на экспорт именно в эти страны. Продукция выдерживает конкуренцию. Очевидно, что наряду со многими другими преимуществами, главным козырем будет оставаться более низкая цена по сравнению с конкурентами.

Ценообразованию должно придаваться особое значение. Рынок диктует свой жесткий, но справедливый закон: цена должна быть такой, чтобы телевизор можно было продать. И не просто продать, а с прибылью.

Принимая во внимание тот факт, что начиная с 2006 года производство телевизоров увеличивается, на 2010 год запланировано выпустить почти 400 тысяч телевизоров (в 2006 году выпуск составил чуть более 50 тысяч), можно сделать вывод, что продукция пользуется спросом. А подтверждением этому служит постоянный рост объемов экспорта – в 2007 году объем экспорта составил более 180 тысяч телевизоров. Отсюда видна простая истина: если бы продукция не пользовалась спросом не увеличивались бы эти показатели.

Также, на мой взгляд, объединению следует подумать над увеличением объемов выпуска аудиотехники. По техническим данным аудиосистемы «Горизонт» ничем не уступают аналогичной продукции других производителей. А если учесть, что продвижение аудиотехники будет легче по сравнению с продвижением телевизоров, то за этой продукцией большое будущее. И если принять во внимание предложение по созданию крупной промышленной компании, то эти аудиосистемы могут быть оснащены в большей степени отечественными комплектующими, что в свою очередь обязательно скажется на стоимости.


3.3 Совершенствование ценовой политики

Ценовая политика должна способствовать более обоснованному решению задач:

- Обеспечение гибкости в установлении и изменении уровня цен;

- Установление приемлемой цены на новые товары;

- Своевременная реакция на изменение цен конкурентами;

- Своевременный учет в цене изменений внутренней и внешней среды маркетинга;

- Своевременный учет в цене изменений в реализации политики распределения, товарной политики и политики продвижения;

- Своевременный учет временного фактора при формировании цены на разных этапах жизненного цикла товара.

Эти задачи могут быть решены на более высоком уровне, если воспользоваться услугами Интернет. Более высокий уровень обоснованности маркетинговых решений в области ценовой политики может быть обеспечен потому, что сервисы Интернет позволяют получить дополнительную информацию о товарах и ценовой политике фирм-конкурентов. В частности, на серверах фирм-конкурентов можно найти сведения о предлагаемых аналогичных товарах, их ценах, возможных скидках, гарантиях, существующем сервисном обслуживании. Иными словами, можно получить информацию, характеризующую ценовую политику конкурентов. Помимо использования уже имеющейся в сети информации, интересующей маркетологов с точки зрения реализации ценовой политики, всегда есть возможность получить первичную информацию, то есть провести полевые исследования цен.

В настоящее время на объединении применяется затратный метод установления цен, который предполагает, ориентацию именно на затраты. Использование данного метода позволяет установить такие цены, при которых возмещаются издержки, и предприятие получает некоторую прибыль. Хотя затратный метод ценообразования и не может быть единственным инструментом установления цены, его использование широко распространено и имеет ряд преимуществ. Во-первых, гораздо проще определить собственные издержки, чем определить чувствительность потенциальных покупателей к цене. Во-вторых, если все предприятия отрасли используют этот метод, то их цены примерно одинаковы, что уменьшает ценовую конкуренцию. Вместе с тем этот метод имеет и недостатки. Основными из них являются не учет состояния спроса и наличие конкуренции.

Методы которые мы предлагаем для совершенствования ценовой политики:

1) Для учета состояния спроса метод определения цены с ориентацией на спрос. В этом методе первостепенное значение придается исследованию спроса и предложения. В данном случае нет непосредственной связи между уровнем цены и затратами на единицу товара. Но предприятию придется считаться с нижней границей цены, установленной с учетом затрат и являющейся определенным ограничительным фактором расчета базового уровня цены. Основным фактором при установлении цены с ориентацией на спрос является чувствительность покупателей к цене. Такую чувствительность к цене непосредственно характеризует эластичность, знание которой позволяет в принципе рассчитать уровень спроса для различных уровней цен и на этой основе определить наилучшую цену продаж.

2) Еще одним из предлагаемых методов установления цены может стать метод определения цены с ориентацией на уровень конкуренции. При использовании данного метода первостепенное значение отдается учету уровня цен аналогичных товаров, предлагаемых конкурентами. Ориентируясь на уровень цен конкурентов можно установить цену на товар равную, чуть ниже или выше цены аналогичных товаров. Устанавливая соответствующую цену на товар, предприятие не ставит ее в непосредственную зависимость от величины затрат и уровня спроса. Поэтому если даже затраты фирмы на производство единицы товара изменились или изменился спрос на данный товар, а уровень цен на аналогичные товары конкурентов остался прежним, то и предприятию не следует менять цену на свой товар. И, наоборот, следует изменять цену, если конкуренты изменили цену, хотя затраты на единицу и уровень спроса остались прежними.

ОАО «Горизонт» до 2007 года экспортировало свою продукцию в страны Восточной и Западной Европы, страны Африки, Пакистан, Афганистан. В 2007, 2008 годах экспорт телевизоров в страны дальнего зарубежья составлял 130000 шт. Подробно разрабатывались планы экспорта телевизионной аппаратуры, планы поступления валютных средств от экспорта (с учетом регионов).

Мировые цены на телевизионную аппаратуру, близкую по классу к телевизорам «Горизонт» отличаются стабильностью. В среднем, отпускная цена телевизоров среднего класса колеблется в пределах 160 - 180 долларов США. Себестоимость телевизоров «Горизонт» превышает эту величину, и экспорт телевизоров в страны дальнего зарубежья становится убыточным для предприятия. В связи с высокой себестоимостью продукции и с учетом динамики мировых цен на телевизионную продукцию, руководство предприятия пришло к выводу о невыгодности экспорта в страны дальнего зарубежья. С 2008 года экспорт телевизионной продукции осуществляется только в страны ближнего зарубежья.

При гибкой ценовой (цены ниже на 20-30 %) и маркетинговой политике (налаженный сервис, его высокое качество и надежность, целенаправленная реклама, внедрение новых моделей) телевизоры «Горизонт» станут более привлекательными для потребителей не только в Республике Беларусь и странах СНГ, но и за их пределами.

Телевизоры, близкие по функциональным возможностям и размерам экрана к телевизорам «Горизонт», дороже в один-два раза. Более современные и функционально насыщенные телевизоры престижных фирм имеют цену в 1000 – 2000 долларов США. Анализ рынка показывает, что телевизоры «Горизонт» не составляют конкуренцию дорогим, престижным импортным моделям.

Кроме телевизоров так называемой «желтой сборки», как на мировом рынке, так и на рынке СНГ определенную нишу занимают телевизоры более высокого класса, чем «Горизонт». Их приблизительный список приведен в таблице 16.

Таблица 16

Импортные телевизоры классом выше телевизоров «Горизонт»

Уровень дохода Население со средним уровнем дохода и доходом выше среднего
Социальный статус Работники нижнего и среднего звена государственных предприятий и частных фирм

Демографические

Возраст От 25 до 60 лет
Пол Преимущественно мужской
Семейное положение Преимущественно семейные люди
Жизненный стиль Покупатель, ведущий размеренный, спокойный образ жизни
Модель телевизора Размер экрана, см

Цена,

долл. США

Примечания
MITSUBISHI- 21M2 54 360 плоский кинескоп с повышенной контрастностью
PHILIPS 21GX565/R 54 390 плоский кинескоп с повышенной контрастностью
PHILIPS 25 PT 450A 63 675 стерео, телетекст
SONY 2100K 54 440 плоский кинескоп с повышенной контрастностью
SONY 2181D 54 930 стерео, телетекст
SONY 2541 63 1530 16:9, графический эквалайзер, стереозвук.
SONY 2561D 63 1866 16:9, 100 Гц, PIP, TXT, стерео.
METZ ELBA-STM 25 63 708 TXT, стерео, деревянный корпус.

Однако многие конкуренты на рынке СНГ проигрывают телевизорам «Горизонт» в том, что они не имеют такой развитой сбытовой сети, сети послепродажного обслуживания и солидной научной базы уровня НИИ ЦТ «Горизонт». НИИ ЦТ «Горизонт» разработало аппараты со стереозвуком, встроенным спутниковым тюнером, модулем PIP (кадр в кадре), полностью отвечающие тенденции развития мирового телевизионного производства и не имеющие аналогов в СНГ.

При оснащении телевизоров новейшими достижениями техники, используя современный дизайн и качественные кинескопы, при более низких ценах и хорошо организованном сервисе, телевизоры марки «Горизонт» смогут составить серьезную конкуренцию импортным телевизорам даже на рынке престижных телевизоров. Для совершенствования проектных решений ценовой политики предлагаем.

Провести маркетинговых исследований в сети Интернет увеличивает загруженность работников службы маркетинга. Для этих целей необходимо выделить одного работающего с навыками работы в Internet и материально поощрить его (увеличив заработную плату на 10 %), поскольку он будет выполнять эту работу в дополнение к своим основным обязанностям.

Объединение имеет необходимое оборудование для доступа в сеть. Увеличение времени работы в сети на три часа в день ведет к дополнительным расходам, связанным со стоимостью времени нахождения в Интернет.

Затраты составят:

1. Увеличение заработной платы работника на 10 %:

300$/мес * 0,1 * 12 мес = 360$/год

2. Подоходный налог:

(360-100) $/год * 0,12 = 31$/год

3. Стоимость времени нахождения в сети:

4час * 22дн * 12мес * 0,25$ = 264 долл. США

Итого: 655$/год

3.4 Совершенствование программного обеспечения маркетинга

В современных условиях успешно функционировать и динамично развиваться могут только те фирмы, руководство и специалисты которых располагают полной и достоверной информацией по всем направлениям предпринимательской деятельности. Решить эту проблему можно за счет создания системы маркетинговой информации, используя:

- Внутреннюю отчетность предприятия, характеризующую показатели продаж, закупок, величину издержек, объемы материальных запасов, а также включающую данные о движении оборотных средств, о дебиторской и кредиторской задолженности;

- Внешнюю текущую информацию о событиях, происходящих в предпринимательской среде;

- Маркетинговые исследования, призванные обеспечить сбор информации, актуальной с точки зрения стоящей перед предприятием конкретной проблемы;

- Результаты анализа маркетинговой информации, содержащие конкретные предложения по принятию необходимых управленческих решений.

При рассмотрении информационного обеспечения процесса управления предприятием следует обратить внимание на такую составную часть, как информационная база, которая содержит сведения о микро- и макросреде маркетинга. Источниками такой информации, например, в Республике Беларусь, являются материалы:

- Государственных органов управления;

- Органов государственной статистической отчетности;

- Бюджетов населения, составляемых региональными органами статистики;

- Министерств и ведомств;

- Предприятий;

- Научно-исследовательских организаций и вузов;

- Бирж, аукционов, торгов;

- Специальных наблюдений.

Среди материалов государственных органов управления важное значение имеют указы Президента Республики Беларуси, законодательные акты, постановления Совета Министров, решения Национального банка и министерств и ведомств, призванные изменить объем и структуру производства, уровень доходов населения и цен на товары.

Особенно важное значение при создании информационной базы имеет использование данных государственной статистики. Они направляются предприятиями всех отраслей и форм собственности районным органам государственной статистики, которые в свою очередь представляют соответствующие сводные статистические данные в областные органы, а последние обобщают их и передают в Министерство статистики и анализа.

Большое значение для создания информационной базы маркетинга имеют и данные исследований доходов и расходов отдельных семей, проводимых органами государственной статистики. Эти данные являются, по существу, единственной информационной базой оценки и распределения населения по группам в зависимости от доходов на одного члена семьи.

Наряду с указанной выше информацией при создании информационной базы предприятия желательно учитывать данные, содержащиеся в статистических материалах различных ведомств и организаций, знакомиться с научными отчетами о решении различных проблем, составленными научно-исследовательскими организациями и вузами. Кроме того, целесообразно изучать переписку между промышленными и торговыми предприятиями, материалы бирж, аукционов и торгов, а также вести специальные наблюдения за рынком.

Развитие компьютерной техники также позволило фирмам создавать базы данных – организованных массивов соответствующих сведений. Такие базы данных могут быть созданы о покупателях, товарах, поставщиках, посредниках.

Первостепенное значение придается созданию баз данных о покупателях – массив подробных сведений об отдельных существующих и потенциальных покупателях товаров. Базы данных, как правило, содержат данные о географических, демографических, социально-экономических и национально-культурных особенностях потребителей, а также сведения, характеризующие их возможное поведение с учетом этих особенностей.

Благодаря развитию компьютерной техники появилась возможность создавать большие сложные базы данных, включающие достаточно полную информацию о покупателях и потребителях товаров.

С помощью базы данных о покупателях предприятие устанавливает с ними и постоянно развивает непосредственные связи, направленные на более полное удовлетворение конкретных потребностей потребителей. С этой целью оно может провести обоснованное сегментирование рынка и сформировать отдельные группы потребителей, направлять им соответствующие предложения, учитывающие их запросы.

Таким образом, имеется довольно много источников, которые каждое предприятие может использовать при создании информационной базы маркетинга. Кроме того, эта база может быть пополнена информацией, получаемой благодаря проведению различных маркетинговых исследований. Реализация маркетинга с использованием баз данных позволяет наиболее обоснованно определять целевой рынок, своевременно организовывать производство необходимых товаров, совершенствовать систему распределения. Базы данных позволяют расширять контакты с потребителями, своевременно изменять способы доставки и систему оплаты поставляемых товаров и оказываемых услуг. Все это, в конечном счете, приводит к более полному учету потребностей конкретных потребителей.

Предполагаем, внедрить методику анализа мнения потребителей, вероятностей покупки и установления зависимостей спроса и предложения. Для внедрения этого мероприятия необходимо разработать соответствующее программное обеспечение. Эту задачу следует поручить программистам и маркетологам. По экспертным оценкам программистов затраты на разработку составят 1000 долл. СЩА.

Реализация вышеперечисленных предложений в области маркетинговых исследований увеличит объем входящей маркетинговой информации, даст более точное представление мнения потребителей о предприятии и его продукции, привлечет внимание к торговой марке. В целом, это будет способствовать уменьшению степени риска производства товаров, не отвечающих требованиям потребителей.

Специалисты считают, что порядка 2–3 % годовой выручки предприятие недополучает в результате выпуска продукции, не отвечающей запросам потребителей. Проведением дополнительных маркетинговых исследований проводится профилактика риска. По данным статистики, профилактика уменьшает плотность риска в три раза. Результаты расчета представлены в таблице 17.

Таблица 17

Определение величины недополучаемой выручки

Прогноз Прибыль от реализа-ции за 2008г, долларов США Выручка, недополучае-мая предприятием, % Выручка, недополучае-мая предприятием, долларов США Величина недополучае-мой выручки после профилактики риска, долларов США
Оптимистичес-кий 1915000 2 300 12800
Пессимистичес-кий 1915000 3 57500 19100

Таким образом, проведение мероприятий обеспечит уменьшение недополучаемой годовой выручки на 25,5 тысяч долларов США (c 38,3 тысяч долларов США до 12,8 тысяч долларов США).

Все расходы, связанные с моими экономическими предложениями приведены в таблице 18.


Таблица 18

Расходы, связанные с проведением предлагаемых мероприятий

Показатель Года реализации проекта
1 2 3
Количество работников 4 4 4
Расходы, долларов США:
Заработная плата 8419 8419 8419

Расходные материалы (фирменная одежда, анкеты, канцелярские принадлежности)

2970 2970 2970
Поддержка и ремонт локальной сети 1000 1000 1000
Затраты, связанные с Интернет 264 264 264
Итого 12653 12653 12653

В результате у нас получилось:

На осуществление всех маркетинговых исследовании должно быть затрачено 12 653доллара.

При этом, эффективность мероприятий, которые позволяют нам снизить уровень риска невостребованной выпускаемой продукции, составит 25500 долларов.

При помощи математического вычисления у нас получается:

25500 долларов-12653 долларов=12937 долларов.

В итоге, после проведения всех маркетинговых исследований получается, что эффект от предложенных мероприятий составит 12937 долларов.

3.5 Совершенствование технологического процесса изготовления печатной платы блока электронного

3.5.1 Классификация печатных плат

Различают следующие виды печатных плат по конструкторскому исполнению:

1.Односторонние печатные платы.

1.1) Платы на плоском слоистом диэлектрике.

1.2) Платы на рельефном литом диэлектрике.

1.3) Платы без металлизации отверстий.

1.4) Платы с металлизацией отверстий.

Эти платы более надежны в эксплуатации т.к. обеспечивается лучшее сцепление навесных ИМС и ЭРЭ с печатными проводниками и с основной платой.

2. Двухсторонние печатные платы

2.1) Платы на диэлектрическом основании

2.2) Платы на металлической подложке.

Они применяются тогда, когда нужно обеспечить отвод тепла при размещении на плате тепловыделяющих ЭРЭ, полупроводниковых приборов и ИМС большей мощности.

3. Многослойные печатные платы – это платы, которые состоят из чередующихся слоёв изоляционного материала и проводящего рисунка. Рисунок соединяется между собой прокладками в монолитную структуру путём прессования.

3.1) Платы на слоистых пластиках.

3.2) Платы на керамическом основании. На эти платы методом трафаретной печати наносят проводники. При температуре около 700 0 С происходит вжигание проводников и резисторов в основание, предварительно обожженное при температуре 1600 0 С. В результате получается прочная, керамическая, химически инертная монолитная структура со стабильными параметрами и относительно высокой теплопроводностью.

3.3)Платы без межслойных соединений.

3.4) Платы с межслойными соединениями.

4. Гибкие печатные платы.

4.1) Гибкие платы используются в конструкциях, где подвергаются постоянному или периодическому воздействию напряжения изгиба. Поэтому одна из важнейших характеристик гибких печатных плат – высокая устойчивость диэлектрических материалов к механическим воздействиям, т.е к отслоению печатных проводников от основания.

4.2) Гибкие шлейфы и кабели.

5. Проводные печатные платы.

5.1) Платы с печатным рисунком

3.4.1.1 Методы конструирования печатных плат

Выделяют следующие методы конструирования ПП:

1). Ручной метод.

2) Полуавтоматизированный метод.

3) Автоматизированный метод.

При ручном методе размещение изделий электронной техники на печатной плате и трассировку печатных проводников осуществляет конструктор. Этот метод обеспечивает оптимальное распределение проводящего рисунка.

Порядок организации работ при ручном методе:

Принципиально-электрическая схема разбивается на функционально связанные группы и производится размещение навесных элементов в каждой этой группе. Группа элементов, имеющая наибольшее количество связей с уже размещенной группой навесных элементов размещается рядом и т.д.

Полуавтоматизированный метод предполагает размещение навесных изделий электронной техники с помощью ЭВМ и ручная трассировка, или ручное размещение изделий электронной техники и автоматизированная трассировка. Этот метод обеспечивает более высокую производительность в сравнении с ручным методом.

Автоматизированный метод предусматривает кодирование исходных данных, размещение навесных элементов и трассировку печатных проводников с использованием ЭВМ. Допускается доработка отдельных соединений вручную.

Ограничения при проектировании:

1) размещение массивных элементов на поверхности печатной платы: особенно учитывается при предполагаемой эксплуатации изделия в условиях механических воздействий;

2) размещение тепловыделяющих элементов: их следует размещать вдали от элементов, которые чувствительны к теплу и могут изменять свои параметры при изменении температуры;

3) обеспечение электромагнитной совместимости элемента: близкое размещение отдельных элементов может создать возникновение емкостной или индуктивной связи между ними, а эти связи принципиальной схемой не предусмотрены. Эти различия нарушают работоспособность устройства, и вместо усилителя мы можем получить, например, генератор [7].

3.5.2 Основные требования к печатным платам

Координатная сетка определяет размещение навесных и печатных элементов на плате, а также требования к техническому оборудованию, оснастке и контрольно испытательной аппаратуре. Рекомендуется разрабатывать платы прямоугольной формы.

Толщина печатной платы соответствует толщине фольгированых диэлектриков и в большинстве случаев не превышает 3 мм. По периферии печатной платы располагаются выемки и пазы, контуры которых необходимо совмещать с линиями координатной сетки. Все центры монтажных, переходных и крепежных отверстий следует располагать в узлах координатной сетки. Если в конструкции элемента отсутствуют выводы расстояния, между которыми кратно шагу координатной сетки, то в узлы сетки располагают центр одного, принятого за основание. Отверстия на печатной плате располагают так, чтобы минимальное расстояние между внешним контуром платы и краем отверстия было не менее толщины платы.

Переходным элементом к печатному проводнику является контактная площадка. Минимальные размеры контактных площадок определяются исходя из номинального диаметра отверстия. Одним из элементов конструкции печатной платы является ширина печатных проводников, которые определяются следующими основными параметрами:

1) допустимой токовой нагрузки;

2) допустимой температурой нагрева;

3) толщиной печати проводников;

4) разрешающей способностью технологией изготовления печатных плат.

На чертеже печатной платы отверстия показывают упрощения одной окружностью без окружности и контактной площадки. Отверстия диаметром 0.8 мм используют как монтажное и переходное наиболее часто. Это отверстие должно быть незачерненным.

Проводники шириной менее 2,5 мм изображают сплошной основной линией, которая является осью симметрии проводника. Действительная ширина проводника оговаривается в технических требованиях. Проводники шириной более 2-2,5 мм изображают двумя линиями. Их либо располагают симметрично координатной сетке, штрихуют и подставляют к сетке. А если он совпадает с координатной сеткой, то штрихуется, но размер не ставится [12].

3.5.3 Материалы, применяемые для изготовления печатных плат

Материалы для изготовления плат выбирают по ГОСТ 10316- 78.

Для ПП, предназначенных для эксплуатации в условиях первой и второй группы жёсткости, по ГОСТ 23752-79 рекомендуется применять материалы на основе бумаги.

Физико-механические свойства материалов должны удовлетворять установленным техническим условиям (ТУ) и обеспечить качественное изготовление ПП в соответствии с типовыми ТП. Для изготовления плат применяют слоистые пластинки - фольгированные диэлектрики. Слоистые пластинки должны обладать высокой химической и термической стойкостью, влагопоглощением не более 0,2 - 0,8 % , выдерживать термоудар в течение 5-20с. Однако с развитием аддитивной технологии применяются и нефольгированные диэлектрики. Исходными материалами для изготовления фольгированных диэлектриков являются: наполнитель, пропиточные смолы, адгезивы, катализирующие добавки и металлическая фольга.

В качестве основы в слоистых пластиках используют гетинакс, представляющий собой спрессованные слои электроизоляционной бумаги, пропитанные фенольной смолой, стеклотекстолиты – спрессованные слои стеклоткани, пропитанные эпоксифенольной смолой, фольгированный диэлектрик (тонкий, для МПП, для микроэлектроники), фторопласт (фольгированный, армированный), сталь эмалированная и другие материалы.

В данном курсовом проекте в качестве материала ПП был взят гетинакс. Рассмотрим более подробно его свойства, преимущества и недостатки, а также некоторые особенности других материалов.

Гетинакс, обладая удовлетворительными электроизоляционными свойствами в нормальных климатических условиях, хорошей обрабатываемостью и низкой стоимостью, нашёл применение в производстве бытовой РЭА. Для ПП, эксплуатируемых в сложных климатических условиях с широким диапазоном рабочих температур (от -60 0 С до +180 0 С) в составе электронно-вычислительной аппаратуры, техники связи, измерительной техники, применяют более дорогие стеклотекстолиты. Они отличаются широким диапазоном рабочих температур, низким (0,2-0,8 %) водопоглощением, высокими значениями объёмного и поверхностного сопротивлений, стойкостью к короблению.

Для изготовления фольгированных диэлектриков используется в основном электролитическая медная фольга, одна сторона которой должна иметь гладкую поверхность для обеспечения точного воспроизведения печатной схемы, а другая должна быть шероховатой с высотой микронеровностей не менее 3 мкм для хорошей адгезии к диэлектрику. Для этого фольгу подвергают оксидированию электрохимическим путём в растворе едкого натра. Фольгирование диэлектриков осуществляют прессованием при температуре 160-180 0 С и давлении 5-15 МПА.

Керамические материалы характеризуются высокой механической прочностью, которая незначительно изменяется в диапазоне температур 20-700 С, стабильностью электрических и геометрических параметров, низкими (до 0,2 %) водопоглощением и газовыделением при нагреве в вакууме. Недостатки керамических материалов: являются хрупкими и имеют высокую стоимость.

В качестве металлической основы плат используют сталь и алюминий. На стальных основаниях изолирование токоподводящих участков осуществляют с помощью специальных эмалей, в состав которых входят оксиды магния, кальция, кремния, бора, алюминия или их смеси. Плёнку наносят на основание путём прокатки между вальцами с последующим вжиганием [14].

3.5.4 Методы изготовления печатных плат

Заготовки печатных плат (ПП) рекомендуется изготовлять вырубкой или отрезкой. Фиксирующие, технологические, металлизированные и монтажные отверстия рекомендуется получать пробивкой или сверлением. Гидроабразивная очистка поверхности заготовок и металлизированных отверстий в ДПП и МПП позволяет осуществить качественную подготовку поверхности под металлизацию. Подготовка поверхности заготовок под нанесение фоторезиста или защитной краски осуществляется абразивной зачисткой. Для обработки контура ПП в зависимости от требований к обрабатываемой поверхности следует применять штамповку, обрезку на гильотинных ножницах, обработку алмазным кругом или фрезерование.

В зависимости от исходных материалов выбирают вид механической обработки при изготовлении ПП.

Методы изготовления плат разделяют на три группы: субтрактивные, аддитивные и последовательного наращивания.

При субтрактивных методах проводящий рисунок образуется путем удаления фольги с незащищенных участков поверхности. Для этого на фольгированный диэлектрик наносится рисунок схемы, а незащищенные участки фольги стравливаются. Дополнительная химико-гальваническая металлизация монтажных отверстий позволяет получать двусторонние платы комбинированными методами. К недостаткам субтрактивного химического метода относятся значительный расход меди и наличие бокового подтравливания элементов печатных проводников, что уменьшает адгезию фольги к основанию.

Указанного недостатка лишен аддитивный метод изготовления ПП, основанный на избирательном осаждении химической меди на нефольгированный диэлектрик. При этом используют диэлектрик с введенным в его состав катализатором и адгезивным слоем на поверхности. Платы, изготовленные аддитивным методом, имеют высокую разрешающую способность (проводники шириной до 0,1 мм), затраты на производство таких плат снижаются на 30 % по сравнению с субтрактивными методами, экономятся медь, химикаты для травления и улучшается экологическая обстановка на предприятиях. Аддитивный метод имеет более высокую надежность, так как проводники и металлизацию отверстий получают в едином химико-гальваническом процессе, устраняется подтравливание элементов печатного монтажа. Однако применение аддитивного метода в массовом производстве ограничено низкой производительностью процесса химической металлизации, интенсивным воздействием электролитов на диэлектрик, недостаточной адгезией проводников.

При полуаддитивном, или химико-гальваническом методе на диэлектрическом основании сплошной токопроводящий слой получают химическим осаждением, а затем усиливают его до необходимой толщины в местах расположения печатных проводников и контактных площадок электрохимическим методом. В этом случае достигается лучшая адгезия рисунка ПП к диэлектрику (прочность на отрыв в 1,5 раза выше, чем у аддитивного). Толщина меди получается одинаковой на всех участках плат и в металлизированных отверстиях.

Метод последовательного наращивания применяют при формировании многослойной структуры на керамической плате, состоящей из чередующихся изоляционных и проводящих слоев. В изоляционных слоях в местах создания межслойных переходов выполняют окна, через которые при нанесении следующего проводящего слоя формируется электрическое межслойное соединение. При использовании толстопленочной технологии изоляционные и проводящие составы наносят путем трафаретной печати и затем вжигают. Преимущества этого метода - высокая надежность плат, большая гибкость при изменениях схемы, незначительные затраты на оборудование. Недостатки - наличие операции вжигания, невысокая производительность процесса [24].

3.5.5 Основные параметры элементов конструкции печатных плат

Печатные платы, основные параметры конструкции можно найти в ГОСТ 23751-86. Настоящий стандарт распространяется на ОПП, ДПП и МПП, печатные платы на жестком и гибком основании, а так же на гибкие печатные кабели (ГПК).

Стандарт устанавливает 5 классов точности печатных плат и ГПК, в соответствии со значениями основных параметров и предельных отклонений элементов конструкции (основания ПП, проводников, контактных площадок, отверстий).

Размеры и предельные отклонения ПП и ГПК установленные стандартом обязательны для следующих методов проектирования: ручного, полуавтоматизированного, автоматизированного, и должны обеспечивать автоматизированную установку изделия электронной техники.

Печатные платы могут иметь 5 классов точности. Печатные платы первого и второго класса точности наиболее просты в исполнении, надежны в эксплуатации и имеют минимальную стоимость; третьего класса - требуют использования высококачественных материалов, более точного инструмента и оборудования. Четвертого и пятого классов - специальных материалов прецизионного оборудования, особых условий для изготовления.

Основные параметры и размеры

Размеры сторон печатных плат должны соответствовать ГОСТ 10317-79. Предельное отклонение на сопрягаемые контура печатной платы не должны быть более 12 квалитета по ГОСТ 25347-82. Предельные отклонения на несопрягаемые размеры контура печатной платы не должны быть более 14 квалитета.

Наименьшее номинальное значение основных размеров элементов конструкции печатных плат для узкого места в зависимости от классов точности приведены в таблице 19:

Таблица 19

Класс точности

Условное обозначение Номинальное значение основных размеров для класса точности
1 2 3 4 5
t мм 0.75 0.45 0.25 0.15 0.10
S мм 0.75 0.45 0.25 0.15 0.10
b мм 0.30 0.20 0.10 0.05 0.025
ﻵ*,мм 0.40 0.40 0.33 0.25 0.20

b- гарантийный поясок;

S- расстояние между краями соседних элементов проводящего рисунка;

t- ширина печатного проводника;

ﻵ*- отношение номинального значения диаметра наименьшего из металлизированных отверстий к толщине печатной платы.

Исходным параметром при конструировании печатных плат является шаг координатной сетки равный 2.5 . Также допускается шаг координатной сетки равный 1.25 и 0.5. С помощью координатной сетки регламентируются основные размеры печатной платы (ГОСТ 10317-79). Соотношение линейных размеров сторон должен быть не более 3/1[6].


4 ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПЭВМ

Особенности условий труда операторов.

Работа с вычислительной техникой характеризуется недостаточной физической нагрузкой, гиподинамией, монотонностью выполнения операций. Монотонность труда неблагоприятно влияет на производительность и способствует развитию невротических расстройств, определяемых понятием «монотония» и ведущих к профессиональной заболеваемости, способствует появлению ошибок пользователя или программиста. Исследования операторов, работающих за компьютерами более 4-х часов в день, показали, что они чаще других страдают различными расстройствами зрения, головной болью, мышечными болями в области спины, у них проявляется повышенное чувство усталости и нервного напряжения в процессе работы. Работа оператора требует длительного статического напряжения мышц спины, рук, шеи, что ведет к их утомлению и появлению жалоб на боли в спине, позвоночнике, появляется чувство болезненности, одервенелости и и онемения мышц шеи и плечевого пояса, что приводит к различным формам заболеваний опорно-двигательного аппарата. По этому должны соблюдаться требования к рабочему месту и рабочей среде (ГОСТ 22269-76). Например, основными требованиями к рабочему месту является: рациональная высота рабочей поверхности стола и сидения, наличие опорной спинки и подлокотников, удобные углы сгибания в плечевом и локтевом суставах, удобный наклон головы, наличие необходимого пространства и подставки для ног. А к рабочей среде: рациональное размещение документов на столе, видеотерминала, клавиатуры, правильный угол наклона экрана.

Вычислительная и множительная техника при неправильном тепловом режиме в помещении приводит к повышению температуры и уменьшению влажности воздуха на рабочих местах. Техника так же является источником шумов (работа винчестера, охлаждающие вентиляторы, принтеры и др.). Это приводит к снижению работоспособности, повышению утомляемости. Тепловые потоки от приборов, воздействующие непосредственно на лицо и другие части тела, вызывают напряжения систем теплорегуляции организма и ведут к утомлению, усталости, вызывают сонливость. Шум, неблагоприятно воздействуя на организм человека, вызывает психические и физиологические нарушения, снижающий работоспособность и создающие предпосылки для общих и профессиональных заболеваний. С физиологической точки зрения шумом является всякий нежелательный, неприятный для восприятия человека звук.

Освещение рабочего места – важнейший фактор создания нормальных условий труда. Практически возникает необходимость освещения как естественным так и искусственным светом. При неправильном подборе освещения глаза человека быстро утомляются, что вызывает физическую усталость организма.

Рабочее место нашего пользователя должно быть организовано по всем правилам эргономической науки с соблюдением эргономических требований [7]. Между отдельными рабочими местами должен быть проход шириной не менее одного метра. Необходимо регулярно проветривать помещение и не менее одного раза в течение рабочей смены, необходимо очищать экран от пыли. Место пользователя следует расположить так, чтобы избежать отражения света и бликов на экране дисплея, исключить мышечное напряжение и сделать возможным регулирование угла наклона экрана для обеспечения оптимального угла зрения.

При организации нашего рабочего места требуется соблюдение следующих правил и рекомендаций (ГОСТ 22269-76). Конструкция одноместного стола для работы должна предусматривать две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ или ВДТ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520-760 мм и вторая – для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12-15 0 С), что способствует поддержанию правильной рабочей позы, без резкого наклона головы вперед. Ширина поверхностей для ПЭВМ , ВДТ и и клавиатуры должна быть не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубина не менее 550 мм, обязательное условие это отсутствие ящиков. При использовании в работе принтера следует увеличить ширину поверхности до 1200 мм. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ и ВДТ, и высота пространства для ног должна соответствовать росту оператора в обуви. Рабочее место оборудуется стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту пользователя. Поверхность сидения стула должна легко поддаваться дезинфекции. Не допускается вместо стульев использование кубов, табуреток, скамеек без опоры для спины.

В помещении в котором происходит работа с нашим программным модулем температура, относительная влажность и скорость движения воздуха должна соответствовать действующим санитарным нормам микроклимата производственных помещений (СанПиН № 11-13-94). Например оптимальными нормами микроклимата для помещений с ВДТ и ПЭВМ для теплого периода года будут: температура воздуха 23-25 0 С, относительная влажность воздуха 40-60 %, скорость движения воздуха 0.1 м/с. для повышения влажности воздуха в помещении следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой. Помещение должно периодически проветриваться, что обеспечивает улучшение качественного состава воздуха, в том числе и аэроионный режим.

Оптимальный режим микроклимата следует поддерживать ссылаясь на то, что работа пользователя относится к категории легкая-1а, так как работа производится сидя и не требует физического напряжения [25].

При выполнении основной работы шум в помещении не должен превышать 60 дБА. На рабочих местах в помещениях с размещенными шумными агрегатами вычислительных машин (АЦПУ, принтеры и др.) уровень шума не должен превышать 75 дБА. Шумящее оборудование (АЦПУ, принтеры и др.), уровни шума которого превышают нормированные, должно находится вне помещения. Снизить уровень шума в помещениях с мониторами и ПЭВМ можно использованием звукопоглощающих материалов с максимальными коэффициентами звукопоглощения в области частот 63-8000 Гц для отделки помещений, подтвержденных специальными акустическими расчетами. Для дополнительного звукопоглощения можно использовать однотонные занавеси из плотной ткани, гармонирующие с окраской стен и подвешенные в складку на расстоянии 15-20 см от ограждения. Ширина занавеси должна быть в два раза больше ширины окна.

Рабочее место нашего оператора по отношению к световым проемам должно располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Схема размещения рабочих мест должна учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого видеомонитора), которое должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Экран видеомонитора должен находится на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом алфавитно-цифровых знаков и символов [26].

Для улучшения освещения рабочего места оператора помещение должно иметь естественное и искусственное освещение. Опишем основные требования для нашего рабочего места. Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток, обеспечивать коэффициент естественного освещения (КЕО) не ниже 1,2 % в зонах с устойчивым снежным покровом и не ниже 1,5 % на остальной территории. Площадь на одно рабочее место должна составлять не менее 6,0 м2 , а объем не менее 20 м3 . Для внутренней отделки интерьера помещения надо использовать диффузно-отражающиеся материалы с коэффициентом отражения для потолка – 0,7 – 0,8; для стен 0,5 – 0,6; для пола – 0,3 - 0,5. Искусственное освещение в помещении должно осуществляться системой общего равномерного освещения. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 лк. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Следует ограничивать прямую блесткость от источников освещения, при этом яркость светящихся поверхностей (окна, светильники и др.), находящихся в поле зрения, не должна быть более 200 кд/м2 , а так же неравномерность распределения яркости в поле зрения монитора и ПЭВМ, при этом отношение яркости между рабочими поверхностями не должно превышать 3:1 – 5:1, а между рабочими поверхностями стен и оборудованием – 10:1. Для освещения помещения следует применять светильники серии ЛПО-36 с зеркализованными решетками, укомплектованные высокочастотными пускорегулирующими аппаратами (ВЧ ПРА). Допускается применять светильники серии ЛПО-36 без ВЧ ПРА только в модификации «Кососвет», а так же светильники прямого света – П, преимущественного света – Н, отраженного света – В. применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается. Яркость светильников общего освещения в зоне углов излучения от 50 до 90 градусов с вертикалью в продольной и поперечной плоскостях должна составлять не более 200 кд/м2 , защитный угол светильников должен быть не менее 40 градусов. Светильники местного освещения должны иметь не просвечивающийся отражатель с защитным углом не менее 40 градусов [27].

При выборе дисплеев или ВДТ требуется выполнение следующих правил. Визуальные эргономические параметры ВДТ являются параметрами безопасности, а их неправильный выбор приведет к ухудшению здоровья пользователей. Конструкция ВДТ, его дизайн и совокупность эргономических параметров должны обеспечит надежное и комфортное считывание отображаемой информации. Конструкция ВДТ должна обеспечивать возможность фронтального наблюдения экрана путем поворота корпуса в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси в пределах плюс-минус 30 градусов и в вертикальной плоскости вокруг горизонтальной оси в пределах плюс-минус 30 0 С с фиксацией в заданном положении. Дизайн ВДТ должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света. Корпус ВДТ и ПЭВМ, клавиатура и другие блоки и устройства ПЭВМ должны иметь матовую поверхность одного цвета с коэффициентом отражения 0,4 – 0,6 и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики. На лицевой стороне корпуса ВДТ не рекомендуется располагать органы управления, маркировку, какие либо вспомогательные надписи и обозначения. При необходимости расположения органов управления на лицевой панели они должны закрываться крышкой или быть утоплены в корпусе. ВДТ и ПЭВМ должны обеспечивать мощность экспозиционной дозы рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м от экрана и корпуса монитора при любых положениях регулировочных устройств не должна превышать 7,74х10 А/кг, что соответствует эквивалентной дозе, равной 0,1 мбэр/час (100 мкР/час). В целях обеспечения требований, установленных выше, а так же защиты от электромагнитных и электростатических полей допускается применение экранных фильтров, специальных экранов и других средств индивидуальной защиты, прошедших испытания в аккредитованных лабораториях и имеющих соответствующий гигиенический сертификат.

Уровни электромагнитных излучений мониторов, считающиеся безопасными для здоровья, регламентируются действующими санитарными нормами (СонПиН № 11-13-94). В соответствии с ними диапазон частот электрического поля не должен превышать 2,5 В/м, а магнитного поля – 25 нТ. Частота кадров при работе с позитивным контрастом должна быть не менее 60 Гц, а в режиме обработки текста – не менее 72 Гц. Дрожание элементов изображения должно быть не более 0,1 мм.

Не допускается применение взрывоопасных ЭЛТ. Рекомендуется наличие на экранах мониторов антистатического покрытия, которое препятствует возникновению на поверхности экрана электростатического заряда, притягивающего пыль и неблагоприятно влияющего на здоровье пользователя.

При выборе мониторов для организации рабочих мест, следует выбирать те, которые соответствуют наиболее строгим и современным стандартам эргономики и безопасности и обеспечивают максимальный комфорт при работе с ЭВМ.

Для осуществления коллективной защиты, если соседние рабочие места попадают в зону воздействия поля (на расстоянии 1,2 - 1,5 м от дисплея) – следует установить защитное покрытие задней и боковых стенок, монтирование специальных экранирующих панелей с задней и боковых сторон монитора, установка перегородок между различными пользователями.

Рекомендации по режиму труда и отдыха.

Для обеспечения оптимального режима труда и отдыха и профилактики профессиональных заболеваний, необходимо добиваться рационального сочетания умственной и физической нагрузки и динамической организации труда.

Требуется спланировать оптимальную нагрузку на человека с учетом как его индивидуальных возможностей, так и особенностей данного программного средства.

Необходимо предусмотреть плановые перерывы в течение рабочего дня. Рассчитаем их общую продолжительность. Общий процент перерывов складывается из процентов по каждому из факторов [24].. Так как физическое усилие незначительные, по этому фактору берется процент перерывов равный 1%. Среднее нервное напряжение вносит еще 2 % в общий процент перерывов. Умеренный темп работы, ограниченное рабочее положение и средняя монотонность работы вносят еще 4 % в общий процент перерывов. Остальные факторы такие как температура, влажность окружающей среды, загрязненность воздуха, производственный шум вибрация и освещение находятся в пределах допустимых норм. По этому они не внесут никакого вклада в общий процент перерывов. Суммарный процент перерывов получается равным 7 %. Для восьмичасового рабочего дня суммарное время перерывов должно составлять примерно 35 минут.

Частота перерывов определяется как характером труда, так и индивидуальными особенностями пользователя. Однако большее количество перерывов должно быть в конце первой половины и во второй половине рабочей смены. Продолжительность перерыва так же должна выбираться самим пользователем исходя из субъективных ощущений, однако он должен быть не более 10 минут.

Оператору, работающему с вычислительной техникой необходимо в течение смены, исходя из субъективных ощущений, делать физкультурные паузы. Наряду с упражнениями на нагрузку мышц, находящихся в статическом напряжении, или не участвующих в движении, должны быть расслабляющие упражнения. Следует так же широко использовать самомассаж работающих или не подвергающихся нагрузке мышц.

Как отмечалось ранее, выделение линейных объектов при помощи ПЭВМ требует тонких координированных действий, напряжения зрения в микропаузах, по этому рекомендуются различные расслабляющие упражнения для глаз.

Для борьбы с монотонной нагрузкой рекомендуется перемена деятельности, совмещение профессий, использование смены темпа работы. Таким образом, при выборе оптимального режима труда и отдыха нужен комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения дипломной работы были проведены исследования, которые позволили разработать рекомендации по совершенствованию деятельности ОАО «Горизонт» в вопросах совершенствования маркетинговой деятельности предприятии.

Исходя из теоретических аспектов формирования маркетинга, рассмотренных в первой главе дипломной работы, можно сделать следующие выводы и обобщения.

Маркетинг – понятие, обозначающее развитие той или иной фирмы путем активной рыночной деятельности. Кроме того, он рассматривается еще и как «рыночная концепция управления», то есть как система, позволяющая обеспечить ориентацию производства на потребности рынка

Функции маркетинга представляют собой совокупность видов деятельности, связанной с изучением рынка, развитием ассортимента, формированием каналов товародвижения, проведением рекламы и стимулированием продажи, а также с управлением и контролем. Каждая из этих функций сама по себе важна, но только в тесной взаимосвязи они позволяют успешно реализовать принципы маркетинга.

Маркетинговые исследования – это деятельность, направленная на анализ и сбор информации, которые необходимы для проведения маркетинговой политики. Эти исследования начинают и завершают целостный цикл маркетинговых мероприятий. Благодаря маркетинговым исследованиям, предприятие уменьшает риски в своей деятельности.

Изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия и анализ маркетинговой деятельности ОАО «Горизонт», проведённые во второй главе дипломной работы, позволили выявить положительные и отрицательные моменты в работе предприятия.

В качестве положительных сторон деятельности ОАО «Горизонт» можно отметить высокий потенциальный уровень конкурентоспособности предприятия. Что достигнуто, прежде всего, за счёт выпуска качественной и доступной по цене продукции.

За последнее время предприятие сумело значительно понизить эффективность своей деятельности, о чём свидетельствует рост финансово-экономических показателей. В частности в 2008 году прибыль от реализации продукции составляла 1,915 млн. р, а за 2009 год-(-35,388 млн. р.). Рентабельность продукции (отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости) в 2009 году составила -36,03 % против -2,16 % в 2008 году. Снижение перечисленных показателей обусловлено, прежде всего, снижением объёма выпуска продукции, а также снижением выпуска продукции более рентабельной, пользующейся устойчивым спросом у потребителей.

К основным негативным моментам деятельности предприятия можно отнести использование импортного сырья для производства продукции. Всё это в свою очередь увеличивает себестоимость продукции, которую выпускает предприятие, а следовательно снижается прибыль. Наличие убыточной продукции, в свою очередь, отрицательно сказываются на уровне рентабельности предприятия в целом.

Проведённый анализ маркетинговой деятельности позволил выявить, что в общей структуре маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Горизонт» материальные затраты занимают большой удельный вес. Поэтому совершенствование маркетинговой деятельности предприятия является важным элементом конкурентной стратегии предприятия.

Касательно вопросов формирования маркетинга деятельности, следует отметить, что на предприятии не уделяется должного внимания анализу затрат и поиску резервов их совершенствования.

Исходя из выявленных недостатков работы предприятия, в третьей главе дипломной работы предложены конкретные рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Горизонт». Разработанные автором рекомендации позволят сократить затраты предприятия и повысить эффективность его функционирования.

В частности, было предложено пересмотреть метод анализа спроса, структуры портфеля заказов, ценовой политики, программного обеспечения маркетинга. Следует отметить, что данные вопросы весьма актуальны для предприятия. Применение этих метода для совершенствования маркетинговой деятельности обуславливает важность проблемы распределения доходов и расходов предприятия. При данных подходах точность расчётов во многом зависит от правильности действий отдела маркетинга.

Проведённые расчёты показали, что при использовании всех методов, совершенствования маркетинговой деятельности предприятия потребуется затратить 12,653 долл. США, а экономический эффект от предлагаемых мероприятий составит 12,937 долл. США

В конструкторско-технологической части разработана печатная плата блока электронного. Современная аудио-техника оснащается электронными блоками. Техника производства ОАО «Горизонт» не является исключением. Новые модели снащены электронным блоком на основе печатных плат.

В разделе «Охрана труда и экологическая безопасность» были рассмотрены пути оптимизации условий труда маркетологов за счёт оптимизации освещённости рабочих мест. Были внедрены люминесцентные лампы вместо галогенных, так как люминесцентные лампы характеризуются более высоким сроком службы, а также это наиболее массовый источник света для создания общего освещения.

Таким образом, общий экономический эффект от внедрения предложенных мною меропритяий составит 12,937 долл. США.

В заключение, можно сказать, что цель данного дипломного проекта достигнута, и реализация предлагаемых решений на ОАО «Горизонт» приведет к совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Щербич, Г.А. Маркетинговые коммуникации: конспект по дисциплине/ Г.А. Щербич. – Минск: БГЭУ, 2008. – 48 с.

2. Карпеко, О.И. Промышленный маркетинг: конспект по дисциплине/ О.И. Карпеко. – Минск: БГЭУ, 2009. – 48 с.

3. Акулич, И.Л. Маркетинг/ И.Л. Акулич. – Минск: БГЭУ , 2004. – 348 с.

4. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика/ Е.П. Голубков. – Москва: Финпресс , 2003. – 435 с.

5. Малхотра, Н.К. Маркетинговые исследования/ Н.К. Малхотра. – 3-е изд. – Москва: Вильямс , 2003. – 420 с.

6. Рогожин, М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности/ М.Ю. Рогожкин. – Москва, 2009. – 254 с.

7. Рекламная деятельность: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Ф.Г. Панкратов [и др.]; под ред. Ф.Г. Панкратов. – Москва, 2002. – 301 с.

8. Ковалев, Л.И. Маркетинговый анализ/ Л.И. Ковалев, В.В. Войленко. – Москва, 1996. – 230 с.

9. Титоренко, Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике/ Г.А. Титоренко. – Москва, 1998. – 187 с.

10. Ойхман, Е.Г. Реинжиниринг бизнеса/ Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов. – Москва, 1997. – 329 с.

11. Реклама: принципы и практика/ С. Мориарти, У.Уэллс, Дж. Бернет. – СПб: Питер, 1999. – 264 с.

12. Батра Р. Рекламный менеджмент/ Р. Батра. – 5-е изд. – СПб: Вильямс, 1999. – 356 с.

13. Рожков, И.Я. Международное рекламное дело/ И.Я. Рожков. ­– Москва: ЮНИТИ, 2000. – 156 с.

14. Александров, А.С. Электронный двигатель торговли/ А.С. Александров – Москва, 2000г. – 140 с.

15. Глазов, М.М. Маркетинг предприятия: анализ и диагностика/ М.М. Глазов, И.П. Фирова. – Москва, 2007. – 278 с.

16. Николайчук, В.Е. Промышленный маркетинг/ В.Е. Николайчук, М.И. Белявцев – Донецк, 2004. – 324 с.

17. Герчикова, И.Н. Менеджмент/ И.Н. Герчикова. – Москва: ЮНИТИ, 2000. – 347 с.

18. Котлер, Ф. Маркетинг, менеджмент/ Ф. Котлер. – 11-е изд. – СПб: Питер, 2004. – 223 с.

19. Галкин, С. Бизнес в Интернет/ С. Галкин. – Москва: Центр, 2000. – 154 с.

20. Комаров, В.Н. Эффективность баннерной рекламы/ В.Н. Комаров. – Москав: мир Интернет, 2003. – 162 с.

21. Решетников, К.С. Internet бизнес/ К.С. Решетников. – Москва: Мир, 2001. – 227 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  571  572  573   ..